ДОП услуга "Почемучки"
материал

Сорокина Наталья Леонидовна

Программа  ДОП деятельности "Почемучки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchki_2020-2021.docx44.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение Бердюжского района

дошкольного образования детский сад «Малышок»

с приоритетным осуществлением физического развития

СОГЛАСОВАНО

Решением педагогического

Совета  МАУ Бердюжского района

ДО детский сад «Малышок»

Протокол №1 от «__»_______ 2020г.

Директор _______Г.А. Грачёва

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУ Бердюжского района

ДО детский сад «Малышок»

_____________ Г.А. Грачёва

«__» __________ 2020г.

Программа

дополнительной общеразвивающей образовательной услуги

«Почемучки»

Автор-составитель программы:  воспитатель  МАУ Бердюжского района ДО детский сад «Малышок» структурного подразделения «Колосок»

Н. Л. Сорокина

Сроки реализации программы: 8 месяцев , 32 часа

Программа рассчитана на детей в возрасте: 3-4 года

Группа работает 1 раз в неделю по подгруппам (15 минут).

Рекомендуемый максимальный состав группы – 10 человек.

                                                       с. Бердюжье

2020г

СОДЕРЖАНИЕ.

 II.  Пояснительная записка.

III. Учебно-тематический план.

IV. Содержание изучаемого курса.

V. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

VI. Список литературы.

  1. Пояснительная записка

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

Дошкольное образование – это первый этап образования в жизни человека. Именно в дошкольном образовании закладываются первоначальные навыки и умения. Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.

Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка,

позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Младший возраста – это возраст наглядно - образного мышления. У детей ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать многочисленные вопросы.

      Новизна  данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года, практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.

      Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Работая с детьми четвертого года жизни, я заметила, что они очень доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Однако к самостоятельной работе они еще не способны.

     Понимая все значение экспериментирования для развития познавательных способностей детей, мною была разработана программа «Почемучки» для детей младшего дошкольного возраста. Содержание представленной программы предназначено для реализации  работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность, дополняя основную общеобразовательную программы.

    Педагогическая  целесообразность объясняется тем, что предполагаемые в программе комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближенные к реальной обстановке.

Цель программы: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи программы:

обучающие:

- расширять кругозор детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха и т.д.);

- формировать практические навыки манипулирования, обследования и действия с предметами.

развивающие:

- развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов (лупа, песочные часы и т.д.);

- развивать коммуникативность, внимание, мышление, память, наблюдательность, любознательность.

воспитательные:

воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность в работе.

   Отличительная особенность  программы в том, что в основе ее лежит  метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков,  К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Сроки реализации программы:

Возраст детей, участвующих в реализации программы: дети  3-4 года.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: Периодичность занятий - 1 раз в неделю с октября по май. Количество занятий в год - 32. Продолжительность занятий - 15 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».  

Формы занятий – подгрупповые.

Содержание  программы

Структура занятия.

1. Вводная часть.  3 мин.

          - мотивация  по теме

2. Основная часть.  10 мин.:

 Теоретический раздел: 5 мин.

Знакомство с новым, неизученным

        Практический раздел: 5 мин.

- Повторение и закрепление ранее пройденного материала

3.  Заключительная часть.  2 мин.

 - игровой самомассаж

 - релаксация

Формы и режим занятий:

Форма проведения  - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования

Методы и приемы обучения:

В работе программе используются следующие наглядные методы:

• экскурсии, целевые прогулки;

• наблюдения;

• показ сказок (педагогом, детьми);

• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

• проведение дидактических игр;

• словесные методы:

• чтение литературных произведений;

• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

• игровые методы:

• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

• загадывание загадок;

• практические методы;

• организация продуктивной деятельности детей;

• оформление гербария растений, плодов;

• постановка сказок, отрывков литературных произведений;

• изготовление с детьми наглядных пособий.

В результате прохождения программного материала воспитанник имеет элементарные представления:

- о материалах (песок, бумага, ткань);

- о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д);

- о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);

- о способах исследования объекта;

- о предметном мире;

- повышаются такие качества как: любознательность, взаимопомощь, дружелюбие, эмоциональность;

- расширяется и пополняется словарный запас (жидкость, вещество, движение, течёт, сыплется, изменяется и др.);

- определяют и объясняют простые свойства воды, песка, песка и глины, и др.

- повышается интерес к познавательной и исследовательской деятельности.

Приоритет в обучении отдается в совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Опыты проводятся:

в процессе режимных моментов;

как отдельный вид деятельности;

как игра;

как часть наблюдения на прогулке.

Приёмы реализации рабочей программы:

Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:

- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности:

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- решение проблемных ситуаций;

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.

Ожидаемый результат и способы их проверки

  • Использование младшими дошкольниками  усвоенных способов экспериментальных действий  в различных видах деятельности.
  • Изменения качества умственной деятельности детей младшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).
  • Повышение уровня познавательных способностей детей
  • умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования.

  Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей   будет проводиться в 2 раза в год: сентябрь и май

Должны уметь:

-  группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

-  выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе,  проявлять бережное отношение к природе

- знать предметы ближайшего окружения, их функции и назначения.

  -  выделять некоторые особенности предметов домашнего обихода, устанавливает связи между строением и функцией.

Должны знать:

-  навыки исследовательской деятельности;

-  необходимые знания об объектах и их свойствах.

-  цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

-  геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

-  контрастные части  суток: день — ночь, утро — вечер

-  отличительные особенности  по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды

Цель диагностики: выявление уровня познания   первоначальных данных у ребенка.

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе   поисково -  исследовательской  деятельности выполнения обычных и специально подобранных заданий. 

Критерии

Познавательно – исследовательская деятельность

Приобщение к социокультурным ценностям

Ознакомление с миром природы

Уровень

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

ФИ детей

Критерии к диагностической карте:

Исходя из данных критериев оценивания, были сформированы три уровня развития активности в процессе исследования.

Высокий уровень – 3 балла.

Ребёнок самостоятелен в своей деятельности по всем критериям.

Средний уровень – 2 балла.

Ребёнку требуется минимальная помощь педагога в деятельности.

Низкий уровень – 1 балл.

Ребёнок активен в деятельности только при участии педагога.

Формы подведения итогов реализации программы:

представление опыта и результатов детей на педагогическом совете;

анкетирование родителей;

фотовыставка детской экспериментальной деятельности.

Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке:

– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

– Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

  • Родительское собрание – отчёт о работе кружка на тему: «Роль семьи и детского сада в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».

  • Оформление папки «Мои открытия»
  • Изготовление картотеки игр для детей и их родителей  «Сыпь песок, лей водичку»
  • Фотоотчёт (в течение года, рабочие моменты)

 III. Учебно-тематический план.

Количество часов  за учебный год

№п\п

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводное

1

-

1

2

Знакомство с оборудованием

1

1

2

3

Способы исследования

1

3

4

4

Работа с материалом (песок, бумага, ткань …)

1

3

4

5

Природные явления

1

4

5

6

Мир растений

1

4

5

7

О предметном мире

1

4

5

8

Живое - неживое

1

5

6

9

 ИТОГО:

8

24

32

 Итоговое количество часов:

Количество часов

В неделю

В год

1

32

IV. Содержание изучаемого курса.

Перспективное планирование

Месяц

Тема

Цель

Материал и оборудование

Кол-во часов

Сентябрь

создание мини-лаборатории, диагностика детей.

Октябрь

1. Вода. Окрашивание воды.

2. Воздух. Что в пакете?

3 «Поиграем с солнышком»

4 «Игры с веерами и султанчиками»

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды)

Определить, какие предметы нагреваются лучше  светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

Познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением ; движение воздуха - это ветер.

  Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды.

Бумажные  веера, султанчики.

4

  Ноябрь

1 Воздух.       Поиск воздуха.

  2.Растения. Что любят растения?

3.«Тонет, не тонет, плавает».

4. «Надувание мыльных пузырей».

Обнаружить воздух в предметах.

 Выявить необходимые условия для роста и жизни

Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

Научить пускать мыльные пузыри; познакомить со свойством мыльной воды.

Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой .

 Два комплекта растения, картонная коробка, емкость с водой, предметы ухода за растениями. 

Резиновые игрушки,

камушки.

Тарелочки с мыльной водой, трубочки.

4

Декабрь

1 Вода. Изготовление цветных льдинок.

2 Снег. Возьмем с собой снеговика.

3 «Наблюдение за природными материалами»

4 «Камни»

 Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.

 Сравнить свойства сухого и мокрого песка.

 Познакомить с камнями разными по форме и структуре.

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки

 Снеговик с носом из сосульки, емкость.

Камни.

4

Январь

1 Цвет. Волшебная кисточка.

2. Магнит        Волшебная рукавичка.

3-4 «Ткань, её качества и свойства»

Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества и свойства.

 Получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества и свойства.

Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества и свойства.

красная, желтая, синяя краски.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.

Лоскутки  тканей.

4

Февраль

1. Зачем кошке шершавый язык?     

2. Семена  растений.     

 У кого какие детки. 

 3.   «Горячо-холодно».

4.«Упрямый воздух»

Определить значение и строение языка кошки. Выяснить какой корм любит кошка.

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Научить определять температуру веществ и предметов

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы.

Кусочки наждачной бумаги, меха, натертый грифель карандаша в тарелочке,  в мисочках капуста, молочко.

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян.

Воздушные шары.

4

Март

1. Растения. Хитрые семена.

2. Где появятся первые проталинки?

3 «Лисичка в гостях у ребят»

4. «Может ли растение дышать»

Познакомить со способом проращивания семян.

Установить зависимость изменений в неживой природе от сезонных изменений.

Закрепить умение определять свойства сухого

(сыпется) и мокрого (держит форму) песка

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании, помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений.

 Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли.

Опыт проводится в группе и на улице в  солнечную погоду. Емкости, окрашенные в темный и светлый тон. Настольная лампа, листы бумаги темного и светлого цвета.

Чашечки с сухим и мокрым песком.

Комнатные  растения.

4

Апрель

1.Свет. Солнечные зайчики.

2. «Веточка березы».

3. «Посадка лука».

4.«Сравнения глины и камня»

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

 Наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Закрепить знания о свойствах глины; познакомит с камнем со свойствами камня.

    Зеркала.

 

Ваза с веточкой березы.

Стаканчики с землей,4 луковицы.

Чашечки с глиной,кам-

ни.

4

Май

1.Можно ли менять форму камня и глины. Чудесная глина.

2. Песок, глина. Почему песок хорошо сыплется? Где вода?

3.Тонет - не тонет.

4. Диагностика

 Выявить свойства глины: влажная, мягкая, вязкая; можно изменить её форму, делить на части, лепить. Из мокрой глины изготавливаются различные предметы быта и игрушки. Глиняные предметы могут разбиться. Камень - сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части.

Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, песок рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Познакомить со свойствами предметов, развивать наблюдательность, смекалку. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Учить делать выводы.

Глиняные предметы. Глина, сосуды с водой, лоскутки ткани, салфетки, различные камушки.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой; емкости для пересыпания; лупа, сито.

Различные камешки, бумага, пенопласт, маленький мяч, деревянные и железные предметы, магнит.

4

Итого  за год

32

V. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Руководитель  дополнительной образовательной услуги   использует в своей работе: музыкальную колонку, с записями  фоновой музыки для сопровождения  занятий;

Оборудование детской лаборатории:

Групповая комната

Музыкальное оснащение

Столы и стулья

USB - носитель

Фотоаппарат

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;

  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки;

  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Список литературы

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015

3. В. А. Деркунская, А. А. Ошкина «Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие» -Издательство: "Центр педагогического образования" , 2013.

4. Волшебный мир открытий: методические рекомендации для родителей к комплекту «Эксперименты для самых маленьких» - сост. Л.А. Маслова