Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников
материал (старшая группа)

Власова Валентина Дмитриевна

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_igry_dlya_doshkolnikov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.

Основополагающим, по мнению О. В. Дирксен, Л.И.Скворцовой, Р.П. Ларионовой, является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание .Они делают акцент на то, что основное значение сюжетно-ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Выделяют 3 типа сюжетной игры, каждый из которых включает несколько вариантов. Остановимся на их краткой характеристике.

Ролевая игра – ребенок находится одновременно в двух позициях – реальной и изображаемой. «Я» ребенка условно идентифицируется с ролевой позицией.

Ролевые игры имеют следующие варианты:

1. Коллективная ролевая игра – «классический» вид игры, подробно описанный Д.Б. Элькониным и многими исследователями игры. В данном случае мнимая ситуация предполагает общение с партнерами в двух планах: реальном и ролевом.

2. Ролевая игра через игрушку. В данном типе игры роль «отдается» образной игрушке (кукле или любой другой) и осуществляется через нее. Структура такой игры осложняется – ролевое общение носит «опосредствованный» куклой характер. Кукла становится носителем слов, действий и переживаний ребенка, который она «адресует» своему партнеру – кукле другого ребенка.

3. Ролевая игра без партнера – ребенок принимает на себя роль и взаимодействует с воображаемым партнером. Один ребенок перевоплощается в различные роли и общается то от одного, то от другого лица. Такая игра требует минимум предметных атрибутов и происходит в основном во внутреннем плане.

Режиссерские игры. Позиция играющего носит отстраненный характер и связывается скорее с событийным рядом. Играющий как бы смотрит сверху на то, что происходит в игре, и поочередно принимает позиции разных игрушечных персонажей, не совпадая ни с одним. К режиссерским играм относятся:

1.Индивидуальная режиссерская игра, когда играющий занимает позицию режиссера происходящих событий, а не их непосредственного участника. Ребенок находится над ситуацией, вне нее, почти в буквальном смысле глядя на нее сверху, со стороны. Структура этого вида игры похожа на структуру ролевой игры без партнера: ролевое взаимодействие создается одним играющим. Различия в том, что оно осуществляется через кукол.

2. Совместная режиссерская игра – предполагает ролевое взаимодействие с партнером через игрушки и одновременно обычную режиссерскую игру. Т.е. в структуре такой игры будет:

-  реальное взаимодействие партнеров;

- ролевое взаимодействие через игрушки;

-ролевое взаимодействие через игрушки, представленное одним ребенком.

Событийные игры – сюжетные игры, в которых ребенок участвует с позиции реального Я и действует от своего имени. При этом он может общаться с куклой, использовать предметы-заместители и существовать в изображаемом пространстве и времени. Все это дает основание считать данную деятельность игрой, несмотря на отсутствие условной позиции играющего. К таким играм относятся:

1. Процессуальная игра – характеризуется отсутствием ролевого взаимодействия. Мнимая ситуация при этом вполне может отражать элементы отношений, например, девочка понарошку сердится на куклу. В структуре игры мы будем видеть не роль или историю, а отдельные игровые элементы – предметы и/или игровое взаимодействие с отсутствием игрового пространства, роли и т.п.

2. Событийная игра – ребенок участвует в игре с реальной позиции, например, играет, как будто встретился с разбойниками или подружился с привидением, попал в сказочную страну. При этом возможно реальное взаимодействие, т.е. дети могут играть вместе, не принимая на себя роли .

Этапы формирования сюжетно-ролевой игры

Игры детей в дошкольных образовательных учреждениях напрямую зависят от их возрастных особенностей. Так на раннем этапе ребенок учится подражать действиям взрослых (мама кормит ребенка, ребенок кормит куклу). С возрастом в игре начинают преобладать сложные многоплановые сюжеты. Дошкольнику уже недостаточно манипуляций с игрушками, ему необходим полноценный партнер, способный брать на себя ту ли иную роль.

Дети младшего возраста охотно играют в бытовые игры, где им нужно подражать различным трудовым действиям взрослых.

Ребенку младшего дошкольного возраста требуется помощь взрослого как в придумывании сюжета, так и в выстраивании цепочки действий. Иногда возникает необходимость показать, как следует выполнять те или иные трудовые действия.

Дети среднего возраста способны не только самостоятельно придумать сюжет и выполнить последовательную цепочку действий, но и отразить в игре отношения взрослых. Они учатся договариваться, командовать и подчинятся, уступать друг другу. Сюжеты становятся сложнее и разнообразнее.

В старшей и подготовительной группах сюжетно-ролевые игры достигают своего максимального развития. Дети могут играть в одну и ту же игру достаточно продолжительное время. В играх отражаются не только бытовые и трудовые ситуации, но и общественные, и экономические. На этом этапе взрослый должен максимально разнообразить игру, подсказывая детям сюжеты, рассказывая им о существующих профессиях.

Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников

Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками .

Е.В. Малкова приходит к выводу, что в игре ребенок проявляет себя, он не только примеряет на себя различные социальные роли, но и прорабатывает сложные или не понятные для себя ситуации. С помощью игры ребенок стремится справиться со своими проблемами. Иногда дошкольнику трудно рассказать взрослому о своих страхах и обидах, но наблюдательный взрослый непременно увидит это в игре. И здесь важно помочь ребенку правильно проиграть ситуацию, сделать ее понятной. Посредством игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.

О.П. Полухина в своей статье отмечает важность сюжетно-ролевой игры, так как играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей. С помощью сюжетноролевых игр, включенных в программу развития детей дошкольного возраста, происходит формирование положительных морально-нравственных качеств личности ребенка .

Сюжетно-ролевые игры создают условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений ребенка, стимулирует развитие у детей организованности и ответственности, в игре закрепляются правила, умение их соблюдать, приходит осознание необходимости соблюдения правил и ответственность за это. В сюжетно-ролевой игре воспитываются правила культурного поведения, правила хорошего тона. Сюжетно-ролевые игры способны объединить и сблизить большие группы детей, создать условия для развития коллективных взаимоотношений. Нигде больше так хорошо не виден ребенок, как в игре. В игре мы можем увидеть реальные взаимоотношения детей, а руководя игрой, можем более эффективно формировать организаторских умения, создавать возможности для постепенного их усложнения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Герасимова, А.А. Особенности физического состояния мальчиков и девочек 5-6 лет / А.А. Герасимова, С.А. Кесель, М.Б. Чернова, М.М. Герасимов [Электронный ресурс] // Новые исследования. – 2016. – №3 (48). [Электронный ресурс]  - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-fizicheskogo-sostoyaniya-malchikov-i-devochek-5-6-let (дата обращения: 29.01.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
  2. Дирксен,  О. В. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников / О. В. Дирксен,  Л. И. Скворцова,  Р. П. Ларионова //  Наука и образование сегодня. – 2018. – № 6 (29). – С. 116-117.
  3. Ковынева, О. Г. Психологические особенности детей дошкольного возраста / О.Г. Ковынева, В. Н. Введенский [Электронный ресурс] // Universum: психология и образование. – 2017. – №11 (41). [Электронный ресурс]  - URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta  (дата обращения: 05.11.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.
  4. Ларских, З.П. Комплексное использование виртуальных и реальных сюжетно-ролевых игр как одно из условий развития мышления старших дошкольников / З.П. Ларских [Электронный ресурс] // Вестник БГУ. 2014. №1. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-ispolzovanie-virtualnyh-i-realnyh-syuzhetno-rolevyh-igr-kak-odno-iz-usloviy-razvitiya-myshleniya-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 05.11.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.
  5. Пахомова, Н.А. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка / Н.А. Пахомова [Электронный ресурс] // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – №10. [Электронный ресурс] - URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-vsestoronnego-razvitiya-rebenka (дата обращения: 05.11.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.
  6. Полухина, О.П. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития личности детей в детском образовательном учреждении / О.П. Полухина, И.А. Тарасова [Электронный ресурс]  // Территория науки. – 2018. – №2. [Электронный ресурс] - URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-faktor-razvitiya-lichnosti-detey-v-detskom-obrazovatelnom-uchrezhdenii (дата обращения: 05.11.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.
  7. Смирнова Е. О. Виды игры дошкольника / Е. О. Смирнова [Электронный ресурс] // СДО. – 2014. – №6. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-igry-doshkolnika (дата обращения: 29.01.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.
  8. Чернявская, В. С.  Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников / В.С. Чернявская, О. В. Ахмадуллина [Электронный ресурс] // Концепт. – 2016. – №1. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-issledovaniya-syuzhetno-rolevoy-igry-u-doshkolnikov (дата обращения: 05.11.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников"

Цель мероприятия: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов при организаци сюжетно-ролевых игр...

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников»

Тема мероприятия: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников»Цель: повышение  уровня профессиональной компетентности педагогов при организации  сюжетно-ролевых игр....

Консультация для родителей «Влияние сюжетно-ролевой игры на социальное развитие дошкольников»

личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного ...

Выводы по технологии "Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольника"

Выводы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольника»Работая по данной технологии, можно сделать вывод, что дошкольное детство – возрастной этап в решающей степени оп...

Значение сюжетно-ролевых игр для интеллектуального развития ребёнка

Интеллектуальное развитие начинается в семье: с простой игры, с элементарного общения со взрослыми, со сказок, рассказанных бабушкой....