Мастер-класс для педагогов "Ранняя профориентация дошкольников".
материал

Шайдулина Светлана Николаевна

Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию ранней профориентации.

Задачи:1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.

2. Способствовать формированию умений у педагогов в проведении игровых сеансов в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями.

3. Активизировать готовность участников к использованию игровых сеансов при ознакомлении дошкольников с профессиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_rannyaya_proforientatsiya_doshkolnikov.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Ранняя профориентация дошкольников».

Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию ранней профориентации.

Задачи:1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.

2. Способствовать формированию умений у педагогов в проведении игровых сеансов в работе по ознакомлению дошкольников с профессиями.

3. Активизировать готовность участников к использованию игровых сеансов при ознакомлении дошкольников с профессиями.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Рада Вас приветствовать на своем мастер-классе «Ранняя профориентация дошкольников».

Тема моего самообразования звучит так: «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников».

И когда я зашла в интернет, чтобы узнать про раннюю профориентацию дошкольников, то поняла, что информации об этом очень мало, это малоизученное направление в педагогике и психологии.

Мы никогда, в детском саду, не говорили, что готовим детей к выбору профессии, но тем не менее это подразумевали. На картинке, мы видим детей- врач, инженер, повар, строитель. Во все эти сюжетно-ролевые игры играли с нашими детьми. И, понятно, что, именно, слово профориентация дошкольников, это мало изученное направление. Что же здесь надо иметь в виду?  Это, однозначно, не одна сюжетно-ролевая игра. Профориентация дошкольников – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Вообще, каждый взрослый человек, если у него все сложилось с профессией, он счастлив. Не важно, какая это профессия, но, если он идет на работу с удовольствием, он себя нашел, он имеет определение счастливого человека. Мы все хотим, что у наших детей все сложилось в этой жизни.

Конечно, дошкольный возраст наиболее благоприятный для педагогического воздействия. Дети любознательны, и при правильном подходе можно их интерес, который они проявляют активный к различным видам труда и творчества как раз превратить в личностный.

Пяти-семилетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области. Мы можем порекомендовать родителям в чем дальше ребенку развиваться.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В воспитательно-образовательном процессе используются разные формы, методы работы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.  Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению. Поэтому, уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть.

Для начала проведем разминку. Я называю действие, вы говорите, человек какой профессии его выполняет.

Поезд водит … (машинист).

Пашет поле … (тракторист).

Самолетом правит … (летчик).

Клеит книжки … (переплетчик).

В школе учит нас … (учитель).

Строит здания … (строитель).

Песни нам поет … (певец).

Торговлей занят … (продавец).

От болезней лечит … (врач).

Нарисует нам … (художник).

Сапоги сошьет … (сапожник).

Исправит кран … (водопроводчик).

Часы чинит … (часовщик).

Грузит краном … (крановщик).

Рыбу ловит нам … (рыбак).

Служит на море … (моряк).

Хлеб убирает … (комбайнер).

В шахте трудится …(шахтер).

В жаркой кузнице … (кузнец).

Кто все знает — молодец!

 

  1. «Волшебная палочка»

Вы передаете друг другу волшебную палочку, я называю профессию, на вам необходимо подобрать предмет к этой профессии. Например: Медсестра-шприц

  1. Ветеринар.
  2. Почтальон
  3. Комбайнер
  4. Егерь
  5. Кузнец
  6. Крановщик
  7. Продавец
  8. Строитель
  9. Учитель
  10. Машинист
  11. Воспитатель
  12. Врач
  13. Космонавт
  14. Геолог
  15. Певец
  16. Нотариус
  17. Бухгалтер
  18. Жонглер
  19. Банкир
  20. Кинолог
  21. Экскурсовод
  22. Художник
  23. Футболист
  24. Тренер
  25. Гример
  26. Швея

2. «Самая, самая»

1.Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор.)

2.Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)

3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель.)

4. Самая волосатая (парикмахер.)

5. Самая детская (воспитатель, педиатр, гувернер, учитель.)

6. Самая смешная (клоун, пародист.)

7. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник.)

8. Самая серьезная (врач, пожарный, хирург, полицейский, нотариус, судья, архитектор, сталевар, инженер).

3. «Продолжи пословицу»

Без труда…

не вытащишь и рыбку из пруда

Семь раз отмерь…

один отрежь

Один пашет, семеро…

руками машут

Терпенье и труд…

всё перетрут

Дело мастера…

боится

У ленивца обе руки…

левые

К большому терпенью..

придёт и уменье

Один в поле…

не воин

«Какой мастер - … 

(такова и работа)

«Тяжко тому жить- … 

(кто от работы бежит)

«Словами туда и сюда-

(а делами – никуда)

«Без дела жить -

(только небо коптить)

 «Работай до поту

(так и поешь в охоту)

 «Землю красит солнце

(а человека труд)

5. «Говорящие фамилии».  Переставь местами буквы в словах и получи название профессии.

ДОСАДОВ-……………………………………садовод

ВЕРТЕРИНА-………………………………..ветеринар

ТОЛЬДИЕВ-…………………………………водитель

ПЕЧКИН-………………………………………печник

РЕЖЕНИН-…………………………………….инженер

КАТАДОВ-…………………………………..адвокат

КОЛОГИН-…………………………………кинолог

ДРОПЦЕВА………………………………..продавец

6. « Вопросы на засыпку». Задание:.  За  каждый  правильный  ответ  дается  один  бал.  Если команда  затрудняется  или  отвечает  неправильно,  право  ответа  переходит  к  другой команде.

1.  Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)

2.  Кто погружается в работу с головой? (водолаз)

3.  Как по-другому можно назвать «профессора кислых щей»? (повар)

4.  Кто выносит сор из избы? (уборщица)

5.  Кто  коню в зубы смотрит? (ветеринар)

6.  Самый сладкий мастер (кондитер)

7.  Самый «сердечный» врач (кардиолог)

8.  Врач «переломного» периода (травматолог)

9.  Реаниматор машины (автомеханик)

10. Главнокомандующий на съемочной площадке (режиссер)

11. Повар дальнего плавания (кок)

12. «Сумчатый» профессионал (почтальон)

13. Гид книжной страны (библиотекарь)

14. В работе каких специалистов каждый день происходят перемены? (учитель)

6. «Азбука профессий» 

Назвать как можно больше профессий на буквы «Ш», «С», «Л», «Т».

Ш -(шахтёр, шахматист, штукатур, шлифовщик, швея)

С-(секретарь, сборщик, садовник, связист, сапер, сантехник, сатирик, сварщик, священник, следователь, скульптор, слесарь, сторож, судья)

Л-(лаборант, лётчик, лифтер, логопед, лор, лингвист, лесоруб)

Т-(таксист, тамада, телефонист, терапевт, ткач, технолог, токарь, тракторист, тренер.) 

7. В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. (Ложка)

8. Игра «Пантомима»

Условие: показать профессию без слов.

Садовник, официантка, фотограф, балерина, учитель, продавец.

10. Игра «Назови героя сказки и его профессию».

Условие: назвать героя сказки и его профессию

  1. Кем был Печкин-персонаж произведения «Трое из Простоквашино»
  2. Профессия Карабаса Барабаса из сказки «Золотой ключик»
  3. Женщина, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня,- говорила она,- и дети , и собаки, становятся шелковыми». («Три повести о малыше и Карлсоне»)
  4. Профессия Врунгеля
  5. Профессия героя К. Чуковского, который пришел на помощь заболевшим жителям Африки
  6. Кто был старик из сказки о Золотой рыбке А.С. Пушкина
  7. Назовите профессию Джузеппе из сказки А. Толстого "Золотой ключик".
  8. Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики?
  9. Кем был отец Алёнушки и двух ее сестер в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»?
  10. Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку
  11. Какой профессии был друг Элли, получивший сердце из сказки «Волшебник Изумрудного города».
  12. Профессия дяди Степы из стихотворения С.В. Михалкова
  13. Кто спас Красную шапочку?
  14. Профессия Мэри Поппинс
  15. Профессия Стекляшкина из сказки «Незнайка на Луне»
  16. Профессия Винтика и Шпунтика из сказки «Незнайка на Луне»
  17. Профессия Пилюлькина из сказки «Незнайка на Луне»

11. Игра «Волшебный мешочек».

Условие: наощупь определить предмет и сказать какой профессии он необходим.

Закончить свой мастер-класс я хочу словами Константин Дмитриевич Ушинский основоположника научной педагогики в России:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Ранняя профориентация дошкольников с применением игровой развивающей среды "Навигатум: В мире профессий"

Основная цель мастер-класса – это дальнейшее повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по ранней профориентации дошкольников через передачу опыта путем прямого и комментированно...

Мастер-класс на тему: " Ранняя профориентация дошкольников "

система мер ,направленных на ознакомления  детей с профессиями...

Методическая разработка «Мастер-класс для родителей «Ранняя профориентация дошкольников»»

Ранняя дошкольная профориентация — это система мероприятий, направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной ...

Мастер-класс для родителей «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»...

«Мастер-класс для родителей «Ранняя профориентация дошкольников» 29.10.2023г

laquo;Мастер-класс для родителей «Ранняя профориентация дошкольников»Воспитатель Сергеева О.А.Октябрь 2023г Цель: привлечение родителей к участию в процессе профессионального са...

мастер класс для педагогов по профориентации

В воспитательном процессе используются разные формы, методы работы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности. Игры дают вожможность расширить и уточнить знания о профессия...

Мастер класс для педагогов Ранняя профориентация детей " Тропинки в мир профессий".

Познакомить педагогов с методами и приемами роботы с детьми по формированию ранней профориентации...