Самообразование педагога на 2021-2022г
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Прогимназия «Созвездие»

                         

Самообразование педагога

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет »

Выполнила:

Давлетмурзаева З.З.

г.Пыть-Ях

2021-2022г

1 этап. Подготовительный (выявление)

Актуальность темы: Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные) .

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодию.

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:
1)изучить разнообразные формы работы:

    1.совместная деятельность воспитателя с детьми;

    2.индивидуальная работа с детьми;

    3.свободная самостоятельная деятельность  детей;

    4.работа с родителями.

2)совершенствовать условия для саморазвития;

3)совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития.

Этапы:

1 этап (подготовительный)  

2 этап (аналитический)

3 этап (организационный)

4 этап (презентационный)

2этап. Аналитический (изучение)

План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год  

этапы

Содержание работы
по темам

Форма работы

Практические результаты

1 этап

Сентябрь

Диагностика

Проведение диагностики и заполнение индивидуальных карт воспитанников

 Анализ педагога по результатам диагностики.

2 этап

Ознакомление с темой

Изучить литературу:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Консультация для родителей

(папка-передвижка

3 этап

Октябрь

Работа с детьми

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок»

Материал на сайт педагога.

Ноябрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Теремок»

Материал на сайт педагога

Февраль

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Материал на сайт педагога

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Материал на сайт педагога

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Материал на сайт педагога

Октябрь-апрель

РППС группы

Пополнение группы играми и атрибутами

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»  

Материал на сайт педагога

Январь

Работа с родителями

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, для разучивания на новогодних каникулах

Фотовыставка «Мои новогодние деньки»

Материал на сайт педагога

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Рекомендации родителям

4 этап

Март

 Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Папка-передвижка для родителей

Май

Открытый показ НОД в младшей «А» группе  «Светлячок»

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Материал на сайт педагога

5 этап

Май

Проведение мониторинга

Подведение итогов работы по теме самообразования

Подготовка материала «Опыт работы» с методической разработкой по теме самообразования.

Анализ результата мониторинга

Публикация материалов по изучению темы в Интернет-ресурсах.

Представление материала на педагогическом совете.

3этап. Организационный.

Литература:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

              4 этап. Презентационный.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает культуру речи, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к русской культуре, получает первые впечатления о ней.

              Какой предполагается результат:

у детей обогащается словарный запас, развивается воображение, слуховое восприятие, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию 2021-2022г.

План работы по самообразованию 2021-2022г.                                       Тема:...

План работы по теме самообразования 2021-2022г.

План работы по теме самообразования на 2021-2022 учебный год....

Самообразование 2021-2022г

План для самообразования по развитию мелкой моторики рук....

План работы по самообразованию на 2021-2022г. Тема: Дизайн-деятельность как условие развития творческих способностей дошкольников.

Цель: Выяснить роль и значение дизайн-деятельности в развитии творческих способностей дошкольников. Объединить усилия педагогов и родителей по развитию творческих способностей дошкольников, формирован...

Отчет по самообразованию 2021-2022г.

Активизация словаря детей младшей возрастной группы....