Проект "Лучок"
проект (младшая группа)

Манушкина Наталья Александровна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_luchok.docx74.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное  учреждение детский                 сад №74  «Семицветик» Ростовская область город Шахты.

Информационно-экспериментальный проект

« Мой друг – зеленый лук!»

Воспитатель: Манушкина Н.А

                                                                           

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: среднесрочный (3 недели).

Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей  группы «Радуга», родители.

Интегрируемые образовательные области: познание, труд, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье, безопасность.

Познание: способствовать развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности,  активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через объекты природы и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к растениям и семенам, закрепить знания детей о росте и развитии растений.  

Труд  воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

Коммуникация:  развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.

Чтение художественной литературы:  формировать интерес о целостной картине мира,  приобщать к словесному искусству,  развивать художественное восприятие и эстетический вкус.

Безопасность: формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

Актуальность: Весной люди чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период организму человека не хватает витаминов. Основным витамином, отвечающим за наше весеннее здоровье является витамин С (аскорбиновая кислота). В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени (киви, апельсины, лимонный сок, сладкий перец, квашенная капуста, лук и т.д.). Из всех перечисленных продуктов питания более всего нас  заинтересовал лук, точнее зеленое перо репчатого лука, так как его можно довольно просто вырастить в условиях детского сада. Выращивание и последующее употребление в пищу зеленого лука в ДОУ поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе.

Как вырастить зеленое перо репчатого лука на подоконнике? Этому и посвящено данное исследование. Представленный материал предполагает его дальнейшее использование как в условиях ДОУ, так и в домашних условиях. При реализации проекта широко применялись разнообразные методы и приемы, к ним относятся: наблюдение, эксперимент, труд, игры. Методы и приемы, используемые в работе, сочетались, например, наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтение художественного произведения, эксперимент с трудом и т.д. Исходя из вышесказанного, считаю, что тема нашего исследования актуальна.

Проблема данного исследования: Дать детям представления об экспериментировании, вырастить зеленое перо репчатого лука в комнатных условиях и научить их делать простейшие выводы о пользе исследуемого объекта.

Цель: Формировать у детей основы исследовательской деятельности и предпосылки универсальных учебных действий.

Задачи:

Обучающие:

Закреплять представления о луке, особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку.

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

Формировать представление о жизни растения как живого существа (он растёт, может быть здоровым, больным).

Расширить знания детей о пользе лука для детского организма.

Развивающие:

Развивать у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки.

Работать над развитием диалогической и монологической речи детей.

Развивать навыки работы с бытовым оборудованием.

Воспитывающие:

Воспитывать у детей интерес к труду взрослых.

Поддерживать желание ухаживать за растением (полив, прополка, рыхление земли).

Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле. Создать условия для исследовательской деятельности.

Сроки и этапы реализации проекта:  март - апрель 2023г.

Организационно-вторая младшая группа этап (1-я неделя).

Практический этап (2-3 неделя)

Реализация данного проекта происходит при осуществлении целенаправленной систематической, экологической работы, включающей:

теоретическую и практическую подготовку педагога ДОУ,  родителей и детей;

Проектная идея заключается в том, чтобы объединить детей, родителей и воспитателей к совместной деятельности, создать огород на окне для посадки лука и наблюдения за его ростом.

Практическая значимость проекта заключается в том, что все материалы, собранные при его реализации могут использоваться в практической деятельности как с детьми, так и с их родителями.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Дети

Изменение качественных показателей в развитии детей:

1. Положительная динамика в формировании осознанно-правильного отношения к природе.

2. Повышение интереса детей к изучению предметов и явлений окружающего мира;

3. Сформированность у воспитанников  навыков бережного и неразрушающего обращения с природой, как основы экологического сознания.

Родители

Изменение позиции родителей воспитанников с потребительской на активное взаимодействие с образовательным учреждением.

Педагоги

Изменение позиции воспитателя в рамках ФГОС по проблеме личностно ориентированного подхода к детям и воспитанию высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап:

Разработка стратегии реализации проекта.

Подбор и изучение  необходимой литературы.

Беседа с детьми для выявления знаний детей о луке.

Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».  Составление плана работы, подбор методик.

Подготовка атрибутов для игр, занятий.

Привлечение родителей к организации и реализации проекта (подготовка земли, луковиц для посадки).

Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.      

Основной этап:

Подборка стихотворений, загадок, пословиц и поговорок о луке (приложение № 1);

Сказки про лук (приложение № 2):

- Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино».

- «Про лук» Людмила Уланова;

- Сказки о луке «Три брата – луковки», «Луковая семья», «Отчего лук стал горьким»;

- Из рассказов Лельки «Про лук».

Дидактические игры (приложение № 3)

- «Что где растет?»,

- «Что лишнее»,

- «Узнай на вкус»,

- «Запомни, что где растет».

Сюжетно-ролевые игры (приложение № 5):

- «Моя семья»,

- «Зеленая аптека»,

Магазин«Овощи,фрукты».                                                                                      

 НОД (приложение №6):

- Беседа с детьми «Таблетки растут на грядке»;

- Его величество лук;

- Что случилось с луком.

Совместная деятельность – посадка лука.

Консультации для родителей (приложение№ 7):

- «Польза лука»;

-  Памятка практических советов «Мудрые рецепты»

    Просмотр мультфильма «Чиполлино».                                                            

Завершающий этап:

Выставка детских работ «Мой лучок» (Приложение № 8)  

Анализ результативности.

Употребление лука в пищу.

Работа с родителями:

Консультации в родительский уголок на тему: «Польза лука».

Подготовка контейнеров, земли, луковиц для посадки лука.

Результат:

- Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской  деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука, отметили его роль как лекарственного сырья.

- Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.

- Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.

Приложение № 1

Картотека загадок, стихотворений, пословиц и поговорок о луке

Стихотворения  про  лук

***

Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет.

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слезы проливать!?

                                        

***

На букву «Л» тут зреет Лук,

Он для здоровья лучший друг.

Хоть Лук порой до слез доводит,

Но со стола у нас не сходит.

В салат порежем мы лучок,

Иди, сорви скорей пучок.

                      Н.Красноперова

***

Жертва я ужасных мук,

- Ненавижу резать лук!

Щиплет он мне нос, глаза,

Все лицо уже в слезах!

                 Л.Громова

***

Ох, уж этот злющий лук!

С ним узнаешь столько мук!

Жжет глаза и жжет язык,

Заставит плакать в один миг.

       Е.Жуковская

***

Лук в саду и в огороде,
Да при всём честном народе,
Развивается, растёт.
От болезней нас спасёт.

Пойдём с тобою в огород.

Не мало там у нас забот!

Польём лучок из лейки,

И сядем на скамейки.

***

Говорят, я горький,

Говорят, я сладкий.

Стрелочкой зелѐной

Я расту на грядке.

Я полезный самый,

В том даю я слово.

Ешьте меня всяким –

Будете здоровы.

Луковое счастье

С луком дружат все спортсмены,
Любят взрослые и дети.
Даже те, кто на диете
Потребляют непременно
Наш зеленый овощ лук.

Ведь во всех супах, борщах,
Вторых блюдах, овощах,
Привкус он дает особый
Ты не веришь нам? Попробуй!

***

Дед сказал сегодня: - Лук,

За обедом лучший друг!

Ну, какой же это друг,

Если плачут все вокруг.

Плачут бабушка и внук,

У окошка плачет жук.

Даже кошка прячет нос,

Кто ответит на вопрос?

Отчего же лучший друг,

Плакать всех заствил вдруг?

                        Е.Борисова

***

У меня есть друг.

Спасет он от семи недуг.

Это вкусный и полезный

Желто – золотистый лук!

***

Баба Таня чистит лук,

Убежал из кухни внук.

Он хоть мал, но твердо знает-

Лук за глазки покусает.

                  Т.Казырина

***

- Какое горе! – крикнул Лук.

- Я приношу так много мук!

Хозяйка слезы льет полдня,

Лишь только шубу сняв с меня.

                                      Л.Шмидт

***

Вверх зеленая стрела

Прямо в луке проросла.

Лук не даст лететь стреле –

Бородой прирос к стреле.

                                 Альвазор

***

Там, на кухне, что за запах,

Что сбежал оттуда папа?

Там на кухне, что за звук?

Это мама режет лук!

Режет лук и плачет.

Что все это значит?

Кто же мамочку обидел?

Но когда я лук увидел,

Тоже плачу в два ручья…

Почему же плачу я?

Мне не больно, не обидно,

А слезам конца не видно!

                                     Е.Попова

***

Да, удачный вырос лук.

Всѐ свершилось.

Но не вдруг.

Труд затрачен мною был.

За посадкой я следил.

Вырос крупный лук-порей.

И теперь ты не болей.

Репчатый  —  в салат  добавь,

И на стол смелее ставь.

Необычный лук - батун,

И сибирский лук слизун.

Ароматный, горьковатый

– Плачешь? Кто же виноватый?

***

Всем на зависть нынче лук.

Чудной формы и упруг,

Точно шарик непокорный,

Вырывается из рук.

Он на редкость круглый – вижу,

Золотистый, красный, рыжий.

Но, снимая кожуру,

Прекратишь свою игру.

Глаз защиплет не на шутку.

Зареветь решил, как будто?

***

Лук стал сердитым от обиды:

- Во мне сплошные фитонциды.

Да, иногда, я раздражаю,

- (Сказал он слезы вытирая).

-Когда людей сразит недуг,

Все вспоминают:- Где же лук?

Я выгоняю хворь и боль,

Средь овощей и я не ноль.

                                  Н.Анишина

***

У плетня — зелёный лук.
Лук – он от семи недуг.
Положи его в салат.
Вкусу будет каждый рад.

                                  Ирис Ревю

***

У плетня — зелёный лук.
Лук – он от семи недуг.
Положи его в салат.
Вкусу будет каждый рад.

                                   Ирис Ревю

***

Порожденье горьких мук,
Это что? Конечно лук!
От микробов защищает,
Хоть и за язык щипает
Наш зеленый Айболит,
Когда горлышко болит.

Вестник лета
Еще земля черна вокруг

И солнцем не прогрета,
Но в огороде всходит лук –

Веселый вестник лета.
Когда, от сырости дрожа,

Он стрелки вверх потянет,
То на зеленого ежа

Похожа грядка станет.

                             В.П. Сибирёв

***

Лук – наш овощ очень жгучий,
Зря его не трогать лучше.
Ну а если тронешь, ручки

Надо тщательно помыть
И всю горечь лука смыть.
Так сказать на всякий случай,
Чтобы в глазки не пекло
И до слез не довело.
Потому что лук сердитый
И немножко ядовитый.
Но он вовсе не опасен
И не вреден людям, к счастью.
Он так лечит наши глазки,
Носик, если он заложен,
Доктор лук ему поможет.

***

Перья отрастив зеленые
И в земле головку спрятав,
От всех бедствий защищенный
Так растет наш лук, ребята.
Режем мы его в салаты
И в зажарки для супов.
Лук всегда помочь готов
Сделать пищу нам вкуснее,
Привлекательней сумеет.
Мы растим его, храним,
Ведь наш лук не заменим
Он помощник нам везде –
И в лекарстве, и в еде.

Словно мячик
Уродился нынче лук –
Кругл на редкость и упруг,
Словно мячик непослушный,
Прямо катится из рук!
Но ему не по нутру,
Если снимешь кожуру, —
Так глаза тебе защиплет,
Что забудешь про игру.

                          В.П. Сибирёв

***

Вот на грядке лук зеленый,

Ярким солнцем освещенный.

Стрелы вытянулись в ряд,

Как солдатиков отряд.

Знают все, что лук полезен,

Витаминами богат,

Но немного горьковат.

В этом лук не виноват.

От природы он такой,

Очень скромный и простой.

Ешьте все зеленый лук,

Он здоровью верный друг!

                               А.Тесленко

***

Я совсем не собирался

Доводить детей до слёз!

Я хорошим быть старался,

День за днём послушно рос,

Соблюдал диету строго -

Дождевую воду пил

И за лето очень много

Витаминов накопил!

Не боялся я лопаты,

Не страшился червяка,

Был уверен, что ребятам

Пригожусь наверняка,

А теперь услышал вдруг:

- Фу! Опять в тарелке лук!

***

Лук – наш овощ очень жгучий,

Зря его не трогать лучше.

Ну а если тронешь, ручки

Надо тщательно помыть

И всю горечь лука смыть.

Так сказать на всякий случай,

Чтобы в глазки не пекло

И до слез не довело.

Потому что лук сердитый

И немножко ядовитый.

Но он вовсе не опасен

И не вреден людям, к счастью.

Он так лечит наши глазки,

Носик, если он заложен,

Доктор лук ему поможет.

Загадки про лук

Никого не огорчает,  а всех плакать заставляет.  (Лук)  

Сидит дед во сто шуб одет,  кто его раздевает,  тот слезы проливает.  (Лук)  

Сарафан не сарафан, платьице не платьице, а как станешь раздевать, досыта наплачешься.  (Лук)    

Прежде чем его мы съели,  все наплакаться успели.  (Лук)  

Заставит плакать всех вокруг,  хоть он и не драчун, а … (Лук)  

Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук)  

Пришел барин с грядки,  весь в заплатках,  кто ни взглянет,  всяк заплачет. (Лук)  

Скинули с Егорушки  золотые перышки,  заставил Егорушка  плакать и без горюшка. (Лук)  

Золотистый и полезный,  витаминный, хотя резкий,  горький вкус имеет он.  Когда чистишь – слезы льешь. (Лук)  

Пришла Таня в желтом сарафане:  стали Таню раздевать,  давай плакать и рыдать. (Лук)  

Птица в норе,  хвост во дворе, кто перья выдирает,  тот слезы утирает. (Лук)  

Я вырос на грядке,  характер мой гадкий:  куда ни приду,  всех до слез доведу. (Лук)  

Он никогда и никого не обижал на свете.  Чего же плачут от него взрослые, и дети? (Лук)    

В десять одежек плотно одет,  часто приходит к нам на обед.  Но лишь за стол ты его позовешь, сам не заметишь, как слезы прольешь. (Лук)  

Пословицы и поговорки о луке

Лук от семи недугов лечит.

Сидит Ермолка на грядке – сам весь в заплатках.

Ешь лук - чаще зубы будут.

Лук да баня всѐ правят.

Кто ест лук, тот избавлен от мук.

Лук во щах - и голод прощай.

Лук – добро и в бою и во щах (имеется в виду, что лук – это еще и метательное оружие, стрельба стрелами).

Убирают пчел, собирают лук.

Не ешь лука – вонять не будет.

Приложение №  2

Сказки про лук

                                                                                     

ТРИ БРАТА ЛУКОВКИ

«Мальчик Илюшка был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой.  Вдруг к Илюше подбежали три мальчика: один — маленький и черненький, другой — побольше, в золотистом костюмчике с зелеными перышками, а третий — самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах и с большим зеленым луком в руках.

— Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, — по очереди поклонились они Илюше и сказали:

— Мы все братья. Нас тетушка Тыква послала проведать, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, — известные защитники, как и наш братец Чеснок.

— А кого вы защищаете? — спросил Илюша.

— Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед да болезней, — гордо ответили луки.

— Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником, — сказал Илюша.

— Это очень просто: нужно только всегда заботиться о тех, кто рядом с тобой, — объяснил маленький лук Чернушка. Я, например, самый маленький, просто луковое семечко, но без меня наш средний брат — лук Севок не вырастет. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь прийти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.

— Без меня наш старший брат — Репчатый лук, никогда не вырастет, — сказал лук Севок. — Как только меня в землю весной сажают, я для старшего брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные, сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!

— Я, все что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, — сказал Репчатый лук. — В каждой чешуйке у меня тысячи храбрых, летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб.

— Но почему, Репчатый лук, у тебя такой дух едкий? У меня всегда щиплет в глазах и в носу, когда мама для салата лук режет, — спросил Илюша.

— Это потому, что мои воины-фитонциды сразу же в атаку бросаются, стоит их только на волю выпустить: ведь в воздухе и на любом человеке всегда полно вредных микробов, — объяснил Репчатый лук. — С помощью фитонцидов я любую болезнь вылечиваю. Недаром про меня говорят: «Кто сеет лук, тот избавится от мук». Если хочешь избавиться от моего едкого духа, подержи меня несколько минут в холодной воде, прежде чем резать.

— А как ты своим братьям добро возвращаешь? — поинтересовался Илюша.

— Для того чтобы род наш не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья — семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает два-три лета проходят, прежде чем я смогу семена вырастить.

— Какие вы все дружные! — с уважением произнес Илюша.

— Нас трое братцев в роду лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, — засмеялся лук Репчатый.

— Такая огромная семья, — восхитился мальчик. — Расскажите мне о своих братьях.

— Про всех братьев мы тебе не сможем рассказать. Многие из них растут в диких местах, и человек их еще не приручил. Но о самых выдающихся членах луковой семьи мы тебе расскажем сказку.

ЛУКОВАЯ СЕМЬЯ

В воскресный день пошла хозяйка на базар за луком, да никак не могла выбрать, какой же лук ей лучше купить. В конце концов, она купила на пробу все луки, которые продавались в тот день на базаре. Так попали в одну корзинку братья луки из разных луковых семей. Вечером, когда все ушли с кухни, луки разговорились.

— Не расскажите ли, братцы, что-нибудь интересное о себе, — подал голос Репчатый лук с зелеными перьями на макушке. — Скучно лежать молча.

— Да, действительно, жизнь у тебя скучная и вкус горький, — откликнулся Лук-слизун, гордо расправив свои светлые и темно-зеленые длинные листья. Вот мой вкус гораздо более приятный. Когда распускаются мои белые и фиолетовые шары-соцветия, огород превращается в прекрасный сад. Из всех луков я самый красивый и самый урожайный. Ты, Репчатый, — тихоня: по пять лет растешь и всего одну луковицу выращиваешь; а один мой двухлетний куст дает до тридцати луковиц. Дети меня просто обожают. У одной девочки я даже вылечил малокровие.

— Вот расхвастался, — откликнулся Шнитт-лук. — Как будто ты один красив и целебен. У меня листья тоже очень нежные, а ярко-красные и фиолетовые соцветия до того хороши, что глаз не оторвать.

— Все-таки мы, луки, не цветами должны гордиться, а луковицами, — вступил в разговор Многоярусный лук. — Ты, Лук-слизун, хоть и выращиваешь много луковиц, да они у тебя не настоящие, а ложные, как, впрочем, и у Шнитт-лука. Ваши так называемые луковицы — просто небольшие утолщения в нижней части пера. Я же на своем цветочном стебле выращиваю настоящую прикорневую луковицу и множество маленьких деток-луковичек. Представляете, как удобно: не надо ждать, когда семена прорастут — сразу готовые луковички. Они у меня идут на размножение, а прикорневые луковицы едят.

— Братцы, главное в нас не только то, как выглядят наши цветы и луковицы, — примирительно сказал Лук-порей, взмахнув веером своих длинных листьев, — главное, что все мы служим людям нашими витаминами. Особенно мы богаты витамином С, как вы все знаете. Я, например, научился даже в зимний период его не расходовать, а, наоборот, накапливать. Мои молодые листья и стебли в свежем, вареном, сушеном и консервированном виде необыкновенно вкусны и питательны, и укрепляют человеку голос. Долго братцы-луки своими достоинствами друг перед другом хвастались, пока не устали. Один Репчатый лук все время молчал, будто язык проглотил.

— А ты что молчишь? — обратились к нему братья.

— Да что говорить: обо мне и так все известно, — скромно произнес Репчатый лук. — Вы на огородах — редкие гости, а меня в каждом огороде полным-полно. Не смотря на мой горький характер, люди давно взяли меня к себе на службу, и я помогаю им всем, чем могу.

В эту минуту в кухню вошли хозяйка и ее дочка.

— Ой, как больно, — плакала девочка. — Зачем эта злющая оса ужалила меня? Посмотри, мама, у меня рука опухает.

— Подожди, не плачь, — сказала хозяйка, доставая из корзины репчатый лук. Она разрезала луковицу пополам и велела дочке:

— Скорее натри больное место половинкой луковицы. Старайся, чтобы на укус попало как можно больше лукового сока.

Девочка натерла луком больное место, и боль прошла, а от опухоли и следа не осталось.

— Видишь, как быстро помог тебе репчатый лук, — сказала мама. — Всегда с ним дружи. Когда у нас с твоим папой свадьба была, нам сплели огромный золотистый венок из репчатого лука, на счастье.

— Разве счастье от лука зависит? — засмеялась девочка.

— Счастье, может, и не от лука зависит, но древние обычаи не зря придуманы, — задумчиво сказала мама. — Помню дедушка рассказывал нам о страшной чуме, которая пол города убила. Однако в те дома, где лук был ежедневным гостем, чума не посмела заглянуть. А бабушка рассказывала, как она свою любимую корову от страшной эпидемии спасла. Повесила ей на шею луковый венок, и буренка ее осталась жива, когда другие коровы падали одна за другой. Наши предки не глупее нас были, не зря они детям на грудь луковки вешали, как талисман от всех бед и болезней. Если ты, доченька, каждый день будешь съедать хотя бы по луковке, никакие болезни тебе не страшны.

— Как хорошо, что у нас есть такой защитник, — ласково сказала девочка и вышла вместе с мамой из кухни.

— Вот, оказывается, какой удивительный наш братец, Репчатый лук, — уважительно сказал Лук-порей. — Долго растет, да много пользы приносит.

— Тише едешь, дальше будешь, — тихо прошептал Лук-слизун, и все луки почтительно склонили зеленые листья в сторону своего Репчатого собрата.


Отчего лук стал горьким.

(сказка) 
В старину сладкий Лук и горький Арбуз жили по соседству. Тогда лук был

таких размеров, как Арбуз сейчас. Арбуз же такой величины, как Лук в наши дни. Поскольку Лук рос большим и сладким, его поливали. Ему не приходилось заботиться о себе. Беззаботный Лук полнел и тяжелел. Одно плохо: скучно было ему. Однажды за оградой Лук услышал шорох. Он знал, что ему ничего не грозит, но от нечего делать начал прислушиваться. Шорох перерос в частое дыхание. Хотел было Лук посмотреть, кто там объявился, да было ему лень.  В конце концов не выдержал, повернулся грузным телом. За оградой, из кочек, обливаясь потом, на свет пробивался хилый Подорожник. Лук был хорошо напоен водою, поэтому сколько не пытался, не смел промолчать. 
- Послушай, голопуз, - обратился он к Арбузу, - ты слышишь, Подорожник снова пыхтит. 
- Нелегко бедняге, - отозвался тощий Арбуз. 
- Какой бедняга? Просто нахал, - возмутился Лук, - не успели его вышвырнуть с грядки, как он уцепился за кочки. 
- Нелегко ему, - вздохнул Арбуз. 
- Заладил: нелегко, нелегко, - рассердился Лук. 
Он пожалел, что заговорил с Арбузом. Отвернулся, замолк. Но сытого всегда донимает скука, и Лук даже снизошѐл до беседы: 
- Как ты сумел пробиться из твѐрдых кочек, Подорожник? 
- Я довольствуюсь малым и много тружусь, - еле слышно прошептал Подорожник, поскольку до плеч был ещѐ в земле.
- Тебя вырезают здесь, а ты прорастаешь там. Вырвут с корнем, а ты пробиваешься рядом. Откуда у тебя столько силы духа, что не погибаешь в бесконечных гонениях? 
- Сила духа крепнет от борьбы, - ответил Подорожник чуть громче, освобождая грудь от стиснувших глыб. 
- От борьбы, говоришь? А чем ты силѐн? 
- Врагами силѐн! – ответил Подорожник звонко. 
Лук не переносил высоких тонов – сытость больше нуждается в созерцательном покое. Поэтому он поморщился и с усмешкой спросил: 
- Скажи, Подорожник, что тяжелее всего на свете: умирать от жажды на солнцепёке, быть раздавленным Копытом, вырванным с корнем, или быть порубленным неумолимым Железом? 
- Самое трудное – не обидеть другого. 
Лук с удивлением приподнялся и ахнул: Подорожник уже выращивал детей. Испугался Лук: «Вырастут его дети – выпьют всю влагу, которой люди поливают меня. Тогда самому придётся доставать воду из твѐрдой, жадной, мрачной глубины. Нет, нет – только не это!» - ужаснулся Лук и закричал: - Же-ле-зо! Сюда!!! 
Напрасно пытался Арбуз остановить его. Лук кричал всѐ сильнее. Явилось Железо и начало кромсать бунтаря. Кромсать за то, что живёт… да ещё и на своей земле. 
- О Лук! – закричал погибающий. – Праздность и лень породили в тебе зависть и довели тебя до предательства! Если есть на свете справедливость, пусть сделает тебя таким горьким, как моя судьба! Арбуз же за доброту – полным, как мои надежды! И сладким, как Острым было свирепое Железо. Острым, но слепым. Чувствовало оно, что уничтожило Подорожник, но не видело, что сеет его детей, омытых вместо влаги слезами и соком самого Подорожника. Рядом с могилой Подорожника вскоре на свет начали пробиваться его дети. В разрыхлѐнной и влажной земле им было легче, и они росли быстрее. Увидел их Лук – горечь обожгла его и начала сушить. От бессильной ярости сам себя он грыз, уменьшаясь на глазах. Увидел и Арбуз детей Подорожника – сладость радости разлилась в его душе. А когда внуки пробились на свет, то увидели Лук уже таким, какой он сейчас. И Арбуз увидели другим – какой он в наши дни…  

Из рассказов девочки Лёльки

Про лук

            А ещё я не люблю лук. От него во рту пожар, а в глазах, наоборот, наводнение. Никакой не люблю — ни репчатый, ни свекольчатый.

— Какой ещё свекольчатый? — возмущается бабушка. — Что ты вечно выдумываешь?

А я ничего не выдумываю. Обычный лук похож на репку, потому его и называют репчатым, мне это папа объяснил. Но последнее время бабушка пытается пичкать меня каким-то красно-фиолетовым луком, говорит, что он очень вкусный и обязательно мне понравится. А как лук может понравиться?! Ну и похож он, конечно, не на репку, а на свёклу. Значит, не репчатый, а свекольчатый.

Бабушка постоянно говорит о том, какой лук полезный. И дедушка добавляет, что в нём какие-то летучие вещества, которые с простудой борются. Я эти вещества представляю в виде крохотных летучих мышей, которые кружатся над каждой луковицей. И от этого лук кажется мне совсем несъедобным.

            А недавно дедушка с бабушкой подарили мне книжку про Чиполлино, и мы вместе её читали.

— Ну как, — спрашивает потом бабушка, а сама хитренько так на меня смотрит, — понравился тебе Чиполлино?

            — Понравился.

— Будешь теперь лук есть?

Знаете, я когда читала сказку про колобка, всегда удивлялась: как это дед с бабкой собрались его есть? Ну вот ведь у него глазки, носик, ротик, живой он, неужели они не видят? Да ещё и песенки поёт. Как же его есть?

А теперь смотрю на своих дедушку и бабушку и думаю: кажется, они тоже могли бы колобка съесть. Раз Чиполлино мне хотят скормить. А ведь они очень добрые. Просто, наверное, не всё понимают. Надо будет им объяснить.


СКАЗКА О ЛУКЕ
Много сказок есть на свете.
Эту мне поведал ветер.
Жил на грядке хмурый Лук –
Плакал днём и ночью.
– Отчего ты плачешь, друг? 
– Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Всякий, кто сорвёт меня,
Плачет тут же с горя.
Очень прост я, неказист:
Стрелки, да и только,
Зелен острый длинный лист –
На конце иголка.
Раньше ростом был с вершок.
Нынче вырос – в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
Даже помидоры,
Только я один в мечтах.
В огороде – споры:
У кого красивей цвет?..
Только я молчу в ответ.
Ночь спустилась – не до сна.
Сыплет слёзоньки луна,
И от этого Лучок –
Золотого цвета.
Появился старичок,
В звёздный плащ одетый.
– Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
И волшебные слова
Произнёс: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Словно одуванчик.

Счастье и покой обрёл
Наш зелёный мальчик!                       

Людмила Уланова

Приложение  № 3

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Дидактическая игра «Что где растет?»

Дид.задача: знакомить детей с названием овощей и фруктов; дать представление об их классификации; развивать у детей познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание; воспитывать привычку доводить дело до конца.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Дид.задача: углублять знания детей различать овощи и фрукты; развивать у детей способность сравнивать и классифицировать; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.

Дидактическая игра «Целое и часть»

Дид.задача:   формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого овоща и его части, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: картинки целых овощей и их частей. Играют 2 ребёнка. У одного -картинки с изображением целого овоща, у другого -картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на ней изображено, а другой должен подобрать соответствующую.   

                     

Приложение  № 4

Психогимнастика, пальчиковые игры, массаж глаз, физминутки

 Психогимнастика «Я растение». (Дети закрывают глаза). - Представь что ты маленькое растение. Тебя посадили в теплую, тѐмную землю. Ты ещѐ маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи- то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли, стебель становиться крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами.  - Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (за ними ухаживали, рыхлили, поливали и т. д.). Тоже самое чувствуют наши растения на подоконнике. Мы каждый день будем ухаживать за цветами, и им будет приятно жить в нашей группе. Мы будем спрашивать: хорошо ли вы себя чувствуете?  

Пальчиковая гимнастика «Лук».

Зеленеет лук в воде,                                       Показать пальчиками «мисочку» Пузырьки на бороде,                                                             показать пузырьки,  

Пузыречки, пузырьки-

Шалуны, озорники!  

Каждый этот пузыречек                                  пощипать свой подбородок

Очень бороду щекочет.  

Если так щекотать,  

Всяк захочет хохотать!                                       изобразить смех

Лук трясет бородой,                                            покачать головой

 Навостряет стрелки:

Скоро буду молодой                                                   показать «мисочку».

Лежать на тарелке.  

Овощи
Самомассаж фаланг пальцев.  На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от подушечки к основанию пальца.
Левая рука:

Вырос у нас чесночок,                        (дети разминают указательный)
Перец, томат, кабачок,                        (дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка,                        (дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка.                        (дети разминают мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали.                        (дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали,                        (дети разминают безымянный)
Квасили, ели, солили,                        (дети разминают средний)
С дачи домой увозили.                        (дети разминают указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.

Пальчиковая гимнастика «Купите  лук...»

Купите лук, зеленый лук                                               Загибают по одному

Петрушку и морковку!                                                  пальчику на обеих руках,

Купите нашу девочку,                                                начиная с мизинца.

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,                                           Разгибают по одному пальчику

 Петрушка и морковка,                                                 на обеих руках, начиная с мизинца

Нужна нам только девочка,

 Шалунья и плутовка.

«В нашем огороде»

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей.                (сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.                                (загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.                (сжимаем – разжимаем пальцы)

Массаж глаз «Раздеваем лук».

Сняли тоненький сюртук,                          (потирают средние пальцы рук друг о друга,

Сняли рыжую рубашку,                          чтобы их разогреть)  

Сняли желтую рубашку,                         (Неплотно прикрывают глаза и мягко

А стянув еще рубашку,                          проводят пальцами от внутреннего края

Все заплакали вокруг.                           глаз к внешнему.)  

Вот как мы вчера на кухне                         (Расфокусируют зрение и совершают

Раздевали сладкий лук.                  круговые движения зрачками глаз сначала в одну сторону, потом в другую.)  

Подвижно – развивающая игра «Лучок – здоровячек».

Воспитатель: Вы будете луком. Я сажаю лук в землю донцем вниз. Ребята, слушайте внимательно и повторяйте движения за мной.

Посадили в землю                          Дети присаживаются на корточки. Маленький лучок,

Чтобы рос он крепким,                                       Сжимают в локтях руки и кулачки.

Наш здоровячок.

Чтоб к солнышку тянул он                            Встают и тянут руки вверх.

Стрелочки свои.

Чтоб детки не болели                                      Прыгают на месте.

И прыгать все могли.    

        

ФИЗМИНУТКИ

***

Весной мы лук сажали,

Ямку вместе вырывали,

Луковку в нее бросали

И землею засыпали.

Летом долго поливали,

Осенью урожай свой собирали.

(Дети повторяют движения за воспитателем).

                                                 ***

В огороде поутру погляди на грядку:                наклоны вперед – назад

Лук зеленый на ветру делает зарядку.                потягивание вверх

На зарядку встали в ряд репа и редиска,                ходьба на месте

Там листочки вверх глядят,                                поднять руки вверх, помахать        

Здесь – пригнулись низко.                                присесть.


                      Овощи

Овощей мы наберем,              

Идут по кругу, взявшись за руки, высоко поднимая

колени.

Если в огород пойдем.

Здесь поспели не бананы:

Останавливаются, поворачиваются в круг,

разводят руки в стороны перед собой.
Отрицательный жест указательным пальцем.

Лук, чеснок и баклажаны

2 поворота туловищем влево-вправо руки на поясе.

Наклонится – руки перед собой.

И редиска и морковка -

Поднимают левую, затем правую руку вверх.

Им в земле сидеть так ловко.

Руки на поясе. Присесть.

Мы их из земли достанем

Наклониться вперед – хватательные движения ладонями у пола.

И салаты делать станем.

Потирающие движения ладонями друг о друга.

 

Приложение  № 5

СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Магазин «Овощи – фрукты»

Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.

Задачи:

- учить распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли.

- способствовать использованию в играх представлений об окружающем мире.

- развивать творческое воображение.

- воспитывать уважение к труду взрослых, дружеское отношение друг к другу.

- закрепить знания детей о профессиях, связанных с торговлей.

Оборудование:

стол для продавца, прилавок для продуктов, касса, одежда для: продавца, кассира, грузчика, уборщицы, охранника; муляжи овощей и фруктов, бумажные деньги, чеки, ценники, корзины для продуктов, пакеты для упаковки, ящики для переноски овощей и фруктов, кошельки, сумки, весы, руль, предметы для уборки: веник и савок, тряпочка.

Роли: продавец, кассир, грузчик, уборщица, охранник, покупатели.

Предварительная работа (задание для родителей и детей): посетить с родителями магазин, ознакомиться с работой продавца, посмотреть, что продается в магазине.

Ход игры.

Дети сидят в кругу на стульчиках, педагог вместе с ними.

Воспитатель: «Ребята, вы ходили в магазин со своими родителями?»

(Ответы детей.)

Воспитатель: «Чем там занимаются люди?»

(Ответы детей).

Воспитатель: «А что продают в магазине?»

(Ответы детей).

Воспитатель: «А какие магазины вы знаете?»

(Ответы детей)

Воспитатель: « Ребята, я предлагаю вам поиграть в «Овощной магазин». Что продают и покупают в овощном магазине?».

Дети: «Овощи и фрукты»

Воспитатель: «Чтобы нам начать играть, нам нужно распределить роли, кто и кем будет в нашей игре. Давайте вспомним, кто работает в магазине?»

(Ответы детей)

Воспитатель  помогает распределить роли и описывает, что делает тот или иной персонаж в магазине. Например: продавец - предлагает и продает товар, говорит цену товара, выкладывает товар на прилавок, советует, что лучше купить, взвешивает и упаковывает товар.

Воспитатель: «Кто хочет быть продавцом?» Выбор ребенка.

Далее кассир – пробивает чеки, берет деньги за товар, дает сдачу. «Кто будет кассиром?» Выбор ребенка.

Грузчик – привозит овощи и фрукты в ящиках, выгружает их.

Охранник – следит за соблюдением порядка в магазине.

Уборщица – следит за чистотой полок и полов в магазине.

А остальные ребята будут – покупателями.

Воспитатель: «Итак, все роли распределены, можно подбирать подходящие предметы и начинать нашу игру. Не забывайте, что надо вежливо обращаться друг к другу, говорить, что бы вы хотели купить, сколько вам нужно овощей или фруктов; спрашивать: сколько стоит тот или иной овощ или фрукт, свежие ли овощи и фрукты, когда завезли товар» и т.д.

Воспитатель может взять на себя роль заведующего магазином, чтобы руководить процессом игры, если это потребуется для развития игрового сюжета.

В конце игры, подведение итогов:

Воспитатель: «Ребята, в какую игру мы с вами играли?»

Дети:  «В овощной магазин»

Воспитатель: «Понравилась ли игра тем, кто был покупателем?»

Дети:  «Да, понравилась»

Воспитатель: «Кто из вас, что купил в магазине?»

(Ответы детей)

                                                        Приложение № 6            

Конспекты НОД

Тема 1. Беседа «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»

Цель:Познакомить детей с понятием «витамины».

Закрепить знания об овощах и фруктах, их значении в питании человека.Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры.

Развивать логическое мышление, внимание.

 

В начале занятия проводим массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, концентрирует весь организм.

Воспитатель.

Эй, ребята, все ко мне!

Кто стоит там в стороне?

А ну, быстрей лови кураж

И начинай игру массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

С ноготками поиграю:

Друг о друга их потру,

Потом руки разогрею,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою,

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Дети садятся на стульчики.

А я вот сегодня встретила Хрюшу, что-то он плохо выглядит.

Хрюша.

Здравствуйте, ребята! Я – Хрюша!

(Дети здороваются)

Воспитатель: Здравствуй, Хрюша. А почему ты такой невеселый, вялый?

Хрюша: Ох, ох, ох, болею я.

Воспитатель: А что же у тебя болит, Хрюшечка?

Хрюша: Все болит, от ушей до самого хвоста.

Воспитатель: Надо тебя подлечить.

Хрюша: Надо, очень надо! Ребята, сбегайте в аптеку, купите мне много всяких таблеток.

Воспитатель: А от чего тебе нужны таблетки, Хрюшечка?

Хрюша: От всего: от горла, от пяточка, от уха, от руки, от ноги, от хвостика, и много-много еще всяких разных.

Воспитатель: Я знаю,  Хрюшечка, чем ты заболел! Когда болит весь организм – значит, он ослаб и обязательно для поправки нужны таблетки, только не те, которые продают в аптеке, а те, которые растут на ветках и на грядках. Эти таблетки намного полезнее.

Хрюша: Ух, ты! Несите мне скорее такие таблетки, я лечиться буду.

(Дети приносят в корзине овощи и фрукты)

Да какие же это таблетки?

Воспитатель: Да, Хрюша, даже наши дети знают, что во всех фруктах и овощах находятся очень полезные… что?

Дети: Витамины.

Воспитатель: Свежие фрукты и овощи можно употреблять,  сколько хочешь, они заменят самые лучшие таблетки из аптеки.  Ребята, расскажите Хрюше, для чего нужны витамины?

Дети: Чтобы было крепкое здоровье, укреплялся организм.

Воспитатель: Правильно! Витамины укрепляют весь наш организм, ему легче бороться с болезнями. А когда организм здоровый и крепкий, не будет болеть ухо, пятачок, нога, рука, хвостик.

Хрюша: Вот здорово! Ребята, давайте я сейчас съем все витамины и выздоровею.

Дети: Что ты, что ты, нельзя сразу съесть полную корзину овощей и фруктов. От этого может стать совсем тебе плохо. И скажи ещё, пожалуйста, а лапы ты свои мыл перед едой?

Хрюша: Нет.
Воспитатель: Скажи мне, а ты фрукты и овощи помыл, прежде чем их 

съесть?

Хрюша: Нет.

Воспитатель: Ты, Хрюшечка, всегда спешишь, не думаешь, что делаешь. Если съешь немытые фрукты или овощи, то ты наешься грязных микробов. И тогда точно придётся в аптеку бежать, лекарство покупать.

(Воспитатель лечит Хрюшу, он выздоравливает).

Хрюша: Ребята, я понял,  чтобы не болеть, надо есть свежие овощи и фрукты, не есть много, чтобы не болел животик, есть надо, сколько хочешь, а не сколько видишь. Только я запутался: овощи, фрукты… Как их различать?

Воспитатель: А ребята тебе сейчас расскажут.

Дети рассказывают, что овощи растут в огороде, а фрукты в саду, называют и показывают овощи и фрукты в корзине и на стенде, читают стихи об овощах и фруктах.

Свекла

Свекла  пряталась в земле –

Оказалась на столе.

Чаще ешьте винегрет –

Проживете триста лет.

Лук и чеснок.

Сильный запах у лучка!

Не слабей у чесночка.

Но зато они полезны:

Гонят прочь от нас болезни.

Огурец.

Самый душистый из всех овощей.

Но не варите с ним щей и борщей.

Просто в салатик порежьте,

Маслом полейте и ешьте.

Помидор.

Ярче овоща не встретишь,

И на рынке вмиг заметишь.

Продавец кричит с задором:

- Подходи за помидором!

Яблоко.

Раз мы яблоки едим,

Все болезни победим.

Щечки зарумянятся…

Каждому понравится.

Груши.

Груши зрели-созревали,

Важно щечки надували.

Как же тут не загордится:

Сок их – мед! А не водится.

Апельсин

Сколько полумесяцев

В апельсин поместится?

Интересная загадка!

Ой,  как вкусно!  Ах,  как сладко!

Лимон

Он красивый, яркий, сочный.

Говорят, полезный очень!

Просят:

- Съешь хоть долечку!

- Не хочу! Нисколечко!

Хрюша.

Спасибо вам, ребята! Теперь я знаю, что такое фрукты, овощи, где они растут.

 – Ребята я теперь себе огород посажу и сад выращу. Хрюша:  – Ребята, а какие овощи и фрукты вы любите?
Дети перечисляют всё что запомнили.

Литература:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

Алямовская В.Г.  Как воспитать здорового ребенка. – М., 1993

Береснева З.И., Казаковцева Р.Г. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. М., 2005

Галанов А.С. Игры, которые лечат. М., 2005.

Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2003

Лазарев М.А. Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста «здравствуй». М., 1997

Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Санкт-Петербугр, 2005

Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Метод.пособие. М., 2005

Тема 2. Его величество лук.

Задачи:

Обучающие: Расширить знания детей о полезных свойствах репчатого лука; закрепить знания об условиях выращивания растений.

Развивающие: Развивать интонационный и грамматический строй речи, зрительное внимание, воображение, слуховое восприятие, голосовой аппарат, навыки общения, мелкую моторику, чувство цвета, формы. Развивать, коммуникативный опыт детей.

Воспитывающие: Воспитывать ответственность за порученное дело.  

Словарная работа: луковица, выращивали, пололи, поливали, рыхлили, урожай, перья, витамины, полезный.

Предварительная работа: Чтение стихотворений и загадок о луке, чтение глав из книги ДжаниРодари «Чиполлино», просмотр мультфильма «Чиполлино», разучивание пальчиковой гимнастики «Лук», дидактическая игра «Сложи картинку».

Материал: репчатый лук на каждого ребенка.

Приложение № 7

Консультации для родителей

«Польза лука»

Лук "окультурен" человеком около 4000 лет назад. Считается, что репчатый лук люди начали выращивать в Средней Азии. Исцеляющие свойства репчатого лука были известны людям еще в древности. В луке содержатся витамины А, В и С, эфирные масла, а также кальций, железо, магний, фтор, серу (именно из-за нее у лука такой резкий запах) и фитонциды.

Сок репчатого лука является сильным природным антибиотиком, оберегающим человека от простудных и инфекционных  заболеваний. Лук активизирует обмен веществ, способствует очищению крови и стимулирует пищеварительные процессы. Его используют при гипертонии, общей слабости, для увеличения потенции, как противоглистное средство, а также при гастрите, геморрое и диабете. Сок лука применяется при ревматизме, бессоннице, неврастении. 

Кашица из свежего лука используется для лечения гриппа, дерматита, при выпадении волос, выведении мозолей и бородавок, а также против укусов комаров.

Используют репчатый лук и в косметике: маски из него хорошо очищают кожу и делают ее мягче.

В перьях зеленого лука содержится больше витаминов, чем в самой луковице. Зеленый лук - прекрасное средство для восполнения запаса витаминов, особенно в период весеннего авитаминоза. Так 100 граммов зеленого лука содержат дневную норму витамина С для взрослого человека. В состав ростков зеленого лука входят также каротин и витамины группы В. Луковое перо кроме того содержит хлорофилл, что полезно для процесса кроветворения.

Еще одним важным полезным свойством лука является его положительное действие на функцию нашей сердечно-сосудистой системы. Зеленый лук рекомендуется всем тем, кто страдает от малокровия и слабости сердечной мышцы, кому необходимо укрепить стенки сосудов и нормализовать кровяное давление.

Свежая зелень лука прекрасно возбуждает аппетит, придавая привлекательность любому блюду.

Лук используется в кулинарии, и ценится как средство ото всех болезней. Ещё одно его неоспоримое достоинство, что это первый овощ, который появляется уже весной. В магазинах он доступен в течение всего года, что позволяет украшать им стол и поправлять своё здоровье. Чаще всего его употребляют в свежем виде и добавляют в самые разные блюда. Можно также и делать заготовки на зиму.

Полезные свойства репчатого лука не исчезают при тепловой обработке. Жаренный, вареный или печеный он сохраняет все свои витамины, а так же вкус и аромат. Из него приготавливают настои и снадобья. Множество рецептов народной медицины не обходятся без него. Например: красные сорта лука помогают отчистить организм от холестерина. И его рекомендуют больным с онкологическими заболеваниями.

Считается, что употребление зеленого лука или репчатого лука в больших количествах может иметь раздражающий эффект на слизистые оболочки, в частности – на слизистую желудка. Вместе с тем, использование зеленого лука в небольших дозах весьма полезно для пищеварения и нормализации работы желудочно-кишечного тракта. Зеленый лук способствует уничтожению вредных бактерий и инфекции, способствует пищеварению, стимулирует выделение желудочного сока и возбуждает аппетит. Однако, извлечь пользу зеленого лука для желудка могут лишь только все те, кто не страдает от серьезных заболеваний желудочно-кишечного тракта, таких как язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастриты, повышенная чувствительность, и так далее. Поэтому таким пациентам лучше категорически воздержаться от любого использования этого продукта.

Конспект занятия по лепке «Полезный лук»

Цель. Формировать у детей умения правильно лепить лук.

Задачи.

Продуктивной деятельности:

• Закрепить умения скатывать, раскатывать.

• Развивать умения создавать предмет из отдельных частей.

• Познакомить со способами соединения деталей.

• Развивать мелкую моторику.

Коммуникативной деятельности:

• Расширять словарный запас детей.

• Развивать диалогические формы речи.

• Развивать свободное общение со взрослым.

Познавательной деятельности:

• Формировать представление детей о луке.

Игровой деятельности:

• Побуждать детей к отзывчивости помочь другому.

Художественной деятельности:

• Формировать интерес к малым формам фольклора.

Оборудование: пластилин, доска для лепки на каждого ребенка. Корзина, горшочки для посадки лука на каждого ребенка

Предварительная работа: чтение сказок. Беседы о луке, рассматривание картинок: «Овощи и фрукты», д/игра «Чудесный мешочек»,игровые упражнения, с/игра «Магазин», «Минимаркет». Рассматривание плакатов: «Этикет для самых маленких»

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, я мама Зайчиха и пришла к вам в гости, пока мои зайчата отдыхают. Они у меня очень любят овощи, особенно один, но я забыла, как он называется. Помогите мне вспомнить его, отгадав загадку.

(Загадывает загадку.)

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает тот слезы проливает. (лук)

Дети. Это лук.

Воспитатель. Правильно, это лук, но он у меня необычный. (показывает вылепленный из пластилина лук.)

Вы можете мне помочь? А как?

(Рассматривают лук из пластилина. Предлагают свою помощь Зайчихе.)

Ребята решили оказать помощь Зайчихе, слепив лук для зайчат.

Воспитатель. Давайте попробуем сделать такой же лук!

• Предлагает посмотреть и обследовать лук.

• Показывает этапы лепки лука /скатывание шара и раскатывание перьев/.

• Знакомит с новым приемом лепки «вдавливание».

Дети. (обследуют лук, скатывают шар, раскатывают перья, соединяют элементы лука путем нового приема «вдавливания»)

Воспитатель. А во что посадим лук?

Дети. В горшочек. («Садят» лук в свой горшочек по выбору.)

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Расти, расти, лучок»

• - Все вставайте, вы будете луком. Я сажаю лук донцем вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю водой. Вот лук растет и растет. Зеленый лук становится большим – большим. Вот и вырос наш зеленый лук.

• Луковица золотая,

• Круглая, литая.

• Есть у нее один секрет –

Нас она спасет от бед:

• Может вылечить недуг

• Вкусный и душистый лук

Теперь наш лучок готов, но его так много! Как Зайчиха его понесет?

- Есть один предмет с ручками, но я забыла, как он называется, помогите вспомнить его, отгадав загадку. Может быть, он нам поможет.

(Загадывает загадку про корзину).

Она удобна и легка,

Её название недлинно,

В хозяйстве служит нам века,

Есть в слове этом имя ЗИНА.

С ней можно по грибы ходить,

А можно ягоды собрать,

Её нетяжело носить,

И очень запросто сломать!

Из прутьев, лыка их плетут,

Скажите, как её зовут?

(корзина)

Дети: (Предлагают свои варианты, отгадывают загадку, складывают свою луковицу в корзину.)

Воспитатель: Ребята, кому вы сегодня помогали?

1. Взаимопроверка. Оценивание выполнения работы друг друга.

2. Подведение итога.

- Чему вы сегодня учились? Что нового узнали?

  1. Оценивание работы детей педагогом.

Конспект НОД по рисованию «Лучок наш». 2 младшая группа

Рыбцова Татьяна Михайловна
Конспект НОД по рисованию «Лучок наш». 2 младшая группа

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Художественное творчество» (рисование) в интеграции с образовательными областями «Социализация», «Физическая культура»

Тема: «Лучок наш»

Задачи:

1. Воспитывать самостоятельность, творчество; приобщать к изобразительному искусству.

2. Закрепить представление о внешнем виде луковицы.

3. Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз или слева направо, рисование (перьев лука) ворсом всей кисти; Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; закреплять умения использовать в процессе рисования краски разных цветов, чисто промывать кисть и осушивать ее о салфетку, прежде чем взять другую краску.

Материал: кисти, баночки с водой, салфетки, альбомный лист, гуашь. фломастеры, лук, игрушка Чиполино.

Ход мероприятия:

Игра «Росток». Дети садятся на ковер, представим, что мы с вами маленькие семечки – сидим в земле и ждем, когда придет весна. Как узнать, что пришла весна? Стало тепло, и пошел дождик, (воспитатель стучит пальцами по спинам детей). Из семечек появились росточки (дети вытягивают вверх руки). Росточки росли, набирались сил и стали большими и красивыми, они стали настоящими цветами (дети встают в полный рост и разводят руки в сторону). Цветочки греются на солнышке, подставив ему свои листики – ладошки.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня обещал прийти необычный гость.

Он сказал, что любит путешествовать, знакомиться с новыми друзьями, любит, когда с ним происходят веселые приключения. (Раздается стук в дверь, входит Чиполино, здоровается с детьми)

Чиполино: Ребята, вы узнали меня?

Воспитатель: Да, ты Чиполино.

Воспитатель: Кто такой Чиполино?

Дети: Чиполино - это мальчик луковка.

Воспитатель: Но, что случилось, почему ты сегодня такой грустный?

Воспитатель говорит от имени Чиполино:

«Мне грустно, потому что у меня нет друзей. Помогите мне, пожалуйста».

Воспитатель: Ребята, поможем Чиполино.

Воспитатель: Чиполино, вот посмотри, какие луковички есть у нас в уголке природы, и послушай рассказ про путешествие одной из них.

Дети подходят к столу, где находится луковица в стаканчике с водой.

Воспитатель с детьми рассматривают лук, рассказывают, что у лука есть на головке зеленые волосы – перышки, на что они похожи, какой формы сама луковка, на что похожи корешки.

- Жила была вот такая луковка (показывает луковицу не пророщенную). Она любила путешествовать. Вот однажды она решила покататься в лодочке. Села и поплыла и ей очень понравилось. Проплавав так в воде несколько дней она ожила, у нее появились белые корешки, а сверху зеленые листики - перышки, которые радуются солнышку.

Чиполино: Ребята, а нарисуйте и мне такую подружку луковку, и мы с ней вместе будем путешествовать.

Физкультминутка. (На голову дети надевают ободок с изображением луковицы и выполняют движения в соответствии со словами)

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, лучок, сюда спеши

И немного попляши.

Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем друзей нашему Чиполино.

(Воспитатель объясняет, как расположить листы, какую гуашь использовать, что рисуем сначала круг и закрашиваем его слитными линиями сверху вниз. В процессе рисования напоминает, что кисть надо промывать после каждого цвета краски. Перышки рисуем зеленой гуашью, всем ворсом кисти. А корешок дорисуем фломастером желтого цвета.

По окончании работы воспитатель спрашивает у Чиполино, понравились ли ему друзья.

Воспитатель от имени Чиполино: «Я теперь веселый мальчик Чиполино. Я теперь счастливый мальчик-луковка. У меня теперь столько друзей… Очень этому рад. Спасибо вам».

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Чиполино сделаем выставку наших рисунков!