«Здоровьесберегающие технологии в работе с часто болеющими детьми»
материал

Искандарова Дилара Бадиковна

      Проблема часто болеющих детей привлекает большое внимание специалистов, занимающихся вопросами сохранения и укрепления их здоровья.       Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе  эмоционального благополучия. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г №1155). Актуальность этой проблемы связана с заметной тенденцией  к ухудшению состояния здоровья детей. В данной  статье представлен доклад из личного опыта об использовании здоровьесберегающих технологии в работе с часто болеющими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskandarova_d.b_doklad_k_seminaru-praktikumu.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»

Доклад

из опыта работы  к семинару -практикуму

«Инновационные здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС ДО. Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья дошкольников»

на тему:

«Здоровьесберегающие технологии  в  работе с часто болеющими детьми»

Выполнила воспитатель:  

Искандарова  Дилара Бадиковна

Излучинск, 2016

Здоровьесберегающие технологии  в  работе с часто болеющими детьми

Слайд2

Согласно формулировке Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровье -это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Слайд 3

Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе  эмоционального благополучия.

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г №1155)

          Слайд 4

Проблема часто болеющих детей привлекает большое внимание специалистов, занимающихся вопросами сохранения и укрепления их здоровья.

Актуальность этой проблемы связана с заметной тенденцией  к ухудшению состояния здоровья детей.

Отечественные педиатры относят детей к группе часто болеющих на основании критериев, предложенных В.Ю.Альбицким и А.А.Барановым

В 1986 г. в Нижегородском НИИ педиатрии МЗ РСФСР В.Ю.Альбицким (руководитель отдела социальной педиатрии Научного центра здоровья детей) и А.А.Барановым на большом репрезентативном статистическом материале были обоснованы и рассчитаны повозрастные критерии для выделения группы часто болеющих детей (ЧБД), которые используются до настоящего времени: - в возрасте до 1 года — 4 и более острых заболеваний в год; - от 1 года до 3 лет — 6 и более острых заболеваний в год; - от 4 до 5 лет — 4 и более острых заболеваний в год; - от 6 лет и старше — 3 и более острых заболеваний в год

Наибольшее число перенесенных острых заболеваний приходится на часто болеющих детей, которые за 1 год переболели с ОРВИ и ОРЗ это:

от 1 года до трех лет- 6 раз и более;

от 3 -до 5 лет  -5 раз и более;

старше 5 лет  -4 и более раза.

Это обусловлено неблагоприятными экологическими, социальными и наследственными факторами.

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительной работы с данными детьми.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Слайд 5

Одним из средств решения задач по сохранению, поддержки и обогащению здоровья детей становится здоровьесберегающие технологии.

Целью  здоровьесберегающих технологии является:

- обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья;

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Поэтому здоровьесберегающие технологии в работе с часто болеющими детьми направлены на физическое развитие и является наиболее эффективным средством укрепления их здоровья.

 Нашу первую младшую группу посещают 18 детей.  С августа по январь все дети прошли адаптацию.

По группе здоровья 5 детей имеют первую, остальные вторую  группу здоровья.

В начале января совместно с медицинскими работником нашего детского сада проанализировав листы адаптации и посещаемость детей за 6 месяцев выявили в группе 5 часто болеющих детей.

Но использовать  в своей работе  здоровьесберегающие технологии мы начали со всеми детьми с начала учебного года, по мере их поступления  в группу.

Слайд6

В своей работе мы применяем следующие здоровьесберегающие техгологии:

1) Технология  сохранения и стимулирования здоровья. Эта:

- динамические паузы

- подвижные игры;

- релаксация;

- пальчиковая гимнастика;

- гимнастика для глаз;

-бодрящая гимнастика.

2) Технология обучения здоровому образу жизни. Эта:

- утренняя гимнастика;

-физкультурные занятия;

- самомассаж.

Слайд7

Важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей в группе младшего возраста являются ежедневные проветривания помещения -кратковременные  проветривания групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей, а также соблюдение температурного режима,   чистоту в группе и спокойный, доброжелательный тон воспитателя.

Слайд8

Каждое утро мы с ребятами начинаем с утренней   гимнастики. Увлекательная, подобранная в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей,она, способствует развитию  интереса к занятиям физической культурой, воспитанию в детяхжелания ежедневно выполнять физические упражнения, формирует основы здорового образа жизни.Утренняя гимнастика  благотворно действует на ЦНС. После гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность.

Слайд 9

Физкультурные занятия  проводим в соответствии с программой  2 раза в неделю  в зале.    Посредством ходьбы развиваем   опорно-двигательный аппарат ребенка, движения, формирующие правильную осанку.   Другими важными навыками, приобретаемыми детьми раннего возраста, являются бег (циклическое движение, в котором отталкивание от опоры ногой чередуется с полетом); прыжки (вид основного движения не являющейся циклическим); катание, бросание, ловля и метание; лазание, ползание (выполняемые ежедневно во время игры с воспитанниками).

Слайд 10

Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста во время прогулок и, как часть физкультурного занятия являются,  подвижные игры, а в групповой комнате -малоподвижные игры, которые способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья малышей.

 Слайд 11

Особое внимание, мы уделяем проведению закаливающих процедур, которые предусмотрены планированием работы в группе в течение всего календарного года. Система закаливания организма ребенка полностью зависит от времени года, в которое оно проводится. Закаливающие процедуры способствуют  укреплению здоровья и снижению заболеваемости. С начала учебного года, мы начали  постепенно обучать детей спать  без маек,   принимать воздушные ванны во время одевания и раздевание на сон, на прогулку.

Слайд 12

После дневного сна проводим бодрящую гимнастику, направленную на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений.

Слайд 13

Затем   ходим по дорожкам здоровья, которые способствуют закаливанию и профилактике плоскостопия.

Слайд 13

После принимаем водные процедуры. Это умывание водой комнатной температуры лица и рук до локтей.

Слайд15

 Регулярно выполняем с детьми пальчиковую, дыхательную гимнастику и самомассаж.

Слайд 16, 17,18

 С начала февраля начали индивидуальную работу с часто болеющими детьми. Ежедневно с ними  выполняем дыхательную гимнастику, самомассаж.  Упражнения для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша. 

Слайд19

Работа с родителями для нас является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества  зависит многое.

Для этого мы проводим с родителями беседы, консультации  на темы: "Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста", "Оздоровление и закаливание детей раннего возраста", "Применение здоровьесберегающих  технологии в работе с детьми раннего возраста"  и другие, даем рекомендации и ответы на интересующие вопросы.Данный материал размещен в приемной для родителей, с целью продолжение работы дома с детьми.

В начале феврале проведено анкетирование родителей, с целью планирования и корректировки работы с воспитанниками по здоровьесбережению,  так как ответы родителей помогают нам выяснить увлечение взрослых и детей, проблемы, требующие педагогической помощи, узнать мнения родителей о нашей работе, найти новые пути сотрудничества.

Для эффективности здоровьсбережения детей использую, и постоянно пополняю, имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки и подвижные игры.

Для достижения положительных результатовэту работу в данном направлении я намерена продолжать, расширять и углублять.

Слайд 20

При подготовке  к данному вопросу  изучена  и предлагаю Вашему вниманию следующую литературу:  

Волошина Л. «Организация здоровье сберегающего пространства» Дошкольное воспитание.2004.N1.С.114-117.

Терновская С.А., Теплякова Л.А. «Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении», Методист. 2005.N4.С.61-65.

Т.Г. Кобзева, «Организация деятельности детей на прогулке», Волгоград, издательство «Учитель», 2013 г.

Е.А. Бабенкова. «Игры, которые лечат», Москва, творческий центр, 2013.

О.А.Новиковская, «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», Санкт-Петербург, детство-пресс, 2010.

Н.Л. Стефанова, «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет», Волгоград, 2014.

О.В. Дыбина «Игры для детей с использованием нетрадиционного оборудования», Москва, творческий центр, 2010.

В.В. Цвынтарный, «Играем пальчиками и развиваем речь», Санкт-Петербург, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование Оздоровительной гимнастики с часто болеющими детьми

Проанализировав заболеваемость детей в ДОУ, пришла к выводу, что в ее структуре велика доля ОРЗ, причем, некоторые дети переносят три и более заболеваний в год. С такими детьми в индивидуальной форме ...

Индивидуальная работа с часто болеющими детьми

упражнения для укрепления организма детей...

Физкультурно-оздоровительная программа для работы с часто болеющими детьми и с детьми с ослабленным здоровьем «Правильное дыхание с детства»

"ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ С ДЕТСТВА"В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре з...