" Широкая масленица"
методическая разработка (старшая группа)
«Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №26
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Проект с детьми старшей группы.
ТЕМА: «Масленица»
Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Образовательные технологии: личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие.
Подготовили:
Комлева Наталья Николаевна
Абдурахманова Асият Борзовна воспитатели старшей группы
г. Санкт-Петербург
Краткосрочный познавательный проект с детьми старшей группы. Тема: « Масленица»
Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта : с 20 по 26 февраля . Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность :
Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
Обучающие
• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
Развивающие
• Развивать коммуникативные способности;
• Развивать память, мышление, внимание;
• Развивать интерес к русским народным традициям;
• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
Воспитательные
• Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
• Формировать любовь к Родине.
Формы реализации проекта.
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие.
Ожидаемый результат:
Дети
• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниями масленичной кухни;
• Интересуется изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Педагоги накопление материала;
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.
Родители
• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.
Подготовительный этап:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
• Участие в общем детсадовском, заключительном празднике «Прощание с масленицей»
Основной этап:
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность.
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций.
Заключительный этап:
• Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»;
• Оформление и выпуск сборника рецептов «Блины, блинчики, блиночки!»;
Экскурсия в краеведческий музей. Тема «Русская изба»
Взаимодействие с родителями:
• Рецепты приготовления блинов для выпуска сборника «Блины, блинчики, блиночки!»
• Выставка поделок по теме «Масленица».
Консультация для родителей в группе «Непоседы» «Почитайте вместе с нами» (тема «Масленица»).
Маршрут выходного дня : «Проводы зимы» (праздник в нашем городе «Масленичная ярмарка», «Проводы Масленицы».
Тематическое планирование
1день: «Встреча
Тематическое занятие «Госпожа Масленица»
Разучивание масленичных частушек. Катание с горки Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины»
Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)
Народная игра – забава «Петушки»
2день: «Заигрыш»
Аппликация с элементами ручного труда: Изготовление «Масленичного солнышка»
Народная игра – забава «Перетягивание каната»
Хороводная игра «Едет Масленица» Катание на санках. Отгадывание загадок о весне и зиме
Слушание песни «Ой, блины, мои блины»
Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»
3день: «Лакомка»
Беседа «Значение и символика блинов»
Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»
Народная игра – забава «Блинная эстафета»
4 день: «Разгуляй»
Чтение масленичных закличек
Хороводная игра «Заинька, попляши»
Слушание песни «Как на Масленой недели»
Рисование «Прощай Масленица»
Народная игра - забава «Ручеёк»
5 день: «Тёщины вечер»
Беседа: «Что мы узнали о Масленице»
Исполнение русских народных песен Народная игра - забава «Горелки»
Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»
Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»
Народная игра - забава «Снежный тир», «Горелки»
Заключительный праздник «Прощание с масленицей»
Организованная образовательная деятельность
(различные виды деятельности)
Социально-коммуникативное развитие : Тематическое занятие «Госпожа Масленица»
Беседы «Значение и символика блинов», «Что мы узнали о масленице?»
Художественно - эстетическое развитие: Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины», масленичных закличек. »; отгадывание загадок о весне и зиме; просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица».
Аппликация: Изготовление «Масленичного солнышка»
Рисование: «Прощай Масленица», «Тарелочка для блинов»
Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»
Слушание русских народных песен «Как на Масленой недели», «Ой, блины мои блины»; разучивание и исполнение русской народной песни «Масленица - блиноеда», масленичных частушек; исполнение русских народных песен.
Музыкально – игровое творчество: хороводные игры «Заинька, попляши», «Едет Масленица». просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица».
Речевое развитие:
Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины», масленичных закличек. отгадывание загадок о весне и зиме;
Музыкальная. Слушание русских народных песен «Как на Масленой недели», «Ой, блины мои блины»; разучивание и исполнение русской народной песни «Масленица - блиноеда», масленичных частушек; исполнение русских народных песен.
Музыкально – игровое творчество: хороводные игры «Заинька, попляши», «Едет Масленица».
Физическое развитие
Народные игры – забавы: «Перетягивание каната», « Петушки». «Кто быстрее на метле?» «Блинная эстафета», « Катание на санках с горки», «Снежный тир», «Горелки»
3 этап- заключительный: Итоговое мероприятие праздник « Проводы зимы»
Результаты проекта:
Повышение процента детей со средним и высоким уровнем познавательного развития.
- дети имеют представление о зиме, ее признаках ,о зимнем празднике « Масленица», приобрели новый познавательный опыт;
- знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему « Масленица»;
- владеют расширенным словарным запасом;
имеют представление о культуре родного края;
- знакомы с правилами безопасного поведения на природе в зимнее время;
разработаны рекомендации для родителей;
- оформлена выставка работ на тему: «Масленица»;
Конспект занятия по аппликации «Масленичное солнышко»
Цель:
Приобщать детей к русским традициям, к родной культуры, русским традициям, к родной культуре.
Задачи:
Познакомить детей с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями проведения праздника.
Знакомить с русскими народными играми; учить в них играть, соблюдая правила, используя заклички.
Развивать непосредственного эмоционального восприятия.
Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, любовь к родному краю.
Предварительная работа:
- Знакомство с русским народным фольклором (пословицы, потешки, скороговорки, заклички).
- Знакомство с русскими народными играми.
- Просмотр мультипликационных и художественных фильмов о традиционных русских праздниках.
- Изготовление сувениров.
Демонстрационный материал:
Игрушки «Масленицы» сделанные из соломы, из лыка, иллюстрации с народными гуляниями, солнышки из глины.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, я хочу вас познакомить с весёлым праздником - Масленицей. Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник - Масленица. Весёлый и озорной праздник длится целую неделю. В эти дни устраивались игры, выступления ряженых, пляски, катания на санях. В народе недаром этот праздник называли широкой Масленицей. С песнями и весёлыми закличками звали Солнышко, чтобы оно теплее согревало землю, а Весна- красна не задерживалась.
Воспитатель:
- В старину, чтобы солнышко грело сильнее, пели солнышку песенку:
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Воспитатель:
- Из соломы делали чучело возили ее по деревне, водили вокруг него хороводы, пели песни, заклички, на седьмой день ее сжигали. Считалось, что сгорая «Масленица» уносила с собой зиму и на ее место приходила весна. А чтобы весна пришла быстрее ее зазывали блинами. Блины пекли целую неделю, угощали гостей, близких. Желали всем добра и большого урожая.
Воспитатель:
- Ребята, а кто, скажет на что похож блин?
Дети:
- На солнце.
Воспитатель:
- Правильно, блин похож на солнце, он такой же круглый, желтый и теплый, как солнце. Предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Гори, Солнце, ярче!»
Игра «Гори, Солнце, ярче!»
В центре круга - ребенок - «Солнце» (на голову ребёнка надевают шапочку с изображением солнца).
Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче
Лето будет жарче,
а зима теплее, а весна милее.
- Горю!
(Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон. На 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей. Игра проводится 1-2 раза).
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю сделать солнышко и подарить его своим родным. Сделаем, ребята?
Дети:
- Да
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите у каждого из вас лежат кружочки с дырочками по кромки и разноцветные ниточки. На готовые круглые формы, мы с вами по краю продеваем ниточку петелькой и в них протягиваем два конца от ниточки и затягиваем. Затем наклеим личико. Солнышко светит во все стороны. (Дети выполняют работу по показу воспитателя.). Хорошо промазать клеем внутреннюю часть в центр поместить палочку. Солнышко на палочке готово!
- Ребята, а что нужно сделать, чтобы аппликация понравилась нашим родителям?
Дети:
- Стараться.
Самостоятельная работа.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, вы очень постарались, красивые солнышки у вас получились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД (мастер-класс) по художественно-эстетическому развитию "Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы"
Представлен конспект организованной образовательной деятельности в рамках празднования Масленицы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/17/picture-951864-1537202401.jpg)
Конспект занятия "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"
Конспект организоанной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"...
Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».
В сценарий праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1075847-1541527240.jpg)
Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"
Праздник "Широкая Масленица" для детей старшего дошкольного возраста. День первый - "Встреча"музыкальные нарезки к празднику на моей странице...
Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"
Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-547101-1418058683.jpg)
Сценарий праздника «Масленица широка, Масленица золота"» на улице (в помещении) для детей разновозрастной группы
Цель и задачи:Знакомство детей с народным праздником Масленица, с устным народным творчеством, песнями, плясками, с народными игрушками;Расширять представления о разнообразии традиций и обычаев народо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/22/picture-1243333-1587568354.jpg)
Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»
Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к с...