«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
консультация

Клименко Татьяна Михайловна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_organizatsiya_zanyatiy_v_detskom_sadu.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

План.

1. Гигиенические требования к проведению занятия.

2.Подготовка материалов к занятиям.

3.Организация дежурства.

4. Подготовка воспитателя к занятию.

 

1. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием организуют со всей группой воспитанниковв определенное время согласно режиму дня.

В группах, где воспитываются дети одного возраста, занятия имеют единые для всех обучающие и воспитательные задачи.

Дети первой младшей группы постепенно приучаются к участию в общегрупповых занятиях. В начале года занятия проводят с небольшими группами. Но материал подготавливается для всех на случай, если кто-то из другой подгруппы захочет присоединиться к занимающимся.

По окончании занятий помощник воспитателя одевает детей первой подгруппы, а воспитатель проводит занятия с другой подгруппой.

Со второй половины года малыши занимаются все вместе. Воспитатель учит их правильно сидеть, не слишком наклоняясь над столом, рисовать правой рукой, а левой придерживать лист бумаги. Постепенно дети приобретают навыки, необходимые при групповом занятии: сидеть спокойно, не мешать другим, аккуратно обращаться с бумагой, пользоваться карандашом и красками по назначению.

Продолжительность занятий в первой младшей группе в начале года 5—7 мин, постепенно увеличивается до 10—15 мин.

В последующих возрастных группах в течение всего года регулярно проводят общегрупповые занятия по изобразительной деятельности. Их длительность возрастает во второй младшей и средней группах до 15—20 мин, в старшей — до 30 мин и подготовительной к школе — до 35 мин. На общегрупповых занятиях каждый ребенок имеет определенное место за столом. Столы ставятся в 2—3 ряда. Освещение должно быть слева и хорошо, если сзади, чтобы дети лучше видели, то, что показывают.

Во второй младшей группе столы перед занятием расставляет воспитатель вместе с помощником. Постепенно он привлекает малышей, а в старших группах с этой работой справляются дети самостоятельно.

За шестиместные столы по возможности лучше разместить 4—5 детей, но чтобы никто не сидел спиной к окну. Дети, которые меньше ростом или страдают нарушением зрения, те, кто отстает в усвоении программы, сидят за первыми столами. 1—2 раза в год воспитанников желательно пересаживать: сидящих дальше от света поближе и наоборот. Воспитателю целесообразно иметь схему размещения детей, которая поможет ему при организации занятий (напомнить ребенку, где его место, посадить новенького, пересадить, если это нужно, быстро подписать листы бумаги и т. д.).

Во второй младшей группе занятия можно проводить с подгруппой, если это новички или если этого требуют цель и методика. В старших группах занятия с подгруппами проводят, как правило, в весенний, летний период, когда дети рисуют с натуры на участке или выполняют коллективные работы по лепке, аппликации, конструированию.

Занятие проводится в проветренном помещении.

2. Занятия по изобразительной деятельности требуют продуманной подготовки материалов, оборудования — от этого во многом зависит успешное выполнение работы с детьми.

Подготовка материалов. Подбирая материалы и оборудование следует прежде всего определить, какие из них более всего способствуют выразительному и полному решению темы, предложенной воспитателем или задуманной детьми.

К каждому занятию воспитатель продумывает формат и цвет бумаги для рисования или аппликации. Если детям предстоит изобразить предмет, то, обведя его рукой, сопоставив ширину и высоту, воспитатель легко определит, какой формат необходим.

Формат листа во многом определяет выразительность композиционного решения. Поэтому воспитатель каждый раз продумывает форму и размер бумаги, чтобы помочь ребенку лучше решить поставленную задачу.

Бумага. К каждому занятию следует продумывать формат и цвет бумаги, что позволяет определить выразительность композиционного решения. Большую часть рисунков, аппликаций выполняют на тонированной бумаге. Листы предварительно подписываются до занятия на оборотной стороне листа: имя ребенка, первая буква фамилии. Готовим на 5-7 листов больше, чем детей на занятии. Следует детям давать возможность выбирать цвет листа.

Для рисования приготовить кисточки, тряпочки, баночки для воды. Наливать не полную банку. В ходе занятия менять воду по мере загрязнения.

Карандаши. Проверить и подточить цветные и простые карандаши, иметь 5-6 запасных.

Гуашь готовить утром до занятияРазмешать, отложить в розеточки или стеклянные баночки, при необходимости добавить воды, довести до густоты жидкой сметаны.

Акварельные краски начинаем использовать со средней группы, поэтому следует в каждую используемую краску стряхнуть каплю воды.

Для аппликации в 1 и 2 младшей группах даются готовые формы бумаги-части предмета, которые готовит воспитатель. В средней и старшей группах – бумага геометрических форм, близкая по форме к тем предметам, которые будут вырезать дети. Цветной бумаги следует заготавливать больше, чем потребуется, чтобы детям можно было выбрать.

Клей крахмальный, обойный или ПВА в зависимости от материала. Кисть для клея, тряпочка, ножницы.

Для лепки:

Глина заготавливается 1 раз в году. Перед каждым занятием готовить небольшие кусочки для каждого ребенка. Проверить дощечки. Класть влажные тряпочки или ставить баночки с водой.

Пластилин подбирается по цветам и дается на тех занятиях, где важен цвет и передача мелких деталей в старшей группе. Если пластилин твердый, его следует поместить в теплую воду до занятия.

Используем стеки при необходимости.

 

Воспитатель готовит весь наглядный материал: предметы, игрушки, иллюстрации, образцы декоративно-прикладного искусства. Если отсутствуют образец, то воспитатель готовит сам.

Используем одну натуру на всех и на каждого ребенка.

В каждой группе должен быть стенд для анализа детских работ по лепке.

Все необходимые материалы и оборудование хранят в определенном месте, четко распределив по видам деятельности, чтобы дежурные легко могли подготовить их к занятию.

 

Организация дежурства.

Работа организуется в виде поручений:

Первая младшая группа. Воспитатель приучает детей убирать свое рабочее место после занятия, отдавать ему карандаши, кисти, салфетки, оставшуюся глину и пр. На первых занятиях, пока ребята пользуются одной краской, воду для промывания кистей дают по окончании рисования.

Вторая младшая группа. Воспитатель и его помощник расставляют столы ближе к свету.

В начале года педагог сам подготавливает и раздает весь материал. Затем привлекает отдельных детей к подготовке необходимого материала и оборудования для занятия: то, что каждый может взять и положить себе на стол. Это еще не дежурство, а поручения отдельным детям, которые хотят помочь воспитателю (в течение года педагог обязательно привлекает к помощи всех детей).

Детей приучают размещать предметы на столе в строгом порядке. Воду, краски расставляет воспитатель. После занятия малышей приучают относить все, что они брали для работы, на общий стол. Воспитатель вместе с помощниками убирает материал в шкаф, моет кисти, розетки и пр.

 

Начиная со средней группы, детей привлекают к дежурству по занятиям. В обязанности дежурных входит подготовка вместе с воспитателем материалов к занятию на общем столе. Дежурство следует сочетать с самообслуживанием во всех возрастных группах. Воспитатель четко планирует, что в каждой группе сделает ребенок сам, что сделают дежурные. Постепенно обязанности дежурного и каждого ребенка усложняются.

Средняя группа. В первой половине года подготовка к занятию организуется так же, как во второй младшей группе, но воспитатель чаще дает поручения отдельным детям: помочь переставить столы, если это надо, подготовить на общий стол все необходимое.

На занятии часть оборудования и материалов каждый ребенок сам раскладывает на своем столе, а в конце уносит на общий стол, откуда воспитатель вместе с помощниками убирает все в шкаф.

В начале года воспитатель объясняет детям правила подготовки к занятию, затем требует их выполнения, напоминая при необходимости. Так как у ребят пока нет опыта организации работы, и они не всегда могут сами договориться, взрослый уточняет, кто, что делает до и после занятия. Например, тот, кто сидит слева за двухместным столом, относит воду, а тот, кто справа,— краски, на следующем занятии роли меняются. Постепенно педагог приучает детей договариваться самостоятельно.

Со второй половины года детей привлекают к дежурству по подготовке к занятию. Они могут наливать воду в банки, расставлять на столы банки с водой, краски, а в конце занятия выливать воду, относить краски на место.

На столе у дежурных постепенно увеличивается количество материалов, которые дети выбирают сами в зависимости от поставленной задачи. Возможность выбора материалов положительно влияет и на проявление самостоятельности в ходе занятия.

Старшая группа. В начале года воспитатель объясняет порядок подготовки столов к занятию и требует его соблюдения. Прежде всего, он напоминает последовательность работы дежурных и остальных детей при подготовке своего рабочего места. Затем дежурные проверяют, как подготовлена группа к занятию, а по окончании — состояние столов. На столе для дежурных, кроме необходимых материалов, оборудования, должны быть 2—3 тряпки для вытирания столов. Дежурные разливают краски в палитры, сливают их в банки после занятия, разливают клей, подготавливают глину и т. д.

Обязанности дежурных зависят от условий данной группы. Например, часть оборудования может находиться в ящиках двухместных столов. В этом случае, дежурные готовят меньше материалов к занятию. По окончании занятия кисти ополаскивает воспитатель после того, как каждый ребенок вымыл свою кисть и поставил ее на общий стол. Дежурные заливают розетки водой в ведре или тазике, выделенных для этой цели. Вечером они моют, стирают все, что использовалось на занятии. При такой организации дети не задерживаются на прогулку и работают под контролем воспитателя, что особенно важно в начале года. Необходимо научить ребят выполнять все быстро, четко, в определенной последовательности, доводить начатое дело до конца.

Подготовительная к школе группа. Обязанности дежурных те же, что и в старшей группе, но воспитатель предоставляет все больше самостоятельности детям. Он заранее сообщает дежурным тему и содержание занятия, а также, какое потребуется оборудование. В процессе подготовки взрослый следит за тем, чтобы все было сделано правильно.

Дежурные, проверив готовность каждого ребенка к занятию, сообщают об этом воспитателю. Педагог принимает дежурство, дает оценку работе.

4. Подготовка воспитателя к занятию.

Непосредственно перед занятием воспитатель готовит все, что он подобрал накануне: натуру, игрушку, иллюстрации, лист бумаги для показа; определяет место, где будет стоять предмет; прикрепляет фон за натурой и т. д. После того как все будет готово, педагог еще раз смотрит на наглядный материал с того места, где расположен последний стол, дабы не оказалось, что предмет не выделяется на подобранном фоне или иллюстрация очень мелка.

Педагог, готовясь к занятию, обязательно прорисовывает, лепит или вырезает то изображение, которое будут выполнять дети, даже если на занятии не предполагается показ. Выполняя работу, воспитатель уточняет способы ее решения, отмечает, где у него возникли трудности, а в случае, если окажется, что материал подобран не совсем удачно, своевременно заменяет его. Это позволит во время объяснения сосредоточить внимание детей на самом трудном.

Кроме того, воспитатель просматривает методическую литературу по данной теме, выбирает наиболее действенные методы и приемы обучения с учетом особенностей детей своей группы, пишет план занятия.

 

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

План.

1. Организационный момент занятия.

2. Структура занятия

3. Модели занятий.

А).Традиционная модель.

Б). Игровая модель.

1. Организационный момент занятия

Когда все готово для занятия, педагог приглашает детей. Обычно ребята легко переключаются с игровой деятельности на учебную, если занятия проводятся всегда четко по режиму дня. Организационный момент воспитатель проводит по-разному в зависимости от занятия — не более 1—2 мин (чем меньше, тем лучше). Можно предложить всем посмотреть на то, что они потом будут изображать (предмет, иллюстрацию); малыши могут потрогать, погладить игрушку. Можно, подозвав к себе детей, предложить одному из них принести заранее подготовленный предмет. К этому надо привлекать малоактивных детей, чтобы заинтересовать их.

Постепенно начиная с первой младшей группы детей приучают садиться без шума, учат, как надо взять стул, поставить его около стола и сесть.

В средней и старших группах, как бы играя, соревнуясь, можно поупражнять детей в умении садиться тихо, чтобы не фиксировать на этом особого внимания в начале занятия, не отвлекать от последующего задания.

В зависимости от содержания занятия, намеченной методики и возраста детей продумываются варианты расстановки столов. Например, в младших группах столы можно поставить полукругом, чтобы видеть всех детей и иметь возможность подходить к каждому. Если выполняется коллективная работа, то и в таком случае, можно посадить детей полукругом перед мольбертом или доской, на которых прикреплен лист бумаги. На нем рисуют по 2—3 ребенка.

Иногда столы сдвигают по 2—3, и дети вместе выполняют коллективную работу по лепке, аппликации. Такая расстановка удобна тогда, когда важно сравнить изображения по величине, цвету, поискать лучшее расположение, прежде чем наклеить. В другом случае на занятии по лепке все дети выполняют работу на своих местах, а роспись ангобами (жидкая глина другого цвета) — за 1—2 столами (где поставлен набор ангобов).

Различная организация повышает интерес к занятиям, помогает использовать разные материалы.

Специфика изобразительной деятельности требует создания на занятиях творческой атмосферы, способствующей проявлению у детей самостоятельности. Группа превращается то в скульптурную, то в живописную мастерскую.

 

Структура занятия

Занятия делятся на три части:

1.Объяснение задания.

2.Процесс выполнения задания.

3.Совместный анализ выполненной работы.

 

Первая и третья части наиболее короткие по времени — 2—5 мин в зависимости от задания и возраста детей. Более длительно объяснение при новой программной задаче и менее длительно при закреплении знаний и умений.

 

В первой части занятия воспитатель сообщает детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно носить эмоциональный характер, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу. После объяснения в младших группах дети садятся лицом к столу, воспитатель проверяет осанку детей и напоминает всем, с чего нужно начать работу.

Во второй части занятия воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к выполнению задания. Если некоторые дети не решаются начать работу, показывает, что получается у их сверстников,— это обычно оказывает положительное влияние.

В ходе занятия педагог следит, чтобы не было пауз, чтобы, закончив один этап, ребенок сразу же переходил к следующему. Паузы в работе сбивают с ритма — занятие удлиняется, многие не успевают выполнить задание.

В течение всего занятия детей приучают работать спокойно. В то же время воспитанники всех возрастных групп получают все больше возможностей для самостоятельной изобразительной деятельности во время занятия. Старшие дошкольники вначале по разрешению воспитателя, а затем и сами по мере надобности могут сменить карандаш, воду, взять чистый лист бумаги и пр.

Следует, как можно раньше приучать детей поднимать с пола то, что они уронили, вытирать пролитую воду, клей, краску, не ожидая, когда это сделают дежурные или кто-либо из взрослых.

В младших группах в ходе занятия воспитатель чаще сам приходит на помощь, так как дети далеко не всегда знают, как им спросить.

Самому педагогу необходимо следить за тем, кто из ребят испытывает какое-то затруднение, и вовремя приходить на помощь. Постепенно детей приучают преодолевать трудности, самостоятельно искать решения.

Примерно за 5 мин до конца занятия детей предупреждают о том, что следует заканчивать работу.

В первой младшей группе такое напоминание излишне, так как дети этого возраста еще не в состоянии намечать работу вперед они не чувствуют время. Дети обычно привыкают работать в течение всего занятия. Тем, кто выполнил задание раньше других, можно предложить нарисовать или вылепить еще что-нибудь, повторить это же изображение или лепку («Нарисуй еще шарик» или «Слепи еще морковку»).

Во второй младшей группе детей постепенно приучают заканчивать занятие всем вместе, организованно. Иногда оно может закончиться и раньше установленного срока, если дети быстро справятся с поставленной перед ними задачей.

В средней и старшей группах тем детям, кто закончил работу раньше других (если времени достаточно), педагог советует дополнить изображение деталями или подходящими по содержанию предметами. Если занятие идет к концу, он предлагает убрать свое рабочее место, сложить оборудование, материалы в ящик стола или отнести на стол для дежурных, поставить свою работу на стенд или на стол воспитателя. Затем ребенок возвращается на место, и педагог предлагает ему спокойно посидеть, отдохнуть, рассмотреть рисунки, лепку товарищей.

После того как воспитатель объявил об окончании занятия, дети прекращают работу. Если все-таки кто-то не успел довести ее до конца, педагог обязательно предоставляет ребенку возможность сделать это, но уже во второй половине дня.

Анализ детских работ

входит в методику проведения занятия как один из важнейших ее компонентов. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Педагог спрашивает их мнения, сам дает оценку рисункам, лепке. Иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором — те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду — менее удачные.

Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность еще раз посмотреть работы, поговорить о них.

Если занятие затягивается по времени, анализ можно провести после прогулки или во второй половине дня.

Как правило, после каждого занятия организуют выставку детских работ для родителей, которая действует до следующего занятия. Затем рисунки заменяются новыми. Оформление работ может быть различным, но эстетически продуманным.

В раздевальной выделяют место для стенда по лепке. Если его ставят на детские шкафчики, то он должен быть такой же ширины.

Рисунки, аппликационные работы можно выносить вместе с переносным стендом. Можно сделать небольшой стенд для 4—5 работ, на который выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Работы можно оформить на паспарту (лучше серого цвета) с указанием имени ребенка. Паспарту должен иметь большие поля, чтобы работа выглядела привлекательнее. Такая выставка может сохраняться довольно длительное время, оформляться на определенные темы.

В детских садах, где нет возможности организовывать выставки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят лист бумаги, на который прикрепляют конверт такого размера, чтобы помещался рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает старую работу и вкладывает новую.

Работы по рисованию, аппликации, лепке выставляются для ознакомления родителей со следующей информацией: тема, программное содержание, дата выполнения работы, фамилия и инициалы воспитателя проводившего занятие, количество детей на занятии.

 

Модели занятий.

А). Традиционная модель проведения занятия по изобразительной деятельности.

Занятие делится на 3 части.

I часть: объяснение задания.

- Воспитатель сообщает тему.

-Рассматривает и обследует предмет, который будут изображать.

-Дает показ и объяснение способа изображения.

-Закрепляет последовательность работы.

II часть: процесс выполнения задания.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети приступили к выполнению задания, работали спокойно. Оказывает детям помощь, помогает преодолеть трудность, самостоятельно найти решение.

III часть: совместный анализ выполненной работы – важный компонент занятия. Для анализа выставляются все работы на стенде, дети их рассматривают. Воспитатель спрашивает их мнение, сам дает оценку работам.

Методика проведения анализа зависит от возраста детей, темы и программного содержания занятия.

 

Б). Игровая модель проведения занятия по изобразительной деятельности.

Занятие делится на 4 части.

I часть: создание игровой мотивации, постановка игровой и обучающей задачи.

- Рассматривание предмета.

- Показ и объяснение способа изображения в игровой форме или предложение найти свой способ изображения.

II часть: руководство выполнением задания.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети приступили к выполнению задания, работали спокойно. Оказывает детям помощь и предъявляет определенные требования в игровой форме. Анализ работ проводиться в игровой форме по мере выполнения.

III часть: Обыгрывание выполненного предмета с персонажем на столе или в игровом уголке. Воспитатель от имени персонажа предлагает выполнять детям те или иные игровые действия.

IV часть: Индивидуальные беседы с детьми (3-4 беседы). Тема беседы должны соответствовать игровому и учебному содержанию

занятия. Для стимулирования развития игры беседу желательно строить как разговор двух персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТРУДОМ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙНА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ  И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТРУДОМ....

Дифференцированный подход к организации физкультурных занятий в детском саду с учётом группы здоровья

Детям с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы даже больше, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ре...

Занятие в детском саду : требования и формы и организация

Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил  на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по -разному складывается  судьба в профессии....

"Музыкальное занятие в детском саду - основная форма организации музыкального воспитания дошкольников"

Музыкальное занятие-это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников....

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

.Растить детей здоровыми ,сильными, эмоциональными -задача каждого дошкольного учреждения.В данной консультации даются методические указания по проведению занятий по физической культуре во всех возрас...

Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий в детском саду - Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.

Основная цель: помочь  родителям   и   детям   ощутить   радость   от совместной   двигательной   деятельности,...