Мини-музей "Погремушка"
материал (младшая группа)

Гриднева Нина Юрьевна

Мини- музеи создаются в ясельной группе в целях воспитания , развития и социализации воспитанников.
Профиль и функции мини-музея определяются задачами Учреждения.

Цель:Создать условия для музея.
Развитие музыкальных способностей детей раннего возраста через создание и реализацию системы работы в разных видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogremushka_mini-muzey.docx302.52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Мини-музей « Погремушка»

Содержание :
1.
Паспортные данные мини - музея « Погремушки».
   Положение о мини-музее.
2. Проект мини музея
3. Разделы мини музея
4. План работы по реализации  мини- музея

5.Тематический план.
6. Ожидаемый результат.

7.Список использованной литературы

8.Приложение



1. Паспортные данные . Положение о мини музее.
Наименование музея:
« Погремушки»
Профиль музея
: познавательный.
Общее положение.
Мини- музеи создаются в ясельной группе в целях воспитания , развития и социализации воспитанников.
Профиль и функции мини-музея определяются задачами Учреждения.
Цель:Создать условия для музея.
Развитие музыкальных способностей детей раннего возраста через создание и реализацию системы работы в разных видах детской деятельности.
Задачи:
1. Формирование системы ценностей ребёнка , в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию
2. Способствовать воспитанию познавательного , творческого и эмоционального развития.
3. Обогащение предметно- развивающей среды в группе.
4. Обогащение словаря и развитие речи детей.
5. Формирование у детей представлений о музее.
6. Приучать ребёнка экспериментировать с музыкальными игрушками , к изучению их звуковых возможностей.
2. Проект мини-музей
Музей 
– это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов, которые рассказывают о развитии человечества и представляющих историческую или художественную ценность.

Как много интересных вещей вокруг нас! Как богат и разнообразен окружающий мир! А если всмотреться внимательно, то оказывается, у каждого предмета, вещи, есть своя история, свой длинный путь, изучив который можно выстроить цепочку развитий и усовершенствования того или иного предмета. И, самое главное, что все это – дело человеческих рук, человеческого ума.

Тема для создания мини – музея была выбрана сразу:

  • Погремушки  есть почти у каждого в доме, где есть дети.
  • В группе есть набор погремушек для занятий, игр.

Был разработан мини – музей в группе под названием «Погремушка».
Проект реализации через разделы:

1)    Ребенок и окружающий мир

2)    Развитие речи

3)    Ознакомление с художественной литературой

4)    Художественно – эстетическое развитие

5)    Социально – личностное развитие

Тема проекта: мини музей группы «погремушка».

Цель:  Создать условия для развития музыкальных способностей детей раннего возраста через создание  и реализацию системы работы в разных видах детской деятельности.

Задачи: 

1. Формировать у детей представление о музее. Расширять кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности

2.Обогащать предметно – развивающую среду созданием мини – музея в группе.

3. Овладеть образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой.

4. Приучать ребенка экспериментировать с музыкальными игрушками, к изучению их звуковых возможностей.
5.Развивать игровые, музыкально – сенсорные способности, учитывать индивидуальные способности ребенка
6. Развивать творческие способности, фантазию при изготовлении поделок (погремушек) совместно с родителями.
7. Привлекать родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада.

 Ожидаемый результат:

  • Дети усвоили правила поведения в музее.
  • Повысился уровень активности родителей.
  • Данная форма работы оказалась интересной как для детей, так и для родителей.

Ресурсное обеспечение:

Для успешной реализации проекта информация была получена из интернета.

Вид проекта: долгосрочный

Участники проекта:

Воспитатели группы, дети, родители воспитанников, сотрудники детского сада (приносили погремушки).

Место расположения музея: групповая комната.

3. Разделы мини музея
Особенности использования.
Экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе у детей и используются ими для игр.
Погремушки разных цветов, форм, из разных материалов. Соответствуют возрастным особенностям детей, экологически безопасны , не содержат мелких деталей.
Игротека -
Пластмассовые игрушки.
Мягкие игрушки.
Деревянные игрушки.
Игрушки сделанные из подручного материала своими руками.

Галерея  - детские работы в папке, фотоальбомы .
Библиотека  - загадки, стихи о погремушках, упражнения ,игры , пляски с погремушками.

4. План работы по реализации проекта мини – музея группы «Погремушка».

Этап

Работа воспитателя

Мероприятия с детьми

Взаимодействия с родителями

Подготовительный

Определение места размещения музея

Планирование экспозиции

Оформление музея
Подбор экспонатов


Выпуск буклета

Предложить детям вместе с родителями выбрать дома для музея погремушки.

-акция «Подарок

детскому саду от меня»



Знакомство детей с понятием мини- музей.

Правила поведения в музее.

    Объявления для родителей об организации мини-музея. Консультация для родителей «Что такое мини-музей»

    Беседа с родителями о целях и задачах особенностях мини – музея в группе.
Просьба сделать вместе с детьми погремушки.
Презентация буклета.

Практический

Первый экспонат 
Знакомство с новыми экспонатами.
Чтение книг о погремушках.

Конструируем погремушку из крупного и мелкого конструктора.

Поделка
« погремушка»

Организация
посещений музея

  • Выбор места для погремушки.
    Рассмотрели , поиграли.
      Дети рассматривают изображения погремушек.




    Помогаем детям сделать погремушку которая звенит.



    Предложить детям сделать погремушки с родителями.

 

Объявление о начале работы музея 

Родители откликнулись принесли погремушки.

 

 

 

 

  

Совместно с родителями + дети


Приглашение родителей в музей.

Итоговый

Презентация мини музея

«Погремушки»

Подведение итогов

Прочитать отзывы родителей и

гостей

Дать оценку проделанной работе

Отзывы родителей.



                     
5.Тематический план

Занятие

Образовательная область

  •   Цель занятия

Сентябрь

- Беседа «Моя

веселая игрушка»,

«Погремушка

позвени»

- опыты с

погремушкой

«Почему она

гремит», «Из чего

погремушка состоит»

Коммуникация

Познание

Социализация

Музыка

Дать детям представление о

звучащей игрушке погремушке.

Приучать ребенка

экспериментировать с погремушкой.

(стучать, греметь…).

Использование погремушки во время адаптации.

Октябрь

«Играй и пой моя погремушка»

Музыка

Чтение художественной

литературы

Художественное творчество

Коммуникация

Здоровье

Физическая культура

Познакомить детей

со стихами, русским народным творчеством о

погремушке.

Ноябрь

Игровые упражнения с погремушкой

«Тихо - громко»

«Найди погремушку»

«Доползи до погремушки»

«Веселые погремушки»

«Самая веселая погремушка»

Познание

Коммуникация

Социализация

Физическая культура

Музыка

Здоровье

Художественное творчество

Труд

Развивать игровые умения с

погремушкой.

Учить играть рядом не ссорясь, делиться игрушками.

Развивать сенсорные

представления.

Декабрь-Январь

Танцуем с погремушкой

 

Музыка

Художественное творчество

Коммуникация

Социализация

Здоровье

Создавать радостное

настроение у детей от игры с

погремушкой.

Февраль

Физкультура с погремушкой

Физическая культура

Музыка

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Учить детей использовать

погремушку в подвижных

играх, утренней гимнастики.

Учить действовать в

соответствии с текстом.

Март-Апрель

«Нарисуй погремушку»

«Укрась погремушку»

«Слепи погремушку»

«Наши -шумелки»

Художественное творчество

Познание

Коммуникация

Социализация

Музыка

Физическая культура

Здоровье

Труд

Развивать творческие

способности, фантазию детей.

Май

«Я и погремушка»

Познание

Коммуникация

Социализация

Физическая культура

Музыка

Здоровье

Художественное творчество

Чтение художественной

литературы

Труд

Создавать радостное

настроение у детей от игры с

погремушкой.

Закреплять полученные

Знания.



                                             6. Ожидаемый результат:

- Дети усвоили правила поведения в музее, имели представление что такое музей.

- Повысился уровень активности родителей.

- Данная форма работы оказалась интересной как для детей, так и для родителей.
-Обогащение предметно – развивающей среды
- Развитие творческих способностей, фантазии при изготовлении поделок( погремушек) совместно с родителями.
- Развитие игровых, музыкальных, личностных и интеллектуальных способностей.

7.Список использованной литературы:

1.Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие /

М. Нургалиева // Музей. – 2010 - № 9 – С. 32-35. (зп)

 2.Макарова, Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей– детский : Детский музей как способ организации образовательной среды / Н. П. Макарова, Т. А. Чичканова //

3.Школьные технологии. –2002 - № 2 – С. 133-140. (чз)

4.Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 64 с.

Консультация для родителей

«Что такое мини-музей»

Что означает слово «музей»?

Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М.: Советская энциклопедия, 1979.).

Музей - от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных организаций.

Реализация принципов музейной педагогики при использовании мини-музеев в ДОО способствует решению следующих задач:

- учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

- формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;

- формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;

- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

- вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

-  развивать   потребность  и  способность   самостоятельно   осваивать        

окружающий  мир  путем  изучения  культурного  наследия  разных  эпох     и народов.

Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей?

Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Долгие годы наши музеи запрещали свои посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами. Музеи становятся интерактивными. Но если «взрослые» музеи ими только становятся, то детсадовские мини-музеи с начала своего существования были такими. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе.

Мини-музеи в группах позволяют  сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе мини-музеев можно организовать кратковременные (часто однодневные) выставки, которые называются «экспресс-выставками».

Дошкольники разных групп знакомятся с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии могут проводить сами ребята, а в младших обо всем рассказывать воспитатели.

Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.

Главное, мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды группы.

История погремушки.

В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным проволочным

механизмом движения, с помощью которого крокодилы могли раскрывать

пасть. Интересна игрушка, изображающая раба растирающего зерно. Если

фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться по наклонной дощечке.

Много детских игрушек ученые археологи нашли в Италии при раскопках

Помпеи, которая была засыпана пеплом после извержения вулкана Везувия в

79 году. Среди них было много погремушек-трещоток. Одни из них

представляли собой небольшой диск на рукоятке, к которому крепились

бубенчики. Другие пустотелые фигурки: утки, лошади или свиньи, а внутри

перекатывались камешки или шарик.

Немецкий археолог Шлиман при раскопках легендарной Трои, нашел

погремушки, игрушечную посуду и куколок из глины. В Древней Греции и

Риме погремушки или трещотки дарили новорожденному. Постукивая этими

погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни.

Сохранилось поверье с тех далеких времен, что трещотки своим шумом

отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.

Шаркунок погремушка

Месторасположение: Койда, Художественно-педагогический музей

игрушки, Сергиев Посад

Русская игрушка 19 - 20 веков. Детская погремушка с севера России, ее

дарили на рождение ребенка. Игрушка несла магический смысл - отгоняла от

ребенка злые силы. Для детей постарше служила любимой головоломкой:

удаление замковой палочки, закрывающей систему брусочков, позволяло

разбирать игрушку на составные части, а потом снова ее собирать

История создания детской погремушки

Первые игрушки появились еще в древнем Египте. В такие игрушки

вкладывалось много магической энергии. Историки сообщают, что игрушки

говорят очень многое о культуре страны. Первая игрушка, которая появилась

в Древнем Египте, была не что иное, как нами хорошо знакомая Игрушка-

Погремушка. Правда, Игрушке-Погремушке в то время придавалось другое

значение. Она являлась оберегом и охраняла младенцев от болезней и злых

духов. Своим звоном она отгоняла от младенца темные силы и призывала на

помощь силу ангелов. Древние Египтяне верили, что оставив ребенка с

Игрушкой-Погремушкой, с ним ничего не случится. И, конечно же, сначала у

детей состоятельных родителей - тех же фараонов, например. И постепенно,

игрушечные фигурки, которые оставляли в пирамидах усопших фараонов,

имеющие прямое отношение к культу египетских богов, стали обычными

детскими игрушками.Само слово «Погремушка» происходит от «погреметь у

ушка». Гром – Перун, славяне - перуновы внуки: «Дед, дай игрушку,

погреметь у ушка» и тем самым Перун защитит ребёнка…

Погремушку изготавливали из глины, дерева, бересты. Наполняли ее

горошинами, мелкими камушками. Современные погремушки, конечно же,

значительно отличаются от тех, которыми играми наши предки. Материалы,

из которых делались древние самые первые игрушки, - кость (и другие ткани

животных), глина, солома - теперь не в чести.

Первая игрушка - погремушка

Игрушка - погремушка. Для нас, взрослых, это лишь первая игрушка

новорожденного малыша. И к выбору погремушки мы подходим с точки

зрения безопасности и красоты. А для малыша это развитие, новый предмет

для исследования. Погремушки стимулируют сенсорные способности

ребёнка, тренируют зрение и слух, восприятие цвета, формы, размера

предметов. Игрушки в жизни ребенка — это не развлечение, а средство

познания жизни, они необходимы ему для правильного умственного и

физического развития.

Это одна из самых многофункциональных игрушек! Так как же правильно

выбрать погремушку, чтоб она нравилась малышу и обучала его.

Ведь погремушка развивает ручки малыша. Он учится координировать свои

движения. Погремушка стимулирует слух, заставляя ребенка

прислушиваться к звукам. Малыш, рассматривая погремушку, развивает

зрение, тренирует мышцы глаз, учится различать цвета. Игра с погремушкой

стимулирует развитие тактильных ощущений. Малыш ощупывает игрушку,

прижимает к щечке, сует в рот. Различные наполнители в игрушках

массируют маленькие мальчики, что оказывает благотворное влияние на

общее развитие ребенка.

Если говорить об истории погремушки, то её можно, наверно, считать

прародительницей игрушек. В древней Руси погремушки делали из дерева и

глины, кожи, вкладывая внутрь семена, камушки, чтоб, издавая звуки,

погремушка не только веселила малыша, но и как тогда считали, отгоняла

нечисть всякую.

Сейчас огромный выбор погремушек на любой вкус и цвет. Выбирать

погремушку надо по возрасту ребенка, учитывая календарь развития

малыша.

В первые два месяца жизни малыш ограничен в движениях, и он может

только рассматривать окружающее его пространство. Наша задача не

перегрузить его лишними предметами и периодически менять игрушки, чтоб

возобновить интерес малыша снова. Отлично с этой ролью справляются

мобили - регулируемая высота, нежные мелодии, плавная смена игрушек.

Какая должна быть погремушка?

Главное чтоб она была спокойного, чистого цвета, потому что первое время

малыш не различает цвета. Считается, что для развития зрительного

восприятия очень полезно показывать ребенку черно-белые предметы да, да

не удивляйтесь. Именно они помогают детям научиться фокусировать свое

зрение на одном предмете. Очень хорошо иметь погремушки разных цветов,

форм. Вы можете поочередно показывать их малышу, тем самым, наблюдая

за его реакцией, вы сможете увидеть, что у него уже есть свои предпочтения.

Сейчас появились мягкие браслетики на ручки - малыш, двигая ручкой или

ножкой, издает звук, который привлекает его внимание. Также хорошим

решением может быть подвесная гирлянда с разными фигурками -

погремушками.

Когда ребенку исполнится 3—4 недели, нужно повесить над кроваткой

яркую погремушку на высоте 45—50 см перед ребенком, под углом зрения

45 ° . Она поможет ему научиться фиксировать взгляд.

В три месяца малыш уже учиться сжимать пальчики и пытается дотронуться

до предмета. Многие движения в этот период неосознанны и потому

используйте погремушки, чтоб стимулировать малыша потянуться за яркой

игрушкой (кольца, погремушки с ручками), звуком уже осознанно. Можно

приобрести музыкальную игрушку. Только при выборе такой игрушки

обратите внимание на громкость музыки, её мелодичность. Повесьте

погремушки на расстоянии 20 см от крохи и покажите пример, как можно

дергать игрушку, чтоб она пела, шуршала.

К 4 месяцам можно добавлять к гирлянде погремушек изображения,

например, детей, букв. Работает зрительная память (на этом основаны

методики раннего развития детей). Так же малыш пробует греметь

погремушкой - подберите игрушки так, чтоб в зависимости от наполнителя,

они издавали разные звуки.

Уже в пять месяцев малыш сознательно тянется к игрушке и пытается её

схватить. Для этого выбирайте погремушку так, чтобы она легко помещалась

в руке ребенка. Форма ручки может быть плоской или с небольшими

физиологичными выпуклостями, вес игрушки должен быть таким, чтоб

малыш мог легко удержать её в руке.

И вот к шести месяцам вы можете дать волю своей фантазии; чем

разнообразней будут форма, цвет, вес игрушки, тем быстрее малыш сможет

познать разнообразие окружающей среды. Теперь малышу можно создать

первые трудности, которые он с радостью будет преодолевать.

 Ведь это первые победы. Очень хорошо, если игрушка будет побуждать к

многосложным действиям - потянуть, развернуть, нажать. В это время, как

правило, начинается процесс прорезывания зубов. А это значит, что все, что

попадает в руки, будет опробовано на зуб! Помните это при выборе

погремушек, ведь она может стать ещё и прорезывателем для зубов.

К девяти месяцам ваш малыш уже многое умеет, например, схватить,

висячий предмет, умеет перекладывать его из руки в руку. Сейчас наша

задача развивать мелкую моторику - предлагайте малышу кубики,

неваляшек. А привычная погремушка служит уже предметом привычного

общения между вами и малышом. Он уже с легкостью совершает с ней

любые действия - погремит, помашет вам.

И вот вашему малышу годик и в простых погремушках уже отпадает

необходимость, они уже сыграли свою важную «простую» роль.

Но независимо от возраста есть основные требования к покупке

погремушки:

Погремушки не должны содержать мелкие детали, которые могут попасть в

дыхательные пути ребенка.

Если вы покупаете деревянные игрушки, проверьте качество обработки

деталей.

Приобретая игрушки, поинтересуйтесь сертификатом качества на товар.

Сейчас игрушки детям до года можно приобрести в аптеке, что дает

гарантию контроля качества.

.

Фото из свободного доступа

погремушка, найденная на территории современной Турции (Анатолия, торговая колония Кюлтепе

Каниш-Карум), ей почти 4 тысячи лет

Круглая погремушка, возможно, имела ручку, фото из свободного доступа

Погремушкам из Месопотамии тоже около 4 тысяч лет (слева на картинке) и 2 тысяч лет до н.э.(справа)

Фото из свободного доступа

 Фото из свободного доступа

Такая погремушка, как погремушка из Древней Греции называлась "систрум" и присуща не только Греции (лат. sistrum-трясти). До того, как стать игрушкой, систрум был храмовым инструментом и использовался в обрядах храма богини Исиды.Систрум из бронзы, 1-2 в., Римская империя.

Фото из свободного доступа

Иранские медные погремушки 7-8 век до н.э.

Фото из свободного доступа

Погремушка-барабан, одна из старейших и самых традиционных игрушек в Китае