«Роль пальчиковых игр в развитии речи ребёнка»
консультация

Иванова Наталья Петровна

Пальчиковые игры, играют огромную роль в развитии речи ребёнка, существует несколько видов пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». 

Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь ребёнка. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы русского и советского психиатра, невропатолога, физиолога, психолога В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, а так же снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.

Исследования советского и российского физиолога; доктора медицинских наук, профессора М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Давайте вспомним, когда ребёнок только родился, какие первые его движения? Конечно, он уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остаётся главным на протяжении всей жизни.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча.

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням — несут ребенку только здоровье.

Виды пальчиковой гимнастики:

  1. Игры-манипуляции - они развивают воображение- в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ. Мы с вами поиграем в игру 

«Этот пальчик»:

Этот пальчик маленький, (загибаем мизинец)

Этот пальчик слабенький (загибаем безымянный палец)

Этот пальчик длинный, (загибаем средний палец)

Этот пальчик сильный, (загибаем указательный палец)

Ну а этот толстячок, (загибаем большой палец)

А все вместе — кулачок! (покрутить кулачком)

«Ладушки-ладушки», Сорока-белобока», «Мы делили апельсин» и т.д.

  1. Пальчиковые игры на основе сказок-ещё один вид пальчиковых игр. Можно использовать готовый пальчиковый театр, а можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и проиграть в сказку с детьми.

  1. Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой – ребёнок поочерёдно соединяет пальчики или сжимает – разжимает кулачок и произносит б-п, д-т, г-к и т.д.

  1. Пальчиковые игры с элементами самомассажа могут быть без предметов со стихотворным сопровождением и с предметами, такими как су-джок, грецкими орехами, карандашами.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцем правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз, в конце растираем ладонь.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой и наоборот.

  1. И ещё один вид пальчиковой гимнастики-это игры с музыкальным сопровождением. Народные потешки и песенки очень нравятся детям. Кроме развития речи, памяти, мышления, игры способствуют развитию чувства ритма и музыкальной звуковысотности, а также дети приобщаются к фольклору.

«Прилетели пртички»

Прилетели птички, (плавные движения руками в стороны)

Принесли водички. (соединить ладошки, сделать «лодочку»)

Надо просыпаться, ( потянуться: поднять руки, широко расставить пальцы)

Надо умываться, (выполнить круговые движения ладошками перед лицом)

Чтобы глазки блестели, (провести ладошками под глазками)

Чтобы щёчки горели, (круговые движения по щёчкам)

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок. (широко улыбнуться и показать зубки)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

(И продолжим разговор)

  1. Кинезиологические пальчиковые игры - это своеобразная «гимнастика для мозга», которая активизирует межполушарное взаимодействие, улучшая тем самым мыслительную деятельность. Такие игры подходят старшим дошкольникам, так как требуют от ребенка достаточно высокой концентрации внимания и усидчивости.

«Крючочки»

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

  «Ладонь-кулак»

— Хочешь? Тоже делай так:

То — ладонь, а то — кулак.

Руки положить на стол:

а)  ладони прижать к столу;

б)  одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» — «кулак»);

в)  разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» — «кулак»).

Для усложнения — увеличить темп движения.

Пальчиковые игры –имеет колоссальный развивающий потенциал, дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии речи и здоровья детей дошкольного возраста.

Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная, и тактильно-двигательная память, которая помогает запоминать, потрогав, показав что-либо движением. По...

"Роль пальчиковых игр в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Основная задача детского сада - это подготовка ребенка к обучению в школе. Хорошо развитая речь является одним  из важных факторов его успешного обучения. С каждым годом растет количество детей, ...

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей.

Почему пальцы помогают говорить.Когда начинать заниматься.Как играть в пальчиковые игры.Группы пальчиковых игр....

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...

Методические рекомендации «Роль пальчиковых игр в развитии речи ребёнка»

Методические рекомендации «Роль пальчиковых игр в развитии речи ребёнка»...

Консультация для родителей: "Роль пальчиковых игр в развитии речи ребёнка"

Консультация для родителей: "Роль пальчиковых игр в развитии речи ребёнка"...