Индивидуальный план по самообразованию на 2022-2023 уч. год
материал (младшая группа)

Индивидуальный план по самообразованию на 2022-2023 уч. год

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №4»

Индивидуальный план по самообразованию на 2022-2023 уч. год

1 год

Общие сведения

Ф.И.О. Колоколова Ольга Ивановна

Год и место рождения: 1964г, Орловская область, Должанский р-н

Образование: средне-специальное

Место работы: МБДОУ «Детский сад№4»

Должность: Воспитатель

Общий стаж: 38 лет

Педагогический стаж: 38 лет

Стаж в данной области: 14 лет

Квалификационная категория: I

Дата присвоения: 2019

Тема самообразования: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредствам коммуникативных игр»

Сроки разработки темы: 2 года (1 год)

Актуальность

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.

В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках развития речевой активности детей особое значение имеет именно ранний возраст, поскольку уже на первых годах  жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.

Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей раннего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.

Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом развития речевой активности, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.

Коммуникативная игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.

А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование  коммуникативных игр.

Коммуникативные  игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Коммуникативные   игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. 

Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на ранний возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы развития речевой активности детей раннего возраста посредствам коммуникативных игр, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. 

        Задачи:

  • способствовать развитию речевой активности детей раннего возраста, развивать представление об окружающем мире посредством коммуникативных игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь; расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов, поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов, развивать произносительную сторону речи; обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;
  • побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
  • способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
  •  совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь;
  •  формировать грамматический строй речи;
  • изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания, Интернет ресурсы  по вопросам развития речевой активности  детей младшего дошкольного возраста посредствам коммуникативных игр;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы,  коммуникативные игры для развития  речевой активности у детей  раннего возраста;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
  • представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.

В течение года я провела работу:

  • по изучению классификации коммуникативных игр;
  • апробировала различные виды коммуникативных игр;
  • систематизировала работу по совершенствованию развития речи посредствам коммуникативных игр;
  • внедряла своей накопленный опыт среди родителей и коллег.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми; 
  • индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • консультации;
  • индивидуальные и групповые беседы;
  • родительское собрание;
  • оформление наглядной информации (памятки, рекомендации, буклеты)

Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:

к концу года некоторые дети отвечают на несложные вопросы, малыши интересуются окружающим, умеют обратиться к взрослому и сверстникам, знают детские стишки, потешки и пр.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

        В течение года я занималась подбором и изучением методической литературы, статей на тему «Развитие речи дошкольников посредствам коммуникативных игр», слушала вебинары по развитию речи дошкольников по теме «Самообразование».

Литература по самообразованию:

Репина Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье

Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования

Статьи:

 Уханова А.В. Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. - Спб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

М.А. Василика. Основы теории коммуникации:.- М.: Гардарики, 2006.

Глазунова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992.

М. И. Лисина Общение ребенка со взрослыми как деятельность. - Ред.сост. М.И. Лисина. М., 1974

Вебинары:

«Как легко и просто развивать коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста в детском саду и дома» Автор Тимерьянова Л.Н.  к. п.н. доцент кафедры педагогики, психологии и здравосбережения.

«Речевые игры для развития коммуникативной и речевой активности детей от года до 3х» Автор Конорева Л.В.

«Социально коммуникативное развитие детей с помощью игр» - Алябьева Е.А.

 Практическая деятельность:

1.Использование коммуникативных игр в течение года.

2. Участие в открытом просмотре по теме самообразование.

3. Создание картотеки коммуникативных игр.

4. Перспективное планирование на тему: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредствам коммуникативных игр» (1 год).

5. Взаимодействие с коллективом: консультации для педагогов, презентация опыта работы, изготовление буклетов.

6. Распространение опыта в сети Интернет (Свидетельство о публикалии в электоронном СМИ на nsportal.ru Памятка  для педагогов на тему: «Коммуникативные игры для малышей»)

Продукты деятельности:

- картотека игр;

- перспективное планирование;

- консультация для родителей;

- родительское собрание;

- открытий просмотр;

- консультация для педагогов;

- презентация опыта работы.

       Результат моей работы: в коммуникативной игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.  Игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие. Таким образом, использование коммуникативных игр в работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности работы, а также обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала и активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2022 - 2023 год по теме «Формирование дружеских отношений в детском коллективе».

Педагоги призваны сеять в детские души только разумное, доброе, вечное. Заронить в благодатную почву семена внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, справедливости, из которы...

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год “Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы”

Цель:  Повысить педагогическую компетентность по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»;Повысить уровень подготовки детей к будущей учебной деятель...

План по самообразованию на 2022 — 2023 г Тема: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель самообразования: Приобщение детей к нравственным качествам посредством театрализованной деятельности....

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год по теме: "Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда ДОУ"

План по самообразованию составлен по актуальной теме: "Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда ДОУ", будет интересен учителям-логопедам, которые следят за инновационными технол...

план по самообразованию на 2022 - 2023 год

Актуальность  Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного обра...

Индивидуальный план по самообразованию на 2022 – 2023 учебный год «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордост...