Проект "Космос"
проект (средняя группа)

Оберемко Елена Анатольевна

Знакомство детей с понятием космос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Космос"1022.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г.Семилуки Воронежской области

Проект в средней группе « Солнышко»

Тема: «Знакомство с космосом»

Выполнили воспитатели :

Попова Н.А.

Оберемко Е.А.

2023 г.

Тип проекта: познавательно – творческий.

Участники проекта: дети  средней группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 10.04.2023г. по 14.04.2023г.)

Актуальность: Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В XX веке все дети Советского Союза мечтали стать космонавтами, играли в космонавтов. В современное время полеты в космическое пространство стали повседневной действительностью, и поэтому интерес детей к космонавтике постепенно угасает. Необходимо заинтересовать современных детей, создавая для них такую проблемную игровую ситуацию, которую они захотят самостоятельно «прожить». Многие дети хотя и проявляют интерес к космосу, но  плохо понимают, что это такое, имеют примитивное представление о солнце, звездах, планетах, профессии – космонавт.

Цель проекта: познакомить детей с понятием – космос.

Задачи проекта:

Образовательные:

• способствовать формированию у детей понятий «Космос», «космонавт», «Космическое пространство»;

• способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли, и о роли человека в ее системе;

Развивающие:

• обогащать активный и пассивный словарь воспитанников;

• развивать психологические функции ребенка: речь, воображение, внимание, память, мышление, а также интерес к познанию, наблюдательность.

Воспитательные:

• воспитывать уважение и любовь к нашей Земле, как к космическому чуду;

• воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма;

• воспитывать желание быть сильным и смелым;

Предполагаемый результат: представления детей о космосе станут более реалистичными, увеличится объем знаний детей по теме. Дети станут проявлять большую заинтересованность, познавательную активность; станут отражать новые знания в своей деятельности: речи, играх, изобразительной и музыкальной деятельности, конструировании и др.

Итоговое мероприятие: выставка совместных работ детей и родителей «Космическое путешествие»

Проект включает в себя три этапа:

  1. Подготовительный.

Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта, составление плана мероприятий;

изучение методического материала;

подбор  дидактического материала, художественной литературы, фото и иллюстративного  материала, музыкальных произведений;

информирование родителей о начале работы над проектом, приглашение к участию.

  1. Основной (познавательный).

Познавательное развитие.

Беседа «Что такое космос?», «Хочу стать космонавтом», «Солнце и луна», «Семья планет»

Рассматривание наглядного материала по теме «Космос», иллюстраций в книгах.

Просмотр мультфильмов «Белка и Стрелка», «Незнайка на луне», «Тайна третьей планеты»

Дидактические игры: «Разложи космонавтов по росту», « Подбери ракету космонавту», «Найди самую маленькую (большую) планету», «Найди одинаковые звезды».

Речевое развитие

Картотека сказок про космос. (прилагается)

А. Митяев «Первый полет».

Чтение стихотворений: Дж. Родари «Путешествие по Луне», Т. Шапиро « Кто такой Юрий Гагарин?»

Загадывание загадок о луне, солнце и т.д.( прилагается)

Художественно – эстетическое развитие

Коллективное рисование « Космос».

Аппликация «Полет на Луну»

Конструирование космического корабля, ракета (Игры Воскобовича «Фонарики»)

Социально коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевая игра «Полет в космос»

Трудовое поручение « Наведем порядок на своей планете»

Беседа «Таких не берут в космонавты»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Космонавты», «Ракета», «Невесомость», «Допрыгни до звезды».(Картотека прилагается)

Пальчиковая гимнастика « Космос», « Будем в космосе летать», «Планеты» (картотека прилагается)

Физкультминутки: «А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете…»,   «На луне жил звездочет…»

Беседы о здоровье, питании космонавтов.

 

  1.  Заключительный.

Оформление выставки « Космическое путешествие»

Приложение

  1. Беседа «Что такое космос»

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня поговорим о космосе. Знаете, что такое космос?

Дети: (отвечают).

Воспитатель: Космос - это такое место, где живут звезды, луна и солнце. Космос находится очень высоко над небом. Туда  долететь можно только на ракете. Ребята, сейчас я вам загадаю загадки про космос.

 В черном небе до зари

Тускло светят фонари.

Фонари-фонарики

Меньше, чем комарики.

Дети: Звезды.

Воспитатель: Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. Ребята, сколько звезд на небе нам поможет посмотреть телескоп.

Слушаем вторую загадку:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все.

Дети: (Солнце)

Воспитатель: Молодцы. Самая большая звезда – это Солнце. Оно очень большое и всех нас согревает. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: смена дня и ночи, наступление зимы или лета. Днем солнце согревает и освещает нашу планету. Всё живое радуется солнечному свету и теплу. С восходом солнца пробуждается и оживает природа. Ребята, а вы знаете, что вокруг солнца вращаются планеты. Послушайте стихотворение о планетах.

Стихотворение

На Луне жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:

МЕРКУРИЙ - раз,

ВЕНЕРА - два-с,

Три - ЗЕМЛЯ,

Четыре - МАРС,

Пять - ЮПИТЕР,

Шесть - САТУРН,

Семь - УРАН,

Восемь - НЕПТУН,

Девять - дальше всех ПЛУТОН.

- Ребята, скажите, как называется наша планета?

Дети: Земля

Воспитатель: Земля - это планета, на которой мы живём, это единственная планета, на которой существует жизнь. Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода и воздух.

Рядом с планетой Земля находится луна. Луна – спутник Земли. Вечером на небе мы можем увидеть луну и звезды. Она ярко сияет на ночном небе. Люди всегда хотели побывать на луне, долететь до звёзд, увидеть Землю из космоса.

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели полететь в космос?

Дети: да

Воспитатель: А на каком транспорте туда можно полететь?

Дети: на ракете

Воспитатель: Правильно, на ракете.

А где же нам взять ракету?

(Дети предлагают построить ракету)

ИГРА «Построй ракету»

Воспитатель:

С Земли взлетает в облака

Как серебристая стрела.

Летит к другим планетам

Стремительно …

Дети: (ракета)

Воспитатель: Верно, космонавты летят в космос на ракете, а откуда она взлетает, вы знаете? Запуск ракеты происходит с космодрома, это специально оборудованное место, откуда запускают ракеты в космос.

 Воспитатель: в апреле  праздник «День космонавтики». Ребята, первый человек, который полетел в Космос, был наш соотечественник – Юрий Гагарин.

А перед полетом человека в космосе побывали собаки Белка и Стрелка и через сутки вернулись на Землю. Космонавты в космосе также делают разминку и мы с вами сейчас проведем зарядку.

Физкультминутка

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)

В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)

Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим (Ходьба на месте)

Воспитатель: Теперь  и подкрепиться можно, но что же едят в космосе? Для космонавтов готовят специальную еду, которую помещают в тюбики, чтобы она не летала по кораблю, потому что там невесомость .Нам пора домой. Теперь садимся в ракету и полетим назад в садик.

(Дети соединяют руки над головой «летят» несколько кругов по группе, сопровождая свой полёт характерными звуками и приземляются каждый на свой «космодром» — стульчик.)

Воспитатель: Молодцы! Вот мы и прилетели на землю. Вы сегодня много узнали о космосе, о нашей планете.

Как называется наша планета? Для чего нужно солнце? Когда мы можем хорошо рассмотреть луну?  Как звали человека, который первым полетел в космос?

 

  1.  Чтение рассказа А. Митяева ″Первый полёт″

Ход занятия:

Организационный момент.

Чтение стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин»:

В космической ракете

С название «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Вам понравилось стихотворение? О чём оно? (ответы детей)

Основная часть.

Чтение рассказа А.В. Митяева «Первый полёт».

О первом полёте Гагарина написано много стихов, но ещё написано немало рассказов. Один из них я вам предлагаю сейчас послушать. Рассказ написал А.В. Митяев, который называется «Первый полет».

Рассказ А. Митяева «ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ».

Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года.

И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе. А Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей по полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном – иллюминатором всегда чёрная, непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а темно.… Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма.

Всё это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос.

Беседа по прочитанному рассказу.

Скажите, о чём говорится в этом рассказе?

На чем Гагарин полетел в космос?

Как называется корабль, на котором полетел Гагарин?

Что Гагарин видел из окна иллюминатора?

Как Гагарин ощущал себя в космосе?

А Гагарин совершил подвиг, когда полетел в космос?

Заключительная часть.

Ребята мы сегодня узнали о первом полете Ю.А.Гагарина, ведь он проложил другим людям дорогу в космос. Но давайте не будем забывать, что космос огромная неизведанная вселенная, которая скрывает много тайн и секретов. Ребята, а вы бы хотели связать свою жизнь с космосом? (ответы детей)

3.  Стихотворение Путешествие по Луне. (Джанни Родари.)

-У лунного моря

Особый секрет,

- На море оно не похоже.

Воды в этом море,

Ни капельки нет,

И рыбы не водятся тоже.

В волны его

Невозможно нырнуть,

Нельзя в нём плескаться,

Нельзя утонуть.

Купаться в том море

Удобно лишь тем,

Кто плавать,

Ещё не умеет совсем!

  1. ЮРИЙ ГАГАРИН. (Татьяна Шапиро.)

Спросил я у папы однажды:

"А кто такой Юрий Гагарин?

Наверное, он очень важный,

А я про него мало знаю..."

И папа тогда мне ответил:

"Я рад, что об этом меня ты спросил,

Он летчик отважный и смелый,

Прославил страну на весь мир.

Гагарин был первым на свете,

Кто в космос однажды полет совершил.

Мальчишкам на нашей планете

Мечту космонавтами стать подарил".

Теперь я горжусь тем, что знаю,

Кем же был Юрий Гагарин.

Спросите меня, отвечу вам гордо:

Он - космонавт, первым вышедший к звездам

Стать космонавтом я хочу,

Гагарин мне пример.

Он первый в космос полетел,

Тогда в СССР.

С волненьем слушал целый мир,

Не чудо ли для всех?!

Впервые в космос полетел

Советский человек!

С тех пор прошло немало лет.

Привыкли мы к тому,

Что побывать случилось там,

Уже не одному.

День космонавтики у нас.

Я тоже так хочу.

Мне надо только подрасти,

И в космос полечу!!!

  1. Сюжетно – ролевая игра

«Полет в космос»

Цель: Дать знания детям о работе космонавтов, о полетах в космос; воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов; активизация словаря. Формирование умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.

Игровой материал: строительный материал, игрушки, атрибуты для игры, иллюстрации.

Ход игры: Для развития интереса к игре с детьми рассматриваем иллюстрации «Космонавты», в энциклопедиях, книгах, беседуем с ними о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт. Обсуждаем с детьми характеристики людей – космонавтов. Командир корабля - спокойный и уверенный, сообщает на Землю о результатах наблюдений в космосе; диспетчер принимает информацию с космоса и передает на корабль. «Полет в космос» может включать следующие моменты: тренировка космонавтов, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, сообщения с борта корабля, управление полетом с Земли, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета.

Затем предложить детям построить ракету из строительного материала.

При сооружении постройки ракеты он выделяет ее части нос, люки, отсеки,

иллюминаторы, пульт управления и т.д. Сначала воспитатель берет на себя роль космонавта, затем предложить детям (командир корабля, космонавт). Поощрять желания детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для обыгрывания , использовать предметы – заместители.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/04/19/stihi-o-kosmose
  2. https://multi-mama.ru/stihi-pro-kosmos/
  3. https://infourok.ru/kartoteka-podvizhnyh-igr-po-teme-kosmos-5121371.html
  4. https://fizinstruktor.ru/эстафеты-игры-физминутки-речевки-для/
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/09/14/kartoteka-skazok-po-teme-kosmos
  6. https://olga-tales.in.ua/skazki-pro-kosmos/