Сторитейлинг - интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста
презентация

Федорова Татьяна Петровна

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

У меня в руках самая любимая игрушка детей - это кубик. Возьмите, пожалуйста, по одному кубику. Скажите, какие ассоциации у вас возникают с этим предметом? ОТВЕТЫ (игра, башня, геометрическое тело).

Смотрите, как легко и просто мы с вами установили ассоциативную связь между предметом и действием. Кубик взят не случайно

Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Сторителлинг — как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста».

1 слайд. Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинга.

2 слайд Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».

Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

В русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа

Метод, который широко применяется в обучении.

Сторителлинг –педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения

3 слайд Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.. Разрабатывая свой методДэвид Армстронг учел известный психологический фактористории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила или директивы. Они лучше запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее.

Мы общаемся при помощи слов, но думаем образами и картинками. Именно сторителлинг использует связь между изображениями, ассоциациями, образами и словами, помогая нам придумывать интересные истории. 

 

 

 

Давайте проведем эксперимент. Я даю вам две информации.

1.Помпон — это шарообразное украшение из ниток. Помпоны могут быть разных размеров и цветов, а также могут быть сделаны из различных материалов, например, хлопка, шерсти, бумаги и других.

2. Мало кто знает историю возникновения помпона на шапке. Однако, он был придуман не просто так, а для того, чтобы защищать головы французским матросам. Все дело в том, что раньше при строении кораблей мало кого беспокоил комфорт, и потолки в помещениях корабля были очень низкие. И вот именно помпон предохранял голову матроса от случайного удара головой о потолок. Прошло еще немало времени с тех пор, да и потолки сейчас делают гораздо выше, однако до наших дней шапочки французских моряков украшают красные помпоны.

Что мы видим? Конечно, первый вариант больше похож на серьезное объяснение, чем второй. Однако, если через пару дней вас попросить вспомнить определение, скорее всего, это не удастся. А прочитав историю, описанную во втором варианте, вы наверняка запомните ее и, может не каждый раз, но будете вспоминать матросов, когда будете надевать шапку с помпоном на ребенка. А если бы она была представлена в виде «сухой» выдержки из Википедии или скучной презентации, никаких эмоций и тем более запоминающегося эффекта вы бы не испытали.

Ни для кого не секрет, что проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Безусловно, в своей работе мы используем самые разнообразные технологии, методы и формы для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. В настоящее время для этого в педагогическом арсенале имеется много всевозможных средств — игр, картин и т. п. однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. По моим наблюдениям, у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.).

В дошкольной педагогике сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

4 СЛАЙД Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.

Задачи сторителлинга:

обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

систематизировать и донести информацию;

обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

наглядно мотивировать поступки героев;

сформировать желание общаться.

Метод сторителлинга позволяет:

разнообразить образовательную деятельность с детьми;

заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

обогатить устную речь дошкольников;

облегчить процесс запоминания сюжета.

Для чего детям нужны истории, сказки? В первую очередь, они передают практический опыт. В них в понятной для ребёнка форме моделируется та или иная ситуация, герой в этой ситуации себя каким-то образом проявляет, что вызывает те или иные последствия. Так ребёнок научится через соотнесение себя с персонажем вести себя в определённой ситуации.

 

5 слайд Существует несколько видов педагогического сторителлинга:

классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передаёт детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающаяся истории.

В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

В истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.

Как бы это могло выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие пришел герой. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй. Это было про активный сторителлинг.

Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео).

Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.

6 СЛАЙД Визуальный контент это вся визуальная информация, которая сопровождает текст:

фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и прочее

Существуют средства сторителлинга это:

7 СЛАЙД -Конверт-доска; пластилинография

8  СЛАЙД -«сказочный конструктор» Карты Проппа ; используя карты

9 СЛАЙД  - кубики истории. С 3 лет

Чтобы детям было интересно, я взяла за основу игру «Кубики историй». Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр сказку или рассказ. 15 15 СЛАЙД Преимущество сторителлинга – увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».

16 СЛАЙД Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю.

Игра для трёх детей. Бросить все 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Один ребёнок начинает рассказывать, опираясь на первые 3 кубика, остальные продолжают.

Когда играет больше трёх человек – кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю.

Можно воспитателю начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики.

17 СЛАЙД Начало истории – каждая история должна начинаться с призыва к действию. Что-то случается с героем, что толкает его на подвиги.

Когда – то давным давно…

Садитесь поближе я вам расскажу…

В некотором царстве, в некотором государстве…

Это произошло темной и дождливой ночью…

Наш герой понятия не имел, что его ждет

Тогда казалось, что это не так важно…

Жили – были…

Середина – в это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы.

Развязка – герой у цели. Какой наш герой сейчас? Изменился ли он? Именно из этой части герой выходит победителем или проигравшим. Чему научила нас эта история?

Проведение игры.

И СЕЙЧАС Я ВАМ ПРЕДЛАГАЮ ВАМ РАССКАЗАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ

ПЕРЕВОРАЧИВАТЬ КУБИКИ НЕЛЬЗЯ МЕНЯТЬ МЕСТАМИ МОЖНО

 

19 СЛАЙД  Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей замкнутых и необщительных, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию и речь, развивая логику.

 

Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, страхами.

Таким образом, с помощью игры «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.

 

 

 

 

 

Подведем итоги.

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;

4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storitelling.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология СТОРИТЕЛЛИНГ С Т О Р И Т Е Л Л И Н Г - И Н Т Е РА К Т И В НЫ Й М Е Т ОД РА Б О ТЫ С Д Е Т ЬМ И Д ОШК ОЛ Ь Н О Г О В О З РАС ТА Изменяя истории, которые мы рассказываем, мы изменяем нашу жизнь». Майк Тернер.

Слайд 2

Storytelling ”, или “рассказывание историй” Искусство увлекательного рассказа это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования. В русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – « сказительство », подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. Метод, который широко применяется в обучении. Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения

Слайд 3

Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории , рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее , чем читаемая книга

Слайд 4

Как разговорить ребенка, используя Storytelling Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории. Задачи: •обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила; •систематизировать и донести информацию; •обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других; •наглядно мотивировать поступки героев; •сформировать желание общаться.

Слайд 5

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой . В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают конкретную информацию: правила, теорию или что-то другое, представленную в насыщенной форме запоминающейся истории. В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования историй. Цифровой сторителлинг - вид сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальным рядом (видео, скрайбинг , майнд-мэп , инфографика ).

Слайд 6

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТЕХНИКА РАССКАЗА ИСТОРИЙ Визуальный контент – это вся визуальная информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и прочее

Слайд 7

Конверт-доска (от англ. сonvert – преобразовывать) – плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки. (на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности

Слайд 8

Карты Проппа «Сказочный конструктор»

Слайд 9

Кубики Историй – это уникальная настольная игра-пособие жанра storytelling , развивающая фантазию и речь. Задачи пособия: 1. Активизация основных движений артикуляционного аппарата; 2. Закрепление поставленных звуков изолированно, в слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи; 3. Развитие навыков звукового анализа; 4. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников; 5. Формирование грамматического строя речи; 6. Развитие связной речи детей; 7. Развитие коммуникативности , успешности в общении; 8. Повышение эмоциональной сферы дошкольников

Слайд 10

Оригинальные « Storycubes » можно сейчас заказать через Интернет.

Слайд 11

Для изготовления «кубиков историй» нам понадобилось:

Слайд 12

Наборы кубиков историй следующих типов: - набор, где каждый из кубиков содержит картинки только одной категории (на одном изображены только волшебные предметы, на другом - сказочные герои, на третьем - погодные явления и др.);

Слайд 13

- разноплановые кубики, на гранях которых нанесены изображения из разных категорий;

Слайд 14

- тематические кубики ( например, по темам «Транспорт», «Времена года», «Сказки» и т.д.).

Слайд 15

Преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста. 1.Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. 2.Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование. 3.Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность; 4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподавания любого материала.

Слайд 16

Правила игры: Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает. Первый игрок достаёт из «волшебного мешочка» кубик, бросает его в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.

Слайд 17

Структура техники сторителлинг Вступление - вызвать у слушателя интерес и увлечь его, должно зацепить их внимание и удерживать его. Развитие события . - Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении Кульминация - Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы . Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ , как правило, совсем не тот, которого мы ожидали. Заключение - Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

Слайд 18

Принцип хороших историй. Простота Неожиданность Конкретность Реалистичность Эмоциональность

Слайд 19

Используя технику сторителлинга, педагог : - создает комфортную обстановку во время занятия; - формирует эмоциональный настрой; - снижает уровень тревожности; - активизирует речемыслительную деятельность; - помогает усваивать новый или обобщать пройденный материал; - пользуется доверием и завоевывает авторитет воспитанника. - позволяет разнообразить образовательную деятельность с детьми; - заинтересовывает каждого ребёнка в происходящем действии; - учит воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

Слайд 20

Наиболее важные моменты при создании истории • Учитывать их возрастные особенности, в том числе интеллектуальный, эмоциональный , физический и духовный уровень развития. В истории должен быть определенный персонаж или герой. У каждого из них должны быть особенные черты характера, которые будут отображаться в изложенных событиях. Основной персонаж непременно должен вызывать симпатию. История должна вызывать чувства эмпатии представленным персонажам, представляя себя на его месте.

Слайд 21

Какие возможности дает сторителлинг • разнообразить образовательную деятельность с детьми; • заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; • обогатить устную речь дошкольников; • облегчить процесс запоминания сюжета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста

Одна  из важных для дошкольника деятельность - это общение. Оно необходимое условие для развития личности. Поэтому задача педагога - специально организовать данную деятельность, создавая внутри е...

Сторителлинг - современный интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи.

Презентация игры "Кубики-историй" для детей среднего дошкольного возраста....

Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста.

Сторителлинг —  интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста....

Материалы семинара- практикума "Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста" "Технология развивающих игр Б.П. Никитина"

Что же такое развивающие игры для детей? Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка. Развивающие игры ли интеллектуальные игры - это хорошее дополнение к современным детским игрушкам. в первую оч...

Из опыта работы «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию социально-нравственных качеств»

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает...

Использование изотерапию как метод работы с детьми дошкольного возраста. Изотеропия как метод психологической коррекции.

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общен...

Мастер-класс «Кубики историй как интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста»

Кубики историй - это универсальная и педагогическая технология, которая направлена на развитие речи, коммуникацию, воображение, сплоченности коллектива и может использоваться во всех образовательных о...