Консультация "Тактильные ощущения как средство познания окружающего мира"
консультация

Воробьева Ольга Александровна

Для малыша развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение. Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части его тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktilnye_oshchushcheniya_kak_sredstvo_poznaniya.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Тактильные ощущения как средство познания

окружающего мира»

материал подготовил:

педагог-психолог

Воробьева О.А.

Для малыша развитие тактильных ощущений имеет очень большое значение. Ручки, ладошки, пальчики ребенка – очень важные части его тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности. В момент прикосновения ребенка к различной поверхности, в его мозгу происходит много процессов, которые позволяют ему идентифицировать объект, к которому он прикоснулся.

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка с окружающим миром.

Рука, пальцы, ладошки – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно–двигательного восприятия, т.к. именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.

От развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств так же оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Таким образом, работа по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики рук благотворно влияет на развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и на развитие речи.

С помощью тактильно-двигательного восприятия у детей складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.

Можно выделить основные средства способствующие развитию чувствительности:

- дидактические игры

- пальчиковые игры

- продуктивная образовательная деятельность

- развивающая предметно-пространственная среда

Тактильные дидактические игры для малышей – это развитие чувственного восприятия окружающего мира. Особая категория тактильных игр – игры на прикосновение. Для них не нужно специальное оборудование. Тактильные игры – это удивительный дидактический материал. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Примеры некоторых дидактических игр для развития тактильных ощущений:

1.     «Ткани на ощупь»

Для игры можно использовать дощечки с наклеенным материалом или парные кусочки ткани. Дать детям потрогать один материал, но так, чтобы ребенок не видел, что он трогает. Затем ему надо найти такой же среди других лежащих перед ним. Так все остальные ткани надо разобрать по парам.

2.     «Волшебный мешочек»

Показать детям предметы и положить их в непрозрачный мешочек. Ребенку можно предложить на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.           

3.     «Тактильная доска» («домашние животные»)

Познакомить детей с животными и научить их различать разные по ощущениям шубки животных.

4.     «Тактильный коврик»

Небольшие мешочки заполнить разными наполнителями: крупой, макаронами, бумагой, целлофаном. Ребенок может не только потрогать, но и ходить по нему ножками.

Пальчиковые игры.

При развитии тактильной чувствительности не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Также в практике активно применяют крупяные ванны, которые представляют собой ёмкость, наполненную различными крупами: манка и пшено. Это крупы небольшого размера и наиболее безопасны. С помощью их можно организовать игру «Найди предмет». Дети ищут геометрические фигуры, героев сказок и т.д. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальчиковых рецепторов. Купая в них руки, дети получают новые и разные в зависимости от крупы тактильные ощущения.

Упражнения для развития тактильных упражнений:

 «Следы на песке», «Прыгают зайчики»  -  где кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности манки, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки»  - ребенок напряженными (расслабленными) пальцами рук делает поверхность манки волнистой (в разных направлениях).

Такие бассейны можно использовать для самомассажа детей, предлагая ребенку опустить руки в крупу, сжимать и разжимать внутри бассейна, сопровождая стихотворной формой «Месим, месим тесто…».

Продуктивная образовательная деятельность

Тактильное восприятие играет ключевую роль для выполнения действий любого рода, где требуется труд руками. Для развития тактильно-двигательных ощущений используются всевозможные игры, занятия. Снизить эмоциональное и умственное напряжение, повысить тактильную чувствительность помогут такие занятия по художественно – эстетическому воспитанию:

-         лепка из пластилина, глины, теста

-         аппликация из различных материалов (бумага ,ткань, пух, вата, фольга)

-         рисование пальцами, кусочками ваты, бумажной «кисточкой»

-         игры с крупной и мелкой мозаикой, конструкторам (металлическим, пластмассовым)

-         собирание разнообразных пазлов

-         сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, ракушки, разных по величине, форме, материалу).

 

Широко используется в практике метод Марии Монтессори. Дидактические материалы обладают богатым потенциалом для сенсорного развития и восприятия у детей дошкольного возраста.

Развивающая предметно – пространственная среда

Её можно наполнить различными пособиями для свободного пользования. Такими как «Бусы», «Домино», «Оденем мальчика», «Мозаики» и многие другие развивающие чувствительность рецепторов руки. А так же широко используется для развития мелкой моторики детей – это Бизиборд. Ребенка всегда интересовал предметный мир взрослых. Чтобы удовлетворить такую потребность ребенка, для свободного действия ему предоставляют разные замочки, рычажки, крючки, выключатели и т.д. закрепленные на доске.

Итак, повышению тактильной чувствительностью способствует гимнастика пальцев и рук, ведь стимуляция нервных окончаний способствует формированию своих представлений об окружающих предметах. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяет детям освоить новые ощущения, но и создают новый эмоциональный настрой. Полноценная организованная тактильная среда позволяет через развития тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

В заключении, можно сделать вывод:

развитие тактильных  ощущений способствует развитию речи, мышления, памяти, а также влияет на нервную систему – успокаивает малыша, помогает научиться концентрировать внимание.  Но главным образом, тактильные ощущения помогают ребенку составить свое представление о свойствах предметов и материалов, стимулируют развитие познавательных навыков. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...

"Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"

  По­знание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в про­цессе опытнической деятельности и экспериментирования....

Экологическое воспитание как средство познания окружающего мира

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве формируются конкретные представления о природе, формируются основы экологического сознания. Ч...

«РАЗВИТИЮ РЕЧИ - КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКА, РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОБЩЕНИЯ»

Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Учитывая это, детские сады включены в нашей стране в систему на...

Консультация для воспитателей «Математика, как средство познания окружающего мира»

Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся  в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать бол...

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В своей работе я стараюсь давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира...