дидактические игры
методическая разработка

Надежда Владимировна Кочетова

Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr-1.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №10 «Дюймовочка»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 

г. Закаменск

 "Звери, птицы, рыбы".
Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает 
(название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. 
(называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
"Угадай, что где растет".
Дидактическая задача: уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.


"Что в корзинку мы берем".
Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте 
(овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.


"Вершки – корешки".
Дидактическая задача: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. 
(в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.)
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно

Найти парную картинку.


Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Дидактическая задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.


"Выбери нужное".
Дидактическая задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.


«Так бывает или нет?»
Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну».

..
«Какое время года?»
Дидактическая задача: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.


«Где что можно делать?»
Дидактическая задача: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.) Что делают в больнице? Что можно делать на реке?
«Какая, какой, какое?»
Дидактическая задача: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка -рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая...
Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...
Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая...
Дом - деревянный, каменный, новый, панельный...


«Закончи предложение».
Дидактическая задача: учить дополнять предложения словом противоположного значения.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец - ... 
(горький).
Летом листья зеленые, а осенью... 
(желтые).
Дорога широкая, а тропинка ... 
(узкая).


«Что сажают в огороде?»
Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.
- Морковь 
(да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т. д.


«Дети и волк».
Дидактическая задача: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.
Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:
Дети по лесу гуляли, Но вот сучья затрещали...
Землянику собирали. И глазища засверкали...
Много ягодок везде - Дети, дети, не зевайте,
И на кочках, и в траве. Волк за елью - убегайте!
Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.


«Что это за птица?»
Дидактическая задача: уточнять и расширять представления о жизни птиц зимой; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
«Брать - не брать ягоды».
Дидактическая задача: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.
Ход игры: Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки верх. (Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, черная смородина, брусника, малина.)


«Где что растет?»
Дидактическая задача: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут - дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте 
(движение можно выбрать любое), если нет - дети молчат.
• -Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.
Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:
• -Слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.
В конце игры подводят итог, кто знает больше деревьев.

Картотека физкультминуток:
Физкультминутка «Три медведя».
Три медведя шли домой 
(дети шагают на месте вперевалочку).
Папа был большой-большой 
(поднимают руки над головой).
Мама с ним - поменьше ростом 
(руки на уровне груди).
А сынок - малютка просто, маленький он был 
(приседают).
С погремушками ходил
Дзинь- дзинь, дзинь – дзинь
(дети имитируют игру с погремушками).

Физминутка «Белочке не лень».
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув в лево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.

Физминутка «На болоте две лягушки».
На болоте две лягушки, две зеленые подружки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ручками хлопали, ножками топали,
Вправо влево наклонились и обратно возвращались,
Вот здоровья в чем секрет.

Физминутка «Зайка».
Движения выполняются по ходу стихотворения.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.

Физкультминутка «Мы листики осенние».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)

Физминутка «Овощи»
В огород пойдем,(
Маршировать на месте.)
Урожай соберем.(
Идти по кругу, взявшись за руки.)
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты
(Имитировать, как срезают, таскают, копают).
Круглый, сочный, очень вкусный.(
Показать руками.)
Щавеля нарвем немножко(
«Рвут».)
И вернемся по дорожке.(
Идти по кругу, взявшись за руки.)

Физкультминутка "Дары леса".
Дети утром рано встали, 
Ходьба на месте.
За грибами в лес пошли.
Приседали, приседали, 
Приседания.
Белый гриб в траве нашли
. Разводят руки вперед в стороны и выполняют
На пеньке растут опята, 
повороты в стороны
Наклонитесь к ним, ребята, 
Наклоны.
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
Вон на дереве орех. 
Прыжки.
Кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, 
Потягивания — руки вверх.
Надо сильно потянуться.
Три часа в лесу бродили, 
Ходьба на месте.
Все тропинки исходили.
Утомил всех долгий путь - 
Вытираем пот со лба
Дети сели отдохнуть. 
Дети садятся.

Физкультминутка "Домашние животные".
Мы пришли на скотный двор, 
Дети ходят обычным шагом по кругу,
Для животных здесь простор. 
взявшись за руки.
Рядом луг с густой травой
И прекрасный водопой.
Превратимся мы в коней, 
Ходят с высоко поднятыми коленями
Грациозных, стройных.
И гуляем по лугам ,
Светлым и привольным.
Мух корова отгоняет, 
Делают повороты в сторону, «отгоняя мух»
Бьёт хвостом туда-сюда.
Больно оводы кусают.
Мошек столько, что беда.
На пригорках и в канавках
Овцы мирно щиплют травку
, Делают наклоны вперед-назад
Наклоняются к земле,
Звонко блеют они : «Бе-е-е».
Скачут козлики по лугу,
Рожками бодаются.
«Ме-е-е»,-кричат друг другу, 
Прыгают ,весело играются. Бодаются

Физкультминутка"Дикие животные".
Жарким днем лесной тропой 
Идут по кругу друг за другом
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой
топал лосенок, 
Идут, громко топая
За мамой-лисицей
крался лисенок, 
Идут крадучись
За мамой-ежихой
катился ежонок, 
Передвигаются в приседе
За мамой-медведицей
шел медвежонок, 
Идут переваливаясь
За мамою-белкой
скакали бельчата, 
Скачут на носочках, согнув руки
перед грудью

За мамой-зайчихой –
косые зайчата, 
Скачут, сделав «ушки» из ладоней
Волчица вела за собою волчат. 
Идут широким шагом
Все мамы и дети напиться хотят. 
Наклоны вперед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...