Дополнительная общеобразовательная программа фольклорного объединения «Хомусчаан»
методическая разработка (подготовительная группа)

Тастыгина Елена Александровна

Дополнительная общеобразовательная программа фольклорного объединения «Хомусчаан» является модифицированной, имеет художественную направленность, предназначена для ознакомления и изучения фольклора народов Якутии, разработана для русскоязычных детей.

Возраст детей

6-7 лет

Объем программы

36 ч.

Участники сетевого взаимодействия

МБДОУ д/с №1 «Ручеек», МБДОУ д/с №3 «Чебурашка»

Актуальность, педагогическая

целесообразность программы

Актуальность программы заключается в том, что она создана для детей, не являющихся представителями коренного населения народа Саха. Программа решает вопросы познания народной культуры своей малой родины, независимо от того, представителем какой национальности является ребенок, каким языком является его родной язык.

Значимость программы заключается в том, что традиционная культура рассматривается здесь как знание, без которого общество не может развиваться, традиции – как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании личностно-деятельностного характера обучения, способствующего развитию у детей стремления к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; ситуации «успеха» для каждого учащегося; максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; условий для развития у детей коммуникативных навыков, чувства ответственности за коллективный результат, облегчения процесса адаптации в обществе. 

        

Цель программы

Этнокультурное образование детей через изучение и освоение традиций якутского фольклора, и на этой основе – овладение приемами игры на деревянном хомусе;

Основные задачи программы

-Формирование интереса и уважения к национальной культуре якутского народа;

-Воспитание любви к своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа «Хомусчаан»62.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Заявка

учреждения дополнительного образования детей на участие в региональном конкурсе дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме

Муниципальное образование

ГО «Жатай»

ОУ ДОД

МБОУ ДО ЦВР «Росток» ГО «Жатай»

Ф.И.О. руководителя

Тастыгина Елена Александровна

Тел.

+7-999-244-64-07

e-mail

e.tastygina@mail.ru

Направленность программы

художественная

техническая

естественнонаучная

художественная

Фольклорная студия «Хомусчаан»

туристско-краеведческая

социально-гуманитарная

физкультурно-спортивная

Должность:  директор

Попова Туйара Ивановна

____________________

Печать

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Информационная карта программы, реализуемой в сетевой форме

Ф.И.О. (полностью) авторов-составителей программы

Тастыгина Елена Александровна

ОУ ДОД

МБОУ ДО ЦВР «Росток» ГО «Жатай»

Наименование программы

Фольклорное объединение «Хомусчаан»

Направленность программы (техническая,

естественнонаучная, художественная,

туристско-краеведческая,

социально-гуманитарная, физкультурно-спортивная)

Дополнительная общеобразовательная программа фольклорного объединения «Хомусчаан» является модифицированной, имеет художественную направленность, предназначена для ознакомления и изучения фольклора народов Якутии, разработана для русскоязычных детей.

Возраст детей

6-7 лет

Объем программы

36 ч.

Участники сетевого взаимодействия

МБДОУ д/с №1 «Ручеек», МБДОУ д/с №3 «Чебурашка»

Актуальность, педагогическая

целесообразность программы

Актуальность программы заключается в том, что она создана для детей, не являющихся представителями коренного населения народа Саха. Программа решает вопросы познания народной культуры своей малой родины, независимо от того, представителем какой национальности является ребенок, каким языком является его родной язык.

Значимость программы заключается в том, что традиционная культура рассматривается здесь как знание, без которого общество не может развиваться, традиции – как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития.

 Педагогическая целесообразность программы заключается в создании личностно-деятельностного характера обучения, способствующего развитию у детей стремления к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; ситуации «успеха» для каждого учащегося; максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; условий для развития у детей коммуникативных навыков, чувства ответственности за коллективный результат, облегчения процесса адаптации в обществе.

         

Цель программы

Этнокультурное образование детей через изучение и освоение традиций якутского фольклора, и на этой основе – овладение приемами игры на деревянном хомусе;

Основные задачи программы

-Формирование интереса и уважения к национальной культуре якутского народа;

-Воспитание любви к своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу и всем народам, проживающим в республике, к их культуре и духовным традициям;

Основные (планируемые) результаты

реализации программы:

- предметные;

- метапредметные;

- личностные

Предметные:

-расширять знания в области истории развития хомуса;

-приобщать детей к национальному музыкальному инструменту как этнокультурному наследию народа Саха;

-обучать практическим навыкам игры на деревянном хомусе;

Личностные:

-формировать эстетический и художественный вкус, познавательный интерес.

-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности;

создавать условия для личностного роста ребенка;

-развивать эмоциональное  восприятие музыки;

-воспитывать  бережное  отношение к культуре других национальностей;

Метапредметные:

-выявлять и развивать индивидуальные творческие и музыкальные способности в процессе изучения культуры народа саха;

-развивать коммуникативные качества детей посредством народных песен, танцев, игр;

Форма итоговой диагностики результатов

В конце учебного года формой итоговой диагностики результатов по обучению первоначальным навыкам игры на деревянном хомусе детей старшего дошкольного возраста является итоговый контроль по освоению дополнительной общеобразовательной программы.

(приложение 6)

Используемые сетевые ресурсы

(материально-технические, кадровые, методические и др.)

-компьютер  с необходимым программным обеспечением и с выделенным каналом выхода в Интернет;

-мультимедийная проекционная установка;

-DVD, CD – диски, флеш – карты;

-хомусы (железные);

-хомусы деревянные;

-спиртовые салфетки;

-якутские музыкальные инструменты (туйах, муос);

-книга «Саха төрүт оонньуулара» народные игры и забавы саха. А.С. Федоров. «Бичик», 2018 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

п/п

Структурный

компонент

программы

Содержание структурного компонента

1.

Оформление

титульного листа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Росток» Городского округа «Жатай»

Утверждена директором МБОУ ДО ЦВР «Росток» Поповой Т.И. приказ №83/1 от 23.08.2019 г. и согласована с МБДОУ д/с №1 «Ручеек», МБДОУ д/с №3 «Чебурашка»

ДОП «Хомусчаан»

6-7 лет

1 год

Тастыгина Елена Александровна, педагог дополнительного образования

ГО «Жатай», 2019 год

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования». Пояснительная записка:

2.

Направленность

дополнительной

общеобразовательной

программы

(техническая,

естественнонаучная,

художественная,

туристско-краеведческая,

социально-гуманитарная,

физкультурно-спортивная)

Программа имеет художественную направленность, предназначена для ознакомления и изучения фольклора народов Якутии, разработана для русскоязычных детей.

С связи с этим воспитание детей через фольклорное искусство ведет к развитию ребенка как индивидуума, любящего свою народную культуру и ценящего обычаи и традиции других народов.

3.

Актуальность

Актуальность программы заключается в том, что она создана для детей, не являющихся представителями коренного населения народа Саха. Программа решает вопросы познания народной культуры своей малой родины, независимо от того, представителем какой национальности является ребенок, каким языком является его родной язык.

Значимость программы заключается в том, что традиционная культура рассматривается здесь как знание, без которого общество не может развиваться, традиции – как язык общения народов, особая модель построения неконфликтных коммуникативных ситуаций, способ прогнозирования их развития.

4.

Педагогическая

целесообразность

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании личностно-деятельностного характера обучения, способствующего развитию у детей стремления к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; ситуации «успеха» для каждого учащегося; максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; условий для развития у детей коммуникативных навыков, чувства ответственности за коллективный результат, облегчения процесса адаптации в обществе.

5.

Отличительные

особенности данной

дополнительной

общеобразовательной

программы от уже

существующих

программ

Данная программа содержит  образовательные технологии, позволяющие достичь оптимального результата за минимальное количество часов. Обучение по дополнительной программе «Хомусчаан» организовано с учётом официальных календарных дат Республики, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части.

Отличительной особенностью данной программы является обучение детей игре на деревянном хомусе, данная методика освоения игры на деревянном хомусе проверена детьми среднего школьного возраста в учреждении дополнительного образования «Росток» с 2015 года. Занятия проходят в игровой форме (пение, танцы, игры, загадки, якутские сказки).

6.

Адресат программы

Дети дошкольного возраста (подготовительная группа) 6-7 лет

Количество в группе до 30 детей 

Программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности.

7.

Уровень программы,

объем и сроки

реализации

дополнительной

общеобразовательной

программы

Срок обучения – 1 год

Количество – 36 часов в год

Уровень программы - ознакомительный

8.

Формы обучения

Очная

9.

Режим занятий

36 часов в год

1 раз в неделю

Продолжительность занятия – 40 минут

10.

Особенности

организации

образовательного

процесса

Состав группы - постоянный

Занятия групповые

Индивидуальные занятия выстраиваются с учетом индивидуальных способностей детей вне расписания.

Виды занятий по программе – теоретическая часть, практическая часть, национальные игры, показ якутских мультфильмов, просмотр видео-выступлений хомусистов-импровизаторов по you tube, итоговый творческий отчет перед родителями на выпускном празднике

11.

Цель программы

Этнокультурное образование детей через изучение и освоение традиций якутского фольклора, и на этой основе – овладение приемами игры на деревянном хомусе;

12.

Задачи программы

Предметные:

-знакомить обучающихся с фольклором народов Якутии;

-расширять знания в области истории развития хомуса;

-приобщать детей к национальному музыкальному инструменту как этнокультурному наследию народа Саха;

-обучать практическим навыкам игры на деревянном хомусе;

Личностные:

-формировать эстетический и художественный вкус, познавательный интерес.

-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности;

создавать условия для личностного роста ребенка;

-развивать эмоциональное  восприятие музыки;

-воспитывать  бережное  отношения к культуре других национальностей;

Метапредметные:

-выявлять и развивать индивидуальные творческие и музыкальные способности в процессе изучения культуры народа саха;

-развивать коммуникативные качества детей посредством народных песен, танцев, игр;

13.

Учебный план

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

 Количество часов

Форма (контроль, беседа, показ, просмотр)

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие, инструктаж по ТБ, правила поведения на занятиях, правила личной гигиены

2 ч.

2 ч.

 -

беседа

2

Хомус – музыкальный инструмент народа Саха;

1 ч.

1 ч.

Показ видео

3

Основные части хомуса;

1 ч.

1 ч.

Разбор деревянного хомуса

4

Разновидности якутских хомусов;

1 ч.

1 ч.

видео

5

Экскурсия в Музей и Центр хомуса народов мира (Виртуальный музей)

1 ч.

видео

6

Рассказ о содержании музыки хомуса;

1 ч.

7

Импровизационная игра педагога – хомусиста;

1 ч.

8

Прослушивание произведений мастеров-исполнителей, импровизаторов-хомусистов

6 ч

 3 ч.

3 ч.

видео

9

Способы фиксирования хомуса: на руке, путем прижатия к губам, между зубами;

5 ч

5 ч.

10

Упражнения для кисти руки;

1 ч

11

Упражнения для губ и языка;

1 ч

12

Изменение основного звука;

13

Простейшие приемы дыхания.

14

Традиционная мелодия «Биэ-биэ-биэ, быа-быа-быа»

3 ч.

3 ч.

Игра на деревянном хомусе

15

Традиционная мелодия «Табыгыр»

3 ч.

3 ч.

Игра на деревянномхомусе

16

Разучивание «Тип, тип, топ»

3 ч

3 ч

Игра на деревянномхомусе

17

Репетиция к итоговому отчету

3 ч.

3 ч.

18

Итоговый отчет (концерт)

1 ч.

1 ч.

ИТОГО

36 ч.

8 ч.

29 ч.

14

Содержание

программы

Содержание учебного плана

I год обучения.

  1.  Вводное занятие – Знакомство с записавшимися в объединение «Хомусчаан». Всероссийский урок «Основы безопасности жизнедеятельности». Рассказ о планах работы объединения на этот учебный год. Беседа о технике безопасности в кабинете, правилах дорожного движения на улице, правилах поведения в помещениях, где будут проходить занятия - 2ч.
  2. Хомус – музыкальный инструмент народа Саха. Известные мастера-изготовители хомуса. Разновидности якутских хомусов - 1ч.  
  3. Основные части хомуса (Корпус, язычок, щечки, колено, кончик) – 1ч.
  4. Разновидности якутских хомусов. – 1ч.
  5. Экскурсия в Музей и Центр хомуса народов мира (Виртуальный музей) виртуальное посещение: http://rus.ilkhomus.com/?page_id=4748 -1ч.
  6. Увлечение, привитие любви к хомусу: беседы о хомусе, прослушивание выступлений, произведений мастеров-исполнителей, рассказ и рисование о содержании музыки хомуса, посещение Музея хомуса (варгана) народов мира – 1ч.
  7. Импровизационная игра педагога – хомусиста. Выступление педагога. Импровизация на хомусе – 1ч.
  8. Прослушивание произведений мастеров-исполнителей, импровизаторов-хомусистов. Ознокомление детей с хомусистами-импровизаторами: Альбина Дегтярева-Айархаан, Юлиана Кривошапкина-Дьүрүйээнэ, Ольга Подлужная-Уутай, Алиса Саввинова, Варвара Степанова-Арчыына, Вероника Лыткина, Айсен Аммосов, Владимир Дормидонтов, Георгий Слепцов-Чаҕылхан, Василена Шарина,  Артур Семенов-Тоҥ Саха. Просмотр видео выступлений – 6ч.
  9. Первоначальные навыки игры: Основные части хомуса, способы извлечения звука, переход от звука «о» к звуку «й», простейшие приемы дыхания, удары основные и переменные. Основной тон звука хомуса – 5ч.
  10.  Упражнения для кисти рук и пальцев. Чтобы пальцы ребенка работали лучше, нужно умело их массировать – 1 ч.
  11.  Упражнения для губ и языка. Делаем упражнение для губ и языка – 1ч.
  12.  Изменение основного звука. Хомус с одним язычком играет на одной ноте. Этот звук, получаемый без помощи органов речи, называется основным тоном хомуса – 1ч.
  13. Простейшие приемы дыхания. Основным способом является вдыхание. Чтобы звуки хомуса слились в беспрерывную музыку, чтобы язычок не терял энергии и колебался, издавая звука не останавливаясь нужно вдыхать воздух во время игры – 1ч.
  14. Традиционная мелодия «Биэ-биэ-биэ, быа-быа-быа». Мелодия «Биэ-биэ-биэ» состоит из повторяющегося одного слова биэ, которая доступна каждому начинающему хомусисту.

Биэ- биэ- биэ

Биэ- биэ- биэ

Биэ- биэ- биэ даа

Биэ- биэ- биэ.

Быа-быа-быа… - 3ч.

  1. Традиционная мелодия «Табыгыр». Данная мелодия прежде всего применяется при обучении новичка для извлечения первых звуков на хомусе, при котором одновременно используются ритмичные удары, умеренное дыхание, движение всех артикулирующих органов - 3ч.
  2.  Разучивание мелодии «Тип, тип, топ. Мелодия «Тип, тип, топ» состоит из повторяющегося одного слова «тип» и «топ», которая доступна каждому начинающему хомусисту

тип-топ

тип-тип-топ

тип-топ тип-топ

тип-тип-топ 2 раза – 3 ч.

  1. Репетиция - 3 ч.
  2. Концертные выступления: первые выступления на сцене: сольные и групповые выступления с навыками игры перед сверстниками, родителями – 1ч.

15.

Планируемые

результаты

Предметные:

-расширять знания в области истории развития хомуса;

-приобщать детей к национальному музыкальному инструменту как этнокультурному наследию народа Саха;

-уметь играть на деревянном хомусе;

Личностные:

-формировать эстетический и художественный вкус, познавательный интерес.

-готовность ребенка к самостоятельности, умение выразить инициативу и импровизационные способности;

-уметь  эмоционально воспринимать музыку;

-воспитывать бережное отношение к культуре других национальностей;

Метапредметные:

-развивать индивидуальные творческие и музыкальные способности в процессе изучения культуры народа саха;

-развивать коммуникативные качества детей посредством народных песен, танцев, игр;

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации»

16.

Календарный

учебный график

программы

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной программы

«Хомусчаан» в сетевой форме

N п/п

Дата занятия по плану

Тема занятия

Кол-во часов по плану

 Кол-во часов по факту

Форма проведения занятия

Форма контроля

1

04.09.19

Вводное занятие, инструктаж по ТБ, правила поведения на занятиях, правила личной гигиены

1 ч

1 ч

Беседа

Опрос

2

11.09.19

Вводное занятие, инструктаж по ТБ, правила поведения на занятиях, правила личной гигиены

1 ч

1 ч

Беседа

Опрос

3

18.09.19

Хомус – музыкальный инструмент народа Саха;

1 ч

1 ч

Показ видео

Опрос

4

25.09.19

Основные части хомуса;

1 ч

1 ч

Разбор деревянного хомуса

Опрос

5

02.10.19

Разновидности якутских хомусов;

1 ч

1 ч

видео

Опрос

6

09.10.19

Экскурсия в Музей и Центр хомуса народов мира (Виртуальный музей)

1 ч

видео

Опрос

7

16.09.19

Рассказ о содержании музыки хомуса;

1 ч

Наблюдение

Опрос

8

23.10.19

Импровизационная игра педагога – хомусиста;

1 ч

Наблюдение

Опрос

9

30.10.19

Прослушивание произведений мастеров-исполнителей, импровизаторов-хомусистов

1 ч

1 ч

видео

Опрос

10

06.11.19

Прослушивание произведений мастеров-исполнителей, импровизаторов-хомусистов

1 ч

1 ч

Наблюдение

Опрос

11

13.11.19

Прослушивание произведений мастеров-исполнителей, импровизаторов-хомусистов

1 ч

1 ч

Наблюдение

Опрос

12

20.11.19

Прослушивание произведений мастеров-исполнителей, импровизаторов-хомусистов

1 ч

1 ч

Наблюдение

Опрос

13

27.11.19

Прослушивание произведений мастеров-исполнителей, импровизаторов-хомусистов

1 ч

1 ч

Наблюдение

Опрос

14

04.12.19

Прослушивание произведений мастеров-исполнителей, импровизаторов-хомусистов

1 ч

1 ч

Наблюдение

Опрос

15

11.12.19

Способы фиксирования хомуса: на руке, путем прижатия к губам, между зубами

1 ч

1 ч

Наблюдение

Опрос

16

18.1.19

Способы фиксирования хомуса: на руке, путем прижатия к губам, между зубами

1 ч

1 ч

Игра на деревянном хомусе

Опрос

17

15.01.20

Способы фиксирования хомуса: на руке, путем прижатия к губам, между зубами

1 ч

1 ч

Игра на деревянном хомусе

Опрос

18

22.01.20

Способы фиксирования хомуса: на руке, путем прижатия к губам, между зубами

1 ч

1 ч

Наблюдение

Опрос

19

29.01.20

Способы фиксирования хомуса: на руке, путем прижатия к губам, между зубами

1 ч

1 ч

Наблюдение

Опрос

20

05.02.20

Упражнения для кисти руки;

1 ч

1 ч

Наблюдение

Опрос

21

12.02.20

Упражнения для губ и языка;

1 ч

1 ч

Наблюдение

Опрос

22

19.02.19

Изменение основного звука;

1 ч

Наблюдение

Опрос

23

26.02.20

Простейшие приемы дыхания.

1 ч

Наблюдение

Опрос

24

04.03.20

Традиционная мелодия «Биэ-биэ-биэ, быа-быа-быа»

1 ч

Наблюдение

Опрос

25

11.03.20

Традиционная мелодия «Биэ-биэ-биэ, быа-быа-быа»

1 ч

1 ч

Наблюдение

Опрос

26

18.03.20

Традиционная мелодия «Биэ-биэ-биэ, быа-быа-быа»

1 ч

1 ч

Наблюдение

Опрос

27

25.03.20

Традиционная мелодия «Табыгыр»

1 ч

1 ч

Наблюдение

Опрос

28

01.04.20

Традиционная мелодия «Табыгыр»

1 ч.

1 ч

Наблюдение

Опрос

29

08.04.20

Традиционная мелодия «Табыгыр»

1 ч

1 ч

Наблюдение

Опрос

30

15.04.20

Разучивание «Тип, тип, топ»

1 ч

1 ч

    Игра на деревянном хомусе

Опрос

31

22.04.20

Разучивание «Тип, тип, топ»

1 ч

1 ч

Игра на деревянном хомусе

Опрос

32

29.04.20

Разучивание «Тип, тип, топ»

1 ч

1 ч

Игра на деревянном хомусе

Опрос

33

06.05.20

Репетиция к итоговому отчету

1 ч

1 ч

Наблюдение

34

13.05.20

Репетиция к итоговому отчету

1 ч.

1 ч

Наблюдение

35

20.05.20

Репетиция к итоговому отчету

1 ч

1 ч

Наблюдение

36

27.05.20

Итоговый отчет (концерт)

1 ч.

1 ч

Наблюдение

Концерт

Итого часов

36 ч.

36 ч.

17.

Условия реализации

программы

Материально-техническое обеспечение:

просторный светлый зал (музыкальный), оснащенный столами, стульями и доской.

Перечень оборудования, инструментов и материалов:

  • компьютер (телевизор); диски с песенками и мультипликационными фильмами;
  • тематические картинки, деревянные хомусы.

Информационное обеспечение:

  • аудиоматериалы
  • видеоматериалы
  • интернет-источники
  • разнообразный информационный материал по темам, предусмотренный программой для наилучшего усвоения учебного материала и формирования положительной мотивации к изучению якутского фольклора.
  • Настольные национальные игры;

Кадровое обеспечение: Занятие проводится на базе детского сада, ведет педагог дополнительного образования Центра, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику организации дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование и практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности младших детей.

18.

Формы аттестации

В процессе освоения учебной программы предусмотрена система итогового контроля, подведения итогов и определение результативности знаний и умений детей дошкольного возраста (итоговый контроль). В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида уровней: высокий, средний и низкий.

Система включает: педагогическое наблюдение, анализ, викторины, конкурсы, отчетный концерт и т.д.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Форма проведения: отчетный концерт.

Инструментом оценки достижений обучающихся является заполнение педагогом в конце учебного года сводного аттестационного листа освоения дополнительной общеобразовательной программы.

19.

Оценочные

материалы

Сводный аттестационный лист освоения дополнительной  общеобразовательной программы «_____________________» по сетевому взаимодействию.

                                                                           

№ группы_________________        Год обучения _____________      Форма аттестации _________________________

Дата проведения аттестации _____________________ Педагог __________________________

Ф.И. ребенка

Количество часов

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Участие ребенка в конкурсах

( перечислить название, уровень и результат)

по плану

по факту

В

уровень

С

уровень

Н

уровень

В

уровень

С

уровень

Н

уровень

1

ХХХХХХХХХХХХ

2

ХХХХХХХХХХХХ

3

ХХХХХХХХХХХХ

ВСЕГО в %

От общего кол-ва детей

В

С

Н

В

С

Н

Критерии оценки теоретической подготовки

В - уровень освоил 80-100% объема знаний, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

С - уровень освоил от 50 до 70 %, сочетает специальную терминологию с бытовой;

Н - уровень освоил менее 50 %, избегает употреблять  специальную терминологию.

Критерии оценки практической подготовки

В - уровень овладел на 80-100% умениями и навыками , предусмотренных программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, задания выполняет с элементами творчества;

С - уровень овладел на 50 до 70 %, умений и навыков, работает с оборудованием с помощью педагога, задания выполняет по образцу;

Н - уровень овладел менее 50 %, умений и навыков, испытывает затруднения при работе с оборудованием, выполняет простейшие задания.

Подпись педагога _________________

20.

Методические

материалы

Фольклор в развитии внутреннего мира человека занимает немаловажное значение. Жанры якутского фольклора обширны и притягательны. Чарующие звуки хомуса, веселые скороговорки, народные песни и игры очень интересуют детей всех возрастов. Овладение жанрами фольклора ведет к развитию ребенка как индивидуума, любящего свою народную культуру и ценящего обычаи и традиции других культур. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, культуре. Живые традиции народной музыкальной культуры, интернациональный язык музыки, понятный людям любой национальности, способствуют сближению и взаимопониманию людей. Кроме этого чарующие звуки народных инструментов, берущие свои корни из глубины веков и еще в самом начале своего зарождения, синхронизированные со звуками природы, способны воздействовать на психо-эмоциональное состояние человека. Как говорили наши предки, удвоить  радость, разогнать, развеять печаль, исцелить от болезней. А умение играть на любых музыкальных инструментах способствует развитию интеллектуального потенциала человека, гармонизирует психо-соматическое состояние организма. Особенно важно приобщать детей к народной музыке в раннем школьном возрасте. Так как этно-музыка развивает у детей художественное восприятие окружающего мира, пробуждает творческую фантазию,  укрепляет чувство гордости за свой народ.

По программному обеспечению используются

Методы обучения:

- методы формирования познавательного интереса. В начале занятия нужно заинтересовать учащихся (загадки, показ якутских мультфильмов, игры), мотивировать на работу.

-  метод наблюдения, изучения, нацеленного на решение определённых задач

(умение педагога находить лучшие стороны ребенка, помогать, поощрять).

  •           - наглядный метод (наглядный предмет, видео-показ выступлений хомусистов-импровизаторов, деревянный и железный хомус)

Методы воспитания:

  •            - убеждение - это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношении, норм и правил поведения.
  •            - поощрение – это метод воспитания, стимулирующий деятельность учащегося. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствовавшее возникновению чувства уверенности ребенка в своих силах.
  •             - упражнение - это метод воспитаниякоторый предполагает такую организацию повседневной жизни и учебной деятельности, которая позволяет учащимся накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом, убеждение с поведением.

Технологии, используемые на занятиях:

  • Технология коллективного взаимообучения – это такая организация обучения, при которой обучение осуществляется путем общения в парах или группах.
  • Технология игровой деятельности – это такая форма организации обучения, при которой освоение нового материала, его закрепление и отработка происходит во время игры.

Формы организации учебного процесса:

Основной формой обучения является:

- беседа (диалог «ребенок – педагог»);

- игра;

- выполнение просьб и команд;

- разучивание якутских слогов и дифтонгов;

21.

Список литературы

Литература для педагога и детей

1. Жиркова, Р.Р. «Музей хомуса народов мира» - Якутск: 1993 – 96 с.;

2. Уткин, К.Д. «Чыычаахтаах хомус» - Якутск: 1990-142 с.;

3. «Варган (хомус) и его музыка» - Якутск, 1990;

4. Литературно-художественное издание «Кулаковский и хомус» - Якутск, 2004;

5. Жиркова, Р.Р. «Методическое пособие для разучивания игры на хомусе» - Якутск: 1991-76 с.;

6. Шишигин, С.С., Алексеев, И.Е. «Чарующие звуки хомуса» - Якутск: 1999-94 с.;

7. Шишигин, С.С. «Играйте на хомусе» - Покровск: 1994-167 с.;

8. Шишигин, С.С. «Методическое пособие игры на хомусе» - Якутск: 1995-193 с.;

9. Алексеев, И. «Искусство игры на якутском хомусе» - Якутск: 1996-231 с.;

10. Ежегодный информационный научно-популярный журнал «Хомус» - Якутск: 2015-43 с.

11. Адамова, А.С. «Школьный кружок хомуса» - Покровск: 1997-84 с.

12. Аргунова, Л.С., Искусство быть родителем книга вторая. – Якутск: 2015-143 с.

13. Жиркова, А.С. Обучение и воспитание детей через творческое обьединение «Этигэн хомус». Учебно-методическое пособие – Якутск: 2014-167 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Дорожная карта

реализации дополнительной общеобразовательной программы «Хомусчаан» в сетевой форме

Срок

Содержание деятельности

Прогнозируемые результаты

2019 – 2020г.г.

  1. Изучить:
  • Нормативно-правовую базу и опыт работы по проблеме построения системы сетевого взаимодействия дополнительного и дошкольного образования детей.
  • Психолого – педагогическую характеристику детей дошкольного возраста.
  • Требования ФГОС для детских садов.
  1. Проведение общего собрания родителей и педагогического состава по разъяснению новой формы организации образовательного процесса.
  1. Создание условий для проведения занятий обучения игре на деревянном хомусе на базе детского сада.
  2. Утверждение расписания занятий.
  3. Обновление  программно-методической базы. (Разработка конспектов занятий. Создание аудио и видео фонотеки записей звучания хомуса.)    
  4. Оснащение техническими средствами (компьютерное оборудование) для проведения занятий.
  5. Анализ выполнения программных задач:

- Мониторинг удовлетворенности качеством образования; - Анкетирование  родителей  по окончанию обучения по программе;

- Отчетный концерт.

  1. Добиваться 100% охвата детей обучения по программе.
  2. Продолжение обучения выпускников МБДОУ д/с №1 «Ручеек» и МБДОУ д/с №3 «Чебурашка» в ЦВР «Росток»

  1. Разработана  и утверждена дополнительная общеобразовательная программа «Хомусчаан» по сетевой форме на период реализации 1 год. Определены цели и задачи на каждый год обучения.
  2. Выполнение программных целей и задач,  улучшение качества образования детей дошкольного возраста путем объединения педагогических и материальных ресурсов дополнительного и дошкольного образования.
  3. Совершенствование работы с родителями.
  4. Расширение спектра предоставления услуг по дополнительному образованию.
  5. Модернизация методического сопровождения реализации программных задач;
  6. 6. Увеличение охвата контингента обучающихся по ДОП за счет сетевого взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Аналитический отчет по дополнительной общеобразовательной программе "Фольклорная каруселька"

Рекомендуется для музыкальных руководителей кружковой работы....

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Кружок фольклорного объединения «Хомусчаан»

варган (хомус -як.) план кружка игры на варгане для старшей и подготовительной группЭтнокультурная направленность образования в Республике Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательн...