ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ЛЕНТ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Полянская Галина Валерьевна

Я предлагаю Вам комплекс игр направленных на коррекцию такой зрительной функции, как цветовосприятие. Использование в игре цветных лент является положительным эмоциональным приемом. Коррекционная значимость использования данного пособия при организации игровой деятельности заключается в следующем:

  • развитие цветовосприятия: умение выделять нужный цвет, соотносить два цвета, классифицировать цвета и их оттенки;
  • развитие свойств зрительного восприятия: скорость, точность, избирательность;
  • развитие слухового восприятия;
  • развитие мыслительной деятельности: операций анализа, синтеза.
  • повышение двигательной активности;
  • развитие внимания, скорости реакции;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский сад «Берёзка» филиал Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3

«Сказка» города Котовска Тамбовской области

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ЛЕНТ

В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК

СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ

C:\Users\днс\Desktop\maxresdefault.jpg

                          Разработала:

                                                 Музыкальный руководитель

                                                   Полянская Галина Валерьевна

Котовск, 2023

Вступление

Игра занимает особое место у детей младшего школьного возраста. Подвижные игры, являясь одним из средств физического воспитания, способствуют развитию двигательной сферы младших школьников. Игры создают особое пространство для взаимодействия детей друг с другом: в парах, тройках и всей группой. Подвижная игра позволяет каждому ребенку проявить себя: ни один ребенок не остается в стороне. Каждая игра позволяет как педагогу, так и ребенку получить быструю обратную связь: ребенок может оценить свои возможности, научиться справляться с неудачами, переживать успех, особенности взаимодействия с другими детьми. Педагогу игра позволяет получить информацию об уровне формирования определенных познавательных процессов, в соответствии с целями игр.

Но для детей имеющих нарушения зрения любая игра должна нести и коррекционную направленность. Мы предлагаем Вам комплекс игр направленных на коррекцию такой зрительной функции, как цветовосприятие. Использование в игре цветных лент является положительным эмоциональным приемом. Коррекционная значимость использования данного пособия при организации игровой деятельности заключается в следующем:

  • развитие цветовосприятия: умение выделять нужный цвет, соотносить два цвета, классифицировать цвета и их оттенки;
  • развитие свойств зрительного восприятия: скорость, точность, избирательность;
  • развитие слухового восприятия;
  • развитие мыслительной деятельности: операций анализа, синтеза.
  • повышение двигательной активности;
  • развитие внимания, скорости реакции;

Представляем вам игры следующих видов: подвижные, малоподвижные, игры с дополнительным оборудованием.

Подвижные игры могут использоваться педагогами:

  • на уроках физкультуры, ритмики;
  • воспитателем при проведении прогулок;

Малоподвижные игры и игры с дополнительным оборудованием могут использоваться также:

  • на уроках ИЗО для организации физкультурной паузы;
  • тифлопедагогом на коррекционных занятиях по развитию цветовосприятия;
  • на коррекционных занятиях психолога, учителя-логопеда;
  • на уроках в начальной школе.

Игры могут проводиться как в закрытых помещениях, так и на улице. Подготовка игры не требует особых усилий, что способствует экономии времени. Все игры желательно сопровождать музыкальными фрагментами в зависимости от темпа игры. Перед началом игры педагог дает инструкцию по правилам игры. Игры могут быть использованы для любой возрастной категории детей.

Оборудование для реализации данного комплекса игр представляет собой два набора цветных лент шириной 2,5–3,0 см. и длиной 50 см. прикрепленных на древко длиной 10-15 см. Две подставки высотой 10-15 см. для хранения лент.

I. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

“ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД”

Материалы: два набора цветных лент. Один набор раздается детям в руки, второй у ведущего.

Описание. Это подвижная игра, в ходе которой дети должны составить последовательно цепочку в зависимости от цвета лент показываемых ведущим.

Ход игры. Звучит музыка. Ведущий показывает поочередно ленты разного цвета. Ребенок, у которого лента такого же цвета встает за первым человеком, держа его за пояс. Последовательно составляется весь поезд. Поезд движется по залу в свободном направлении.

Можно усложнить задание, организуя препятствия на пути движения поезда.

“ЧЕЙ ДОМИК”

Материалы: один набор цветных лент раздается детям, на полу раскладываются цветные ориентиры обозначающие домики (обручи, цветные круги) в соответствии с цветом лент. Второй набор у педагога.

Описание. Это подвижная игра, в которой каждый ребенок должен занять домик определенного цвета.

Ход игры. Все дети берут из подставки по одной ленте. Пока звучит музыка, дети бегают по залу. Как только музыка останавливается, каждый ребенок должен занять свой домик. После этого все меняют цвет домиков, беря из второго комплекта новые ленты. Игра повторяется несколько раз.

“ЗАЙМИ СВОЙ ДОМИК”

Материалы: два набора лент, обруч.

Описание. Это подвижная игра, в которой дети должны занять домик.

Ход игры. Все дети стоят в кругу. Количество участников должно быть четным. В игре используются два набора лент сразу. В центре круга на полу располагается обруч. По словесной команде ведущего два ребенка в руках, у которых ленты названного цвета, должны занять один обруч. Побеждает тот, кто сделает это первым.

“РУКА В РУКУ”

Материалы: два набора лент.

Описание. Это подвижная игра, в ходе которой дети должны составить пары по цвету и составить замкнутый круг.

Ход игры. Все участники берут цветные ленты в каждую руку из разных наборов, так чтобы у одного человека были ленты разных цветов. По команде педагога, все должны встать в круг, и взяться за руки так чтобы рядом оказались ленты одного цвета.

“ТЕПЛЫЙ - ХОЛОДНЫЙ”

Материалы: два набора лент, обручи красного и синего цвета.

Описание. Это подвижная игра, в ходе которой дети должны занять домик и закрепляют понятия “теплый - холодный”.

Ход игры. Все дети берут из подставки по одной ленте. Пока звучит музыка, дети двигаются по залу. Как только музыка останавливается, каждый ребенок должен занять свой домик. Дети с лентами теплых цветов занимают красный обруч, холодных цветов – синий обруч. После этого все меняют цвет домиков, беря из второго комплекта новые ленты. Игра повторяется несколько раз.

“РАЗНОЦВЕТНЫЙ ЛЕС”

Материалы: два набора лент.

Описание. Это подвижная игра, которую лучше организовать на улице.

Ход игры. Все дети берут по одной ленте из первого набора и разойдясь по территории привязывают ленту на ветки кустарников. Вернувшись к педагогу, дети берут из второго набора по одной ленте и расходятся по лесу. Они должны найти ленту такого же цвета. Сняв ленту, они приносят обе ленты педагогу. Как только все дети принесут ленты, игра повторяется.

“УЗНАЙ ЦВЕТ”

Материалы: один набор цветных лент.

Описание. Это парная игра, в которой дети должны увидеть цвет лент спрятанных за спины друг друга.

Ход игры. Все дети садятся на пол, организуя большой круг. Два человека встают в центр круга, берут по одной ленте и прячут за спину. Каждый должен увидеть цвет ленты товарища, не показав свою. Нельзя хватать за руки, прикасаться друг к другу.

“КРАСОЧКИ”

Материалы: два набора цветных лент.

Описание. Это подвижная игра, в которой каждый ребенок должен переместиться на другую половину площадки.

Ход игры. Все дети берут по одной ленте и встают на одну половину площадки. В центре стороны площадки стоит ведущий, который называет цвет лент. Ребенок, чей цвет назвали должен перебежать на другую половину площадки. Ведущий должен его поймать.

“КОТ И МЫШИ”

Материалы: два набора цветных лент.

Описание. Это подвижная игра, в которой каждый ребенок должен собрать две ленты определенного цвета.

Ход игры. По полу, в центре круга, где живет кошка, рассыпаются цветные ленты. Все дети - мыши. Каждому ребенку дается цветная лента из первого набора, а ленту из второго набора он должен взять из круга. По команде педагога все дети начинают собирать ленты. Кошка должна ловить мышей, не выходя за круг.

“СМЕНА МЕСТ”

Материалы: два набора цветных лент. Один набор раздается детям в руки, второй у ведущего.

Описание. Это подвижная игра, в ходе которой дети должны по команде поменяться местами, а ведущий занять одно из освободившихся мест.

Ход игры. Все дети с лентами в руках стоят в кругу. Ведущий называет два цвета. Например “желтый - красный”. Дети в руках, у которых ленты этих цветов меняются друг с другом местами. Ведущий старается занять место одного из них.

II. МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

“СМЕНА МЕСТ”

Материалы: два набора цветных лент. Один набор раздается детям в руки, второй у ведущего.

Описание. Это малоподвижная игра, в ходе которой дети должны по команде поменяться местами.

Ход игры. Ведущий стоит в центре круга организованного из детей. Достает из подставки сразу по две ленты, двумя руками, не называя цвета. Дети в руках, у которых ленты этих цветов меняются друг с другом местами.

“ЦВЕТНОЙ КРУГ”

Материалы: один набор лент.

Описание. Это малоподвижная игра, в которой дети выполняют различные движения за ведущим.

Ход игры. Выбирается ведущий, который становится в центр круга. Дети двигаются по кругу и хором произносят слова:

Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
То, что “красный, желтый…..синий” нам покажет,
Будем дружно повторять!

По окончании слов ребенок, цвет ленты которого назвали, выходит в центр и показывает движение, все повторяют движение. Игра продолжается.

“НАЙДИ МЕСТО”

Материалы: два набора лент.

Описание. Это малоподвижная игра, в которой дети должны занять свои места согласно цвету лент. Эта игра может использоваться в начале занятия, для рассаживания детей на свои места.

Ход игры. Один комплект лент закрепляется на местах, где будут сидеть дети. Второй комплект раздается детям при входе. Каждый ребенок должен пройти на место, обозначенное цветом ленты.

“НАЙДИ ПАРУ”

Материалы: два набора лент.

Описание. Это малоподвижная игра в парах, в которой дети должны составить пару по цвету лент.

Ход игры. Один комплект лент находится у первого ребенка, который достает поочередно по одной ленте. Второй ребенок должен найти ленту такого же цвета. Пары лент выкладываются на парту, пол и т.д.

“РАДУГА”

Материалы: два набора лент для двух участников, один набор для одного человека.

Описание. Это игра, в которой дети должны составить последовательность в соответствии с цветами радуги.

Ход игры. Комплект лент находится у ребенка, который должен выложить на поверхности последовательность лент в соответствии с последовательностью цветов в радуге.

ПОКАЖИ И НАЗОВИ”

Материалы: один набор лент.

Описание. Это игра, в которой ребенок должен назвать цвет имеющихся лент.

Ход игры.

1 вариант. Комплект лент находится у ребенка, который должен брать из подставки цветные ленты по одной и называть их цвет.

2 вариант. Ребенок достает ленту того цвета, который называет педагог.

III. ИГРЫ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ.

“УБОРКА”

Материалы: набор лент, мелкие предметы разных цветов.

Описание. Игра, в ходе которой дети закрепляют умение в классификации предметов по цвету.

Ход игры. Выбирается один из детей на роль “неряхи”. Этот ребенок должен рассыпать по площади зала мелкие предметы из “волшебного мешочка”. Затем, дети получают по одной ленте и начинают “уборку”. Каждый ребенок собирает игрушки только такого цвета, какого цвета у него лента.

“ШИФРОВЩИК”

Материалы: набор лент, набор предметных картинок.

Описание. Игра направлена на развитие операции анализа в восприятии предметных картинок.

Ход игры.

1 вариант. Ребенку предъявляется предметная картинка с изображением предмета раскрашенного в несколько цветов. Задание: выбрать и взять из подставки ленты тех цветов, цвета которых есть на картинке. Например, “Ромашка”: ребенок должен взять ленты белого, желтого, зеленого цветов.

2 вариант. Для детей более старшего возраста, можно использовать сюжетные картины, произведения живописи.

“ШИФРОВЩИК-2”

Материалы: набор лент, набор предметных картинок.

Описание. Игра обратная игре “Шифровщик”, или ее логическое продолжение. Игра направлена на развитие операции синтеза в восприятии предметных картинок.

Ход игры.

1 вариант. Ребенку предъявляются несколько предметных картинок. с изображением предметов раскрашенных в несколько цветов (ромашка, мак, василек, и т.д.). Педагог, ученик даёт ему в руки набор лент, например: белого, желтого, зеленого цветов. Ребенок должен найти картинку, в которой использованы только эти цвета.

2 вариант. Для детей более старшего возраста можно использовать сюжетные картины, произведения живописи. Предлагается несколько иллюстраций произведений живописи и составленный педагогом или другим учеником набор лент. Ребенок должен найти то произведение, в котором использованы цвета из его набора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Использование в системе элементов театрализовано-игровой деятельности, как средство развития и совершенствования речи детей.

Примитивная скудная речь детей уже не особо тревожит взрослых, ведь  рядом всё больше дошколят с общим недоразвитием речи или ещё того сложнее. Большинство педагогов работают больше над звуковой ...

Использование в системе элементов театрализовано-игровой деятельности, как средство развития и совершенствования речи детей.

Примитивная скудная речь детей уже не особо тревожит взрослых, потомучто рядом всё больше дошколят с задержкой речи, с общим недоразвитием речи. Работа над выразительностью, остаётся на мотом, если ос...

Консультация «Развитие игровой деятельности детей средствами макетирования и использования маркеров игрового пространства»

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макет...