Выступление для педагогов ДОУ
методическая разработка

Пудикова Мария Сергеевна

Приобщение детей младшего и среднего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc761.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Приобщение детей младшего и среднего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

 В настоящее время социализация личности является важной составляющей системы образования. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, основные из которых заложены в этикете, позволяющем быть успешным в социальном взаимодействии.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который вступил в силу с 01.01.2014г. выделены 5 основных направлений развития детей, среди которых первостепенное место отводится социально-коммуникативному развитию детей.

В соответствии с ФГОС, социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания и др.

Для решения задач социально-коммуникативного развития детей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования, в образовательной программе ДОУ выделены следующие задачи развития детей по образовательной области «Социализация», которые вы видите на слайде: (слайд № 2, 3)

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

  • Способствовать установлению добрых отношений между детьми, помогать дошкольникам лучше узнать друг друга, налаживать контакты, основываясь на общих интересах к действиям с предпочитаемыми игрушками, предметами и возникающей взаимной симпатии.
  • Развивать доброжелательное отношение, привязанность и доверие к воспитателю;
  • Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние сверстников, а также героев сказок, животных.
  • Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
  • Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.
  • Формировать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, об отдельных, ярко выраженных эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
  • Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям: понимать отдельные ярко выраженные эмоциональные состояния (радость, грусть, веселье, страх, гнев, удовольствие). По примеру воспитателя правильно реагировать на эмоциональное состояние сверстников.
  • Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание по побуждению или показу старших выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.
  • Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе, к взаимодействию в практической деятельности.
  • Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, жизнерадостность, привязанность к семье, к воспитателю, желание осваивать новые знания и действия в детском саду.

Результатом работы в процессе реализации выше представленных задач должно стать: (слайд № 4)

О чем узнают дети:

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

  • Узнают конкретные действия и поступки, в которых проявляется забота о других, доброе отношение детей ко взрослым, родителям, воспитателю, сверстникам.
  • Формируется понимание того, что в детском саду у всех детей равные права на игрушки, что девочки и мальчики относятся друг к другу доброжелательно, делятся игрушками.
  • Узнают, что у людей бывает разное эмоциональное состояние, которое влияет на отношения и поступки людей по отношению друг другу.
  • Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками: формы проявления вежливости, уважения к старшим (здороваться, прощаться, обращаться ко взрослым на «вы»), по имени и отчеству.
  • Правила вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду.
  • Формируется первоначальный опыт конструктивного разрешения конфликтов в ситуации ссоры сверстников
  •  Формируется умение согласовывать свои действия с партнером по деятельности, не прибегая к негативным формам выражения своего несогласия.

         Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение, именно в коллективе сверстников ребенок учится слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении. Поэтому основной задачей воспитателя, начиная с младшего дошкольного возраста, является формирование «групповых нравов», т.е. формирование взаимоотношений в группе, определении ее норм и традиций.

Нормы и традиции включают как систему запретов, так и непременно добрые обычаи. Запреты, вводимы в группе, должны касаться самых основных принципов совместной жизни – личной неприкосновенности, уважения к деятельности, и ее результатам. Так, ни при каких условиях нельзя бить других детей, нельзя портить их игру, нельзя причинять боль другим живым существам. Требования соблюдения этих правил в группе не требует длинных объяснений, а вводится по формуле «Нельзя – значит нельзя!». Наилучшим способом добиться соблюдения этих запретов является собственная убежденность педагогов в правомерности данных запретов и нетерпимость к их нарушению (ни в коем случае не оставлять без внимания). Дети прекрасно понимают, что им действительно не разрешено делать. Множество других правил и ограничений, которые направлены на то, чтобы упорядочить жизнь детей в группе, вводится по другой формуле – «Нельзя, потому что…». Здесь детям разъясняется, почему следует соблюдать то или иное правило (нельзя разбрасывать вещи, потому что…, не надо ломать игрушки, потому что….  и т.д.)

 Добрым обычаем в группах нашего ДОУ является ведение групповых традиций уже с младшего дошкольного возраста, где ребенок в процессе общения с воспитателем и детьми учится следовать задаваемыми ими нормам поведения, учится строить взаимоотношения с людьми. В процессе этого общения у ребенка начинают закладываться личностные качества, начинает формироваться личность. Так, в младшей возрасте, регулярно (один, два раза в неделю) проводится традиция «Сеанс» (слайд № 5), в процессе которой воспитатель устраивает равное распределение маленьких подарков: красивых бумажек, ленточек и других привлекательных для малышей мелочей. Такие «сеансы» преследуют одну цель – на доступном для детей уровне создать в группе атмосферу равных прав. Полученная от воспитателя ленточка, красивый камешек, такой же, как у других, показывает ребенку, что здесь его также любят и ценят, как и других, и что у него равные со сверстниками права. Тот, факт, что перед лицом всей группы были продемонстрированы его равные со всеми права делает ребенка менее чувствительным к неизбежным многочисленным случаям, когда кому-то достается лучшая машинка, более красивая кукла и т.д.

         Другим хорошим обычаем (слайд № 6), который способствует формированию норм и правил поведения у детей является – мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за этот день случилось, о том, как положительно отличился каждый ребенок. Данная традиция проводится ежедневно во второй половине дня перед ужином. Воспитатель приглашает детей сесть вокруг него, чтобы поговорить «о хорошем». Детям предлагается вспомнить, что сегодня был приятного и веселого. Поначалу дети затрудняются что-либо говорить, тогда воспитатель сам рассказывает о событиях дня, при этом обязательно говорит что-нибудь хорошее о каждом из них. Это вовсе не должны быть какие-нибудь невероятные подвиги. Достаточно сказать например, что Катя сегодня быстро оделась, Ира помогла быстро убрать игрушки и др. Можно отмечать факты послушания детей в течение дня, особенно активных детей группы. Главное, чтобы каждый услышал про себя что-то положительное и все остальные тоже это услышали, чтобы дети узнали, что у всех есть какие-то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и формирует чувство самоуважения у каждого малыша.

Еще одна традиция, которая используется в нашем детском саду – это традиция «Дружный кружочек» (слайд № 7). Данная традиция позволяет создать условия полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка, становление ежедневного ритуала, закладывание традиции групповых взаимоотношений. Проведение традиции «Дружный кружочек» дает возможность детям увидеть рядом другого человека с присущими ему внешними данными и внутренним миром, способствует снятию эмоциональной напряженности, воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим. Она проводится ежедневно в утренний отрезок времени, перед завтраком, ее продолжительность не более пяти минут. Воспитатель, с помощью закличек-зазывалочек, наглядной напоминалочки приглашает детей в дружный кружочек. Выражает радость от встречи с детьми, обращает внимание на детей, которые пришли в детский сад после болезни или отпуска, замечает новые наряды у детей. Предлагает детям поприветствовать друг друга по-разному («Руки здороваются», «Локотки, носы, коленки здороваются и т.д.»), проводятся игры и игровые упражнения, этюды на развитие положительных эмоций у детей, эмоциональное сближение детей друг с другом («Передай колокольчик», «Поезд», «Поссорились, помирились», «Зеркало», «Прогулка по ручью», «Ветер дует на …» и др.) Также используются игры на дифференциацию мальчики – девочки («Поезд мальчиков и поезд девочек», «Игрушка ищет друга») и др. Далее воспитатель делает плавный переход на другой режимный момент – завтрак. Данная традиция является своеобразным ритуалом начала дня в группе.

         Для привлечения внимания к поступкам детей в группе мы используем игровой персонаж, который назвали Хорплоша (слайд № 9). Это вязаная игрушка, выступающая в двух лицах. С одной стороны (сторона желтого цвета) это положительный добрый отзывчивый персонаж, с другой стороны (сторона синего цвета) это вредный отрицательный персонаж, который показывает все негативные стороны взаимодействия людей. Хорплоша постоянно живет в группе.

От лица данной игрушки воспитатель организует игровые проблемные ситуации, приносит для рассматривания сюжетные картинки с разнообразными ситуациями из жизни детей, позволяющие показать нравственные поступки сверстников, проводит игры и игровые упражнения, игры- инсценировки в процессе которых решает задачи воспитания у детей отзывчивости, доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым. При обучении детей младшего и среднего дошкольного возраста действиям, направленным на проявление отзывчивости, выделяются три последовательных шага:

  • обращение внимания на ситуацию;
  • обращение внимания на эмоциональное состояние ее участников;
  • разъяснение конкретных способов помощи, т.е. проявления отзывчивости.

При этом педагог или персонаж Хорплоша выражает одобрение желательных действий. В повседневной жизни в процессе общения в разных режимных моментах у детей закрепляется умение находить выход из возникших ситуаций. Игровой персонаж Хорплоша всегда приходит на помощь, обращает внимание на ту или иную негативную ситуацию, произошедшую в группе среди детей, напоминает как действовать, как использовать знакомые способы, чтобы выйти из затруднительного положения. Постепенно формируется положительное отношение к сверстникам, и это происходит не на основе жесткого подчинении требованиям и дисциплинарным воздействиям педагога, а на основе накопления практического опыта. Ребенок начинает чувствовать, что вокруг него в любых ситуациях находятся сверстники. Постепенно в обращениях детей появляются выражения «Не плачь!», «Надо пожалеть!», «Надо полечить и все пройдет!» и др. Дети начинают чувствовать себя спокойнее и увереннее, уменьшается количество конфликтов.

Однако, без конфликтов, конечно не обходится. И для того, чтобы научить детей конструктивным способам выхода из конфликта мы используем в группах нашего детского сада наглядное пособие «Мирилку» (слайд № 10, 11) или «Коврик примирения». Цель данных пособий помочь в игровой форме примирить детей, урегулировать ситуацию в положительную сторону. Дает возможность закрепить правила общения между детьми. Пособия располагаются в доступном для детей месте. Детям предлагается положить свои ладошки на подушку «Мирилку» и произнести заветные слова: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, помирись и просто улыбнись!».

После этого надо похвалить за состоявшееся примирение и предложить детям если они станут свидетелями ссоры друзей, помочь им помириться с помощью «мирилки», как сделали это они.

Коврик примирения (слайд № 12)изготавливается вместе с детьми. Для этого можно использовать кусок ткани и наклеить (а лучше нашить) на нее различные узоры. Можно облегчить задачу, использовав готовый, большой платок или плед, на который можно наклеить какие-нибудь символы дружбы (сердечко, голубей, двух котят и т.д.). Главное, чтобы полученное творение нравилось детям и вызывало у них положительные эмоции.

Когда дети ссорятся и уже переходят границы приличия в своих высказываниях, то им предлагается пройти на этот коврик мира и сесть на него вдвоем. Детям объясняется, что это необычный коврик. Он помогает людям успокоиться и помириться, если они поссорились. Встать с коврика можно только друзьями. В то время когда ребята сидят на ковре, они должны соблюдать следующие правила: нельзя дотрагиваться друг до друга и нельзя произносить ничего, кроме фразы "Тух-тиби-дух". Волшебную фразу ребенок тоже может произносить так, как ему нравится: если хочет, он может грозно выкрикивать ее, может злобно шипеть, может ворчливо бурчать. Таким образом, получается забавный диалог двоих детей, сидящих на ковре мира. Как правило, они говорят свои фразы по очереди и так или иначе реагируют на эмоциональный тон таких посланий от второго ребенка. Можете не сомневаться, что даже если общение на ковре мира началось с диких грозных криков и угрожающих размахиваний, то через какое-то время дети "выдохнутся" и тон "тух-тиби-духов" станет гораздо спокойнее. После этого детям предлагается взяться за руки и прочитать стихотворение-мирилку. Как правило, дети быстро мирятся на этом коврике. Для того, чтобы повышать интерес к данным пособиям периодически мы предлагаем детям выучить новую мирилку. Мною собран цикл мирилок для использования в работе с детьми.

         Жизнь детей в детском саду во многом регламентируется правилами. Воспитание у дошкольников умения определять свой поступок, ориентируясь на имеющиеся правила, во многом организует их деятельность, отношение со сверстниками. Так, начиная со среднего дошкольного возраста, после бесед с игровым персонажем Хорплошей, в группе совместно с детьми создается коллаж «Правила жизни группы». (слайд № 13) Данная работа организуется в начале учебного года, когда дети возвращаются из отпусков или собираются в новую группу, новый коллектив. Правила группы, сообщаемые детям, условно объединены на следующие группы:

  • правила, регулирующие отношения детей со сверстниками;
  • правила, регулирующие поведение ребенка в группе, детском саду, учитывающие окружение сверстников;
  • правила, направленные на обеспечение безопасности в группе, детском саду.

После обсуждения правил группы дети наклеивают картинки хороших и плохих поступков на ватман, поделенный на две части. Каждая часть обозначена символами, обозначающими «хорошие» и «плохие» поступки. Данный коллаж размещается в среде группы и находится там весь год. При необходимости воспитатель возвращает детей к данному коллажу (если нарушается какое-то правило) в виде напоминания: «Какое правило в группе нарушено?», «О каком правиле группы вы забыли?» и т.д. Возращение к коллажу «Правила жизни группы» происходит и тогда, когда в группу приходит новичок. При знакомстве нового ребенка с детьми группы воспитатель просит рассказать других детей о правилах группы.

         Одним из доступных методов формирования у детей норм и правил поведения является игра, игры-ситуации. Участие в играх, организуемых воспитателем, способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей. Так, в процессе работы с детьми,

предлагается разыграть такие ситуации: (слайд № 14)

  • два мальчика поссорились – помири их.
  • тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его;
  • ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
  • ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
  • ребёнок плачет – успокой его и др.

Большое значение для формирования представлений о нравственных поступках, которые отражают внимание к окружающим, имеет чтение художественной литературы.(слайд № 15) Например: «Вовка – добра душа» А. Барто, «Волшебное слово» В. Осеевой, «На горке» Н. Носова и др. Беседы о поступках героев позволяют конкретизировать представления о добром отношении к окружающим, обращается внимание на доброжелательность сверстников, побуждение следовать им в повседневной жизни. Целесообразно использовать прием сопоставления, представляя детям рассказы, в которых описываются «недобрые» поступки. Например, при чтении рассказа «Волшебное слово» не только обращать внимание детей на необходимость использования вежливых слов, но и на то, как портится настроение окружающих из-за грубости героя.

Также наряду с вышесказанным, мы используем следующие методы воспитания, направленные на приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам: (слайд № 16)

  • организация жизненных и игровых, развивающих практических ситуаций, обеспечивающих накопление личного опыта культуры поведения и сотрудничества в паре или небольшой группе;
  • инсценировки с игрушками;
  • общение и совместная деятельность с воспитателем и сверстниками как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
  • наблюдения за действиями и отношениями взрослых в детском саду;
  • образные игры – имитации, хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
  • чтение стихов, потешек, сказок;
  • рассматривание сюжетных картин, иллюстраций;
  • сюжетные, сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические игры.

Таким образом, для воспитания норм и правил поведения у детей, воспитатель должен организовать жизнь детей в группе так, чтобы у них накапливался личный практический опыт проявления социальных чувств, поступков и положительных взаимоотношений. В каждом образовательном моменте детской жизни (в режимных процессах, образовательных ситуациях, в разных видах деятельности – рисовании, играх, общении, труде и др.) мы воспитатели должны использовать все возможности для обогащения социально-нравственных представлений, гуманных чувств и культуры поведения каждого ребенка. Иными словами социально-коммуникативное развитие должно проникать в другие образовательные области, придавая им социально-ценностную направленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг публичного выступления (для педагогов)

Наука публичного выступления зародилась в Древней Греции. Умение говорить убедительно, красиво, доходчиво и интересно высоко ценилось древними греками. Они создали риторику – науку публичного выступле...

Выступление для педагогов

Выступление для педагогов...

выступление перед педагогами МДОУ

1 февраля 2018 года в рамках МО прошло выступление педагога  Смирновой Александры Вячеславовны. Она поделилась с коллективом опытом своей работы на тему: «Организация уголка ряженья и театр...

Выступление для педагогов

Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности....