Опыт работы
методическая разработка

«Создание комплексной системы по экологическому воспитанию при взаимодействии участников образовательного процесса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_0_1.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

«Создание комплексной системы по экологическому воспитанию при взаимодействии участников образовательного процесса»

Выполнила воспитатель:

Воронина О.В.

Разрешение назревшей экологической напряженности требует комплексного и всестороннего подхода, связанного, прежде всего, с воспитанием нового типа мышления в рамках общей экологической культуры. Модель экологического воспитания и образования в целях достижения максимальной эффективности необходимо выстроить на принципах всеобщности и преемственности, объединяя в единую цепь все уровни образовательной системы – начиная с дошкольного и заканчивая высшим проффессиональным образованием ( ст. 72, п. 1 Федерального закона № 7- ФЗ от 10.01. 2002 «Об охране окружающей среды» ст. 72, п.1)

      Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. В будущем они помогут решить проблемы сегодняшнего времени:

на глобальном  уровне - сложную экологическую обстановку в мире, с ее тяжелыми последствиями, обедняющие флору и фауну;

на местном уровне - экологию родного края, засоренность среды обитания. Загрязнение водоёмов, зарастание  плодородных почв.

Системе работы по экологическому воспитанию не уделялось  должное внимание в массовой практике дошкольного воспитания. Назрела проблема уделять больше внимания экологическому воспитанию в ДОУ.  Опыт работы поможет педагогам раскрыть   экологическое воспитание в новом  аспекте.

Педагогический коллектив МБДОУ д/с «Светлячок» считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

С педагогическим коллективом были изучены разные современные программы по экологическому воспитанию. Мы выяснили, что система работы по экологическому воспитанию не сформирована. Работа ведется с детьми, а с родителями, педагогами система работы не создана.

Цель моей работы Создание комплексной системы по экологическому воспитанию при взаимодействии участников образовательного процесса

Для решения поставленной цели  были определены следующие задачи:

  • углубить и систематизировать знания педагогов по вопросам экологического воспитания;
  •  внедрить проектную деятельность по экологическому воспитанию в образовательную деятельность  воспитанников детского сада;
  •  активизировать знания воспитанников по экологическому воспитанию;

-полнить развивающую предметно-пространственную среду  дидактическим  материалом по экологическому воспитанию;

- формировать экологические знания  родителей, приобщать их к вопросам экологического воспитания детей в семье;

  • воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношения к миру природы и окружающему миру в целом среди участников образовательного процесса – педагогов, родителей (законных представителей) и воспитанников ДОУ.

Ведущая идея моей педагогической деятельности  в представляемой области, которую я хотела бы донести до коллег и родителей:

Внедрение в деятельность участников образовательного процесса современных форм, методов и средств работы по экологическому воспитанию.

Были определены следующие этапы работы

1 подготовительный этап

- анализ научной и методической литературы;

- проведение вводной диагностики;

- анкетирование участников образовательного процесса

2 этап основной

- апробация и внедрение технологий в работу с участниками образовательного процесса.

3 этап Заключительный.

- проведение итоговой диагностики;

- обобщение и распространение педагогического опыта.

Система работы по экологическому воспитанию детей  в  нашем  ДОУ состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации экологического образования.

- На 1 подготовительном этапе проводилось анкетирование участников образовательного процесса:

- педагогов с целью выявления знаний по экологическому воспитанию;

- родителей ( законных представителей) с целью выявления отношений к экологическому воспитанию дошкольников.

Проведение вводной диагностики показали особенности детей ДОУ. Диагностика, проводилась  согласно парциальной  программе «Юный эколог» Николаева С. Н., раздел планируемые результаты освоения программы.

2 этап основной

Одним  из  важных  факторов,  влияющих  на формирование основ экологического мировоззрения у ребенка,  является профессиональная подготовка  педагогов

         В нашем ДОУ внедрены в работу разнообразные формы повышения квалификации сотрудников

          Через консультации: «Азбука экологии на прогулках», «Экологическое воспитание детей в ДОУ», «Экологическая тропа»; семинары- практикумы: «Создание экологических проектов», «Путешествие в экологию» воспитатели получают природоведческие, экологические знания,  знакомятся с программами, методиками экологического воспитания дошкольников.
Был проведен педсовет на тему: «Воспитание экологической культуры у детей через проектную деятельность»

Так же была оформлена выставка  литературы на  экологическую  тему.

Одно из важных  условий   воспитательно – образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды  в  дошкольном учреждении.


Мною были разработаны рекомендации по наполняемости центров и проведен смотр- конкурс на лучший экологический уголок.

Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

В ДОУ есть экологическая комната.

Она  включает в себя  разные по величине и видам комнатные растения, аквариумы, предназначена для отдыха, эксперементирования детей, ухода за комнатными растениями и обитателями аквариумов.

В  каждой  возрастной группе имеется  миницентр  по  экологии         в соответствии  с  программой  ДОУ .
Зона коллекций - предназначена для знакомства детей с объектами природы, для  обучения  классификации по различным признакам. 

Зона экспериментирования: создана в группах для проявления инициативы ребенка и  самостоятельных исследований.

Познавательные зоны: «Уголок природы», «Мини- ферма». Изготавливаются совместно с детьми, помогают закрепить знания о природных объектах и явлениях.

Центр воды и песка . Предназначен для экспериментирования с водой и песком,  для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук.

Огород на окне - создается в каждой возрастной группе  для наблюдений за ростом растений.

На участках детского сада имеется экологическая тропа, в неё входит: избушка дядюшки совы, цветник, огород, сад, уголок нетронутой природы, метеостанция, птичий столб, фитоогород, муравейник, площадка для отдыха.

Не секрет, что осуществлять экологическое образование родителей гораздо труднее, чем детей. Однако этим вопросом заниматься необходимо, так как без поддержки родителей нам не обойтись.

Кроме просветительной работы с родителями (консультации, родительские собрания на экологическую тему, буклеты, памятки и др.),  большое внимание   уделяется совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.  

Родители охотно участвуют в экологических конкурсах детского сада: «Чудо -клумба», «Осенний букет», «Огород на окне», «Краски осени», «Добрые дары природы» .

Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические  выставки  фотографий : «Мой домашний питомец», «Природа нашего села» и другие.

Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека, - вот главные аспекты работы педагога с детьми.

Поэтому мы стремимся к экологизации всего образовательного процесса, а для этого необходимо тесное сотрудничество всего коллектива.

Например, музыкальный руководитель разрабатывает сценарии экологических праздников, подбирает музыкальное оформление для образовательной деятельности по экологии , воспитатели включает в занятия упражнения-имитации  повадок  различных животных, растений, организует походы в природу, участвует в организации спортивно - экологических праздников.

Систематически проводится организованная образовательная деятельность.

 В своей работе воспитатели постоянно используют дидактические, подвижные игры с экологически содержанием. 

Гармонично сочетается экологическое воспитание с изобразительной деятельностью: это закрепление материала экологических знаний в рисовании и лепке, это работа с природным материалом, оформление раздевальных в группах коллективными коллажами и многое другое.

В ДОУ постоянно  оформляются  выставки  детского творчества  на экологическую тему.

Расширяются и закрепляются экологические знания детей и в других видах деятельности

Проводятся праздники и развлечения по экологическому воспитанию: «Весна», «Осень», «Лето», «Зимний праздник».

В нашем детском саду были проведены  совместные  акции с родителями  «Посади елочку» ( родители приобрели елочки, дети посадили), «Береги воду» »  (конкурс экологического плаката) , «Чистый участок», «Чистое село» ( уборка мусора) , «Прилетайте птички, снегири, синички» (изготовление кормушек, обеспечение кормом).

Проведены экологические конкурсы для педагогов: Лепбуков «Времена года», «Огород на окне», «Будь природе другом», «Уголок пророды».

На третье, заключительном этапе педагоги защищали проекты.

Это новая форма работы с дошкольниками, в рамках которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу.

Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:  познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую).                                    
       Нашими педагогами разработан ряд проектов «Покормите птиц зимой», «Экологическая тропа», «Деревья вокруг нас», «Из каждой почки- зелёные листочки», «Волшебница – вода», «Хлеб – всему голова». По продолжительности проекты разные  - от 1 месяца до года.

А также, проведено районное методическое объединение. Где педагоги поделились опытом работы по экологическому воспитанию. Показали открытое занятие: «Рыбка просит о помощи», провели мастер класс с педагогами: «Обучение с увлечением» и представили презентацию педагогического проекта «Экологическая тропа».

Считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:

Педагоги ДОУ

  • стараются ответственно подходить  к организации природной среды  в группах. Внедряют  в практику новые технологии, знают методику экологического воспитания, ведут экспериментальную  работу  с детьми, разрабатывают  интегрированные занятия, занимаются просвещением родителей.

Родители:

участвуют в совместных мероприятиях и  акциях,   приобщают детей к миру природы.

Воспитанники:

  • радуются встрече с природой;
  • по собственной инициативе наблюдают за живыми  объектами;
  • видят разнообразие природного мира;
  • имеют представления  о правилах поведения в природе;
  • сформировано начало экологической культуры.

Создана система работы по экологическому воспитанию участников образовательного процесса, которая включает:

- консультативно-справочным материалом для педагогов и родителей

- циклом ООД, бесед, экскурсий, наблюдений, конкурсов, проектов, игр, праздничных мероприятий направленных формирование экологических знаний дошкольников.

Считаю новизной опыта  -объединение  педагогов, воспитанников  и родителей (законных представителей) в единое воспитательно- образовательное пространство  по систематизации  знаний по экологическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...