Буклет на тему: "Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков"
материал (старшая группа)

Соколова Гала

Известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Произнести звуки речи правильно и отчётливо помогает развитый артикуляционный аппарат. Детский речевой аппарат развивается постепенно, так как произношение речи – непростой двигательный навык, овладеть которым в одночасье ребёнку не под силу.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц],[ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звук «С»

- губы растянуты в улыбке;

- кончик языка прижат за нижними зубками;

- Выдыхаемая воздушная струя идет по середине языка (по желобку);

- в результате слышим звук «С»

- голосовые складки разомкнуты (С – глухой звук).

Звук «С’»

- средняя часть спинки языка больше приподнята вверх;

- желобок разрушается;

- передняя часть спинки языка более выгнута.

Звук «З»

Артикуляция звука «З» такая же, как звука «С».

Отличие в том, что звук «З» звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук «З’»

Артикуляция звука «З’» такая же, как звука «С’» Отличие в том, что звук «З’» звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук «Ц»

- губы слегка растянуты в улыбке;

- кончик языка прижат за нижними зубками, как при произнесении звука «С»;

- передняя часть спинки языка поднята и смыкается с небом;

- в момент выдоха передняя часть спинки размыкается с небом;

- в результате слышим звук «Ц»

- голосовые складки разомкнуты («Ц» – глухой звук).

Если ребенок не произносит звук «С», то у него нарушено и звукопроизношение других свистящих звуков (к свистящим звукам относятся звуки С, З, Ц и мягкий вариант звуков – С’, З’).

Одной из причин неправильного произношения звуков является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. Поэтому для правильного произношения нужна «особая зарядка» – артикуляционная гимнастика на свистящие звуки С, С’, З, З’, Ц.

Обычно в комплекс артикуляционной гимнастики объединяются упражнения, которые готовят органы артикуляции (язык, губы, щеки, мягкое небо) для определенной группы звуков, а также вырабатывают правильную воздушную струю.

Правильная артикуляция звуков С, С’, З, З’, Ц

Для того, чтоб устранить дефекты произношения звуков С, С’, З, З’, Ц необходимо знать артикуляционный уклад этих звуков в норме.

МБДОУ № 211

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков

С, С`, З, З`, Ц

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=645e213f78db55f231d684ae91d00a9c80fe6cb3-3530742-images-thumbs&n=13

                                         

                                                    Подготовила

                                                  учитель-логопед:

                                             Соколова Г.А.

2022 – 2023 уч. год

Упражнения

Постановка свистящих звуков предполагает сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Для произношения этих звуков необходимы точные движения языка, в которых участвуют кончик, спинка и боковые края языка. Важны точные движения нижней челюсти, губ, а также формирование правильной воздушной струи (она должна двигаться посередине языка и быть достаточно сильной). Для этого проводится специальный комплекс артикуляционных и дыхательных упражнений. Вот некоторые из них.

Загнать мяч в ворота.

Цель. Выработать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

  1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
  2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык.

Цель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Методические указания.

  1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
  2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
  3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким.

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти. Методические указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

 4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук фу сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания. 

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

 2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить, чтобы дети произносили звук «ф», а не звук «х», т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы.

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх. Методические указания.

1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

3. Двигая языком снизу-вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

Артикуляционная гимнастика (для постановки свистящих звуков)

Артикуляционная гимнастика (для постановки свистящих звуков)...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

Презентация "Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков"...

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков С, З, Ц в форме сказки с картинками.

В форме сказки с наглядным материалом артикуляторная гимнастика, которая может проводится логопедом, воспитателем, родителем ежедневно с детьми младшего и среднего возраста....

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков...

Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков

Материал для родителей, помогающий выполнять с детьми артикуляционную гинастику для постановки свистящих звуков....