Дополнительная общеразвивающая программа "Говорушки"
рабочая программа (младшая группа)

Елена Петровна Николаева

Развитие речи детей посредством использования малых форм русского фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_nikolaeva_e.p.docx249.18 КБ

Предварительный просмотр:

103050208_48

Пояснительная записка

Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В них заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые доступны для восприятия совсем маленьким ребенком. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

В детских потешках заложен и тонкий педагогический смысл. Сопровождающиеся ласковыми поглаживаниями ручек, ножек, спинки и животика, потешки помогают новорожденным детям установить контакт с матерью и сделать приятными процессы ухода: смену пеленок, кормление, купание, укладывание на сон. Для детей второго и третьего года жизни потешки можно использовать в качестве утешения или развлечения.  Потешки развивают чувство доверия к окружающему миру. Когда ребенок слышит от воспитателя детского сада позитивную речь, то учится правильно понимать, воспринимать то, что находится рядом с ним. Потешки благотворно действуют на органы слуха, вызывают улыбку, смех и чувство глубокого удовлетворения. Никакие современные технологии не заменят ребенку тепло звучащего голоса.

Цели программы кружка: развитие речи, познавательных процессов; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Задачи кружка:

Образовательные:

- учить рассказывать потешку  с помощью воспитателя, активизировать словарь за счёт звукоподражаний.

Развивающие:

- развивать память, мышление, внимание.

Воспитательные:

- прививать интерес к русскому фольклору;

- вызвать эмоциональный отклик на чтение.

Методы организации деятельности детей: игровые, наглядные, словесные, практические; беседы с детьми; наблюдение за природой; слушание русских народных песен, сказок; инсценировки песен и малых фольклорных форм.

        Работа с родителями:

В первые годы жизни ребенок  почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному творчеству. Поэтому, для работы с родителями по этой теме запланировано:

- Наглядная агитация (консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Учите с нами».

- Информационно-аналитическая-оформление папки- передвижки.

-Познавательная (беседы о значимости устного народного творчества в развитии ребенка).

Ожидаемые результаты:

- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,

-Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.

План кружковой работы на  2022-2023 год

в первой младшей группе «Неваляшки»

Неделя

Тема, Задачи

Совместная деятельность с детьми

Материал

Сентябрь

2 неделя

Игра-потешка «Огуречик, огуречек».

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Учить звукоподражать.

Рассказывание потешки с использованием, наглядного материала. Пищали, как мышка «пи-пи-пи».

Игра догонялки «Мышка и огурчики».

Книжка «Потешки».

Маски: огурчик и мышка.

3 неделя

Пение колыбельной «Баю-баю-баиньки!»

  1. Ознакомить с содержанием текста колыбельной песни.
  2. Учит игровым действиям с куклой.

Прослушивание колыбельных песен на CD.

Использование имитационных приемов «укачивание младенца».

Кукла, магнитафон

4 неделя

Рассказывание заклички «Солнышко-вёдрышко».

  1. Формировать умение слушать закличку.
  2. Повторять игровые действия за воспитателем, действовать по сигналу.
  3. Учить играть в подвижную игру.

Слушание заклички.

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Звукоподражание капающему дождю «Кап-кап».

Наглядность картинка солнышка, зонтик.

Неделя

Тема, Задачи

Совместная деятельность с детьми

Материал

Октябрь

1 неделя

Рассказывание потешки «Водичка-водичка».

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Повторять игровые действия за воспитателем.
  3. Учить звукоподражать капающей воде.

Слушание потешки.

Звукоподражание капающей воде пение «Кап-кап-кап».

Имитация движений (моем ручки, умываем личико).

Наглядность картинка «Дети умываются».

2 неделя

Песенка-потешка «Зайка серенький сидит»

1. Формировать умение слушать песенку.

2.Учить повторять игровые действия за воспитателем.

Слушание песенки-потешки на магнитафоне.  Выполнение движений в соответствии с текстом ( с использованием маски – шапочки «заяц»).

Маска «Заяц», магнитафон.

3 неделя

Пение колыбельной «Баю-баюшки-баю!»

  1. Ознакомить с содержанием текста колыбельной песни.
  2. Учи игровым действиям с куклой.

Прослушивание колыбельных песен на CD.  Использование имитационных приемов «укачивание младенца».

Кукла, магнитафон

4 неделя

Рассказывание потешки «Из-за леса из-за гор».

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Обогащать словарь детей.
  3. Учить звукоподражать домашним животным.

Игра «Кто это?» (с домашними животными)

Слушание потешки.

Звукоподражание домашним животным: лошади, корове, козе, жеребенку, теленку, козленку).

Игрушка лошадь, корова, коза, жеребенок, теленок, козленок, кукла би-ба-бо «дедушка».

Неделя

Тема, Задачи

Совместная деятельность с детьми

Материал

Ноябрь

1 неделя

Рассказывание потешки «Петушок»

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Повторять игровые действия за воспитателем.
  3. Учить звукоподражать.

Слушание потешки.

Пение, как петушок «Ку-ка-ре-ку».

Имитация движений (идти высоко поднимая ногу, махающие движения руками).

Игрушка «петушок»

2 неделя

Песенка-потешка «Заинька походи».

  1. Формировать умение слушать песенку.
  2. Учить повторять игровые действия за воспитателем.        

Слушание песенки-потешки на иагнитафоне. Выполнение движений в соответствии с текстом (с использованием маски-шапочки «заяц»).

Маска «Заяц», магнитафон

3 неделя

Пение колыбельной «Баю-бай, ты собачка не лай!»

  1. Ознакомить с содержанием текста колыбельной песни.
  2. Учит игровым действиям с куклой.

Рассматривание игрушек. Использование имитационных приемов «укачивание младенца».

Кукла, игрушечная собачка.

4 неделя

Рассказывание потешки «Как у нашего кота».

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Обогащать словарь детей.
  3. Учить звукоподражать коту.

Игра «Кто это?» (рассматривание игрушки кота).

Слушание потешки.

Звукоподражание котику.

Игрушка «котик».

Неделя

Тема, Задачи

Совместная деятельность с детьми

Материал

Декабрь

1 неделя

Рассказывание потешки «Ладушки, ладушки!»

1. Формировать умение слушать потешку.

2. Повторять игровые действия за воспитателем.

Слушание потешки. Учить договаривать слова. Имитация движений.

Кукла бибабо «Бабушка Маланья».

2 неделя

Песенка-потешка «Киска к деткам подошла».

  1. Формировать умение слушать песенку.
  2. Развивать двигательную активность детей, укреплять дыхательную систему.

Слушание песенки-потешки. Пальчиковая игра «Мисочка для «Кошки».

Дыхательное упражнение «Подуй на бантик». Подвижная игра «Бантик для кошечки».

(взрослый берет в руки игрушку «Кошку» и предлагает детям потянуть за бантики, а «Кошка» пытается поймать бантики).

Игрушка «Кошка», муляжи фруктов и овощей.

3 неделя

Рассказывание потешки «Совушка-сова».

1. Ознакомить с содержанием текста потешки.

2. Формировать умение слушать потешку.

3. Учить повторять игровые действия за воспитателем.

Рассматривание игрушки «сова». Слушание потешки. Учить договаривать слова. Имитация движений.

Игрушка «сова».

4 неделя

Рассказывание потешки «Зайка серый наряжается».

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Обогащать словарь детей.
  3. Учить повторять действия за воспитателем.

Игра «Кто это?». Слушание потешки. Имитация движений.

Игрушка «зайка», мыло, ванночка.

Неделя

Тема, Задачи

Совместная деятельность с детьми

Материал

Январь

1 неделя

Рассказывание потешки «Валенки, валенки».

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Повторять игровые действия за воспитателем.

Рассматривание игрушки кукла в одежде. Слушание потешки. Учить договаривать, проговаривать слова. Имитация движений.

Кукла Маша.

2 неделя

Потешка «Как у Яшки у кота».

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Учить повторять игровые действия за воспитателем.

Слушание потешки. Выполнение движений в соответствии с текстом (с использованием игрушки «Кошка»).

Игрушка «Кошка», мячик среднего размера.

3 неделя

Рассказывание потешки «Ой, ты заюшка-пострел».

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Обогащать словарь детей.
  3. Учить повторять игровые действия за воспитателем.

Рассматривание игрушки «Зайка». Слушание потешки. Имитация движений.

Игрушка «Зайка».

4 неделя

Потешка «У киски боли»!

  1. Ознакомить с содержанием текста потешки.
  2. Формировать умение слушать потешку.
  3. Учить повторять  игровые действия за воспитателем.

Рассматривание куколки.

 Сюжетно-ролевая игра «Доктор».

Кукла.

Неделя

Тема, Задачи

Совместная деятельность с детьми

Материал

Февраль

1 неделя

Рассказывание потешки «Идет коза рогатая».

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Повторять игровые действия за воспитателем.

Рассматривание игрушки коза. Слушание потешки. Учить договаривать слова. Имитация движений.

Игрушка «коза».

2 неделя

Потешка «Дай молочка, Буренушка».

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Учить повторять игровые действия за воспитателем.

Слушание потешки.

Игрушка «Корова».

3 неделя

Пение колыбельной «Баю, баю, буси»

  1. Ознакомить с содержанием текста колыбельной песни.
  2. Формировать умение слушать колыбельную.
  3. Учить повторять игровые действия за воспитателем.

Рассматривание куколки.

Использование имитационных приемов «укачивание младенца».

Кукла, коляска.

4 неделя

Рассказывание потешки «А у нас есть ложки».

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Обогащать словарь детей.
  3. Учить повторять игровые действия за воспитателем.

Рассматривание игрушек: куколка, игрушечная посуда.

Слушание потешки.

Имитация движений.

Игрушка «куколка», «посудка».

Неделя

Тема, Задачи

Совместная деятельность с детьми

Материал

Март

1 неделя

Рассказывание потешки «Расти коса до пояса».

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Повторять игровые действия за воспитателем.

Рассматривание куколки Маши.

Слушание потешки. Учить договаривать слова. Имитация движений.

Игрушка «Куколка», расческа.

2 неделя

Потешка «У котика в чашке».

  1. Формировать умение слушать потешку
  2. Учить повторять движения за воспитателем.        

Слушание потешки.

Игрушка «Котик».

3 неделя

Пение колыбельной «Котя-котюшка, коток».

  1. Ознакомить с содержанием колыбельной песню.
  2. Формировать умение слушать колыбельную песню.
  3. Учить повторять игровые действия за воспитателем.

Рассматривание куколки, игрушечного кота. Использование имитационных приемов «укачивание младенца».

Кукла, игрушка кот, коляска.

4 неделя

Рассказывание заклички «Здравствуй, ветер озорной».

  1. Формировать умение слушать закличку.
  2. Обогащать словарь детей.
  3. Учить повторять игровые действия за воспитателем.

Слушание заклички.

Игра «Подуем на бабочку»

Д/игра «Подуй на бабочку».

Неделя

Тема, Задачи

Совместная деятельность с детьми

Материал

Апрель

1 неделя

Рассказывание потешки «Та-ра-ра ли, та-ра-ра».

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Повторять игровые действия за воспитателем.

Рассматривание игрушки лошадка. Слушание потешки. Учить договаривать слова. Имитация движений по тексту.

Игрушка «лошадку».

2 неделя

Потешка «Раз-два-три-четыре-пять». 

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Учить повторять игровые действия за воспитателем.

Рассматривание куколки в одежде. Слушание потешки.

Игрушка «Куколка».

3 неделя

Пение колыбельной «Тишина у пруда».

  1. Ознакомить с содержанием текста колыбельной песни.
  2. Формировать умение слушать колыбельную.
  3. Учить повторять игровые действия за воспитателем

Рассматривание куколки. Использование имитационных приемов «укачивание младенца».

Куколка, коляска.

4 неделя

Рассказывание заклички «Солнышко, солнышко!».

  1. Формировать умение слушать закличку.
  2. Обогащать словарь детей.
  3. Учить повторять игровые действия за воспитателем, действовать по сигналу.

Слушание заклички. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Игрушка «Солнышко», зонт.

Неделя

Тема, Задачи

Совместная деятельность с детьми

Материал

Май

1 неделя

Потешка «Водичка-водичка».

1. Формировать умение слушать потешку.

2. Учить повторять игровые действия за воспитателем.

        

Рассматривание куколки.

Слушание потешки.         

Игрушка «Куколка».

2 неделя

Рассказывание потешки «Раным-рано-поутру».

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Повторять игровые действия за воспитателем.        

Рассматривание игрушки «корова», куклы «дедушка». Слушание потешки. Учить договаривать слова. Пальчиковая игра «Подудим на дудке». Имитация движений по тексту.

Игрушка «корова», кукла бибабо «дедушка».

3 неделя

Пение колыбельной «Байки-побайки».

  1. Ознакомить с содержанием текста колыбельной песни.
  2. Формировать умение слушать колыбельную.
  3. Учить повторять игровые действия за воспитателем

Рассматривание куколки. Использование имитационных приемов «укачивание младенца».

Кукла.

4 неделя

Рассказывание потешки «Киска-киска».

  1. Формировать умение слушать потешку.
  2. Учить показывать, называть части тела у кота.
  3. Учить звукоподражать: говорить «мяу».

Слушание потешки. Рассматривание игрушечного кота. Звукоподражание «мяу». Игры с котом «Поймай бантик».

Игрушка кот.

Приложение

N

Сентябрь

N

Октябрь

N

Ноябрь

1

Адаптация

1

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

1

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поёшь,

Деткам спать не даешь?

2

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись,

Наш малыш по ней пойдет, Через киску упадёт!..

2

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит,

Вот так, вот так

И ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

2

Заинька походи,

Серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись,

Серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так –этак покружись.

Заинька, топни ножкой

Серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

3

Баю-баю-баиньки,

В огороде заиньки.

Зайки травку едят,

Малым деткам спать велят.

3

Маленькие зайки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

3

Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они поспят подольше,

Вырастут побольше.

4

Солнышко-ведрышко

Выгляни в окошко.

Солнышко нарядись,

Красное покажись!

Солнышко-ведрышко

Взойди поскорей

Освети, обогрей

Телят, да ягнят,

И малых ребят!

4

Из-за леса, из-за гор,

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костер.

Кушают кашку,

Слушают сказку.

4

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Мягкая, пушистая,

Серенькая, чистая.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

N

Декабрь

N

Январь

N

Февраль

1

Ладушки-ладушки!

Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

1

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

1

Идет коза рогатая,

За малыми ребятами,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодаю, забодаю!

2

Киска к деткам подошла,

Молочка просила,

Молочка просила,

«Мяу» говорила.

Мяу….Мяу…Мяу

Угостили молочком

Кисонька поела,

Кисонька поела,

Песенку запела:

-Мррр….Мурр…Мурр

2

Как у Яшки у кота

Шубка очень хороша:

На груди манишка,

На ногах штанишки,

На пушистых лапках

Коготки-царапки.

Яша-котик озорной,

Он веселый и смешной:

Любит мячик он гонять,

На подушечке лежать.

2

Дай молочка, Буренушка!

Хоть капельку – на донышко!

Ждут меня котята, Милые ребята!

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

3

Ах ты совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела, Головою ты вертела-

Во траву свалилася,

В ямку покатилася!

3

Ой ты заюшка-пострел,

К нам за стол незванный сел.

Сел, головкой повертел,

Ам! – и все до крошки съел.

3

«Баю, баю, буси!

Прилетели гуси.

Сели гусюшки в кружок,

Дали Ване пирожок,

Дали Ване пряничка.

Спи скорее, Ванечка!»

4

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Надел бантик, стал он франтик.

4

У киски боли,

У собачки боли,

А у моего малыша

Заживи-заживи-заживи.

4

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот-тарелка, вот-еда.

Не осталось и следа.

N

Март

N

Апрель

N

Май

1

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят-

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса не путайся-

Маму, дочка, слушайся.

1

Ай лады, лады,  лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

1

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико.

2

У котика в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели.

Две тетери кашку съели.

И кричат они котену:

«Ротозей, ты ротозей!

Если дали тебе кашку

Надо есть ее скорей!

2

Раз, два, три, четыре, пять-

Собираемся гулять,

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Новые сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать

2

Раным-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

3

Котя-котюшка, коток,

Котя, серенький лобок;

Приди котик ночевать,

Нашу деточку качать.

Баю-баю, баю-бай,

Спи скорее, засыпай!

Сходит котя на торжок,

Купит котя пирожок,

Принесет его нам котик,

И положит прямо в ротик,

Баю-баю, баю-бай,

Спи скорее, засыпай!

3

Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

3

Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать.

Стали в дудки играть,

Начал Миша засыпать.

4

Здравствуй, ветер озорной,

Летом, осенью, весной

Ты прохладу даришь нам

И деревьям, и цветам.

4

Солнышко, солнышко!

Ты всех любишь, ты всех греешь,

Всех ласкаешь и жалеешь,

Наше Солнышко, наш свет,

Вот тебе мы шлем привет!

4

Машенька, Маша,

Куколка наша.

В санки садилась,

С горки покатилась.

У-у-х!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....