Мини- проект «Лук - лучок» (огород на подоконнике)
проект (старшая группа)

Еськова Наталья Владимировна

Закончилась  зима. Солнышко стало  греть ярче, теплее  и запели птицы. Пришло время сажать рассаду. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Приятно, когда первая весенняя зелень поспевает прямо на подоконнике.

Весна- время, когда все просыпается от зимнего сна. К сожалению, весна - также время, когда организм человека более всего подвержен простудным заболеваниям. Ослабление иммунной системы происходит в результате недостатка витаминов.

Один из основных витаминов, отвечающих за наше здоровье, является ВИТАМИН С. Большое количество витамина С содержится в перьях репчатого лука. Кроме того, в луковых перьях содержаться фитонциды, убивающие вредные вирусы и бактерии.

На подоконнике в группе можно вырастить зеленый лук, тогда чудодейственное лекарство, которое поможет справиться с сезонным авитаминозом и снизит показатель заболеваемости в группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_proekt_luk_-luchok.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 71 «Почемучка»

Старооскольского городского округа

Мини- проект 

«Лук - лучок» (огород на подоконнике)

Исполнители: Новикова Н.В.

Базарова Е.С.

Участники: дети старшей группы № 114,

родители, педагоги.

г. Старый Оскол,

2023г.

Инициативная заявка

по вопросу открытия проекта

  1. Инициатор проекта (общие сведения):
  1. Фамилия, Имя, Отчество инициатора проекта

Новикова Наталья Владимировна

Базарова Евгения Сергеевна

  1. Должность инициатора проекта (с полным наименованием организации):

Воспитатели муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 71 «Почемучка» Старооскольского городского округа

  1. Почтовый адрес и контактные данные инициатора проекта:

natasha.strelckowa@yandex.ru, 89045380615

Evgenia8250@yandex.ru 89045342475

  1. Краткоеописаниепроекта:
  1. Укажите предполагаемое наименование проекта:

на базе МБДОУ ДС № 71 «Почемучка» Старооскольского городского округа»

  1. Укажите формальное основание для открытия проекта (с указанием наименования):

Закончилась  зима. Солнышко стало  греть ярче, теплее  и запели птицы. Пришло время сажать рассаду. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Приятно, когда первая весенняя зелень поспевает прямо на подоконнике.

Весна- время, когда все просыпается от зимнего сна. К сожалению, весна - также время, когда организм человека более всего подвержен простудным заболеваниям. Ослабление иммунной системы происходит в результате недостатка витаминов.

Один из основных витаминов, отвечающих за наше здоровье, является ВИТАМИН С. Большое количество витамина С содержится в перьях репчатого лука. Кроме того, в луковых перьях содержаться фитонциды, убивающие вредные вирусы и бактерии.

На подоконнике в группе можно вырастить зеленый лук, тогда чудодейственное лекарство, которое поможет справиться с сезонным авитаминозом и снизит показатель заболеваемости в группе.

  1. Какую проблему решает реализация проекта?

Проблема экологии в нашей стране стоит очень остро, а дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека.  Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях для роста растений. Проект направлен на расширение знаний детей о формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми необходимых условий для роста растений  Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления, памяти, воображения и внимания.

  1. Укажите цель проекта

Создать условия для  формирования основ исследовательско - познавательной деятельности дошкольников в процессе выращивания зеленого лука из репчатого  и наблюдения за его ростом.

  1. Что будет являться результатом успешной реализации проекта?

Отчет по результатам организации проектной деятельности:  фото отчет

  1. Планируемая дата начала и окончания проекта (дд.мм.гггг):

дата начала:03.04.2023

дата окончания: 28.04.2023

  1. Укажите ориентировочную стоимость реализации проекта:

-

  1. Дополнительная информация по проекту

Проект включает в себя виды деятельности в соответствии с пятью образовательными областями ФГОС ДО: игровая, познавательная, конструирование, рисование и др.

дата «_03_»_апреля_2023__г.

Паспорт проекта

Время проекта: апрель 2023 года.

Место проведения: группа № 114 «Гномики»

Продолжительность проекта: 4 недели.

Вид проекта: групповой, творческий.

Тип проекта: краткосрочный, познавательно - исследовательский.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Объект исследования: репчатый лук.

Цель проекта: вызвать познавательный интерес дошкольников к выращиванию и наблюдению за ростом репчатого лука на перо в условиях групповой комнаты детского сада.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с особенностями внешнего строения луковицы.
  2. Формировать представления дошкольников о влиянии света, тепла и влаги на рост и развитие репчатого лука:
  3. Обобщить и расширить представления дошкольников о репчатом луке, как «овоще», о его полезных свойствах, как источнике природных витаминов для здоровья человека.
  4. Развивать у дошкольников старшей группы  основы исследовательской деятельности в процессе посадки и наблюдения за ростом репчатого лука.
  5. Научить фиксировать изменения, которые произошли с луком во время его роста.
  6. Привлечь родителей к участию в проекте.

Гипотеза: Из репчатого лука могут вырасти перья зеленого лука.

Ожидаемый результат:

  1. Дети получат знания о строение лука, о его полезных свойствах.
  2. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в условиях групповой комнаты детского сада.
  3. Дети научатся выращивать зеленый лук, ухаживать за ним, фиксировать результаты своих наблюдений в течении месяца.

Карта наблюдений (изменений)

С 03 апреля по 28 апреля

День

недели

Дата

Лук + вода, +свет и тепло

Понедельник

03

Вторник

04

Среда

05

Четверг

06

Пятница

07

Понедельник

10

Вторник

11

Среда

12

Четверг

13

Пятница

14

Понедельник

17

Вторник

18

Среда

19

Четверг

20

Пятница

21

Понедельник

24

Вторник

25

Среда

26

Четверг

27

Пятница

28

Содержание и реализация проекта:

Этапы

Основные мероприятия

Взаимодействие

с семьями

Подготовительный

(с 03 – по 05.04)

Составление плана реализации проекта.

Разработка конспектов бесед, ООД.

Подбор познавательной и  художественной литературы, иллюстраций, фотографий по данной теме.

Подготовка материала и оборудования для исследовательской деятельности.

Оформление консультаций для родителей .

Привлечение родителей к организации посадки репчатого лука в группе. (приобретение луковиц, земли)

Основной

(с 06 – по 24.04)

Познавательное развитие:

Беседа на тему: Лук. История культуры

ООД « Лук, лучок – золотая луковица»,  «Посадка лука».

Наблюдения за ростом лука.

Дидактические игры: «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Собери картинку», «Что где растет?», «Найди тень»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: Сказка Дж.Родари «Чипполлино»,

И. Ревю «Лук на гряде», армянская сказка «От чего лук стал горьким», «Лукова семья».

Чтение стихов, пословиц, поговорок про лук.

Составление описательного рассказа про лук по схеме.

Речевые игры: «У бабушки на грядке выросли загадки», « Доскажи словечко», «Опиши я отгадаю».

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры «В магазин за овощами», « Готовим борщ».

Дидактические игры: «Один – много»,

«Вершки - корешки», «Съедобное –несъедобное»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Вот и вырос наш зеленый лук»

Лепка «Луковая грядка»

Раскрашивание «Лучок»

Физическое развитие

Беседа «Витамины в помощь нам»

Физминутки « В огороде по утру погляди на грядку», «Луковица золотая, круглая, литая», «Овощи», «Весной мы лук сажали»

Подвижная игра «Кто быстрее уберёт овощи в корзинки?», «Лучок –здоровячек»

Консультации для родителей « Зеленый доктор», «Чем полезен лук».

Памятка «Лук от семи недуг»

Порекомендовать родителям совместный просмотр мультфильма «Чиполлино» и его обсуждение.

Привлечь родителей к созданию книги рецептов

Заключительный

 (с 25 – по 28.04)

Сбор урожая. Дегустация блюд с добавлением зеленого лука.

Анализ и обобщение результатов исследовательской деятельности детей.

Презентация проекта.

Фотоотчет «Как мы дома лук сажали»

Книга «Вкусные и полезные рецепты».

Заключение:

В результате реализации проекта дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. Расширился кругозор и мыслительная деятельность у детей. Процесс и результат проекта принес детям удовольствие, восторг и осознание собственных умений.

Беседа на тему: Лук. История культуры

Задачи: формировать представления у детей старшего дошкольного возраста о строении репчатого лука, об условиях его выращивания и лечебных свойств лука.

Ход беседы:

Лук известен человеку с древних времен. Родину его установить сложно: большинство ученых склоняется, что это Средняя Азия.  Его история очень интересна. Впервые дикорастущий зеленый лук начали употреблять в Азии. Пастухи – кочевники очень радовались, когда на их пути попадались заросли этого вкусного растения. Потом узнали о том, что и луковички есть можно.    Затем по торговым путям лук попадает в Египет, и там становится культовым растением. Ему поклоняются и даже делают золотые скульптуры. Нередко также изображение луковицы на фресках и картинах того времени. Затем лук попадает в Древнюю Грецию и становится там лечебным снадобьем, которым спортсмены натирали мускулы для крепости перед участием в самых важных состязаниях. Они свято верили, что лук придаст им дополнительные силы. В Риме воины ели много лука для силы, выносливости и решения проблем с кишечником. И, надо сказать, это им помогало.

Время появления лука на Руси точно не установлено, но известно, что уже с давних пор он являлся одним из главных пищевых продуктов и считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни. Может, тогда зародилась пословица «лук от семи недуг». В медицине лук известен со времен Гиппократа.  Лечебные свойства лука признавали все народы. Луковый сок помогает от ангины. Лук является хорошим противоядием. Издавна человеку, укушенному бешеной собакой, рекомендовалось пить больше лукового сока. Если вас укусила пчела или скорпион, то наложите на укушенное место кашицу из протертого лука, она нейтрализует яд. А если вас ночью беспокоят комары, то положите около кровати несколько луковиц. Они будут отгонять надоедливых насекомых. В старинных русских лечебниках-травниках приводили такую рекомендацию: «во время мирового поветрия или иных прилипчивых болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, отчего не проникает в них зараза, да и воздух в покоях очистится. 

Строение лука

Лук (Allium L.) – травянистое пряно-ароматическое растение, объединяющее целый род. Ботаники отличают около 400 видов луковичных растений, среди которых 228 видов являются овощными культурами, среди них есть как дикие, так и культурные. Лук имеет листья, чешуйки,  донце, мочковатую корневую систему, относится к семейству злаковых.

Условия выращивания

Лук – светолюбивое и влаголюбивое растение. Для его выращивания в домашних условиях необходимо создать благоприятные условия. Особое внимание уделяется ёмкости и смеси, в которой выращивается растение.

Лечебные свойства лука

В средние века растение широко использовали, приписывая ему необыкновенные лекарственные свойства. Может, тогда зародилась пословица «лук от семи недуг». В медицине лук известен со времен Гиппократа. Лечебные свойства лука признавали все народы. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмомподагрой, а также от ожирения.

 Знаменитый персидский врач и ученый Ибн-Сина (Авиценна) в начале XI в. писал о луке: «Съедобный лук особенно помогает от вреда плохой воды, если бросить в нее очистки лука, это одно из средств, уничтожающих ее запах… Луковый сок полезен при загрязненных ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с медом полезно от бельма… Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит». На Востоке существовала поговорка: «Лук в твоих объятиях — проходит всякая болезнь».

В старинных русских лечебниках-травниках приводили такую рекомендацию: «во время морового поветрия или иных прилипчивых болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, отчего не проникает в них зараза, да и воздух в покоях очистится… Во время скотского падежа нанизывают на нитку поболее луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразились». Профессор Н. 3. Умиков приводит свидетельства современников о том, что во время большой эпидемии брюшного тифа в 1805г. русские, потреблявшие в большом количестве лук, не заболевали тифом и чумой.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!

Памятка «Лук от семи недуг»

Почему лук так распространён во всём мире в качестве лечебного средства? Почему древние лекари считали, что с ним не страшна никакая болезнь?

    Основная польза лука - в веществах, называемых фитонцидами. Они прекрасно предохраняют от пищевых отравлений, кишечных инфекций и простудных вирусных заболеваний. Фитонциды не дают бактериям и вредным микроорганизмам развиваться, летучие вещества лука подавляют их размножение.

   Также репчатый лук — источник витаминов группы В, С, Е, Р, эфирных масел, кальция, марганца, меди, кобальта, фтора, молибдена, йода, никеля.

   Лук богат железом. Получить этот элемент можно как из сырого, так и из жареного, печеного и тушеного лука.

    Еще лук богат калием, благотворно влияющим на сердечнососудистую систему человека.

   Больше, чем остальная зелень зеленый лук содержит цинк. Недостаток этого элемента может вызвать выпадение волос и ломкость ногтей. В соке зеленых перьев лука содержится много каротина, фолиевой кислоты, биотина. Сок лука богат витаминами, эфирными маслами, углеводами.

    Если перечислить все полезные свойства лука, то окажется, что лук больше относится к медицине, чем к кулинарии.

Таким образом, можно перечислить целебные свойства лука:

  1. Противомикробное.
  2. Противовоспалительное средство.
  3. Отхаркивающее средство.
  4. Противоожоговое и ранозаживляющее средство.
  5. Слабительное средство.
  6. Понижает сахар в крови, улучшает состояние при диабете.
  7. Стимулирует сердечную деятельность.
  8. Повышает аппетит и улучшает пищеварение.
  9. Препятствует возникновению авитаминоза.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект познавательно-исследовательский «Огород на подоконнике»

Цель: Знакомство детей с разнообразием растений, их строением, условиями, необходимыми для их роста и влиянием на эмоциональное состояние человека....

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на подоконнике» (краткосрочный проект)

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот исследовательский проект ориентиро...

Краткосрочный проект по экологии "Огород на подоконнике"

Краткосрочный проект по экологии "Огород на подоконнике"...

Мини-проект "Полезный лучок!"

Осенью организм ребенка ослаблен, поэтому необходимо употреблять в пищу овощи, фрукты, зелень, чтобы укрепить его. Дошкольник не понимает, когда взрослые говорят, что лук обладает полезными свойствами...

Проект " Лук ,лучок-огород на окошке"

Как можно вырастить лук на подоконнике?Что для этого нужно? И для чего вообще нужен лук? На все эти вопросыдетей мы ответили в нашем проекте " Лук, лучок-огород на окошке"...

Исследовательский проект "Лук, лучок-огород на окошке"

Исследовательский проект "Лук, лучок-огород на окошке"...