МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Совершенствовать и развивать формы и методы гражданско-патриотического воспитания детей через реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года»
материал

Уварова Людмила Юрьевна

 Главная цель  Национальной  стратегии  -  определить  основные направления  и  задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации,  базирующиеся  на  общепризнанных принципах и нормах международного права.

Документ определяет основные направления и задачи государственной политики по улучшению положений детей и ключевые механизмы ее реализации, которые базируются на общепринятых принципах и нормах международного права.

Реализация Стратегии осуществляется по следующим основным направлениям:

- семейная политика детствосбережения;

- доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

- здравоохранение, дружественное детям и здоровый образ жизни;

- равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

- создание системы защиты и обеспечение прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;

- дети – участники реализации национальной стратегии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_seminara.docx13.3 КБ
Файл doklad_po_strategii.docx36.86 КБ

Предварительный просмотр:

План семинара-практикума

по теме: «Совершенствовать и развивать формы и методы гражданско-патриотического воспитания детей через реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года»

Дата проведения:                                16 марта 2017 года

Место проведения:                         Музыкальный зал МБДОУ № 19

Начало семинара-практикума:         14.30

№ пп

Тема

Время проведения

Форма проведения

Ответственные

Примечание

1.

Введение в тему: «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 года»

10 минут

Лекция

Воспитатель

Уварова Л.Ю.

2.

I Блок семинара  «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

10 минут

Лекция

Воспитатель

Беляева Е.Ф.

3.

Практическая часть для воспитателей  

(I блок семинара)

15 минут

Практикум

Воспитатель

Беляева Е.Ф.

4.

II Блок семинара «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»

10 минут

Лекция

Воспитатель

Уварова Л.Ю.

5.

Практическая часть для воспитателей  

(II блок семинара)

20 минут

Практикум

Воспитатель

Уварова Л.Ю.

6.

Подведение итогов: «Средства, методы и формы проведения гражданско-патриотического воспитания дошкольников»

10 минут

Презентация

Воспитатель

Уварова Л.Ю.,

Беляева Е.Ф.

Заведующий МБДОУ № 19                                                 А.В. Нетеса



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 19»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА:

«Совершенствовать и развивать формы и методы гражданско-патриотического воспитания детей через реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года»

Воспитатели:

Уварова Л.Ю.

Ст. Боргустанская, 2017 год

ВВЕДЕНИЕ

Указом президента РФ № 761 от 01.06.2012 года была утверждена национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

Национальную стратегию  предусматривается  реализовать  в  два этапа: первый в 2012-2014 годах и второй в 2015-2017 годах.

 Главная цель  Национальной  стратегии  -  определить  основные направления  и  задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации,  базирующиеся  на  общепризнанных принципах и нормах международного права.

Документ определяет основные направления и задачи государственной политики по улучшению положений детей и ключевые механизмы ее реализации, которые базируются на общепринятых принципах и нормах международного права.

Реализация Стратегии осуществляется по следующим основным направлениям:

- семейная политика детствосбережения;

- доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

- здравоохранение, дружественное детям и здоровый образ жизни;

- равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

- создание системы защиты и обеспечение прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;

- дети – участники реализации национальной стратегии.

Одной из проблем в направлении доступности качественного обучения и воспитания, культурного развития детей, является низкий уровень     этического,     гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит к   возникновению   в   подростковой    среде    межэтнической    и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному

поведению детей и подростков,  агрессивности,  травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.

Поэтому одной из основных задач в этом учебном году, как перед нашим детским садом так и перед образовательными учреждениями Предгорного района является:

Совершенствовать и развивать формы и методы гражданско-патриотического воспитания детей через реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года

I БЛОК «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, не следят, чтобы ребёнок достаточно спал, был опрятен и ухожен. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Вспомним основные законы, в которых говорится о правах ребенка.

Международные:

• 1923 г. – Женевская декларация прав ребенка

• 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.)

• 1959 г. – Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.)

• 1989 г. – Конвенция о правах ребёнка.

• 1990 г. – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Нормативные документы федерального уровня:

• Конституция РФ

• Гражданский кодекс

• Уголовный кодекс РФ

• Семейный кодекс РФ

• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

• Закон РФ «Об образовании»

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

В статье 18 (п. 1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.

С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса.

Право ребенка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса.

Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.

Что же касается детей, то применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно – правовом воспитании, так как базой его являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений. Особенность правовых норм – отсутствие эмоциональной окраски и строгие требования к соблюдению этих норм каждым членом общества. Нравственные нормы направлены на регулирование взаимоотношений между людьми. Но нравственные нормы требуют от личности не только формального следования им, но и того, чтобы они, эти нормы, стали привычкой, личностным убеждением. Нельзя, к примеру, заставить человека любить другого, сопереживать и сочувствовать ему. Но можно обязать не вредить здоровью другого, не убивать и т. д.

Отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Эти права можно разбить на три блока.

Первый блок - права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т. д.

Второй блок – права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия и т. д.

Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, - это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Это право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание и. т. д.

*ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

II БЛОК  «ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Термин «гражданское воспитание» является относительно новым понятием. «Гражданское воспитание» - формирование гражданственности как постоянного качества, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным.

«Патриотическое воспитание»  -  это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Иными словами, гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой — либо сфере в том виде, в котором она существует в данный исторический момент, патриотическое же воспитание - привить определенное отношение к  Родине. С психологической точки зрения, быть гражданином — более конкретная и менее идеологически нагруженная способность, чем быть патриотом. Безусловно, патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако, это лишь необходимое, но недостаточное условие. Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности, которые не  развиваются в ходе патриотического воспитания — активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности. 

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.

 В свете введения ФГОС, работа с родителями является главным  условием воспитательно - образовательного процесса. Используемые педагогами инновационные методы  и формы работы позволяют более эффективно решать поставленные воспитательные задачи. Проведение информационных и практических семинаров, деловых игр, досугов, заседаний круглого стола, выставок и т.д. способствует взаимодействию  взрослых, что положительно сказывается на  развитии детей. У ребенка появляется уверенность в себе, развивается система партнерских отношений сначала с родителями а в дальнейшем со сверстниками и с социумом.

Современная  система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает  основные направления:

Экологическое:  Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Военно-патриотическое: В военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов ВОВ, военнослужащих, работников правоохранительных органов

Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурно-патриотическое: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Правовое: Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.

*ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  (I БЛОК)

Игра «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

Предлагаю вашему вниманию небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы; к каждому из вопросов будет предложено 3 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с нужной цифрой.

• Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих права

1. таких различий нет (ст. 2)

2. национальная принадлежность

3. состояние здоровья

• Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:

1. педагоги

2. родители (ст. 18)

3. члены правительства

• На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:

1. на благотворительные организации

2. на иностранных спонсоров

3. на государство (ст. 20)

• Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

1. не указана в официальных изданиях

2. может мешать образованию и вредить здоровью (ст. 32)

3. не соответствуют интересам и склонностям ребенка.

• Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:

1. да, если они получены с согласия родителей

2. да, если они получены не в результате правонарушения

3. нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители.

• Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка?

1. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

2. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.

3. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.

Викторина «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («3 поросёнка», «Заюшкина избушка»)

3. Героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка – путешественница»)

4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)

5. Литературные герои, из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежка и 7 гномов», басня «Квартет»)

6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде»)

7. Какое преступление совершили Гуси – лебеди, украв братца? (Похищение детей)

8. Каким правом посоветовал воспользоваться сверчок Буратино в сказке «Золотой ключик»? (Право на бесплатное образование)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  (II БЛОК)

Игра «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?

(государство)

2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?

(флаг)

3.Официальная эмблема государства?

(герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?

(семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?

(страна)

6.Что такое патриотизм?

(преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

10. Почему Красная площадь так называется?

(«Красная» - значит красивая)

11. Что означают три цвета флага? Значение цветов:

При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:

Белый -  цвет символизирует мир, чистоту, свободу;

Синий – цвет веры, верности и правды;

Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.

Викторина «СКАЖИ ИНАЧЕ ПОСЛОВИЦУ»

Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

«Кто воду носит, тот и кувшин ломает» (турецкая) - «Тот не ошибается, кто ничего не делает».

«Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить» (лезгинская).«Бодливой корове Бог рогов не дает».

«Как постелешь, так и поспишь»-(гагаузская). «Как аукнется, так и откликнется.»

«На море много черного, но не все это тюлени» (финская). « Не все то золото, что блестит».

«Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает» (ассирийская). «У семи нянек дитя без глазу.»

«Во рту козла – трава сладкая» (персидская). «На вкус и цвет товарища нет.»

«Жена и муж – словно палочки для еды: всегда парой» (вьетнамская). «Муж и жена – одна сатана».

ВЫВОДЫ

По правовому воспитанию детей можно применять игровые методы, например:

  1. Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
  2. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в…
  3. Дидактические игры: "Я имею право:", "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
  4. Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
  5. Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.
  6. Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
  7. Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
  8. Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

В рамках поставленной задачи по вопросу гражданско-патриотического воспитания в нашем детском саду планируются и проводятся различные мероприятия, такие как: утренники посвященные «Дню защитника Отечества», «Дню Победы»;

Выставка рисунков «Папы – защитники Отечества», Фото - выставка «День Победы в моей семье»;

В течение учебного года будут проводиться беседы на тему «Моя Родина – Россия», в которых затрагиваются вопросы многонациональности народа, который проживает на территории Российской Федерации.

В группах старшего дошкольного возраста созданы уголки «Казачества».

Также проводится работа в группе № 5 по проекту на тему  «________________________________________________________________»

в группе № 6 по проекту на тему  «История станицы через историю рода».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» ...

Стратегии действий в интересах детей ХМАО-Югре на 2012 -2017г.

Стратегии  действий в интересах детей...

Презентация «Методы гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях»

Методы воспитания - это общественно обусловленные пути и способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношени...

Современные технологии, формы и методы гражданско-патриотического воспитания в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24 «Светлячок»

          Проблема воспитания гражданских и патриотических качеств личности возникла перед человечеством с появлением первого государства. В последние годы доминирующее...

Опыт работы. «Есть правила дорожные! Будьте осторожнее!» (гражданско-патриотическое воспитание детей через формирование знаний о ПДД и дорожной безопасности)

Мы живем в эпоху интенсивного автомобильного движения. В современном городе нелегко всем, а особенно ребенку. Основной проблемой является незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения,...

Презентация проекта «Есть правила дорожные! Будьте осторожнее!» (гражданско-патриотическое воспитание детей через формирование знаний о ПДД и дорожной безопасности)

Мы живем в эпоху интенсивного автомобильного движения. В современном городе нелегко всем, а особенно ребенку.Основной проблемой является незнание дошкольниками элементарных правил дорожного движения, ...