Консультация для родителей (законных представителей) «Возрастные особенности детей 6-7: память, внимание, мышление дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Иванова Наталья Григорьевна

Консультация для родителей (законных представителей)

«Возрастные особенности детей 6-7:

память, внимание, мышление дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей (законных представителей)

«Возрастные особенности детей 6-7:

память, внимание, мышление дошкольников»

(Лекция-беседа)

Главный тезис: «Скоро в школу. Давайте готовить детей вместе»

В период 6-7 лет, на последнем этапе дошкольного образования, вопросы развития мышления, внимания, памяти и воображения детей выходят на первый план. Скоро в школу. Именно эти параметры влияют на скорость адаптации младшего школьника, к новым для него для него условиям.  

Разберем уровни нервно-психического состояния развития ребенка подготовительной группы детского сада.

Павлов И.П. выделил два основных физиологических процесса обусловливающих обычную работу коры головного мозга. Это торможение и возбуждение.

Чем младше ребенок, тем больше у него преобладает возбуждение. Это выражается у детей через проявление эмоций, быстрые переходы от негодования к радости, через невозможность их сдерживать.

Кора головного мозга ребенка находится в периоде своего созревания. Процессы тормозящего влияния коры на подкорку находятся в интенсивном развитии, поэтому мы замечаем как постепенно величивается выносливость ребенка, его поведение становится более уравновешенным усидчивым, внимательным.

Однако эти процессы еще только формируются, причем у каждого ребенка со своей скоростью. Поэтому шестилетние дети не могут долго сосредотачиваться на одном и том же, не могут долго сидеть на одном месте, заниматься одним делом.

Если поток информации сложен и непонятен ребенку, его внимание просто отключается. Поэтому заниматься с ребенком – чтением, рисованием, вообще – обучением, чему либо, необходимо блоками продолжительностью не более 15-20 минут. Далее внимание ребенка обязательно снизится или отключится, ему необходимо дать несколько минут отдыха и активных занятий (гимнастики, физкультурную паузу). После занятие можно продолжить занятие или приступить к новому.

К 6-7 годам у ребенка уже хорошо сформированыслух, зрение и осязание. Поэтому он адекватно воспринимает окружающую среду. Мы говорим, что «уровень восприятия» ребенка к 6-7 годам достаточно высок.

Уровень работы слуховых рецепторов, дошкольников подготовительной группы детского сада высок настолько, что ребенок не просто слышит звуки, но и различает их фонетику, высоту.

Ребенок к 6-7 годам отлично различает цвета и их оттенки, умело использует это в своей творческой работе (например, раскрашивая картинки).

Только систематическая учебная деятельность делает детское восприятие более организованным. Именно потому, сейчас, в период подготовки к школе, крайне важно направлять восприятие ребенка не только на предметы в целом, но и на их специфические свойства и признаки (цвет, размер, запах, количество углов, форму и т.д).

Развитие восприятия у ребенка в возрасте 6-7 лет имеет важное значение для его дальнейшей успешной учебной деятельности.

Проведенная в детском саду диагностика уровней развития психических процессов старших групп дошкольников, показала, что дети этого возраста не всегда имеют четкие представления об окружающих их предметах. Они, например, называют не все части, из которых состоит рассматриваемый предмет. И это нормально! Надо понимать, что обучение это процесс, требующий систематических упражнений и внимания не только со стороны воспитателя и педагога, но и со стороны родителей.

Давайте вспомним примеры. (Беседа)

 Когда мы просим ребенка описать или рассказать, про обычный знакомый предмет – кошку, нам все скажут, что у нее есть голова, хвост, четыре лапы, глаза, уши, рот. Но не многие назовут шею, туловище. Вот на эти детали и стоит обратить внимание ребенка. В следующий раз, описывая, например, птицу ребенок уже обратит на это внимание. Такие упражнения- игры, развивают важную функцию мозга – наблюдательность, плюсом пополняется словарный запас, развивается множественная речь.

Психологи отмечают, что дети этого возраста быстрее всего замечают те свойства, которые лежат на поверхности анализируемого предмета (фактуру, цвет, форму). Достаточно просто дети в 6 – 7 лет определяют размер: большой маленький.

В возрасте 6-7 лет нервно-психическое развитие ребенка такого, что ему под силу различить похожие предметы, увидеть разницу. Мышление развивается, и дети начинают воспринимать предметы, замечая их особенности, сравнивая их друг с другом. Здесь есть возрастная особенность – ребенку легче найти различия, нежели сходство. У детей этого возраста нет разграничения понятий «похожие» и «одинаковые». Поиграйте дома с детьми в игру на сравнение похожих предметов.

При систематических занятиях, развитие вниманияу детей старшего дошкольного возраста происходит с большими успехами. Внимание, все еще остается непроизвольным, т.е. связанным с эмоциями. Если ребенок увлечен занятием, он не реагирует на другие раздражители. Используя эту особенность, можно постепенно переводя интерес ребенка в другую сторону, строить учебный процесс так, что он будет с удовольствием заниматься разными предметами.

Психология внимания ребенка 6 -7 лет более устойчива при выполнении физических действий, чем умственных. Это тоже важно учитывать при играх и занятиях с детьми. (Примеры из жизни приводят сами родители)

Мышление – один из самых важных познавательных процессов, который наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. В этом возрасте оно у ребенка конкретно, т.е. опирается на образы и представления, и всегда тесно связано с личным опытом и восприятием. (Тарелка – предмет, из которого едят.Карандаш – предмет, которым рисуют на бумаге). Расширяя круг понятий, увлечений, дел и интересов ребенка – мы увеличиваем опыт ребенка и как следствие – развиваем его мышление.

Воображение – умение представлять, продумывать возможное развитие событий. Важно развивать это умение, при его развитии совершенствуется психика ребенка. При обучении на занятиях младшему школьнику придется усваивать материал, который он воссоздает в своем воображении как яркую картинку. Если при этом новая информация затронет эмоции, она останется в памяти надолго. Важно знать, что развитиевоображения происходит в тесной связи с другими познавательными процессами (восприятием, мышлением, памятью). Если у дошкольника воображение соотносится с фантазиями, то в младшем школьном возрасте оно становиться конструктивным, деятельным.

Для развития воображения в детском саду и на уроках в школе используется большое количество наглядных пособий, картинок, предметов. Творческие задания развивают воображение. Задания – придумать рассказ по картинке, сюжету, с персонажами или с собой очень нравятся детям. (Задание родителям – играть с детьми в творческие игры)

 Память ребенка 6-7 лет находится на достаточно высоком уровне. Здесь различают три основных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение.От того, как хорошо было сформировано запоминание, зависит сохранение и воспроизведение.

Дети этого возраста могут запомнить достаточно большое количество информации. Ребенку в школе приходится запоминать не только интересный, но и нужный материал. Часто это вызывает затруднения. Поэтому ребенку 6 -7 лет, крайне важно научиться не просто повторять то, что надо запомнить, а выработать определенное отношение к материалу. Окончательные навыки запоминания формируются к 8 - 10 годам.

Запоминание и сохранение имеют основную цель – воспроизведение информации в определенный момент в будущем. И здесь основная проблема ребенка в неумении систематизировать эту информацию. Память ребенка 6-7 лет краткосрочна, поэтому в данный период важно регулярное повторение нового, заученного материала.

Примеры из жизни воспроизводятся с помощью родителей в завершающей беседе.

Отчеты на вопросы.

Приложение 2

Простые рекомендаций родителям будущего школьника

  1.  НЕ ПИЧКАЙТЕребенка НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ.
  2. РАССКАЗЫВАЙТЕ ребенку ПОЗИТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
  3. НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОЦЕНКАХ
  4. НЕ ПУГАЙТЕ ребенка ШКОЛОЙ
  5. ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ Сребенком.
  6. ИГРАЙТЕ с ребенкомВ ШКОЛУ.
  7. НАЧИНАЙТЕ уже сегодня ЖИТЬ ПО НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ
  8. ПОДРУЖИТЕ ребенка С ЧАСАМИ
  9. БОЛЬШЕ КОМАНДНЫХ ИГР с ребенком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Коррекционные игры для гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания."

Коррекционные игры для гиперактивных детейс синдромом дефицита внимания....

Консультация для родителей "Аутогенная тренировка для гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания."

Аутогенная тренировка для гиперактивных детейс синдромом дефицита внимания....

Консультация для родителей на тему: "ОТ игры к занятиям по развитию внимания, мышления, памяти".

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению....

Консультация для родителей в ДОУ на тему "Игры для развития речи и мышления дошкольников"

Консультация для родителей в ДОУ на тему "Игры для развития речи и мышления дошкольников"...

Консультация для родителей (законных представителей). "Внешний вид детей на музыкальном занятии"

Консультация для родителей (законных представителей). "Внешний вид детей на музыкальном занятии"...

Консультация для родителей (законных представителей): "Как привить детям любовь к природе посредством чтения"

Консультация для родителей (законных представителей): "Как привить детям любовь к природе посредством чтения"...

Консультация для родителей (законных представителей) "Возрастные особенности детей 3-4 лет", 2021 год

Возрастные особенности детей 3-4 лет.Младший дошкольный возраст – это важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходят большие изменения в отношении между ребенком и взросл...