Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
материал

Захарова Оксана Юрьевна

Перспективное  планирование  фронтальных  занятий  по  формированию  правильного  звукопроизношения  и  обучению  грамоте  детей  с  общим  недоразвитием  речи. Второй год обучения (подготовительная к школе группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frontalnoe_planirovanie_podg.gr_.docx63.03 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное  планирование  фронтальных  занятий  по  формированию  правильного  звукопроизношения  и  обучению  грамоте  детей  с  общим  недоразвитием  речи.

Второй  год  обучения  (подготовительная  группа).

Ме

с

я  ц

Не

де

ля

Тема

занятия

Формирование навыков звукового анализа и  синтеза

Обучение  чтению  и  письму

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

3.

Звук [а].

Буква  А.

Закрепление понятия «гласный звук» (поется голосом, воздух изо рта выходит свободно, во рту нет преграды).

Определение  позиции  звука  [а]  в  словах  (начало,  середина,  конец).

Напомнить  детям,  что  гласный  звук  обозначается  красным  квадратом.

Знакомство  с  буквой  А.

Печатание  буквы  А  в  2  клетки  с  интервалом  в  1  клетку.

(Печатание  букв,  слогов,  слов – это  списывание  их  с  образца).

4.

Звук [у].

Дифференциация  звуков  [а]-[у].  

Буква  У.

Определение  позиции  звука  [у]  в  словах  (начало,  середина,  конец).

Определение  позиции  звуков  [а]-[у]  в  словах  (начало,  середина,  конец).

Анализ  и  синтез  сочетаний  типа: [ау], [уа].  

Знакомство  с  буквой  У.

Печатание  буквы  У  в  2  клетки  с  интервалом  в  1  клетку.

Чтение  сочетаний  ау,  уа.

Печатание  сочетаний  в  2  клетки  с  интервалом  в  2  клетки.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1.

Звук [о].

Буква О.

Определение  позиции  звука  [о]  в  словах  (начало,  середина,  конец).

Анализ  и  синтез  сочетаний  типа: [ао], [оу],  [ауо].

Знакомство  с  буквой  О.

Печатание  буквы  О  в  2  клетки  с  интервалом  в  1  клетку.

2.

Звуки [м],[м'].

Буква М.

Закрепление  характеристики  звука  [м] - «согласный,  звонкий,  твердый  звук».

Закрепление  характеристики  звука  [м'] - «согласный,  звонкий,  мягкий  звук».

Дифференциация  гласных  и  согласных:  гласные – воздух  не  встречает  преграды  на  своем  пути,  согласные – воздух  встречает  преграду.

Напомнить  детям,  что  согласный  твердый  звук  обозначается  синим  квадратом,  а  согласный  мягкий  звук  обозначается  зеленым  квадратом.

Определение  позиции  звуков  [м],[м']  в  словах  (начало,  середина,  конец).

Деление  слов  на  слоги.  Знакомство  с  правилом:  сколько  в  слове  гласных  звуков,  столько  и  слогов.

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  ам,  ум,  ма,  му.  Выкладывание  схем  слогов.

Звуковой  анализ  слова  мама.

Знакомство  с  буквой  М.

Печатание  буквы  М  в  2  клетки  с  интервалом  в  1  клетку.

Чтение  слогов  и  слов:  ам,  ум,  ма,  му,  мама.

Выкладывание  слогов  из  букв  разрезной  азбуки.

Печатание  слогов  с  интервалом  в  2  клетки.

3.

Звуки [с],[с'].

Буква С.

Закрепление  характеристики  звука  [с] - «согласный,  глухой,  твердый  звук».

Закрепление  характеристики  звука  [с'] - «согласный,  глухой,  мягкий  звук».

Определение  позиции  звуков  [с],[с']  в  словах  (начало,  середина,  конец).

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  ас,  ос,  ус,  са,  со,  су,  слов:  сом.   Выкладывание  звуко-слоговых  схем  слов:  

сом  (картинка)  .

Знакомство  с  буквой  С.

Печатание  буквы  С.

Перед  звуковым  анализом  слов  повторить  правило:  сколько  в  слове  гласных  звуков,  столько  и  слогов.

Чтение  слогов  и  слов:  ас,  ус,  ос,  са,  со,  су,  сом,  оса.

Выкладывание  слогов  и  слов  из  букв  разрезной  азбуки.

Печатание  этих  слогов  и  слов.

4.

Звуки [х],[х'].

Буква Х.

Знакомство  с  полной  характеристикой  звука  [х] - «согласный,  глухой,  твердый  звук».

 Знакомство  с  полной  характеристикой  звука  [х'] - «согласный,  глухой,  мягкий  звук».

Определение  позиции  звуков  [х],[х']  в  словах  (начало,  середина,  конец).

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  ах,  ха,  слов:  уха,  муха,  мох.

Выкладывание  схем  этих  слов:  

муха  (картинка)  .

Знакомство  с  буквой  Х.

Печатание  буквы  Х.        

Чтение  слогов  типа:  ах,  ох,  ух,  ха,  хо,  ху, слов:  муха,  уха,  мох,  сухо.

Печатание слогов  и  слов  или  выкладывание  из  букв  разрезной  азбуки.

Буквенный  диктант:  а,  у,  м,  с,  о,  х.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1.

Звуки [р],[р'].

Буква Р.

Знакомство  с  полной  характеристикой  звука  [р] - «согласный,  звонкий,  твердый  звук».

Знакомство  с  полной  характеристикой  звука  [р'] - «согласный,  звонкий,  мягкий  звук».

Определение  позиции  звуков  [р],[р']  в  словах  (начало,  середина,  конец).

Вывод:  звук  [р] – твердый,  т.к.  за  ним  следуют  гласные  [а],  [у],  [о].

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  ар,  ра,  слов:  рама,  Рома,  сор,  хор.

Выкладывание  схем  слогов  и  слов.  

Знакомство  с  буквой  Р.

Печатание  буквы  Р.        

Чтение  слогов  типа:  ар,  ор,  ур,  ра,  ро,  ру, слов:  сор,  хор,  рама,  Рома,  Сара.

Знакомство  с  правилом:  имена  людей,  клички  животных,  названия  городов,  рек  пишутся  с  заглавной  (большой)  буквы.

Печатание слогов  и  слов  или  выкладывание  из  букв  разрезной  азбуки.

Знакомство  с  предложением.  Чтение  и  анализ  предложений  (по  словам):  Мама,  мухомор.  Рома,  мусор.

Слоговой  диктант:  ар,  ор,  ур,  ра,  ро,  ру.

2.

Звук [ш].

Дифференциация  звуков  [с]-[ш].

Буква Ш.

Определение  позиции  звука  [ш]  в  слова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         х.

Закрепление понятия согласный,  глухой,  твердый  звук.

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  аш,  ош,  уш,  ша,  шо,  шу,  слов:  шар,  шум.  Шура,  Маша.

Звуко-слоговая  схема  этих  слов  (выкладывание).

Дифференциация  звуков  [с]-[ш]  на  слух  в  слогах:  са-ша,  шо-со,  су-шу,  словах:  Саша,  суша.

Знакомство  с  буквой  Ш.

Печатание  буквы  Ш.        

Чтение  слогов  и  слов  (смотри  слова  из  звукового  анализа),  выкладывание  их  из  букв  разрезной  азбуки.

Чтение  и  анализ  предложений:  Марш  хорош.  Саша  хорош.  Маша  хороша.

Печатание  слов  (списывание):  Саша,  шум.

3.

Звук [ы].

Буква  Ы.

Определение  позиции  звука  [ы]  в  словах  (середина  и  конец).

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов  типа:  сы,  ры,  мы,  ыр,  ыс,  слов:  шары,  рамы,  сомы.

Повторение  гласных  звуков  [а],   [у],   [о],   [ы].  Познакомить  с  правилом:  если  гласные  звуки   [а],   [у],   [о],   [ы]  следуют  после  согласных,  то  согласные  произносятся  твердо:  ма,  мо,  му,  мы,  са,  со,  су,  сы.

Знакомство  с  буквой  Ы.

Печатание  буквы  Ы.        

Чтение  слогов  типа:  сы,  ры,  мы,  слов:  шары,  рамы,  сомы,  сыр.

Выкладывание  слогов  и  слов  из  букв  разрезной  азбуки.

Печатание  слогов  и  слов.

Чтение  и  анализ  предложений:  У  осы  усы.  У  сома  усы.  У  Ромы  шар.

Знакомство  с  правилом:  предлоги  (предлог  У)  пишутся  раздельно  со  словами. 

Буквенный  диктант:  а,  у,  о,  м,  с,  ш.

4.

Звуки [л],[л'].

Дифференциация  звуков  [л]-[р].

Буква Л.

Определение  позиции  звуков  [л],[л']  в  словах  (начало,  середина,  конец).

Закрепление  понятий:  согласный,  звонкий,  твердый  звук  и  согласный,  звонкий,  мягкий  звук.

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов  типа:  ал,  ол,  ул,  ла,  ло,  лу,  лы,  слов:  сало,  мыло,  Луша.

Выкладывание  схем  к  слогам  и  словам.

Дифференциация  звуков  [л]-[р]  на  слух  в  слогах  и  словах:  ра-ла,  ло-ро,  лу-ру,  рак-лак,  лама-рама,  роза-лоза. 

Знакомство  с  буквой  Л.

Печатание  буквы  Л.        

Чтение  слогов  и  слов  (смотри  слова  из  звукового  анализа).

Чтение  и  анализ  предложений  по  вопросам  (Кто? , Что  делал?):  Мама  мыла  Лушу.  Рома  мыл  раму.  Лора  мыла  шар.

Печатание  слов  (списывание):  Луша.  мыло,  сыр.

Слоговой  диктант:   ла,  ло,  лы,  ал,  ол,  ул.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1.

Звуки [н],[н'].

Буква Н.

Определение  позиции  звуков  [н],[н']  в  словах  (начало,  середина,  конец).

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов  типа:  на,  ну,  слов:  сон,  сын,  ноша,  сосна.

Звуко-слоговая схема  этих  слов  (выкладывание).

Знакомство  с  буквой  Н.

Печатание  буквы  Н.        

Чтение  слогов  и  слов  (смотри  из  звукового  анализа).

Составление  слов  из  букв  разрезной  азбуки.

Чтение  предложений,  их  анализ  по  словам:  Рома  у  сосны.  У  мамы  сын.  У  сына  ноша.

Закрепить  правило,  что  предлоги  (предлог  У)  пишутся  раздельно  со  словами.

Списывание  слов: луна,  сон,  сосна.

2.

Звуки [к],[к'].

Буква К.

Определение  позиции  звуков  [к],[к']  в  словах  (начало,  середина,  конец).

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов  типа:  ка,  ку,  ко,  ак,  ук,    слов:  мак,  сок,  корка,  мышка,  кошка.

Звуко-слоговая схема  этих  слов  (выкладывание).

Знакомство  с  буквой  К.

Печатание  буквы  К.        

Чтение  слогов  и  слов  (смотри  из  звукового  анализа),  выкладывание  их  из  букв  разрезной  азбуки.  

Чтение  предложений  с  предлогом  НА.  

Закрепить  правило,  что  предлоги  (предлог  НА)  пишутся  раздельно  со  словами.

На  суку  кукушка.  На,  Мурка,  молоко.

Словарный  диктант:  лук,  сок,  каша,  корм.

3.

Звуки [т],[т'].

Буква Т.

Определение  позиции  звуков  [т],[т']  в  словах  (начало,  середина,  конец).

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов  типа:  та,  ту,  то,  ат,  ут,    слов:  крот,  рот,  утка,  туман.  Наташа.

Звуко-слоговая схема  этих  слов  (выкладывание).

Знакомство  с  буквой  Т.

Печатание  буквы  Т.        

Чтение  слогов  и  слов  (смотри  из  звукового  анализа),  выкладывание  их  из  букв  разрезной  азбуки.  

Знакомство  с  рассказом.  Выделение  названия  рассказа.  Дать  понятие,  что  рассказ  состоит  из  предложений.  Определение  границ  предложений.  Нахождение  предложений  с  предлогом  (У).

Наш  хор.  У  Наты  ноты.  У  Томы  ноты.  У  Ромы  ноты.  У  нас  хор.

Словарный  диктант:  кот,  туман,  Тома.

4.

Звук [и].

Дифференциация  звуков  [и]-[ы].

Буква И.

Определение  позиции  звука  [и]  в  словах  (начало,  середина,  конец).

Познакомить  с  правилом:  если  гласный  [и]  следует  после  согласных,  то  согласные  звуки  произносятся  мягко:  ми,  пи,  си.

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов  типа:  ми,  си,  ти,  ки,  им,  ис,  ик,  ит,    слов:  Мила,  кит,  мишка,  кино.

Выкладывание  схем  слогов,  слов:

кино    (картинка),

кит    (картинка),

мишка    (картинка).

Определение  позиции  звуков  [и] - [ы]   в  словах  (середина,  конец).

Дифференциация  твердых  и  мягких  согласных  в  слогах:  сы-си,  ки-кы,  мы-ми.  Звуковой  анализ  эих  слогов  и  слов:  мышка-мишка,  Мила-мыла.

Знакомство  с  буквой  И.

Печатание  буквы  И.        

Чтение  слогов  типа:  ми,  ши,  си,  ри,  иш,  им,  ик,  слов:  Мила,  мишка,  кит,  шарик.

Знакомство  с  правилом:  ШИ – пиши  с  буквой  И.

Печатание  слогов  и  слов,  выкладывание  их  из  букв  разрезной  азбуки.

Чтение,  анализ  и  пересказ  рассказа  Ира  и  Ната.  У  Иры  кукла.  И  у  Наты  кукла.  Ира  и  Ната  малы.

Слоговой  диктант:  мы,  ми,  ти,  ты,  кы,  ки.

Я

Н

В

А

Р

Ь

2.

Звуки [п],[п'].

Буква П.

Определение  позиции  звуков  [п],[п']  в  словах.

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  па,  по,  пу,  пи,  спи,  шпи…,  слов:  лапа,  папка,  спит,  пилил,  топорик,  шапка,  пила,  пушок.

Повторение  правила  на  дифференциацию  твердых  и  мягких  согласных.

 Если  гласные  звуки  [а],  [у],  [о],  [ы]  следуют  после  согласных,  то  согласные  звуки  произносятся  твердо.  Если  гласный  [и]  следует  после  согласных,  то  согласные  звуки  произносятся  мягко.

Звуко-слоговая  схема  слов:  папа,  шапка,  пилка,  топорик. 

Знакомство  с  буквой  П.

Печатание  буквы  П.

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа).

Закрепление  правила  написания  слога  ШИ.

Чтение  рассказа.  Наш  папа.  У  папы  Маша.  У  папы  Паша.  Мы  у  папы  малыши.        

Составление  слов  из  букв  разрезной  азбуки:  шапка,  пушок,  пила.

3.

Звуки [з],[з'].

Дифференциация  звуков  [с]-[з].

Буква З.

Определение  позиции  звуков  [з],[з']  в  словах  (начало,  середина).

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  за,  зо,  зу,  зи,  аз,  оз,  из…,  слов:  Зина,  узор,  зима,  замок,  зонт…

Дифференциация  звуков  [с]-[з]  в  слогах  и  словах:  коза-коса,  роза-роса.

Звуко-слоговая схема этих  слов.

Знакомство  с  буквой  З.

Печатание  буквы  З.

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа).

Преобразование  слов  из  букв  разрезной  азбуки:  козы-косы,  розы-росы.           

Чтение  предложений  (анализ  по  словам,  их  подсчет  в  предложении).  Зима.  Наступила  зима.  Стало  морозно.  У  Лизы  санки.  На  санках  Зина.        

4.

Звук [й].

Дифференциация  звуков  [й]-[и].

Буква Й.

Определение  позиции  звука  [й]  в  словах.

 Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  ай,  ой,  ый,  ий,  слов:  май,  сарай,  зайка,  майка…

Дифференциация  звуков  [й]-[и]  в  словах:  мой-мои.

Звуко-слоговая схема этих  слов.

Знакомство  с  буквой  Й.

Печатание  буквы  Й.

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа).

Выкладывание  их  из  букв  разрезной  азбуки.

Закрепить  правило,  что  предлоги  (предлог  С)  пишутся  раздельно  со  словами.  Чтение  предложений.

У  машины.  Саша  с  папой.  Маша  с  мамой.  Мама  с  лайкой.        

Списывание  слов:  зайка,  май,  рой.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1.

Звуки [г],[г'].

Дифференциация  звуков  [г]-[к].

Буква Г.

Определение  позиции  звуков  [г],[г']  в  словах .

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  аг,  ог,  уг…,  га,  ги…,  слов:  магнит,  гуси,  ноги,  угли…

Звуко-слоговая схема этих  слов.

Дифференциация  звуков  [г]-[к]  в  слогах  и  словах.

Звуковой  анализ  и  синтез  слов:  гости-кости,  гора-кора,  корка-горка.

Звуко-слоговая  схема  слов:  гости,  кости.

Знакомство  с  буквой  Г.

Печатание  буквы  Г.

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа).

Преобразование  слов  из  букв  разрезной  азбуки:  гости-кости,  гора-кора,  корка-горка.

Закрепить  правило,  что  предлог  ЗА  пишется  раздельно  со  словами  в  предложении.        

Чтение  предложений  (анализ  по  словам,  подсчет  слов  в  предложении,  нахождение  предлога  ЗА).

Гуси.  Там  луг.  За  лугом  горы.  За  горами  гроза.  У  Гали  гуси.  Они  на  лугу.  Там  много  корма.  Гуси  умны.  Гуси  сыты.

Словарный  диктант:  горы,  гуси,  игры.

2.

Звуки [в],[в'].

Буква В.

Определение  позиции  звуков  [в],[в']  в  словах .

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  ва,  во,  ви,  вы,  вна,  всу,  хво…,  слов:  ваза,  ива,  трава,  вол,  вата,  совы.

Звуко-слоговая  схема  слов:  ива,  трава,  вол.

Знакомство  с  буквой  В.

Печатание  буквы  В.        

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа).

Закрепить  правило,  что  предлоги  (предлог  В)  пишутся  раздельно  со  словами.  Чтение  предложений.

Парк.  Мама,  Вова  и  Вика  пришли  в  парк.

- Вот  ивы, - говорит  мама.

- А вот  липы, - говорит  Вова.

- А  там  вишни, - говорит  Вика, - смотри,  как  красиво!

Словарный  диктант:  вата,  вол,  ива.

3.

Звуки [д],[д'].

Дифференциация  звуков  [д]-[т].

Буква Д.

Определение  позиции  звуков  [д],[д']  в  словах .

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  да,  до,  ду,  ди,  слов:  Даша,  дом,  душ,  дым,  домик,  сады…

Звуко-слоговая  схема  слов:  Даша,  дом,  домик,  Дима.

Дифференциация  звуков  [д]-[т]  в  слогах  типа:  да-та,  до-то,  ду-ту…,  словах:  дом-том,  домик-томик.

Звуко-слоговая  схема  этих  слов.

                                         

Знакомство  с  буквой  Д.

Печатание  буквы  Д.        

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа),  выкладывание  их  из  букв  разрезной  азбуки.

Чтение  предложений  (анализ  по  вопросам).

В  саду.  У  нас  сад.  В  саду  наш  дом.  У  дома  сидит  мама.  Около  мамы  стоит  Даша.  У  Даши  в  руках  розы.  – На,  мама,  розы.

  1. Кто  сидит  около  дома?
  2. Кто  стоит  у  дома?

Закрепить  правило  написания  заглавной  буквы.

Словарный  диктант:  Даша,  дом,  дымок.

4.

Звуки [б],[б'].

Дифференциация  звуков  [б]-[п].

Буква Б.

Определение  позиции  звуков  [б],[б']  в  словах .

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  ба,  бо,  бу,  бы,  би,  слов:  банка,  бусы,  бублик,  Борис,  бор.

Звуко-слоговая  схема  слов:  банка,  бор,  Борис.

Дифференциация  звуков  [д]-[т]  в  слогах  типа:  ба-па,  бо-по,  бу-пу,  би-пи,  збо-спо…,  словах:  балка-палка,  были-пили.

Звуко-слоговая  схема  слов:  балка-палка.

Знакомство  с  буквой  Б.

Печатание  буквы  Б.        

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа).

Выкладывание  слов  из  букв  разрезной  азбуки,  их  преобразование.

Чтение  предложений.

Грибники.  Борис  и  Барбос  пошли  в  бор  за  грибами.  Шли-шли – боровик  нашли!  Барбос  грибы  искал.  Борис  их  в  корзину  клал.

Закрепить  правило,  что  предлоги  (предлог  ЗА)  пишутся  раздельно  со  словами.  

Слоговой  диктант:  зба,  спа,  зби,  спи.

М

А

Р

Т

1.

Звук [ж].

Дифференциация  звуков  [ж]-[з].

Дифференциация  звуков  [ж]-[ш].

Буква Ж.

Определение  позиции  звука  [ж]  в  словах .

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  жа,  жо,  жу,  жи,  слов:  жар,  жара,  лужок,  жуки.

Звуко-слоговая  схема  слов:  жар,  жуки,  лужок.

Дифференциация  звуков  [ж]-[з]  в  слогах  типа:  жа-за,  жо-зо,  жи-зы,  жда-зда,  жва-зна…

Звуковой  анализ  и  синтез  слов:  кожа-коза,  пожар-базар,  база-баржа.

Дифференциация  звуков  [ж]-[ш]  в  слогах  типа:  жа-ша,  шу-жу,  шпу-жбу…

Звуковой  анализ  и  синтез  слов:  жар-шар,  лужок-пушок,  рожок-горшок.

Знакомство  с  буквой  Ж.

Печатание  буквы  Ж.

Знакомство  с  правилом:  ЖИ – пиши  с  буквой  И.

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа).

Выкладывание  слов  со  слогом  ЖИ  из  букв  разрезной  азбуки.

Чтение  предложений.

На  лугу.  Вот  лужок.  Тут  бродит  собака  Дружок.  Над  дружком  жуки  кружат.  Один  жук  упал.  Он  в  дружка  попал.  На  носу  сидит  и  жужжит,  жужжит:  «Ж-ж-ж».

Анализ  предложения  по  словам:  Вот  лужок.  

Выкладывание  этого  предложения  из  букв  разрезной  азбуки.

2.

Буква Е.

Познакомить  с  тем,  что,  если  гласная  буква  Е  стоит  в  начале  слов  или  после  гласных,  то  в  ней  два  звука - [й][э]  ,  и  если  гласная  буква  Е  стоит  после  согласных,  то  согласные  звуки  произносятся  мягко,  а  в  букве  Е  остается  только  один  звук  [э]:  например – ме -   .

Звуковой  анализ  и  синтез  слов:  ежи,  Егор,  сено,  Вера,  лес.

Звуко-слоговая  схема  слов:  ежи,  Егор,  сено,  Вера,  лес.

Познакомить,  что  буква  Е – гласная.

Печатание  буквы  Е.

Чтение  слогов  и  слов:  ес,  ет,  ем,  ел,  ей…,  ели,  ежи,  Егор,  ежата.

Познакомить  с  тем,  что,  если  гласная  буква  Е  стоит  после  согласных,  то  согласные  звуки  произносятся  мягко.

Чтение  слогов  и  слов:  се,  ве,  ле,  не,  все…,  сено,  дело,  Вера,  Лена,  белка,  ветка… 

Чтение  и  анализ  предложений.

В  лесу.  Егор  и  Лена  ходили  в  лес.  Там  высокие  ели.  В  лесу  живут  ежи.  Но  Егор  и  Лена  их  не  видели.

Слоговой  и  словарный  диктант:  ес,  ет,  ем,  ве,  ле,  не…,  ежи,  Егор,  сено,  лес.

3.

Буква Ь.

Познакомить,  что  буква  Ь  обозначает  мягкость  согласного.

Печатание  буквы  Ь.

Чтение  слогов  и  слов:  онь,  ось,  ить,  ать…,  гусь,  конь,  лось,  рысь…

Чтение  и  анализ  предложений.

Рыбаки.  Дети  ловили  рыбу.  У  Лены  окунь.  У  Гены  линь.  У  Жоры  карась.  А  у  Димы  пескарь.

Выкладывание  из  букв  разрезной  азбуки  предложения -  У  Лены  окунь.

Словарный  диктант:  гусь,  лось,  карась.

4.

Буква Я.

Различение  букв  А – Я.

Познакомить  с  тем,  что,  если  гласная  буква  Я  стоит  в  начале  слов  или  после  гласных,  то  в  ней  два  звука - [й][а]  ,  и  если  гласная  буква  Я  стоит  после  согласных  или  Ь,  то  согласные  звуки  произносятся  мягко,  а  в  букве  Я  остается  только  один  звук  [а]:  например – мя -   .

Звуковой  анализ  и  синтез  слов:  яма,  Катя,  ягода,  перья,  семья.

Звуко-слоговая  схема  слов:  яма,  Катя,  ягода,  перья,  семья.

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  ма-мя,  са-ся,  ра-ря,  сма-смя…,  слов:  Нина - Таня,  Лида - Надя.

Звуко-слоговая  схема  этих  слов.

Знакомство  с  буквой  Я.

Печатание  буквы  Я.

Запомнить,  что  если  гласная  буква  А  стоит  после  согласной,  то  согласный  звук  произносится  твердо  (ма,  па,  ра).  А  если  гласная  буква  Я  стоит  после  согласной,  то  согласный  звук  произносится  мягко  (мя,  пя,  ря).

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа).

Чтение  и  пересказ  текста.

Зоя  и  Ваня.  Наша  Зоя  маленькая.  Санки  возить  не  может.  Зое  покататься  на  санках  Ваня  поможет.

Слоговой  и  словарный  диктант:  тя,  та,  ра,  ря,  Нина,  Таня.

А

П

Р

Е

Л

Ь

1.

Буква Ю.

Различение  букв  У – Ю.

Познакомить  с  тем,  что,  если  гласная  буква  Ю  стоит  в  начале  слов  или  после  гласных,  то  в  ней  два  звука - [й][у]  ,  и  если  гласная  буква  Ю  стоит  после  согласных  или  Ь,  то  согласные  звуки  произносятся  мягко,  а  в  букве  Ю  остается  только  один  звук  [у]:  например – мю -   .

Звуковой  анализ  и  синтез  слов:  Юра,  Юля,  юбка,  пою,  стою,  люди,  Люба.

Звуко-слоговая  схема  слов:  Юра,  Юля,  юбка,  пою,  стою,  люди,  Люба.

Звуковой  анлиз  и  синтез  слогов:  лу-лю,  клу-клю,  ру-рю,  слов:  гуляют,  рисуют.

Звуко-слоговая  схема  этих  слов.

Знакомство  с  буквой  Ю.

Печатание  буквы  Ю.

Запомнить,  что  если  гласная  буква  У  стоит  после  согласной,  то  согласный  звук  произносится  твердо  (му,  пу,  ру).  А  если  гласная  буква  Ю  стоит  после  согласной,  то  согласный  звук  произносится  мягко  (мю,  пю,  рю).

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа).

Чтение  и  пересказ  текста.

Рано  утром  я  встаю.  Делаю  зарядку.

Я  руки  поднимаю.  Я  руки  опускаю.

Фразовый  диктант.

Юра  и  Люба  гуляют.

2.

Буква Ё.

Различение  букв  О – Ё.

Познакомить  с  тем,  что,  если  гласная  буква  Ё  стоит  в  начале  слов  или  после  гласных,  то  в  ней  два  звука - [й][о]  ,  и  если  гласная  буква  Ё  стоит  после  согласных  или  Ь,  то  согласные  звуки  произносятся  мягко,  а  в  букве  Ё  остается  только  один  звук  [о]:  например – мё -   .

Звуковой  анализ  и  синтез  слов:  ёжик,  ёлка,  Сёма,  Лёва.

Звуко-слоговая  схема  слов:  ёжик,  ёлка, Сёма,  Лёва.

Звуковой  анлиз  и  синтез  слогов:  со-сё,  ло-лё,  сто-стё…,  слов:  поёт,  идёт.

Звуко-слоговая  схема  этих  слов.

Знакомство  с  буквой  Ё.

Печатание  буквы  Ё.

Запомнить,  что  если  гласная  буква  О  стоит  после  согласной,  то  согласный  звук  произносится  твердо  (мо,  по,  ро).  А  если  гласная  буква  Ё  стоит  после  согласной,  то  согласный  звук  произносится  мягко  (мё,  пё,  рё).

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа).

Чтение  и  пересказ  текста.

Дети  и  ёж.  В  лесу  гуляли  дети.  И  ёжика  нашли.  Ёжика  дети  домой  принесли.  Дали  ему  молока.

Слоговой  и  словарный  диктант:  то,  тё,  во,  вё.  Лёша,  ёжик.

Фразовый  диктант.

В  лесу  гуляли  дети.

3.

Звук [ч].

Дифференциация  звуков  [ч]-[т'].

Буква Ч.

Определение  позиции  звука  [ч]  в  словах .

В  характеристике  звука  [ч]  отметить:  согласный,  глухой,  всегда  мягкий.

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  ач,  оч,  уч,  ча,  че,  чи,  чо…,  слов:  мяч,  очки,  ключ,  обруч…

Звуко-слоговая  схема  слов:  мяч,  калач,  ключ,  обруч…

Дифференциация  звуков  [ч]-[т']  в  слогах  типа:  ач-ать,  оч-оть,  чу-тю,  чи-ти…

Звуковой  анализ  и  синтез  слов:  плач – платье.

Звуко-слоговая  схема  этих  слов.

Знакомство  с  буквой  Ч.

Печатание  буквы  Ч.

Правило  написания  слогов:  ЧА,  ЧУ.

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа).,  выкладывание  их  из  букв  разрезной  азбуки.

Чтение  предложений  с  последующим  анализом.

Сёма  и  грач.  На  берёзе  сидит  грач.  У  Сёмы  в  руках  калач.  – Грач,  грач,  на  тебе  калач!

Слоговой  диктант:  ач,  оч,  уч,  ич,  ча,  че,  чу,  чи.

4.

Звук [э].

Буква Э.

Различение  букв  ЭЕ.

Определение  позиции  звука  [э]  в  словах .

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  эм,  мэ…,  слов: это,  этаж,  экран,  Эдик.

Звуко-слоговая  схема  этих  слов.

Знакомство  с  буквой  Э.

Печатание  буквы  Э.

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа).,  выкладывание  их  из  букв  разрезной  азбуки.

Запомнить,  что  если  гласная  буква  Э  стоит  после  согласной,  то  согласный  звук  произносится  твердо  (мэ,  пэ,  рэ).  А  если  гласная  буква  Е  стоит  после  согласной,  то  согласный  звук  произносится  мягко  (ме,  пе,  ре).

Чтение  предложений  с  последующим  анализом.

Эхо.  Мы  были  в  лесу.  Папа  крикнул:  -  Э-эй!..  Ему  ответил  кто-то:  «Э-эй!  Э-эй!..»  - Это  эхо, - сказала  мама.

Слоговой  диктант:  эм,  эр,  ме,  ре,  ке.

М

А

Й

1.

Звук [ц].

Дифференциация  звуков  [ц]-[ч].

Дифференциация  звуков  [ц]-[с].

Буква Ц.

Определение  позиции  звука  [ц]  в  словах .

В  характеристике  звука  [ц]  отметить:  согласный,  глухой,  всегда  твердый.

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  ац,  яц,  ец,ца,  цу…,  слов:  заяц,  матрац,  цапля,  цепи.

Звуко-слоговая  схема  этих  слов.

Дифференциация  звуков  [ц]-[ч]  в  слогах  типа:  ца-ча,  цу-чу,  цы-чи…

Звуковой  анализ  и  синтез  слов:  цапля-чайник,  цепи-чеки,  вчера-цветок.

Звуко-слоговая  схема  этих  слов.

Дифференциация  звуков  [ц]-[с]  в  слогах  типа:  ац-ас,  са-ца…

Звуковой  анализ  и  синтез  слов:  синица-сестрица.

Звуко-слоговая  схема  этих  слов.

Знакомство  с  буквой  Ц.

Печатание  буквы  Ц.

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа).,  предложений,  выкладывание  их  из  букв  разрезной  азбуки.

Чтение  и  пересказ  текста.

Подарок.  Девочки  в  саду  цветы  собирали.  Цветочек  беленький,  цветочек  синенький,  цветочек  аленький.  А  потом  из  цветов  букет  сделали  и  подарили  его  своей  учительнице.

Фразовый  диктант.

Заяц  траву  косит.

2.

Звуки [ф],[ф'].

Буква Ф.

Определение  позиции  звуков  [ф],[ф']  в  словах .

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  фа,  фо,  фу,  фи,  фе,  фё…,  слов:  Фая,  фокус,  футбол,  фонарь.

Звуко-слоговая  схема  этих  слов.

Знакомство  с  буквой  Ф.

Печатание  буквы  Ф.

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа).,  предложений,  выкладывание  их  из  букв  разрезной  азбуки.

Чтение  и  пересказ  коротких  текстов.

Светофор.  На  улице  главный  начальник – это  светофор.  У  него  три  глаза – фонаря.  Один  фонарь – красный,  он  вверху.  Другой  фонарь – зелёный,  он  внизу.  А  в  середине  фонарь  жёлтый.  Все  люди  знают,  когда  можно  переходить  улицу.  А  ты  знаешь?

Словарный  диктант:  Фая,  фокус,  футбол

3.

Звук [щ].

Дифференциация  звуков  [щ]-[с].

Дифференциация  звуков  [щ]-[ч].

Буква Щ.

Определение  позиции  звука  [щ]  в  словах .

В  характеристике  звука  [щ]  отметить:  согласный,  глухой,  всегда  мягкий.

Звуковой  анализ  и  синтез  слогов:  ащ,  ощ.  Ущ,  ща,  щу,  ще…,  слов:  лещ,  плащ,  роща,  ящик…

Звуко-слоговая  схема  этих  слов.

Дифференциация  звуков  [щ]-[с]  в  слогах  типа:  ща-са,  щу-су,  сё-щё,  си-щи…,  словах:  лес-лещ,  роса-роща.

Звуковой  анализ  и  синтез  слов:  роса-роща.

Звуко-слоговая  схема  этих  слов.

Дифференциация  звуков  [щ]-[ч]  в  слогах  типа:  ща-ча,  чо-щё,  чу-щу,  щи-чи…,  словах:  щенок-щеночек,  ящик-ящичек.

Звуковой  анализ  и  синтез  слов:  щенок-щеночек.

Звуко-слоговая  схема  этих  слов.

Знакомство  с  буквой  Щ.

Печатание  буквы  Щ.

Правило  написания  слогов:  ЩА,  ЩУ.

Чтение  слогов  и  слов  (см.  из  звукового  анализа).,  предложений,  выкладывание  их  из  букв  разрезной  азбуки.

Чтение  текстов  с  последующим  анализом.

Про  маленького  щенка.  Этот  беленький  щенок – нашей  Жучки  сынок.  Щенок  любит  у  своего  домика  лежать,  маму  Жучку  поджидать.

Слоговой  диктант:  ащ,  ущ,  ощ,  ещ,  ща,  щу,  ще.

4.

Буква Ъ.

Различение  букв  ЬЪ.

Знакомство  с  буквой  Ъ.

Знакомство  с  правилом:  Ъ  обозначает  разделение  букв.

Печатание  буквы  Ъ.

Чтение  слогов:  объе,  объя,  съе,  въе…,  слов:  объявление,  въезд,  подъезд,  выкладывание  их  из  букв  разрезной  азбуки.

Чтение  слогов:  объя-обя,  съе-се,  разъе-разе…

Чтение  предложений,  их  пересказ.

Смелая  Вера.  Вера  любит  кататься  на  велосипеде.  Она  съехала  с  горы,  объехала  дерево,  и  подъехала  к  дому.  Вера  въехала  во  двор.  Во  дворе  Вера  чуть-чуть  не  столкнулась  с Вовой.  Но  они  сумели  разъехаться.  Вера  остановилась  у  подъезда.

Закрепление  изученных  предлогов,  правила  их  написания  в  предложении.

Слоговой  диктант:  объя,  въе,  съе,  разъе.