Проект "Семья"
проект

Беленкова Светлана Николаевна

Предназначен для детей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semya.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Название проекта

Семья

Адресация проекта

Предназначен для детей старшей группы, их родителей

Участники проекта

Дети старшей группы «Солнышко» и их родители, дети логопедической группы № 4 «Пчелиный улей»

Цель проекта

Уточнение представлений детей о членах своей семьи.

Задачи проекта

Задачи для детей: Формировать гендерную принадлежность ребенка с учетом возрастных изменений. Формировать представление о родственных отношениях "близкими" ребенку членами семьи (мама, папа, родные брат и сестра, бабушка, дедушка). Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Задачи для родителей: Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Повышать уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей. Повышать заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ

Задачи для педагогов: Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности. Создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями

Сроки реализации

краткосрочный

Вид проекта

Познавательно - творческий

Продукт проекта

Для детей: Рисование: «Моя рука - моя семья», «Портрет семьи»; Лепка: «Угощение для мамы». Альбомы «От ползунков до костюма», «Моя семья».

Для педагогов: Организация выставки детских работ в раздевалке. Подготовка материала для выставки в группе. Альбомы «От ползунков до костюма», «Моя семья»

Для родителей: Изготовление «Генеалогическое древо моей семьи»

Итоги проекта

Для детей: Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Для педагогов: Создана методическая копилка по данной проблеме. Пополнение патриотического центра наглядным материалом (альбомы, национальный костюм, кукла самоделка). Повысится профессиональная компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.  Сформируются доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного пространства.

Для родителей: Повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Обогатиться детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Повысится заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1 этап - Подготовительный:

1. Опрос детей по проблеме «Что я знаю о семье?».

2. Составление перспективного плана мероприятий.

3. Создание необходимых условий для реализации проекта.

4. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства

2 этап – Деятельностный:

1. Рассказы детей о своей семье. Рассказ педагога из личного опыта на тему "Моя семья"

2.. Беседа «Моя большая семья», «Как я помогаю родителям?», «Кем работают мои родители».

3. Рассматривание фотографий членов семьи.

4. Образовательная деятельность:

a) Рисование: «Моя рука», «Моя семья».

б) Лепка: «Угощение для мамы и бабушки».

в) Аппликация «Мой дом».

4. Изготовление альбомов «От ползунков до костюма», «Моя семья»

5. Досуг - развлечение «Я и моя семья»

3 этап – Завершающий:

1. Анализ проведенных мероприятий.

2. Презентация проекта на родительском собрании.

Список использованной литературы.

1 Козлова А. В. , Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М. : Т. У. Сфера, 2004.
2. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада
/Сост. Жуковская., Р.И Пеньевская ., Л.А.
3. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград: Учитель,2014.-247
4. Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".

Приложение №1

Беседа «Что такое семья»
Цель: обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним; развивать общительность и коммуникабельность; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения; совершенствовать диалогическую форму речи детей; обогащать словарный запас детей.
Ход занятия
Педагог. Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик
1. Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама).
2.Кто самый младший член семьи?(Ребенок).
3. А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка).
4. Есть ли у ваших мамы и папы родные братья и сестры? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Тетя и дядя) А вы им? (Племянник и племянница).
5. Есть ли у них дети? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Двоюродный брат и двоюродная сестра).
6. Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)? (Ответы детей).
7. Кем вы приходитесь бабушке? (Внучка и внук).
8. Кем приходится ваша мама вашей бабушке? (Дочка).
9. .Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди).
10. Как можно назвать, одним словом этих людей? (Родственники)
11. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение).
12.Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей).
13.Что такое семья? (Ответы детей).

Воспитатель. Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? (Воспитатель показывает карточку, на которой изображен ребус:7 я.)
Дети. Слово «семья».
Воспитатель. Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей).
Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Дидактические игры

«Домашний труд»
Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда.
Ход игры.
Воспитатель. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться.
Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т.д.
«Чем можно порадовать маму»
Цель: способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик.
Ход игры
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Сейчас мы с вами поиграем в игру, будем передавать мячик друг другу. Мама – это близкий человек, который всегда рядом: и в радости и в печали, ее мы любим, ею дорожим, ее не хочется огорчать, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, чем можно порадовать свою маму.
Игры на развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика «Семья»
Цель: обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время НОД, активизировать дыхание, развитие мелкой моторики рук, глазной и ручной координации.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в кружечек и поиграем в игру.
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!

Пальчиковое упражнение «Дом».
Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.
Ход игры.

Воспитатель. Ой, смотрите, теремок, (Руки вверху «домиком»)
Он не низок, не высок,
Не висит на нем замок, (Пальцы соединяются в виде «замка»)
Кто, скажите, здесь живет?
Меня к себе пустите! (Ладони делают «чашечку», руки – вперед)
Печеньем угостите,
Я по дому все умею - (Загибаем пальчики, начиная с мизинца)
Шить, готовить, убирать,
Я сама везде поспею,
Буду пол мыть и стирать.
Что ж, никто не отвечает, (Ладошку приложить к уху, прислушаться)
Что же это означает? (Плечи поднимаются вверх).
Если дом стоит пустой, (Руки вверху «домиком»)
Будет этот домик мой!»


Пословицы и поговорки о семье.
Цель: пополнять литературный багаж пословицами и поговорками.
Согласие да лад - в семье клад.
Согласную семью горе не берёт.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семейный горшок всегда кипит.
В семье и каша гуще.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В своем доме и стены помогают.
Везде хорошо, но дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

Составление генеалогического древа.
Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».
-А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
- Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?
Дети. Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?
(Дети раскладывают фотографии).
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи? (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?

Спортивное развлечение «Я и моя семья»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: способствовать формированию потребности заниматься физической культурой и спортом, доставить удовольствие детям.

Задачи:

Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению к физкультуре и спорту.

Закреплять ранее разученные навыки.

Развивать физические качества дошкольников.

Воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества.

Оборудование: корзины, блины, кубы, яблоки, картофель, мяч, обручи, удочки, рыбки, 2 машины.

Ход:

Инструктор:

Отгадайте загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас друзья?

Ваша дружная ….

Конечно же, это семья! И сегодня наше занятие мы посвящаем семье. Мы будем соревноваться в ловкости и быстроте.

Ход.

Инструктор:А сейчас предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику: Дружная семья.

Дети поочередно загибают пальцы обеих рук. На последние слова образуют кулачки.

Этот пальчик-дедушка, этот пальчик- бабушка,

этот пальчик- папочка, этот пальчик- мамочка,

этот пальчик - я! Вот и вся моя семья, очень дружная семья!

Инструктор: В семье все друг другу помогают, давайте и мы поможем маме накрыть на стол.

Игровое задание «Накрой на стол»: две команды, на расстоянии стоят 2 «стола» (кубы, на которые каждый участник несет «блин», складывая в стопочку. Какая из стопок блинов будет ровнее и быстрее закончена.

Инструктор: Славно потрудились, молодцы!А теперь новое задание:

Дедушка с бабушкой все лето трудились на даче, вырастили много овощей и фруктов, а нам надо помочь им перевезти урожай домой.

Игровое задание «Перевези овощи»: две команды, на машинах перевозят картофель и яблоки в большие корзины на расстояние 5-6 метров. Какая из команд справится быстрее.

Инструктор: Молодцы. Бабушки и дедушки гордятся вами, какие у них внуки - заботливые да работящие. Ребята, а на рыбалку вы ходите? Предлагаю пойти с папой на рыбалку и помочь папе наловить рыбы на уху.

Эстафета «Сороконожки».

По сигналу ведущего папа бежит до ориентира, оббегает его, возвращается, берет за руку маму, оба бегут до ориентира, так же оббегают его и бегут за ребенком и все вместе бегут за своим ребенком.

Игровое задание «Рыбалка»: два участника стоят у «озера» (обруч, ловят рыбу и складывают улов в ведро. Кто из детей справится быстрее.

Инструктор: Молодцы, рыбы наловили – уха получится чудная. А сейчас давайте поиграем.

Игра «Назови ласково» Инструктор бросает мяч ребенку, называя членов семьи, ребенок ловит мяч и кидает назад инструктору, называя это же слово ласково.

Инструктор: Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас другая игра «Бабушка, распутай нас»: дети стоят в кругу, держась за руки. «Бабушка» в центре закрыв глаза. Дети запутываются (перешагивают, подныривают под руки, поворачиваются) не расцепляя рук. «Бабушка» открывает глаза и «распутывает» детей, не расцепляя рук.

Игра «Маме надо отдыхать»

Маме надо отдыхать, (Дети, держась за руки, идут по кругу).

Маме хочется поспать. (В центре круга сидит ведущий-мама).

Я на цыпочках хожу, (Дети идут по кругу на носочках).

Я ее не разбужу.

Тук-тук, тук-тук, (Стоят на месте и притопывают ножкой).

Тук, тук, тук, Раздается пяток стук.

Мои пяточки идут, (Дети идут в середину круга к ведущему).

Прямо к Мамочке ведут. (Ведущий просыпается и догоняет детей).

Рефлексия

Инструктор: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтоб в семье всегда были мир, дружба, уважение и любовь друг к другу. Ребята, что бы вы хотели пожелать своей семье? (Ответы детей)

МАМЫ И ПАПЫ

В нашей группе проходит проект «Семья»

Мы знаем

Мы хотим узнать

  1. Имена наших родителей
  2. Кто живёт в нашей квартире

1.Кем приходятся нам родственники?

2.Кем работают наши родители и чем они занимаются?

3. Необычные наши имена?

Просим вас нам помочь:

  • расскажите нам о своей профессии
  • нарисуйте генеологическое  древо своей семьи
  • принесите фото своей семьи или отправьте электронной почтой

до четверга                                                       до четверга                                                                              до четверга

                            до четверга                                                                до четверга

          до четверга

                                                                                                      до четверга