Картотека Сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста
картотека

Силакова Анастасия Кирилловна

Картотека Сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_syuzhetno-rolevyh_igr.docx50.25 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека сюжетно-ролевых игр

для детей дошкольного возраста

Игра «Детский сад».

Цель: Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Предметно-развивающая среда (оборудование): Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет врача. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей — стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад».

Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, помощник воспитателя (няня), повар.

Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритмики, кабинет заведующей и беседуют с медицинской сестрой и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.

После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает знания, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры. Также с детьми можно прочитать рассказы и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д. Далее воспитатель может предложить детям, поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло должного интереса к игре, педагог может выступить в игре, как равноправный партнер, выполняя, главную или второстепенную роль, косвенно, влияя на изменение, игровой среды, он может вести коррекцию игровых отношений. К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра», «воспитатель», «заведующая», «музыкальный работник», «помощник воспитателя», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с куклами, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак». «После завтрака надо идти на осмотр к врачу». После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривают «детей», каждому дают рекомендации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада». После медицинского осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное занятие» и т. д. По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.

Игра «Семья».

   Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).

Предметно-развивающая среда (оборудование):  Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы-заместители.

   Подготовка к игре. Игры-занятия «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы». Беседы о взаимоотношениях в семье. Совместные игры с детьми подготовительной и младшей групп.

   Игровые роли. Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.

   Ход игры. С целью развития игры воспитатель может сначала побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Далее педагог побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома по представлению, используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы, мебель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки). После этого педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда мамы нет дома», «К нам пришли гости», «Я помогаю маме», «Семейный праздник» и т. д.

  Игру «Когда мамы нет дома» можно организовать совместно с младшими детьми, предварительно объяснив цель совместной игры: научить малышей распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.

  Игра «К нам пришли гости» должна научить детей, как правильно приглашать в гости, встречать гостей, вручать подарок, вести себя за столом.

  В игре «Я помогаю маме» воспитателю необходимо вносить в нее элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, ремонт книг, уборка помещения. По ходу игры педагог должен подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

   В сюжеты любимых детских игр педагог должен вносить новое содержание. Например, игра «Семейный праздник» предполагает показ в детском саду концерта, используя детские музыкальные инструменты: рояль, металлофон, бубен, трещетки, дудки, треугольники и др. «Члены семьи» исполняют песни и пляски, читают стихи, шутят, загадывают загадки. Эта игра требует предварительной работы, воспитатель заранее совместно с детьми по их желанию может распределить кто и что будет делать на празднике.

   Также педагог может объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллективных игр, например: «Семья» и «Школа».

Игра «Школа».

Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых.

Предметно-развивающая среда (оборудование): Куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, тетради, ручки, карандаши), предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсия в школу. Беседа с учителем 1-го класса. Чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу» или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др. Совместные игры с детьми подготовительной группы.

Игровые роли. Учитель, ученики.

Ход игры. Перед тем как начать игру, воспитатель организует экскурсию в школу. Там ребята знакомятся с учителями, ребятами-школьниками, беседуют с ними. Также необходимо провести ребят по всей школе: показать классы, столовую, мастерские, раздевалку и т. д. Затем в группе обсудить свои впечатления о школе. Потом для дальнейшего обогащения знаний о школе воспитатель читает детям произведение Л. Воронковой «Подружки идут в школу» (или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др.). После этого следует беседа о том, что значит быть школьником, кто преподает урок, какие принадлежности есть у школьника, и т. д. Также педагог помогает детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Совместно с детьми педагог может изготовить атрибуты для игры: журнал для учителя, повязки для дежурных и т. д. В процессе игры при постройке здания школы или класса педагог развивает конструкторское творчество и сообразительность детей, поощряет сооружение взаимосвязанных построек (улица, школа, парк культуры, мост, подземный переход); предлагает использовать в постройках вспомогательный материал (шнуры, колышки, дощечки, шишки, проволоку и др.). Приемы руководства данной игрой различны: исполнение воспитателем роли «учителя», беседы с детьми о том, как они будут играть, совместная постройка школы, класса. Использование таких приемов способствует самостоятельной организации детьми игр, где они действуют в соответствии со своими избирательными интересами (проводят уроки чтения, физкультуры, математики). Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, педагог должен косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Воспитатель также должен способствовать воспроизведению в играх бытового и общественно полезного труда взрослых. Закреплять знания Правил дорожного движения (дорога из дома в школу и обратно), объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллективных игр: «Семья» — «Школа» — «Дорога в школу» — «Путешествие по городу».

                                               

Игра «Российская Армия».

Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков в родном городе. Расширение представлений детей о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.

Предметно-развивающая среда (оборудование):  Строительный материал, пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешочки с песком, шлемы, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсии к памятникам, к местам боевой славы. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя». Составление альбома о воинах-героях. Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного корабля. Конструирование из строительного материала боевой техники.

Игровые роли. Танкист, солдат, медсестра, капитан, матрос.

Ход игры. Данная игра может быть представлена в различных вариантах: «Танкисты», «Боевая пехота», «Военные корабли» и т. д.

   В первую очередь при подготовке к серии игр детей старшей группы необходимо познакомить с памятниками, которые увековечивают подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Это обелиски, монументы, памятники-пушки, памятники-Танки, памятники-самолеты, памятники-корабли, установленные в честь освобождения родного края. С детьми педагог должен организовать экскурсии к местам боевой славы. После экскурсии воспитатель беседует с ребятами о Российской Армии, чтобы сформировать у них представление о том, что люди чтят память героев. Во время беседы педагог должен рассказать об улице родного города, которая носит имя героя-танкиста, героя-летчика, героя-матроса и др. Также воспитатель знакомит детей с изображением различных типов военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль и др. Затем педагог может прочитать детям рассказы Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя». Совместно с воспитателем и с родителями ребята могут составить альбом о воинах-героях. Также педагог предлагает детям нарисовать танк, самолет, военный корабль, боевую машину, бинокли, слепить танк или корабль. Затем воспитатель может предложить коллективную постройку по выбору: танк, военный корабль и др. Во время постройки он должен обращать внимание на зависимость формы постройки от его назначения, учить детей совместно обсуждать план сооружения и организацию предметно-игровой среды. Совместно с педагогом и детьми подготовительной группы ребята могут подготовить атрибуты для игры: пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешочки с песком, шлемы. Затем воспитатель может организовать военно-спортивные игры, в которых дети отражают мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков, моряков. Детям предлагается выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бегать. Эти упражнения педагог организует на участке детского сада. Воспитатель сначала берет на себя роль «Командира», он следит за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т. д. Отмечает лучшее исполнение роли, поощряет достижения нерешительных детей. Повторяет упражнения с тем, чтобы добиться нужного результата. Исполнение ролей «солдат» требует от детей и определенных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» обязательно надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» нужно отлично выполнить задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Мед-144 сестры» также должны быстро действовать, уметь выполнить задание. Перед каждой игрой воспитателю с детьми необходимо проводить разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. В таких играх в основном принимает участие довольно большое количество детей группы, при этом важное значение имеет согласование их действий. Общение со взрослым в игре помогает детям глубже осознать моральные качества воинов, роли которых они исполняют. Чтобы придать игре целенаправленный характер, педагогу можно разработать карту-схему и с ней ознакомить всех участников. Воспитатель изготовляет ее с детьми, намечает, где должны стоять часовые, где расположен медпункт, где стоянка корабля, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вместе с «командиром» обсуждают их, чертят карту-план. На карте — штаб, госпиталь. Педагог выделяет на карте и те объекты, которые надо преодолеть: узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница). Под влиянием имеющихся у детей знаний о подвиге воинов в родном городе возникают сюжеты игр типа «Танкисты освобождают город», «Переправа через реку». Например, цель игры: «танкистам» и «пехотинцам» надо уничтожить вражеские танки. Педагог рассказывает, что путь труден и опасен. Бойцам надо перейти через речку по поваленному бревну, затем перепрыгнуть через ров, пройти вдоль озера, по кочкам перейти через болото и уничтожить вражеские танки. Танк тогда считается уничтоженным, если есть попадание в мишень. «Раненым» солдатам оказывают помощь «медсестры». После победы «солдат» радостно встречает население освобожденных городов и сел. Игра может повторяться в разных вариантах и проходить не только на территории детского сада, но и на берегу реки, в парке, сквере. Это дает возможность шире использовать природный материал и естественные преграды. В этой игре обязательно должна быть взаимосвязь творческой и спортивной игр. При последующем проведении игры педагог может предложить следующие сюжеты: «Экипаж Н. Гастелло на задании», «Спасение челюскинцев», «Валерий Чкалов и его боевые друзья готовятся к перелету», «Шторм в море. У пассажирского судна потеряна связь с землей», «Аварийно-спасательный отряд Черноморского флота», «Военный корабль защищает город», «Авианосец «Смелый» на учении» и др. Всегда после окончания игры педагог должен поддерживать разговоры детей о прошедшей игре, при этом отмечая ролевое поведение отдельных участников игры, их игровое взаимодействие и взаимоотношения, а также использование средств игрового замещения.


Игра «Супермаркет».

Цели. Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Примерные игровые действия:

 - приход в супермаркет;

 - покупка необходимых товаров;

 - консультации менеджеров;

 - объявления о распродажах;

 - оплата покупок;

 - упаковка товара;

 - решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.

Предметно-развивающая среда (оборудование): Касса, наборы продуктов, спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров, сувениры, чеки, сумки, кошельки, деньги; наборы мелких игрушек; журналы, газеты, одежда, обувь, головные уборы, учетные книги, ценники, указатели, названия отделов, телефоны, рации, микрофоны, упаковка, тележки для продуктов.

Предварительная работа: Мероприятия в рамках тематической недели «Будем правильно питаться, быть здоровыми стараться»

Игровые роли: Продавец, мама, папа, бабушка (воспитатель).

Игровые действия: Бабушка (воспитатель) говорит о том, что в доме недостаточно продуктов и просит сходить в магазин. Мама с папой решают пойти за покупками всей семьей — взять с собой малыша в коляске. Бабушка просит покупать только полезные продукты, чтобы не навредить здоровью. Придя в магазин, мама с папой просят продавца дать им овощи, фрукты, молочные продукты (называют каждый), рассчитываются, получают сдачу, складывают продукты в сумку и коляску и возвращаются домой. Бабушка просматривает продукты и просит маму приготовить обед, а папу — погулять с малышом, так как сама она устала и хочет прилечь. Далее игра развивается по привычному для детей сюжету.

Игровые правила: правило еще не полностью определяют поведение, но побеждает непосредственное желание нарушения правил. Лучше замечает со стороны.

Реальные и игровые отношения между играющими детьми: роль ясно очевидна, выделяется название. Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда проявляется обычные не игровые отношения.

Педагогическое сопровождение игры: воспитатель осуществляет организацию и незаметно направляющее руководство.

Прогнозируемые результаты, развитие игры: выполнение роли и вытекание из нее действий, среди которых начинают, выделяться действия, передающие характер отношений к другому участнику игры.

                               

Игра «Строительство».

Цели. Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Примерные игровые действия:

  • выбор объекта строительства;
  • выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку;
  • строительство;
  • дизайн постройки;
  • сдача объекта.

Предметно-развивающая среда (оборудование): планы строительства, различные строительные материалы, инструменты, униформа, строительная техника, каски, образцы материалов,

журналы по дизайну.

Игровые роли: «каменщик», «крановщик», «строитель», «плотник», «сварщик», «маляр».

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.


Игра «Скорая помощь. Поликлиника. Больница»

 Цели. Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

Примерные игровые действия:

  • приход в поликлинику, регистратура;
  • прием у врача;
  • выписка лекарства;
  • вызов «Скорой помощи»;
  • госпитализация, размещение в палате;
  • назначения лечения;
  • обследования;
  • посещение больных;
  • выписка.

Предметно-развивающая среда (оборудование): халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, направления,  наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон, компьютер.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.


Игра «Телевидение».

 Цели. Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд —

коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.

Примерные игровые действия:

  • выбор программы, составление программы редакторами;
  • составление текстов для новостей, других программ;
  • подготовка ведущих, зрителей; оформление студии;
  • работа осветителей и звукооператоров; показ программы.

Предметно-развивающая среда (оборудование): компьютеры, рации, микрофоны, фотоаппараты, «хлопушка», программы (тексты), символика различных программ, элементы костюмов, грим, косметические наборы, элементы интерьера, декорации, сценарии, фотографии.

Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Телевидение»; изготовление «логотипа» передачи в виде аппликации, значков – определителей для участников съёмки (ведущие, оператор, репортёры, гости передачи); подготовка пространства для оформления студии, просмотр фрагментов нескольких передач.

Ход игры.

День первый.  Предварительная беседа.

Ребята, отгадайте загадку.

Волшебный сундучок в углу стоит,

Песни поёт, сказки говорит.

Домик на ножках, посреди окошко,

Засветится окно, появится кино.

Правильно, это телевизор. А вы любите смотреть телевизор? А что вы больше всего любите смотреть? (ответы детей).

Телевидение – это иностранное слово, оно состоит из двух частей:

«теле» - вдаль, «видео» - смотреть, видеть, т.е. смотреть вдаль.

Есть такая поговорка: «Телевидение – это окно в мир». Как можно объяснить эту поговорку? (объяснения детей).

Ребята, телевидение называют информационной технологией, это один из видов информации. С его помощью мы узнаём много нового и интересного.

Мы можем сказать, что это основной, современный, интересный, творческий, необходимый, красочный источник информации.

На телевидении снимаются передачи на самые разные темы.

В съёмках участвует много разных специалистов: операторы (они ведут съёмку с помощью видеокамеры), репортёры (беседуют с людьми, собирают материал о разных интересных событиях), дикторы или ведущие (знакомят телезрителей с новостями или ведут передачи на разные темы).

Каждая передача ведётся из своей студии, которая имеет свой логотип, т.е. отличительный знак.

Я предлагаю вам, ребята, устроить свою студию и снять передачу «Наш любимый детский сад».

Давайте придумаем символ нашей передачи.

Дети предлагают свои варианты. Выбираем изображение чебурашки, так как наш детский сад называется «Чебурашка». Вместе с детьми делаем аппликацию на ватмане. Вырезаем небольшие круги из картона и рисуем значки – определители участников съёмки.

Распределяем роли: два ведущих, пять – шесть репортёров, гости, роль оператора выполняет воспитатель (он будет снимать передачу).

Гости должны подготовиться заранее, подумать, что они могут рассказать о своём детском саде.

Детям предлагается обдумать свои роли дома, рассказать об игре родителям.

День второй – съёмки.

Напоминаю детям, что сегодня у нас состоятся съёмки передачи «Наш любимый детский сад». Готовим студию: ставим стол и стулья для ведущих, прикрепляем логотип.

Снимаем первую часть передачи: ребята – ведущие усаживаются за стол и начинают «эфир».

«Здравствуйте. В эфире передача «Наш любимый детский сад». В студии её ведущие Настя и Марина. Что же интересного есть в  нашем детском саду?

Сегодня мы об этом узнаем». Если дети затрудняются, то взрослый может подсказать нужные слова, но не надо ограничивать самостоятельные высказывания детей.

Затем снимаются репортёры, ребята берут интервью у гостей передачи, потом можно устроить экскурсию по детскому саду.

«Здравствуйте. Как Вас зовут? За что вы любите наш детский сад? Расскажите поподробнее. Спасибо. С вами был Ваня».

Другой репортёр проводит экскурсию по детскому саду и рассказывает о нём.

 Завершаются съёмки на студии. Ведущие прощаются со зрителями, могут высказать своё мнение об увиденном.

День третий.

Взрослый подготавливает материал (можно привлечь родителей), он оформляется по аналогии с передачей «Новости».

Воспитатель предлагает ребятам посмотреть передачу. Затем идёт обсуждение: что понравилось, что нет, понравилось ли играть выбранные роли, хочется ли сделать еще одну передачу.

                                                Игра «Ателье. Дом мод»

Цели: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. Развивать диалогическую речь детей.

Примерные игровые действия:

  • выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала;
  • закройщики снимают мерки, делают выкройку; приемщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа;
  • швея выполняет заказ, проводит примерку изделия;
  • заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении;
  • кассир получает деньги за выполненный заказ;
  • может действовать служба доставки.

Предметно-развивающая среда (оборудование): швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани, и др.), фурнитура, выкройки, бланки заказов, «манекены».

Игра «Модельное агентство».

Цели: Продолжать учить детей распределять роли. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединять в единый коллектив. Учить создавать необходимое игровое пространство, пользоваться предметами – заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Воспитывать уважение к труду швеи, художника - модельера, закройщика, дизайнера, визажиста, модели и расширять представление о том, что их труд коллективный. Учить разрабатывать весеннюю коллекцию детской одежды. Продолжать учить моделировать ролевой диалог, развивать диалогическую речь, расширять словарь детей.  Воспитывать дружеские отношения друг к другу. Отображать в игре явления общественной жизни.

Примерные игровые действия:

  • распределение ролей между детьми;
  • выбор моделей для показа;
  • выбор  и обсуждение модели с модельером, подбор материала;
  • закройщики снимают мерки, делают выкройки;
  • дизайнеры по рекламе оформляют витрину;
  • швейный цех вырезает из тканей силуэт одежды, и приклеивают на альбомные листы – делая коллекцию;
  • визажисты делают подбор причёсок, украшений и аксессуаров;
  •  показ мод.

 Предварительная работа: Знакомство с профессиями: художника – модельера, дизайнера, швеи, закройщика, визажиста, модели. Просмотр СД с показом записи работы модельного агентства, уточнить действия которые выполняет человек каждой профессии. Знакомство с тканями.

Предметно-развивающая среда (оборудование): швейная машинка, сантиметр, модели одежды, ткани и материалы для аппликации. Цветная бумага, картон для изготовления рекламы, ножницы, карандаши. Наборы визажистов – расчёски, фены, заколки, маски для лица из ткани и т.д. Ремни,  пояса, головные уборы. Фотоаппарат, декорации в стиле агентства, музыкальное сопровождение. Полиэтиленовые пакеты разных цветов и размеров, скотч. Коллекция эксклюзивных сумочек, аксессуары.

Перспектива обогащения предметно-развивающей среды: создание альбома с фотографиями,  портфолио с моделями.

Ход игры

Воспитатель. Ребята, наступила весна. И у меня появилась проблема, я не знаю какую одежду можно купить моей дочери, чтобы она была элегантная и модная. Вы сможете мне помочь в этом? Давайте создадим новую детскую коллекцию весенней одежды. Согласны?

Воспитатель. А что нам понадобиться для этого?

Воспитатель. Мы создадим новую коллекцию детской весенней одежды. Ребята предлагаю вам открыть самое настоящее модельное агентство. Давайте вместе придумаем ему название и будем там работать. Что скажете? (предложения детей)

Воспитатель: Итак, наше агентство будет носит название  «Модная весна».

Но если мы открываем модельное агентство, людей каких профессий нам необходимо пригласить?

Ответы детей (швея, визажист, дизайнер, художник – модельер, закройщик, модель).

Воспитатель. Нашему агентству нужна витрина, это лицо компании и наша реклама. Кто хочет стать дизайнером – оформителем витрин?

По желанию выбираются дети.

Вам надо изготовить надпись «МОДНАЯ ВЕСНА». Можно буквы вырезать из бумаги картона или ткани и разместить надпись у входа в наше агентство. Разместить на витрине кукол  и сделать нарядные костюмы (детям предлагаются разные материалы для работы).

Ваша профессия называется – дизайнеры – оформители витрин.

Воспитатель размещает табличку с названием профессии.

Воспитатель. Кто сможет быть в нашем агентстве художником – модельером?

Дети выбираются по желанию.

Воспитатель приглашает детей за их рабочее место. Вам понадобиться: бумага, цветные карандаши, коллекция тканей, из которых можно сшить одежду  (кусочки кожи, и т.д). Ваша задача нарисовать новые модели одежды и подобрать для них ткань. Ваша профессия называется художники – модельеры.

Воспитатель размещает табличку с названием профессии.

Воспитатель: Ребята, у нас ещё нет моделей, как же быть?

Дать детям возможность ответить на вопрос.

А я, кажется, знаю, я сейчас позвоню на конкурс «Вольская красавица», и попрошу отправить к нам на работу в агентство моделей, и они помогут, покажут нашу коллекцию одежды. Все согласны?

Воспитатель звонит по телефону. Здравствуйте! Это конкурс моделей «Вольская красавица»? Не могли бы вы прислать к нам на работу пятерых девочек, для показа  нашей коллекции? Уже едут! Спасибо.

В группу заходят девочки – модели.

Воспитатель: встречайте моделей аплодисментами. Уважаемые модели, вы можете пройти к визажисту, можете просто отдохнуть в кресле.

Воспитатель:  Уважаемые визажисты, займите свои рабочие места.

Дети по желанию проходят к креслам.

Воспитатель:   Ребята, а вас я приглашаю со мной в пошивочный цех. Мы будем шить одежду по эскизам наших художников – модельеров.

Воспитатель: с нашего склада доставили много разных материалов, посмотрим, что у нас есть? Достаёт: полиэтиленовые пакеты, бумагу, коробки.

Дети с воспитателем рассматривают, обсуждают, и решают, из какого материала будут изготавливать одежду.

Бумага – намокает, рвётся, не прочная, не подходят размеры листочков и т.д. Коробки – не годятся для пошива одежды.

Воспитатель: ребята предлагаю вам использовать полиэтиленовые пакеты. Рассматриваем их, выясняем, что могло бы получиться из них (шуршащий, мягкий, с рисунком, такие вещи будут устойчивы к влаге). За дело!

Воспитатель с детьми вырезают из пакетов пройму для головы и рук. Добавляем аксессуары: ремни, пояса, головные уборы. Приглашаем моделей.

Воспитатель: Ребята, нам надо одеть моделей в нашу модную весеннюю  коллекцию одежды и добавить аксессуары.

Одетые девочки – модели выходят в другую комнату, все усаживаются для просмотра.

Воспитатель:

Что сегодня происходит,

В зале нет свободных мест!

Вдоль по подиуму кто – то ходит,

Гордо голову подняв,

Зрители, нас поддержите,

Восхищённый взгляд дарите!

Дефиле моделей под музыку. Модели проходят по предполагаемому подиуму.

Воспитатель: Друзья!  Рождению нашей прекрасной коллекции мы обязаны людям разных профессий, встречаем их бурными аплодисментами. Приглашаем художников – модельеров,  визажистов, дизайнеров – оформителей витрины, закройщиков, швей, дизайнеров. Воспитатель представляет работников разных профессий и называет детей по именам.

                               


Игра «Театр».

Цели: Научить действовать детей в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи, формировать игровую деятельность, развивать сюжет, умение взаимодействовать по ходу игры, осуществлять замысел, распределять роли, планировать, подбирать атрибуты, оборудовать место игры, воспитывать культуру поведения в театре.

Предварительная работа:

● беседы о мире театра;

● чтение сказки, просмотр кукольного театра  «Репка»;

● совместное изготовление атрибутов для игры, афиши к «представлению»;

● игры – импровизации;

● рассматривание иллюстраций «Театр»;

● наблюдение за играми старших детей; рассказы детей об играх;

● постройка автобуса из модулей.

Примерные игровые действия:

  • выбор театра;
  • изготовление афиши, билетов;
  • приход в театр зрителей;
  • подготовка к спектаклю актеров;
  • подготовка сцены к представлению работниками театра;
  • спектакль с антрактом.

Предметно-развивающая среда (оборудование): ширма; различные виды театров; афиши; билеты; программки; элементы костюмов.

Ход игры.

1) Приемы создания интереса к игре.

Внести костюмы героев сказки «Репка»: деда, бабки, репки, внучки, Жучки, кошки, мышки.

 Выйти к детям в костюме Бабы Яги, побеседовать с детьми об этой роли; переодеться в костюм звездочета. Поговорить о разных ролях в театре. Предложить побывать настоящими артистами, отправившись в «театр».

Соорудить с детьми  «автобус» - стулья, «колеса»; расставить стулья для зрителей. Посоветовать, где лучше разложить атрибуты к игре: в «буфете» («угощение»), в «гримерной» (наборы игрушечной косметики), в «костюмерной» (сценическая одежда, различные головные уборы). Напомнить, как должны вести себя пассажиры при посадке в автобус, в театре, оплачивать билеты перед просмотром представления.

2) Сговор на игру:

Обсудить с детьми план-сюжет (Шофер ждет пассажиров, которых нужно отвезти в театр. В театре сдают одежду в гардероб, зрители проходят в зрительный зал или в буфет, актеры – в костюмерную, в гримерную. конферансье объявляет о начале спектакля. Показывают сказку. Зрители дарят цветы актерам, берут автографы.)

Распределить с детьми роли считалкой или по желанию.

3) Приемы обучения игровым действиям.

Привести детям пример того, как костюмер подбирает костюмы, гример накладывает грим, как буфетчица разносит мороженое во время антракта.

Воспитатель участвует в игре детей  при введении новых ролей:  гардеробщица.

4) Приемы поддержания и развития игры.

 Если игра прекращается, то воспитатель включается в игру в роли фотокорреспондента, который опоздал на представление или ему нужно взять интервью у какого-либо актера.

Предложить ребятам использовать предметы-заместители: кубик – «сотовый телефон», скалка – «микрофон», картонная коробка от чая – «фотоаппарат», побуждать детей к самостоятельному поиску предметов-заместителей и способов реализации игровой цели.

5) Приемы формирования взаимоотношений в игре.

Напомнить о вежливых взаимоотношениях, внимании друг к другу. Помочь детям договориться и совместно действовать, если возникли трудности.

Окончание игры.

  Обсудить с детьми, как каждый выполнял  роль. Предложить убрать атрибуты и подготовиться к другому виду деятельности: изготовить «билеты» к следующей игре.

Оценка игры        

Оценить взаимоотношения детей, дружно ли они играли, как справились с взятой на себя ролью.

Игра «Почта»

Цель: Продолжать формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде работников почты. Развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение литературы, изготовление почтового ящика, марок.

Предметно-развивающая среда (оборудование): костюм почтальона, грузовая машина, печати, конверты, белые листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, фантики, пластилин, клей; кружки, квадраты и треугольники для украшения варежек, варежки из цветного картона, ящик для посылки, письмо.

Примерные игровые действия:

  • оформление почтового отделения с различными отделами;
  • работа отдела доставки;
  • работа отдела связи;
  • работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей;
  • телеграф.

Предметно-развивающая среда (оборудование): сумки почтальонов; конверты; открытки; газеты, журналы; посылки; подписные листы; бланки;  справочные журналы;

печати, штампы.

Игровые роли: начальник почты; сортировщик, почтальон, водитель.

Ход игры:

 Ситуация «Отправка писем»

Дети подготавливают письма: рисуют друг другу рисунки и запечатывают в склеенные ими конверты. Вырезают и приклеивают на конверты распечатанные картинки и цифры, соответствующие картинкам и номерам их шкафчиков в раздевалке. Готовые конверты с письмами опускали в почтовый ящик в группе.                                                                                                  

Сюжет «Выемка писем»

Работники почты, получив указание начальника почты, производят выемку писем и передают в отдел сортировки.

Сюжет «Сортировщики"

Сортировщики раскладывают письма, газеты, журналы. Начальник почты следит за выполнением работы.

Сюжет «Почтальоны»

 Уточняем представления об обязанностях почтальона. Почтальоны доставляют корреспонденцию по адресу.

Игра «Кафе. «Макдоналдс». Пиццерия».

Цели: Научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Примерные игровые действия:

  • выбор столика;
  • знакомство с меню;
  • прием заказа;
  • приготовление заказа;
  • прием пищи;
  • работа с менеджером при необходимости (жалоба, благодарность);
  • оплата заказа;
  • уборка столика, мойка посуды.

Предметно-развивающая среда (оборудование): фартуки; наборы посуды; подносы;

меню; скатерти; полотенца; салфетки; наборы продуктов; пиццерия.

 

                                                             Игра «Химчистка».

Цели: Формировать совместную деятельность, направленную на качество исполнения ролей. Использовать при необходимости предметы-заместители. Отражать в игре представления о сфере обслуживании, закреплять знания детей о служащих химчистки. Развивать память, активизировать речь детей.

Примерные игровые действия:

  • прием заказа; оформление заказа;
  • оплата заказа;
  • чистка одежды;
  • использование лаборатории для поиска новых средств;
  • выполнение заказа;
  • доставка заказа.

Предметно-развивающая среда (оборудование): бланки приема; чехлы для одежды; одежда; набор для лаборатории; стиральная машинка; утюг.

Игра «Библиотека».

Цели:

Согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте. Развивать память, речь детей.

Примерные игровые действия:

  • оформление формуляров читателей;
  • прием заявок библиотекарем;
  • работа с. картотекой (использование компьютера);
  • выдача книг;
  • поиск необходимых книг в архиве; читальный зал.

Предметно-развивающая среда (оборудование): компьютер; учетные карточки;  книги; картотека, журналы, книжки-малышки, абонементы /формуляры читателей/; билеты читателя; компьютер детский; накладная на новые книги; портреты писателей; вешалки для одежды; картинки-номера для гардероба, книжные формуляры, кармашки для книг, закладки для книг, картинки для наклейки в формуляры читателей, скотч, клей, бумага для ремонта книг.

Игровые роли: Заведующая библиотекой, гардеробщик, водитель, библиотекари, читатели.

Игровые действия:

● Оформление формуляров

● Приём библиотекарем заявок на книги

● Подбор и выдача книг читателям

● Работа с картотекой читателей

● Заказ новых книг и составление накладной на книги

● Приём новых книг по накладной /с использованием детского компьютера/

● Систематизация новых книг по темам

● Оформление книжной выставки «Новые книги»

● Посещение читательского зала /просмотр журналов; рисование картинок по прочитанных книгам/

     

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста

В возрасте 3-4 лет дети охотно играют в ролевые игры, создавая сюжет.Просматривается в сюежете и гендерное воспитание детей. Девочки охотнее играют в дочки-матери, магазин, парикмахерскую. А мальчики ...

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...

Картотека сюжетно-ролевых игр с детьми среднего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14105097","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"357","width":"473"}}]]...

Картотека развивающих, сюжетно-ролевых игр, профессий для детей дошкольного возраста по ранней профориентации.

Сборник  составлен при реализации проекта «Ранняя профориентация дошкольников с использованием игровых технологий».В настоящий сборник включён практический систематизированный материа...