Мастер класс "Развитие креативного мышления с использованием техники ДРУДЛЫ
методическая разработка

Падалица Елена Сергеевна

Данные мастер класс актуализирует знания педагогов в области креативного мышления  и знакомит с такой техникой как ДРУДЛЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_drudly.docx116.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИКИ ДРУДЛЫ»

Подготовил: воспитатель БДОУ

«Красноярский детский сад №2»

Падалица Елена Сергеевна

Мастер класс для педагогов «Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники ДРУДЛЫ»

Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер классе.

Цель: актуализировать знания педагогов в области креативного мышления на примере техники «Друдлы».

Задачи: 1) раскрыть актуальность развития творческого потенциала у педагогов.

2) совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в области креативного мышления. 3) вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.

4)познакомить с техникой развития креативного мышления «Друдлы» и научить применять полученные знания в развитии творческого потенциала дошкольников.

5) создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления, речи.

Актуальность: в наше время актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве. Воспитание человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала.

Современное общество предъявляет все больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность. Слово «креативность» сегодня у многих на устах. Данный термин ввел американский психолог Элис Пол. Это слово употребляют не только специалисты, причастные к искусству и культуре, но и представители бизнеса, предпринимательства, управления и многих других профессий. Понятие «креативность» стало неотъемлемым компонентом и педагогической сферы.

В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, используется оно в основном в отношении новых и неожиданных явлений.

Креативность – это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления.

Креативность – это слово для многих стало синонимом творчества, но не спешите обобщать эти понятия. Творчество – это умение глубоко копнуть, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь…, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе и т.д. а креативность – как все это сделать при помощи интеллекта и мышления.

(Можно сказать, что творчество – это некий дар, который проявляется у человека в какой – либо способности или деятельности, а креативность – это умение с помощью интеллекта и мышления преобразовывать какие – либо творческие объекты, генерировать новые)

Все дети, особенно дошкольники, любят заниматься искусством, творчеством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами ит.д. творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только не зависимо от места и времени, но самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивает свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличии от взрослых, способны мскренне проявлять себя в художественной, творческой деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Когда говорят о творчестве, чаще всего имеют в виду способность нестандартно решать проблемы, видеть мир с неожиданной точки зрения и находить необычные способы выполнения различных задач. Считается, что творчество присуще каждому человеку. Эта точка зрения не ошибочна: все родители обнаружили, что дети которые еще не были знакомы с традиционными способами использования предметов, часто находят для них очень оригинальное применения. К сожалению, когда дети научаются решать задачи стандартными способами, они теряют творческий потенциал.

Роль взрослого очень важна в процессе развития креативного мышления, так как дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность и оценить полученные результаты. При этом необходимо чтобы педагоги были доброжелательны и терпимы к деятельности ребенка, умели принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.

Педагог является в креативной практике сценаристом, режиссером и актером – исполнителем. Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного выращивания и созревания уникальной растущей личности ребенка.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться.

Развития креативного мышления у дошкольников можно добиться с помощью специальных техник, игр и упражнений.

Прежде чем перейти к основной моей технике развития креативного мышления хотелось бы немного с вами размяться и показать какие вообще бывают приемы развития креативного мышления.

А теперь, уважаемые коллеги, поднимите руки те, кто считают, что умеют рисовать. Молодцы! А все остальные, кто считает, что не умеет рисовать – ошибаются!

Многие люди не хотят экспериментировать в рисовании, потому что они убеждены, что не имеют художественных способностей особенно если их критиковали с детства. На самом деле мы рисовали еще до того, как мы научились говорить, писать цифры и слова. Поэтому немного практики, и вы сможете улучшить этот навык. Все ли из вас умеют рисовать эти фигуры?

Тогда вы сможете нарисовать все. Проведем эксперимент, ваша задача нарисовать животное, используя эти фигуры. Молодцы! Можно сказать, что  вы креативные личности, ну или готовы к тому, чтобы обучиться креативности.

Вот еще несколько приемов:

«Слепой художник»

«Космическое путешествие»

«Объявление»

«Перевертыши» (грустные взрослые, крик баранов, холодные ноги….)

«Нетрадиционные техники рисования» (мыльные пузыри, зубная щенка, соль, пена, гвоздики, кубики и т.д)

«Головоломки, конструкторы»

«Безумство архитектора» (мандарин, стакан, луг вода, помидор – это обязательные условия заказчика, которому вы проектируете дом. Дайте своей фантазии волю!)

«Ассоциации 5 + 5» (5 прилагательных, которые подходят и 5, котрые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложней)

«Крестики….»

«Притча про картошку и огород»

«Реклама» (пластиковая банка и картонная коробка: представить три необычных способа применения этого предмета)

«Упражнение одно из двух» (черное или белое день или ночь, круг или зигзаг, кислое или сладкое ПОЧЕМУ?)

«Упражнение 9 точек и 4 линии, убери спичку так, чтобы получилось…

«Загадки, ребусы, тесты»

«Бином фантазии» (два слова далекие по смыслу, например, варежка и муха – сочинить историю)

И наконец, техника ДРУДЛЫ

Что же это такое? Может кто-то из вас вспомнит перед глазами картинку из серии «Что здесь нарисовано?» вроде бы нарисована ерунда – какие-то линии, треугольники. Однако стоит лишь включить воображение и сразу угадываются в непонятных закорючках очертания реального предмета, объекта. Как и в этой игре нашего детства, так и в самой технике «Друдлы» - правильного ответа не существует. Здесь считается правильным самый оригинальный и необычный ответ, который даже не мог никому прийти в голову.

DROODLE 1) каракули + загадка

                    2) нести чепуху

                    3) рисунок

Друдлы стали популярны в США после того, как американский комик Роджерс Прайс в 1953 году издал книгу DROODLES c собранием простых картинок, смысл которых нужно придумать самому. Автор снабдил рисунки смешными и неожиданными подписями, чтобы подтолкнуть читателя к самостоятельному и творческому поиску смыслов. Книгу быстро раскупили, потом много раз переиздавали, добавляя новые друдлы и началась друдломания.

Друдлы – это черно-белая картинка – загадка, смотря на которую совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Смысл друдлов – придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить тонну информации, чтобы соотнести образ с изображением на картинке.

Чаще всего друдл – это минималистическая картинка в квадратной рамке, на которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры. Друдлы желательно рисовать черным карандашом на белой бумаге, этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и полета фантазий.

Если коснуться истории, то друдлы были еще в 16 веке в эпоху Ренссанса. Тогда эту технику художники называли «Индовинеллийские графики»

Древние петроглифы - графика в векторе

Наиболее ярко друдлы отражены в живописи итальянского художника Агостино Карачи. Его картина называлась «Слепой нищий, стоящий на углу улицы»

Мастер – класс для старших дошкольников «Развитие речи и творческих  способностей у детей через технику друдлы»      C:\Users\user\OneDrive\Рабочий стол\Без названия.png

Друдлы встречаются и в работах Леонардо да Винчи. Когда художнику требовалось оживить течение своей творческой энергии, он садился и долго вглядывался в облака или скалы. Этот метод он рекомендовал как практическую технику, чтобы «открыть душу и усилить аромат новых идей»

Сложно установить того, кто первым придумал рисовать простые картинки с возможностью разных интерпретаций, но еще у Антуана де Сент-Экзюпри в «Маленьком принце» была одна забавная иллюстрация.

«Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1. Вот что я нарисовал:

https://urok.1sept.ru/articles/669753/img1.jpg

Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

- Разве шляпа страшная? - возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять. Вот мой рисунок № 2:

https://urok.1sept.ru/articles/669753/img2.jpg

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что с шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать."

Также друдлы очень часто используют в рекламных целях, например, как логотипы.

Как использовать технику Друдлы в работе с дошкольниками

Уже с младшего возраста дети любят рисовать каракули, мои воспитанники не стали исключением. Используя прием «оживления», наши каракули стали приобретать разные образы. Наклеив глазки, дорисовав ротик, лапки, малыши узнавали в своих рисунках то котика, то цветочек, то солнышко. Далее объединив разные образы можно придумывать сказки, рассказы.

Друдлы можно разделить по степени сложности:

  • Простые (где имеется немного элементов)
  • Средние (где элементов уже больше)
  • Сложные (где максимальное количество элементов)

Еще один вариант – друдлы-загадки (прочитать загадку и в качестве вариантов ответа предложить детям несколько друдлов, но только в одном будет спрятан ответ).

Друдлы можно использовать как игру в маленьких или больших компаниях: достается картинка и подбираются объяснения к ней. Объяснения могут называться по очереди – тогда выигрывает тот, кто дал свою интерпретацию к картинке последним. Или объяснения пишутся за определенное время, например, за 2- 5 минут, тогда выигрывает тот, кто больше придумал вариантов к изображаемому. Можно добавлять баллы за самые оригинальные ответы.

Еще технику друдлы можно использовать на развивающих занятиях с детьми. При этом развивает образное и креативное мышление, речь (проговариваю то, что рисую, объясняю то, что вижу), пополнятся словарный запас.

Что Друдлы развивают в детях

  • Способствуют развитию образного и логического мышления;
  • Развивают воображение, креативное мышление, творческие способности и учит мыслить нестандартно (так как нужно придумать название, нужно посмотреть на рисунок с разных сторон, под разными углами);
  • Способствуют овладению связной речью и обогащению словарного запаса (когда дети рисуют, они проговаривают то, о чем рисуют), развивают умение вести диалог;
  • Снимают эмоциональное напряжение и боязнь проявлять инициативу;
  • Повышается интеллектуальный уровень.

Что друдлы развивают во взрослых

  • Позволяют лучше осознать психологию ребенка (на картинках можно увидеть то, что ему близко по духу, по настроению и на данный момент);
  • Веселое занятие для всей семьи, увлекательные конкурсы для компании, головоломка для ребенка – дают положительный эмоциональный заряд.

Заключение

Итак, уважаемые коллеги, я думаю, вы со мной согласитесь, что друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, что человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно, видеть привычные объекты и наделять их невероятными способностями.

Друдлы – одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать, смеяться.

Хочется пожелать вам уметь хоть иногда становиться детьми, быть такими же непредвзятыми и независимыми от чужого мнения.

Можно сделать вывод об эффективности методики и рекомендовать друдлы к применению в профессиональной деятельности. Также данная методика проста в использовании. А еще друдлы очень нравятся детям!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: «Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники друдлы»

Цель мастер – класса: повышение мотивации у педагогов к использованию технологии, способствующей развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.Задачи:систематизировать знани...

Развитие креативного мышления у детей младшего дошкольного возраста с использованием техники Друдлы

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. ...

Консультация для педагогов: Тема: «Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники «Друдлы»

Тема: «Развитие креативного  мышления у дошкольников с использованием техники  «Друдлы»...

Мастер-класс для педагогов ДОО «Использование техники «Друдлы» для развития креативного мышления у дошкольников»

Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека, ведь все современные изобретения являются результатом нестандартного подхода к привычным вещам. Креативность задействуется во множестве сфер ...

Мастер - класс «Развитие творческого мышления и креативности у дошкольников с использованием техники «Друдлы»

Цель мастер – класса: повышение мотивации у педагогов к использованию технологии, способствующей развитию творческих способностей и креативного мышления у детей дошкольного возраста.Задачи: - по...

Мастер - класс «Развитие мышления, креативности и общения у дошкольников посредством использования техники "ДРУДЛЫ»

Цель: Познакомить родителей с техникой «друдлы», формировать умения применять данную технологию в домашних условиях.Задачи:Повысить педагогическую компетентность родителей по проблеме разв...