Самообразование по теме: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
проект (младшая группа)

Наталья Николаевна Макарова

Начиная работу в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая часть детей быстро утомлялась. Движения детей отличались неловкостью, плохой скоординированностью, чрезмерной замедленностью или, наоборот, импульсивностью.  Именно поэтому было принято решение в качестве темы по самообразованию выбрать «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от лепки и аппликации, не успевают за товарищами в организованной образовательной деятельности.

      Таким образом, возможности освоения мира оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

 Конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_makarova_.docx46.95 КБ

Предварительный просмотр:

самообразование

тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

2022-2023гг.

1 слайд- тема

Начиная работу в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая часть детей быстро утомлялась. Движения детей отличались неловкостью, плохой скоординированностью, чрезмерной замедленностью или, наоборот, импульсивностью.

           Именно поэтому было принято решение в качестве темы по самообразованию выбрать «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

2 слайд-актуальность

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от лепки и аппликации, не успевают за товарищами в организованной образовательной деятельности.

      Таким образом, возможности освоения мира оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

 Конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

           

3 слайд- цель

Целью работы над темой стало развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности

4 слайд-задачи

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы).
  •  Создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по развитию мелкой моторики у дошкольников.
  • Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста;
  •  Развивать игровой опыт каждого ребенка;
  • Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
  • Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • Улучшить общую двигательную активность;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
  •  Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками;
  • Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  • Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
  • Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

                 Сплотить детский коллектив.

5. слайд -этапы

Работа над темой проходила в несколько этапов:

Этапы
1. Информационно-аналитический этап:
2. Основной этап:
3. Обобщающий этап:

6 слайд

1.Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования включал в себя:
Определение цели и задач.

  • Изучение методической литературы, интернет – ресурсов.

На основе данной литературы разработала:

  •  перспективный план мероприятий на учебный год с детьми и родителями.
  • перспективный план по развитию мелкой моторики;
  • дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом;
  • оформила картотеку пальчиковых игр со стихами
  • а также картотеку игрового самомассажа с помощью природного материала
  • подобрала наглядно – информационный и консультативный материал для   родителей. (Консультации, рекомендации, папки-передвижки, памятки)

7 слайд

2. Основной этап

включал в себя реализацию перспективного плана, т.е. работа с детьми по всем образовательным областям и в режимных моментах.

8 слайд- формы работы

В работе над данной темой я использовала следующие формы работы:

9 слайд

Чтобы достичь цели и поставленных задач, я использовала следующие методы и приёмы работы с детьми:

10 слайд

Пальчиковая гимнастика  

              Детям очень нравятся пальчиковые игры, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук. Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, так как упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек.

- Пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому использовалась ежедневно.

11 слайд

Лепка из пластилина

Занимаясь лепкой из пластилина, дети знакомились с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, так же формировались навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развивались мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы.

12 слайд

рисование ладошкой и пальчиками

Рисование пальчиками и ладошками – это не только интересно и весело, но и очень полезно.

         Польза от рисования пальчиками и ладошками заключается в:

- развитии мелкой моторики, что способствует развитию речи;

- массаже внутренней поверхности рук для укрепления организма;

- развитии воображения, фантазии; образного и абстрактного мышления;

-  формировании эстетического вкуса; воспитании усидчивости, старания, терпения,

        Рисование пальчиками и ладошками позволяет ребенку почувствовать краски, развивает творческие способности.

      Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Детям интересен сам процесс выполнения работы. Раскрашивая пальчиками, ребенок учится чувствовать границы изображения. Это очень хорошо влияет на настроение и поведение детей.

13 слайд

Также в своей работе использовала д/игры по развитию мелкой моторики

   д/и «Шнуровка», застёгивание и расстёгивание пуговиц, замков. 

Эта игра является эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук и сенсомоторной координации. Кроме того, она помогает ребёнку овладеть пространственным ориентированием. Благодаря этой игре у малышей развивается глазомер, совершенствуются творческие способности, формируются навыки усидчивости, произвольного внимания, готовности руки к письму. Используя разноцветные шнурки, можно закреплять знания о цветовой гамме.

14 слайд

Использовала развивающие игры с предметами (камешки, ракушки)

С камешками и ракушками любят играть все дети. Сколько же много можно придумать с ними игр! И все они, без сомнения, будут пользоваться большим успехом у детей. 

Выполнение упражнений с камешками, ракушками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого!

 На данном слайде представлена д/ игра «Собери картинку»

 эта игра учит детей анализировать элементарную схему рисунка, развивать мелкую моторику рук.

Детям предлагается выложить мелкие предметы (камешки-ракушки) на карты - схемы, с контурными изображениями предметов. (рыбка, гусеница, бусы и т.д.)       

15 слайд

пальчиковый театр

 Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка: пальчиковый театр прививает умение слушать, развивает мелкую моторику, позволяет раскрыться ребёнку.

Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе с педагогом, ребенок овладевает ценными навыками общения, разыгрывает различные ситуации с куклами которые, ведут себя как люди, развивая воображение ребенка.

Постепенно, приобретая определенный опыт, дети пытаются самостоятельно участвовать в театрализованной игре, используя, пальчики.

  16 слайд

Игры с прищепками для детей — эффективное средство развития мелкой моторики. Необязательно платить немалые средства за развивающие игрушки, когда с задачей улучшения подвижности пальцев рук не хуже справятся обычные бельевые прищепки. С их помощью можно организовать увлекательные игры для ознакомления с окружающим миром, развития речевых, математических, творческих навыков.

17 слайд

Самомассаж рук с помощью природного материала (шишки, жёлуди, каштаны)

Игровой самомассаж с помощью природного материала так же использовался для развития мелкой моторики пальцев рук, активизации речи, познавательной деятельности, релаксации.

Польза массажа несомненна и неоднократно доказана на практике.

Этот процесс очень увлекательный и разнообразный и поэтому я стала его применять со своими воспитанниками. Они с удовольствием проводят этот массаж, сопровождая его чтением коротких и занимательных стишков, потешек.

18 слайд- работа с родителями

Для наиболее лучшего результата привлекала родителей к работе по данной теме. В родительском уголке размещены рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту.

 различные памятки: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»; "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук"

«Рисуем пальчиками и ладошками»,

буклеты «Сто идей для развития мелкой моторики» «Рисуем пальчиками и ладошками»,

 буклеты: «Сто идей для развития мелкой моторики», «Рисуем пальчиками и ладошками»,

Проводились индивидуальные беседы с родителями об успехах малышей.

Консультации: «Зачем нужно развивать мелкую моторику у дошкольников?»        , «Чем можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?»

Оформлены папки – передвижки «Игры для развития мелкой моторики», «Играем с пальчиками- развиваем речь»

Родителями приобретены игры для детей для развития мелкой моторики (мозаика, пальчиковый театр из фетра и т.д.)

19 слайд- 3 этап - обобщающий: 

включает в себя

  • анализ результатов проделанной работы;
  • подведение итогов реализации по данной теме;
  • представление опыта работы на итоговом педсовете;
  • размещение проекта в сети интернет;

20 слайд-Вывод

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста, принесла положительные результаты:

- у детей активизировался интерес к развивающим играм, взаимодействию с нетрадиционным оборудованием, за счёт чего движения пальцев рук стали более точными, стала более совершенной зрительно-моторная координация;

- у детей расширился активный словарный запас;

- удалось повысить компетентность родителей по вопросам развития мелкой моторики детей раннего возраста.

 

В дальнейшем планирую продолжать работу по данной теме.

Список используемой литературы

  1. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом

«Литера», 2006.

  1. Большакова        С.        Е.        Формирование        мелкой        моторики        рук:        Игры        и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Светлова И. А. «Развиваем мелкую моторику». М: ЭКСМО-Пресс, 2001г.
  3. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1- 3 года). М.: Мозаика-Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                   «Детский сад №195», 2 корпус...

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020-2021 г.

Пояснительная запискаИстоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, ...

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия рук...

Материалы по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Материалы по самообразованиюАлинагиевой Элеоноры Эльмановны,воспитателя первой младшей группы «Теремок»Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды д...

План самообразования на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

План самообразования на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...

План по самообразованию на тему: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Развитие мелкой моторики у детей ранненго возраста через различные виды деятельности...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...