Организация работы по преемственности детского сада и школы
статья

Новожилова Лариса Владимировна

как организовать работу по преемственности детского сада и школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_dou.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по преемственности детского сада и школы

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

С 20 по 24 марта 2023 года в детском саду «Колобок» пгт Пелым прошли ежегодные планируемые мероприятия «Преемственность ДОУ и школы». Что это такое?

        Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. 

        Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

       Преемственность дошкольного учреждения и школы предусматривает следующие задачи:

1. Подготовить детей в школу с высоким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения.

2. Развивать знания, умения, качества детей, которые уже приобретены дошкольниками.

3. Активно использовать полученные знания, умения и навыки для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

        В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

- Состояние здоровья и физическое развитие детей;

- Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;

- Умственные и нравственные способности детей;

- Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития;

- Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

       Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

       Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию  узкопредметных  знаний и умений. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

       Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.

       Подготовка детей к школе предполагает такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников.

 Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в детском саду и семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа  ребенку. Характер этих требований обусловлен появлением новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых ребенок должен быть подготовлен. Школа требует от детей ни сколько специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, высокого уровня развития нравственно - волевых качеств, способностей к управлению своим поведением.

Существуют общая, психологическая, специальная готовность к школе.

       Общая готовность – выступает как важнейший итог всестороннего воспитания дошкольников, достижение ребенком определенного уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, необходимого ему при поступлении в условия школы.

       В содержании общей готовности выделяются нравственно - волевая, интеллектуальная и физическая готовность, которые имеют место при осуществлении связи ДОУ и школы, так как определяют качества, необходимые для обучения.

       Содержание нравственно - волевой готовности определяется требованиями к поведению ребенка, обусловленными позицией школьника. Данные требования ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным, дисциплинированным, управлять своим поведением.

       Значение интеллектуальной готовности обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим напряженного умственного труда, активизации способностей к познавательной деятельности.

        Содержание физической готовности определяется хорошим состоянием здоровья, закаленностью, выносливостью, работоспособностью организма, а также овладением культурно - гигиеническими навыками, привычкой соблюдать правила личной гигиены.

       Психологическая готовность включает в себя мотивационную готовность в стремлении ребенка к учению, желание быть школьником, определенный уровень волевого и социального развития.

       Специальная готовность является дополнением к общей готовности, определяется наличием специальных знаний, умений, навыков.

       Подготовка ребенка к школе - это не сиюминутный процесс, а длительная, кропотливая работа в течение всего периода дошкольного детства. Психологическая готовность к школе возникает постепенно, как итог всей дошкольной жизни ребенка.

        Задача  детского сада в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить такой уровень всестороннего развития детей, опираясь на который учитель сможет успешнее разрешать стоящие перед ним задачи.

        Работа по установлению преемственности со школой имеет следующие направления:

-  работа с детьми;

-  взаимодействие педагогов;

-  сотрудничество с родителями.

       В нашем дошкольном образовательном учреждении проводятся следующие формы осуществления преемственности:

При работе с детьми: экскурсии в школу, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками  начальной школы, выпускной в детском саду, день знаний, спортивные соревнования и др.

При взаимодействии педагогов: открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе. 21 марта открытые занятия для педагогов прошли в подготовительной А группе по «развитию речи» (воспитатель Лобанова М.Б.) и в подготовительной Б группе по математическому развитию (воспитатель Сарычева Т.В.). 22 марта будущие выпускники посетили школу, для детей провели интересное мероприятие в библиотеке СОШ, дети окунулись в мир сказок, и побывали на настоящем уроке (учитель Подковыркина Ж.А), где сказочные герои Мальвина и Буратино учили детей не только собирать портфель в школу, но и выполнять сложные математические задания.

При сотрудничестве с родителями: дни открытых дверей, совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы, консультации с педагогами ДОУ и школы, встречи родителей с будущими учителями, анкетирование, тестирование родителей, визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и т.д.)

        Для выполнения вышеизложенных целей и задач коллективом детского сада были созданы все  условия для того, чтобы помочь каждому ребёнку стать физически и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.

 Созданная нами предметно – развивающая среда способствует тому, что ребёнок проявляет собственную инициативу, пробует делать что – то новое, это развивает его самооценку и способствует становлению чувства успеха.

Каждый ребенок без особых усилий находит применение своим творческим способностям, удовлетворяет свои интересы и любознательность, находит импонирующую ему среду общения.

        Также в условиях нашего детского сада создана здоровьесберегающая среда. Разные формы оздоровления (утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, хождение по «дорожкам здоровья» и т.д.) повышают адаптационные возможности детей. Интеграция воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов обеспечивает  оптимальные условия пребывания детей  в ДОУ.

        Ребёнок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.  

       Таким образом, преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе, способствует сохранению и укреплению его физического и психического здоровья, а это – важнейшая задача образования и его основной результат.

   Мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться в школе и хорошо учиться.

Старший воспитатель Новожилова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по преемственности детского сада и школы

Вопросы преемственности со школой составляют основное зерно моей работы. Научные принципы, сбалансированные действия ДОУ и школы, совместная работа по созданию Договора о преемственности, вопрос...

Актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы в условиях модернизации образования

В статье расскрываются актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы....

Организация работы по преемственности детского сада и школы

Преемственность детского сада и школы состоит в установлении связи в содержании воспитательно-образовательной работы и в методах ее реализации. Преемственность дошкольного и начального школьного образ...

План работы по преемственности детского сада и школы

Цель:создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу, - обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников...

«Организация работы по преемственности детского сада и школы в современном образовательном пространстве»

laquo;Школьное обучение никогда неначинается с пустого места, а всегдаопирается на определённую стадиюразвития, проделанную ребёнком».Л. С. Выготский...

План работы по преемственности детского сада и школы"

Планирование мероприятий по преемственности детского сада и школы...