Статья на тему "Фонематические процессы в жизни дошкольника"
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Чепурина Валерия Евгеньевна

В настоящее время проблема речевых расстройств привлекает большое внимание специалистов разного спектра: логопеды, дефектологи, психологи, врачи-неврологи и т.д, - заинтересованность их в данной теме обуславливается тем, что речь имеет огромную роль для полноценного, гармоничного и правильного развития человека. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskie_rotsessy_1.docx9.12 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Сортавальского МР РК ДС №23 “Ладушки”

Статья на тему: “Фонематические процессы в жизни дошкольника”.

статью подготовила: воспитатель группы ТНР

Чепурина Валерия Евгеньевна.

В настоящее время проблема речевых расстройств привлекает большое внимание специалистов разного спектра: логопеды, дефектологи, психологи, врачи-неврологи и т.д, - заинтересованность их в данной теме обуславливается тем, что речь имеет огромную роль для полноценного, гармоничного и правильного развития человека.

Одной из основных задач в логопедической работе с дошкольниками является формирование фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется в недостатках фонематического восприятия.

Полноценное развитие человека невозможно без воспитания правильной речи. У детей дошкольного возраста чаще всего встречается общее недоразвитие речи (ОНР), или как принято говорить сейчас – тяжелые нарушения речи (ТНР). ОНР или ТНР – это группа речевых нарушений, которая включает в себя перечень медицинских и логопедических диагнозов. ТНР – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока). У детей с ТНР в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны тяжелые речевые дефекты.        

Речь является одной из самых тяжелых психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Фонетико-фонематическая система языка является одной из первых в развитии человека. Для овладения этой системой ребенок должен обладать фонематическими функциями и процессами. Язык, как система звуков речи, выполняет смыслоразличительную функцию с помощью данных звуков для обеспечения полноценной речи.

Изучением фонематических процессов и функций занимались такие ученые, как Н.Х. Швачкин, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, В.И. Бельтюков, В.К. Орфинская, А.И. Гвоздев и другие.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений (Гуровец Г.В., Маевская С.И., Мартынова Р.И., Мелехова Л.В., Соботович Е.Ф. и др.), отмечается, что фонематические нарушения являются распространенными, имеют стойкий характер. Эти нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других компонентов речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.

Фонематические функции – это восприятие, анализ и синтез, представление.

1) Фонематическое восприятие – способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно звуки, близкие по звучанию (П-Б, С-Ш, Л-Р и другие). Формирование фонематического восприятия является ключевым моментом в системе коррекции речи. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка. Звуки формируются с большой задержкой и часто искажённо. Состояние фонематического восприятия детей влияет на овладение ими звуковым анализом и синтезом.

2) Фонематический анализ (способность называть последовательность и количество звуков в слове) и синтез (способность составлять из заданных звуков слово) – это умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

3) Фонематическое представление – это способность сохранять в памяти и воспроизводить звуковой образ слова.

Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия.

Важность изучения фонематического развития в взаимосвязи с нарушениями речи, необходимость разработки путей профилактики и коррекции нарушений, сочетающихся с недоразвитием определенных психических процессов, определяют актуальность работы.

Таким образом, фонематический слух представляет собой различение в речи окружающих ребёнка людей звуков, несущее смыслоразличительную функцию и являющееся основой для понимания смысла сказанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Значение физической культуры в жизни дошкольника"

Каждый родитель хочет вырастить своего малыша здоровым, весёлым, физически крепким. Но как это сделать, какими путями? Обратиться в данной статье имено к этой проблеме меня побудило наблюдение за педа...

Статья "Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника"

Познакомить родителей и педагогов с видами с/р игр, рассмотреть их виды, понять зачем они необходимы детям....

Статья :Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника.

«Игра – это огромное светлое окно,         через которое в духовный мир ребенкавливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире».В.А. Сухомл...

Статья "Важность музыкальных занятий в жизни дошкольников"

К одной из распространенных проблем музыкального воспитания детей дошкольного возраста относится выработка певческого дыхания, которое является основой певческого звукообразования.Эта проблема, возмож...

Статья на тему "Физкультура в жизни дошкольника"

Здоровый ребенок характеризуется, прежде всего, гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием.Воспитать здорового ребенк...

статья на тему "Юмор в жизни дошкольника"

Значение юмора в жизни человека невозможно переоценить. Он особенно важен в жизни дошкольника, делая жизнь ребенка более красочной, помогая преодолеть трудные жизненные ситуации.Статья подробно расска...

статья «Роль театрализованной деятельности в жизни дошкольника»

Роль театрализованной деятельности в жизни дошкольника...