Мастер - класс "Развитие пространственного мышления у детей дошкольников в игровой деятельности"
план-конспект занятия

Мартынова Анна Игоревна

Мастер - класс "Развитие пространственного мышления у детей дошкольников в игровой деятельности"

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Работая с детьми и занимаясь проблемами их развития, я стала замечать, что дети с хорошей памятью с трудом запоминают времена года и последовательность месяцев в году, название дней недели и не могут запомнить, где у них находиться правая, а где левая рука.

Изучая методическую литературу, я поняла, что одной из причин возникновения подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребёнка пространственных представлений. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями.

Одним из таких необходимых навыков является ориентировка на листе бумаги. Без умения ориентироваться на листе бумаги невозможно ни рисование, ни письмо. Ребенку необходимо видеть край листа, клетку, строчку, понимать, проводить линии сверху-вниз, или от одного края листа к другому.

Умение ориентироваться на листе бумаги, поначалу сложно даётся нашим детям. Поэтому я стараюсь использовать упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве в виде игр, ведь игровая деятельность, как никакая другая, способствует снятию напряжения, страха неудач, способствует повышению мотивации. Игра всегда связана с эмоциями, а эмоциональная вовлеченность обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышения эффективности работы мозга. С одной стороны, ребёнок выполняет «сложные задачки», а с другой стороны - он увлечённо играет, помогая сказочным героями.

Сейчас я вам предлагаю посмотреть на разработку дидактического материала по пространственному мышлению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_prostranstvennoe_myshlenie.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Развитие пространственного мышления у детей дошкольников в игровой деятельности»

Автор:

Педагог–психолог: Мартынова А. И.

Томск 2023 г.

Цель: Повышение интереса педагогов к поиску новых методов и приемов в работе с детьми по развитию математических представлений, по ориентировке в пространстве и на листе бумаги.

Задачи:

  1. Расширить представление педагогов о применении игровых технологий в работе по ознакомлению детей с ориентировкой в пространстве и на листе бумаги.
  2. Создать условия для активного участия педагогов в проведении мастер-класса.
  3. Развивать интерес коллег к работе по закреплению с детьми ориентировки в пространстве и на бумаге с целью дальнейшего их использования в своей педагогической деятельности с помощью игровых технологий.
  4. Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Материалы и оборудование: листы бумаги, цветные карандаши (желтый, красный, синий, зеленый, черный), цветные ленточки, дидактический материал по пространственному мышлению (альбомы).

Теоретическая часть: 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Работая с детьми и занимаясь проблемами их развития, я стала замечать, что дети с хорошей памятью с трудом запоминают времена года и последовательность месяцев в году, название дней недели и не могут запомнить, где у них находиться правая, а где левая рука.

Изучая методическую литературу, я поняла, что одной из причин возникновения подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребёнка пространственных представлений. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями.

Одним из таких необходимых навыков является ориентировка на листе бумаги. Без умения ориентироваться на листе бумаги невозможно ни рисование, ни письмо. Ребенку необходимо видеть край листа, клетку, строчку, понимать, проводить линии сверху-вниз, или от одного края листа к другому.

Умение ориентироваться на листе бумаги, поначалу сложно даётся нашим детям. Поэтому я стараюсь использовать упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве в виде игр, ведь игровая деятельность, как никакая другая, способствует снятию напряжения, страха неудач, способствует повышению мотивации. Игра всегда связана с эмоциями, а эмоциональная вовлеченность обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышения эффективности работы мозга. С одной стороны, ребёнок выполняет «сложные задачки», а с другой стороны - он увлечённо играет, помогая сказочным героями.

Сейчас я вам предлагаю посмотреть на разработку дидактического материала по пространственному мышлению. (раздать альбомы с играми)

Практическая часть:

Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. А помогут нам в этом путешествии волшебные ленточки. Давайте повяжем их на запястье правой руки. Если требуется помощь – помогите друг другу. Ребята, на какую руку вы повязали ленточку? (правую) Какая рука осталась без ленточки? (левая) Итак, раз, два, три, вперёд в путешествие по волшебному листу.

Жил-был лист, а рядом жили карандаши. Посчитайте, сколько их было? (ответы) Каким цветом карандаши? (ответы) В один прекрасный день решили они совершить путешествие по листу. Первым пошел желтый карандаш, он нашел верхнюю сторону листа и прочертил желтую линию слева направо. Вторым отправился в путешествие красный карандаш, он нашел нижнюю сторону и прочертил красную линию с лева направо. С правой стороны прочертил линию зеленый карандаш, сверху вниз. Синий карандаш начертил линию с левой стороны сверху вниз. А черный карандаш поставил лишь маленькую точку в середине листа. Середина - это центр листа и нарисовал там домик.

Увидели друзья дом Черного карандаша и решили тоже нарисовать себе дома. Желтый нарисовал домик в верхнем левом углу. Красный карандаш свой домик нарисовал в правом нижнем углу.

Зелёный - в правом верхнем углу, а где же синий карандаш нарисовал домик? Правильно, в левом нижнем углу. Вот сидят карандаши в своих домах, плюшки едят, чай пьют. Скучно им стало, и решили они друг к другу в гости пойти. И красный карандаш пошёл в гости к черному карандашу. Где у нас находиться домик черного карандаша (в центре листа). Но как пройти, тропинки нет, давайте поможем проложить дорожку к домику. Какая она будет прямая или извилистая (волнистая). Карандаш из правого верхнего угла (зеленый) пошёл в гости к черному карандашу. Какой карандаш живёт в правом верхнем углу? (зеленый) Назовите место, где живет синий карандаш (левый нижний угол). Как вы думаете, куда он отправится в гости? (к черному карандашу) Карандаш желтого цвета присоединился к своим друзьям. Где находится его домик? (в верхнем левом углу).

Весело было карандашам в гостях.

Какие вы молодцы, но пришла пора возвращаться в детский сад, для этого вам нужно снять ленточки с правой руки. Ленточки развязались, и мы в группе оказались. Раз, два, три. Ребята, на какой руке были повязаны ленточки? (правой) Какая рука была без ленточки? (левая)

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами всего несколькими идеями для развития пространственного мышления у дошкольников. Думаю, у вас тоже есть чем поделиться. Всего несколько минут в день помогут детям освоить такие сложные понятия.

Подведение итогов (рефлексия):

Перед вами лежат стикеры и карандаши. Предлагаю вам подумать было ли для вас сегодняшнее наше мероприятие полезным для вас и нарисовать смайлик с каким настроением вы уходите.

Стикеры можете наклеить на нарисованное дерево. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формирование логического мышления основывается на развитии образного, а также является высшим этапом развития детского мышления. Этот этап сопровождается длительным и сложным процессом, так как полноц...

Статья на тему "Развитие речи детей-дошкольников в игровой деятельности"

Статья из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста. Предназначена для родителей, воспитателей дошкольных учреждений....

Речевое развитие детей дошкольников в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС (презентация)

Тема: «Речевое развитие детей дошкольников в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»...

Мастер -класс «Наборы для развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста» (по системе Фребеля)

Мастер-класс – это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательном...

Использование игрового набора по системе Фридриха Фребеля для формирования пространственного мышления у младших дошкольников и детей с ОВЗ

. Ф. Фрёбель считал, что формирование у дошкольников  естественнонаучной картины мира и развитие пространственного мышления лучше всего происходит в практической деятельности, в игровой форме, по...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"

Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников....

Мастер – класс «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности".

Для того, чтобы развить коммуникативные навыки у ребенка, его нужно научить общаться, слушать не перебивая собеседника, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению....