В чём смысл реализации ФГОС в современной парадигме образования?
статья

Петрова Анна Викторовна

Парадигма образования как комплекс основных понятий, категорий, принципов и идей, принятых педагогическим научным сообществом и, положенных в основу образовательной системы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В чём смысл реализации ФГОС в современной парадигме образования?

Музыкальный руководитель Петрова Анна Викторовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Курманаевский детский сад №1 "Теремок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников" с. Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области

Сегодня перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Задачи, поставленные

Федеральным государственным образовательным стандартом, требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая связана с принципиальными изменениями деятельности педагога.

Современная парадигма образования рассматривается как комплекс основных понятий, категорий, принципов и идей, принятых педагогическим научным сообществом и, положенных в основу образовательной системы в конкретный временной период. Парадигма выступает основой организации образовательного процесса и педагогической деятельности, фундаментом, на котором базируется работа педагогов и иных участников образовательной деятельности.

В современной педагогической науке отсутствует общая концепция образования. Одновременное существование разных парадигм образования дает возможность производить оценку современного состояния ее теории как допарадигмальный этап формирования научного знания при сохранении характера полипарадигмального знания об образовании. Парадигмальный подход дает возможность установить и дать характеристику основным моделям образовательно-общевоспитательных систем, их суть и особенности.

Разработка и утверждение ФГОС поставили все учебные заведения перед необходимостью выявления, осмысления и научного описания компетенций, создаваемых в процессе освоения обучающимися комплекса учебных дисциплин, соответствующих конкретному направлению подготовки.

ФГОС ввёл в школьную практику новую педагогическую категорию –результаты освоения основной образовательной программы начального, основного среднего образования (образовательные результаты). Понятие результатов образования и обучения присутствовало в педагогической среде и ранее. Но эти результаты воспринимались как выражение достижения целей предметного обучения.

В парадигме ФГОС результаты обучения структурированы с выделением трех основных типов результатов – личностных, метапредметных и предметных. Приоритет в Стандарте отдается личностным и метапредметным результатам обучения. Предметные результаты – это необходимая база, на которой формируются другие – личностные и метапредметные. Но эта база не должна быть самодостаточной – она должна обеспечивать развитие.

Основной смысл реализации ФГОС в современной парадигме образования заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования - повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС не предназначен для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с. (Правовая библиотека образования). – ISBN 978-5-9949-1024-5
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2021 год. – М.: Эксмо, 2021. – 192 с. – (Законы и кодексы). – ISBN 978-5-04-118626-5
  3. Гульянц, С.М. Сущность личностноориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций /С.М. Гульянц // Вестник ЧГПУ. – 2009. – № 2. – с. 40–52.
  4. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией Рузской А. Г. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384 с. ISBN 5-89395-027-5
  5. Алиева, Т. И. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П - М.: Карапуз, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа на тему: «Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20. Закона «Об образовании в РФ» говорится, что в образовательных организац...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ " ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС в ДОУ".

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме реализации федеральных государственных образовательных стандартов в ДОО. Задачи: 1. углубить и совершенствовать знания педагогов о...

Организация поляризованного пространства, как один из современных подходов к реализации ФГОС.

В стать отражены принципы проектирования разноукладного образовательного пространства,  ориентированные  на формирование возрастных новообразованийи  инициативных форм поведения....

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...

Современная парадигма воспитания. Прогрессивные идеи.

Смена парадигмы воспитания повлекла за собой появление целого ряда новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания. Переход от идеи командно - административного влияния педагоги...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...