Консультация для педагогов на тему: «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с актуальными тенденциями современного общества».
консультация

Ефимова Надежда Фёдоровна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация27.81 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад «Снежинка»

Консультация для педагогов на тему:

«Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с актуальными тенденциями современного общества».

Подготовила воспитатель I квалификационной категории  

Ефимова Надежда Фёдоровна                                                                                          

                                                                                                           

2022

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к ближайшему окружению ребёнка, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, а также руками тех, кого зовут соотечественниками.

Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.

На каждом возрастном этапе развития дошкольника образ Родины предстаёт в звуках и красках окружающей действительности: сначала это мир родной семьи, затем – детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и, наконец, мир родной Отчизны – России. Очень важно, чтобы этот образ Родины на каждом этапе был привлекательным для ребенка, сопровождался положительными эмоциями, такими как любовь, радость, удовольствие от общения с людьми, которые окружают малыша.

Дошкольник легко и естественно впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов, обрядов людей, среди которых живёт, от предметов, его окружающих.

Детский сад, наряду с семьёй, является важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка, оказывает своё воспитательное воздействие в самый восприимчивый, чувствительный период его жизни. Поэтому так важно качество воспитательной -образовательной работы, как дошкольного учреждения, так и отдельного педагога. Это обязывает воспитателя: ясно представлять цели и задачи воспитания и образования детей.

Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

 Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении строится по трем направлениям. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами.

Для того чтобы дошкольное учреждение способствовало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний. Поэтому, в работе с детьми используются разные виды детской деятельности: образовательная деятельность, игры, труд, рассматривание иллюстраций, видеофильмов, фотографий, экскурсии, игры-путешествия, наблюдения, беседы, заучивание стихотворений, исполнение музыкальных произведений, чтение художественной литературы, организация и проведение народных праздников и досугов, создание мини-музеев в группах.

Младший дошкольный возраст.

В младшем дошкольном возрасте ближайшее окружение ребенка – это семья, детский сад, предметный мир дома и в детском саду, окружающая природа.

Основная задача патриотического воспитания в младшей группе (3-4 года) – воспитание любви к родному дому, семье. Сюда входит привитие чувства родства с семьёй, стремление заложить и осознать основы тёплого чувства и привязанности к своей семье, сформировать понятия: «Я – член семьи», «Мой дом – моя семья».

В решении этих задач родители – главные помощники педагога. Вместе оформляются стенгазеты и альбомы («Моя семья», «Отдыхаем всей семьёй», «Наши папы и дедушки служили в армии», «Мой папа самый-самый», «Домашние любимцы»), проводятся совместные праздники и развлечения («Папа, мама, я – спортивная семья», «Посиделки с бабушками»). Дети вместе с родителями участвуют в добрых делах, изготавливают сюрпризы и подарки для близких.

Задачи решаются на уровне знаний, умений и ценностных ориентаций, то есть отношений. Например, знания – знать своё имя, фамилию, имена и отчества родителей и близких родственников, родственные связи, круг дел каждого (я – твой брат; мама стирает для всех). Умения – узнавать себя на фотографии семьи, проявлять отзывчивость на состояние других людей (пожалеть, обнять, приласкать, говорить добрые слова), задавать вопросы о действиях и поступках других.

Опыт ценностных ориентаций – говорить о себе в первом лице «я», выражать привязанность к близким, интерес к их действиям и речи. По выражению лиц и жестам понимать отдельные проявления эмоций людей: смех, плач, гнев. Уметь выразить доброжелательное отношение к близким, охотно выполнять их просьбы.

Параллельно с задачами воспитания любви к своей семье решаются задачи воспитания любви к природе. Дети получают элементарные представления о живой и неживой природе родного края, выполняют посильные действия вместе со взрослыми по уходу за растениями и животными. Получают опыт ценностных ориентаций – бережно относиться к природе в естественной среде (беречь траву, цветы, деревья), переживать радость, любопытство, удивление, удовольствие при встрече с живыми объектами, сочувствие и переживание при неосторожном обращении с ними.

Воспитывать любовь к семье у малышей не так уж сложно, они любят родственников только за то, что они есть и любят их, детей. Педагог работает на осознание этой любви и на формировании умений выразить эту любовь. Воспитывать любовь к природе сложнее. Здесь важен яркий эмоциональный фактор.

Когда мы говорим о заботливом, бережном отношении к людям, природе, нельзя забывать и о рукотворном мире, окружающем нас и детей. Ребёнок, который постоянно упражняется в том, что ломает игрушки, рвёт книги, портит вещи, едва ли будет проявлять сам по себе бережное отношение к людям и природе. Поэтому уже в младшей группе педагог учит детей по своему личному примеру проявлять бережное отношение к игрушкам и предметам.

Средний дошкольный возраст.

В средней группе ближайшее окружение ребёнка расширяется: кроме семьи и детского сада – это двор, улица; также расширяются представления о родной природе и предметном мире. Основная задача педагога в рамках патриотического воспитания – ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад, заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души. Познакомить с социальным и природным окружением родного дома и детского сада. Сформировать понятия «Я – воспитанник детского сада», «Мой второй дом – детский сад».

Как воспитать в детях любовь к детскому саду? В чём она должна проявляться?

Ребёнок любит детский сад, если идёт туда с удовольствием, ждёт встреч с любимой воспитательницей и друзьями, хочет сделать им приятное, рассказывает дома о жизни в детском саду, подражает в играх работникам детского сада, рисует, ссылается в разговорах с родителями на авторитет воспитателя, на порядки и правила, заведённые в группе, узнаёт работников детского сада на улице, рад встрече с ними.

Что надо сделать для того, чтобы ребёнок любил детский сад?

Прежде всего, необходимо, чтобы ребёнку в саду было хорошо. Для этого обеспечивается  эмоциональное насыщение жизни в детском саду, организуется интересная деятельность – игры, занятия по интересам, развлечения, встречи, экскурсии, конкурсы, соревнования, долговременные проекты, выставки, и др.; обеспечивается  психологический комфорт пребывания в детском саду каждого ребенка с учётом его индивидуальных особенностей; обеспечивается познавательный компонент, детям даётся возможность получить чёткие представления о вкладе работников детского сада в общую заботу о детях (наблюдения, экскурсии, рассказы, игры, беседы); дети постоянно проявляют любовь  и доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам (подарки, сюрпризы, приглашения, поздравления, чествования, помощь).

Объём знаний и представлений о детском саде и его работниках определён требованиями программы. Остановимся на умениях детей: проявлять стремление к самостоятельной деятельности и самообслуживанию, подражать взрослым, работающим в детском саду, отражать в играх интересующие области их деятельности, задавать вопросы, помогать. Узнавать и называть людей, работающих в детском саду. Легко вступать во взаимоотношения со сверстниками и сотрудниками детского сада.

Опыт ценностных ориентаций – уметь относить к себе лично общее обращение взрослого, ориентировать своё поведение на положительную оценку педагога. Осознанно вырабатывать культурное поведение в среде детей и взрослых: быть добрым, вежливым, внимательным. Проявлять доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым: улыбаться, проявлять готовность выслушать, помочь, выполнить просьбу, принять в игру.

Параллельно продолжается работа по воспитанию у детей любви к семье, причём важно такое взаимодействие: воспитатели помогают родителям прививать любовь к семье, а родители помогают прививать любовь к детскому саду. Хорошо зарекомендовали себя  такие формы работы, как конкурсы семейного творчества («Осенняя палитра», «Зимняя сказка», «Рождественское чудо»…). Совместная деятельность детей и взрослых предоставляет возможность больше общаться друг с другом, способствует укреплению детско-родительских отношений.

Воспитание любви к природе – это, прежде всего, бережное и заботливое отношение к растениям и животным дома, на участке, в детском саду, во дворе.

Говоря о воспитании бережного отношения детей к предметному миру, мы имеем в виду закрепление навыков бережного отношения к личным вещам и предметам общего пользования: применять их по назначению, убирать на место, заботиться о них. Важно подчеркнуть деятельностный подход педагогов к решению перечисленных задач, особенно задач бережного отношения к природе и рукотворному миру. Если ограничиваться только призывами и словами, то и дела не будет.  Беречь – это глагол, действие, значит и дети должны действовать. В каждом конкретном случае это разные действия, смотря что бережём: игрушки, одежду, дерево, птиц, поделку, комнатное растение и т.п.

Алгоритм такой: поступок > привычка > потребность > черта личности.

Старший дошкольный возраст.

В старшей группе к известному уже ближайшему окружению ребенка добавляются родной город, край, начальные представления о родной стране. Основная задача – ознакомить ребёнка с его «малой родиной» – родным городом, краем. Формировать понятия «Я – житель города Щёлково», «Я живу в Подмосковье». Чтобы развивать интерес к «малой родине», важно рассказать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, дать представления о профессиях людей, живущих здесь. На прогулках, экскурсиях дети рассматривают общественные и жилые здания, особенности архитектуры. В работе воспитатели используют художественную литературу, открытки, фотоальбомы («Моя Чкаловская»), макеты микрорайона, видеофильмы о городе, природе, карты города, области.

Дети старшего дошкольного возраста принимают посильное участие в общественной жизни горожан, в событиях городского и областного значения, например: день рожденья города, а также конкурсы детского творчества (Рисунки на асфальте, ко Дню защиты детей), спортивные мероприятия, проекты, акции («Посади дерево», «День Земли»).

Расширяются представления детей о природе родного края: это элементарные представления о климатических и природных особенностях, о ландшафте.

У детей старшего возраста формируется опыт ценностных ориентаций: проявлять любовь к родному краю, селу, гордиться им.

Проявлять интерес к событиям настоящего, будущего, прошлого.

Внимательно и критично относиться к оценке своих поступков со стороны взрослого.

Проявлять чуткость к эмоциональному состоянию старших, любовь к труду, уважение к людям разных национальностей, населяющих город, край, в частности к коренным жителям края – саами.

Любоваться красотой окружающей природы, проявлять гуманное отношение к природе родного края, заботиться о ней.

И снова о деятельностном подходе: кроме знаний и представлений формируются умения. Это умение проявлять настойчивость в поисках ответа на возникающие вопросы, стремление познавать, экспериментировать, творить. Устанавливать и поддерживать взаимосвязь с детьми и взрослыми, выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество со старшими и сверстниками. Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми. Понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными. Уметь формулировать выводы, делать маленькие открытия. Посильно помогать взрослым сохранять рукотворный мир города, края. Составлять описательные рассказы о городе, интересных местах и событиях малой родины. Уметь изображать предметы быта, элементы местной росписи. Сравнивать предметы разных видов, выделяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщать результаты сравнения.

Кроме представлений о родном крае в старшей группе дети получают представления о родной стране: называется Россия, столица – город Москва, наша страна огромная, чтобы проехать её всю, надо ехать на поезде (машине) несколько дней.  Дети знакомятся с государственной символикой страны, учатся находить Россию на карте, глобусе. Воспитатель рассказывает, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей (буряты). Детей подводят к выводу, что любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею, её армией, людьми труда и науки, болеть за выступления наших спортсменов и артистов. Впечатления от увиденного и услышанного отражаются в продуктивной деятельности, в играх. Дети ощущают сопричастность к жизни Родины, города, когда сочиняют рассказы для рукописной книги или газеты, читают стихи на празднике, видят свои рисунки на стенде или в альбоме.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) углубляются представления детей о ближайшем окружении ребёнка.

 Главная задача – развить потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, прививать любовь к Отчизне. Сформировать понятия «Я – россиянин», «Мой дом – моя большая Родина – Россия». Ребёнок седьмого года жизни имеет представление о том, что он является жителем страны России, он осваивает понятие «Я – гражданин России». Умеет находить занятие по душе, имеет близких друзей, охотно участвует в общих делах. Может рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее, связывать их с будущим страны. Знает некоторых великих людей России, имеет представления о роли труда взрослых на основе ознакомления с разными видами труда и профессиями, характерными для нашей местности. Знает, что Россия – многонациональное государство, называет некоторые народности. Проявляет интерес к прошлому, настоящему и будущему, воображает себя в разных социальных ролях, мечтает о добрых делах. Знает некоторые культурные традиции своей семьи, русского народа, других национальностей.

Опыт ценностных ориентаций: испытывать чувство гордости за свою Родину, за то, что мы – Россияне. Проявлять доброжелательность к людям разных национальностей, интерес к их культуре. Выражать интерес к эмоциональному состоянию и чувствам людей, представлять конкретные способы поведения по отношению к старшим в зависимости от их эмоционального и физического состояния. Понимать связь между поведением детей и эмоциональной реакцией взрослых. При ознакомлении с родным краем, селом, страной знакомим детей с отдельными страницами истории, связанными с отдельными историческими личностями, знаменательными датами, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади города, с памятниками истории и культуры.

Задачи по ознакомлению с природой: знать природные условия разных климатических поясов нашей страны. Иметь обобщённые представления о растениях и животных, их сообществах, приспособлении к среде обитания. Уметь использовать наблюдения как способ познания, осваивать элементарную поисковую деятельность. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за животными и растениями.

Опыт ценностных ориентаций: проявлять нетерпимость к бессмысленному уничтожению растений и животных, нанесению им вреда. Закреплять умения вести себя корректно при взаимодействии с природой.

Задачи по ознакомлению с рукотворным миром: иметь представления о предметах материального рукотворного мира: города, дома, транспорт, техника, предметы быта, культуры и т.д. Владеть элементарными умениями классификации.

Опыт ценностных ориентаций: бережно относиться к предметам материального мира. Чувствовать гордость за достижения в культуре, науке, технике, спорте, производстве страны.

Вышеперечисленные задачи реализуются в педагогическом процессе в организованных формах (занятия, праздники, развлечения, досуги), а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей. Для этого в группах созданы мини-музей краеведения, музей русской народной игрушки, музей русской избы.

Работа с родителями.

В настоящее время работа с родителями актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому очень важно привлекать родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду.

Активные формы взаимодействия с родителями:

Целевые прогулки.

Экскурсии. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.

Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.

Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях

Встречи с ветеранами, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы» и др.

Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны, предполагающих активное участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и т.д.

Проведение конкурсов семейных проектов: «Моя Родина-место, где я родился», Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком художественных произведений нравственно-патриотической тематики, вопросами по содержанию.

Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.

Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании мини-музея ДОУ.

Родительские собрания, посвящённые влиянию семьи и социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Работа с педагогами:

Традиционные: семинары, семинары-практикумы, творческие группы, обмен опытом, педагогические советы, тренинги, деловая игра, самообразование, наставничество и др.

Инновационные: проектная деятельность, мастер – классы, создание банка инновационных идей, участие в творческих конкурсах, издательская деятельность.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к РМО «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»

Доклад к РМО «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС»  Докладчик Митякина О.И. воспитатель второй младшей группы МКДОУ «Банно...

Консультация для педагогов. «Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников».

laquo;Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников». Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает...

Консультация для педагогов по теме: «Система педагогической работы с воспитанниками по познавательно – экспериментальной деятельности в младшей и средней группе»

Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы...

Консультация для педагогов на тему: «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Консультация для педагогов на тему: «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»...

Консультация для педагогов «Цели и задачи планирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется по следующим доминирующим целям: 1) охрана и укрепление здоровья ребенка;2) формирование чувства сопричастности к родному дому, к...

Консультация для педагогов на тему: «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с актуальными тенденциями современного общества».

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи фо...