ГЕНЕЗИС УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
статья

Мищенко Юлия Сергеевна

Статья посвящена организации учебной деятельности в рамках дошкольной образовательной организации. подчеркнуто, что учебная деятельность не является основной в деятельности дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕНЕЗИС УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена организации учебной деятельности в

рамках дошкольной образовательной организации. подчеркнуто, что

учебная деятельность не является основной в деятельности дошкольника.

Определено место учебной деятельности в игре.

Ключевые слова: дошкольник, учебная деятельность, генезис.

Учение как деятельность имеет место там, где действия человека

управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки,

умения. Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно

возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Учение предъявляет требования к познавательным процессам (память, сообразительность, воображение, гибкость ума) и волевым качествам (управление

вниманием, регулирование чувств и т.д.). В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля. Основные характеристики учебной деятельности:

специально направлена на овладение учебным материалом и решение

учебных задач; в ней осваиваются общие способы действий и научные

понятия; общие способы действия предваряют решение задач; учебная

деятельность ведет к изменениям в самом ученике; происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося в зависимости от

результатов своих собственных действий.

Главным результатом учебной деятельности в собственном смысле

слова является, по мнению некоторых ученых, формирование у ребенка

теоретического сознания и мышления. Именно от сформированности

теоретического мышления, приходящего на смену мышлению эмпирическому, зависит характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. Средствами учебной деятельности, с помощью которых она

осуществляется, являются: интеллектуальные действия, мыслительные

операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.); знаковые

языковые средства, в форме которых усваивается знание.

Способы учебной деятельности могут быть разнообразными: репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные

действия Исследователями выделяется структура учебной деятельности,

которая состоит из четырех звеньев: учебной задачи, учебного действия,

действия контроля, действия оценки. Учебная задача выступает как определенное учебное задание, имеющее четкую цель, но для того чтобы осуществить эту цель, надо учесть условия, в которых действие должно осуществиться. Учебная задача выступает как сложная система информации

о каком-то объекте, процессе, в котором четко определена лишь часть

сведений, а остальная неизвестна, которую и требуется найти, используя

имеющиеся знания и алгоритмы решения в сочетании с самостоятельными догадками и поисками оптимальных способов решения.

Структура учебной деятельности у дошкольников имеет свои особенности и состоит из различных элементов: способность действовать по

образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать

как свою работу, так и работу других детей. Термин «учебная деятельность» применительно к дошкольному обучению вошел в научный обиход благодаря известным работам А.П. Усовой, она считает, что из различных взаимоотношений ребенка со взрослыми может быть уже на

этапе дошкольного детства выделена и сформирована деятельность, которую можно назвать учением или учебной деятельностью. Характерным

для этой деятельности является усвоение ребенком знаний и умений.

Учебная деятельность дошкольника является новым способом их действия, отличным по своему характеру и мотивам от игры, труда и самообслуживания.

Если метод заданий предоставляет свободу действий в замысле и его

исполнении в пределах широкой нормы, то в обучении ребенка ведут по

пути усвоения знаний и умений из пояснений и показа, практики исполнения. В первом случае детям почти не приходится себя сдерживать. В

обучении же все поведение ребенка основано на том, что он должен сосредоточиться на данном явлении, действии, отвлечься от всего постороннего, идти указанным путем. В дошкольном возрасте учебная деятельность не является ведущей. Во взаимоотношении игры и учебной деятельности в дошкольном возрасте доминирующее значение имеет игра.

В дошкольном возрасте возникает своеобразная форма учебной деятельности: учение в дидактической игре, в которой выделяется отдельная

учебная задача. Учебная деятельность при этом не вытекает непосредственно из игры и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием. Решающее значение для формирования непосредственных предпосылок учебной деятельности имеют игры

по правилам. Они появляются к концу дошкольного возраста и непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок научается

сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся

для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться

правилам и переход внешних правил во внутренние имеет для формирования предпосылок учебной деятельности особое значение.

Игры по правилам, в отличие от сюжетно-ролевых, предполагают

особый подготовительный этап, направленный на овладение их принципом. О деятельности ребенка на таком подготовительном этапе можно

говорить как о своеобразном прообразе учебной деятельности. Другими

словами, игры по правилам естественно и закономерно вводят ребенка в

деятельность, задача которой состоит в том, чтобы научиться той или

иной игре, освоить ее принцип и правила, овладеть ее способом. Этот вид

мотивации - подготовка к предстоящей игре - наиболее адекватен для деятельности учебного типа у старших дошкольников. Деятельность,

направленная на овладение правилами игры, по своему содержанию

близка полноценной учебной деятельности и одновременно внутренне

мотивирована. При такой мотивации учение принимается детьми как ненавязанная деятельность, отвечающая их собственным интересам и потребностям». Мотивационно-структурный анализ сформированности

учебной деятельности дошкольника предполагает выяснение принятия

ребенком учебной задачи как руководства к действию, сохранения принятой задачи или соскальзывания на другую в процессе ее выполнения,

сохранения или потери интереса к задаче в ходе ее решения.

Первые зачатки учебной деятельности у дошкольников появляются

в игре. Таким образом, понятие учебной деятельности многогранно, оно

включает в себя действия, специально направленные на овладение учебного материала и решение учебных задач; освоение общих способов действий и научных понятий; изменения, происходящие в самом обучаемом,

включая изменения психических свойств и поведения в зависимости от

результатов его собственных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по разделу «Изобразительная деятельность» (старший дошкольный возраст с ЗПР)

Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креат...

Учебно-методическое пособие: "Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решения следующих задач:развитие  музыкально-художест...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Черновой М.А. на 2018-2019 учебный год на тему: «Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю , как увлеченно дети исследуют мир, они — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности детей дошкольного возраста (5-6 лет) на 2020 - 2021 учебный год

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;2) обеспечение преемственности уровней образования;3) создание благоприятных условий развит...

Анкета для родителей по учебно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Анкета для родителей по учебно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста  в ДОУ.Основные вопросы и направления.Краткая, удобная по форме и содержанию....

Мотивация учебной деятельности в дошкольном возрасте.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают ребенка или взрослого человека к деятельности. ...

Статья «Использование разнообразных компонентов и приемов для развития учебной деятельности детей дошкольного возраста»

В современной педагогике существуют разнообразные классификации методов обучения.Выбор обучения зависит от цели и содержания предстоящего занятия .Для обучения используем главные методы:практические,н...