«Использование детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
план-конспект занятия по информатике (подготовительная группа)

Прокопович Ирина Григорьевна

Пояснительная записка.

 

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования большое внимание уделяется интеллектуальному развитию дошкольников, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознание, развитие воображения и творческой активности», а также разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам развивающего образования; деятельностного подхода; единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; интеграции образовательных областей; решения программных образовательных задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей; с учетом ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Как часто нас ставят в тупик эти непростые детские вопросы: почему магнит притягивается к холодильнику, как появляется свет в лампочке, где живёт электрический ток, почему тает мороженое? Каким образом в наше время рассказать ребёнку о таких понятиях, как температура, свет, звук, магнитное поле, электрический ток и других, чтобы это было увлекательно, познавательно и грамотно с научной точки зрения.

На эти и другие любознательные вопросы детей мне помогла ответить детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», ведь именно цифровые технологии являются одним из трендов современного образования, которые позволяют индивидуализировать образование без увеличения издержек на него.

Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» это модульная цифровая лаборатория для дошкольников, с помощью которой решаются следующие задачи:

· формирование целостной картины мира и расширение кругозора;

· развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

· развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;

· формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;

· освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

· развитие интеллектуальных способностей детей.

Цель, которую я ставила перед собой – приоткрыть дверь дошкольникам в мир естественных наук: физики, химии, биологии, сформировать интерес к предметам естественно-научного цикла.     

Детская цифровая лаборатория состоит из 8 образовательно-игровых модулей-лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме:

  • Температура
  • Свет
  • Звук
  • Сила
  • Электричество
  • Кислотность
  • Пульс
  • Магнитное поле

 

При проведении занятий с данными модулями, я имела возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и простейшими понятиями, описывающие эти явления. Мальчик Наураша «переносит» детей в удивительную страну Наурандию, цифровую лабораторию, где с помощью датчика «Божья коровка» дети проводят исследования, узнают и чувствуют то, что нельзя увидеть глазами

 Путешествуя по лабораториям, дети знакомятся с приборами для измерения и объектами-индикаторами, которые реагируют на результаты проведённых измерений.

Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а так же игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами.  Данные блоки можно использовать в таких образовательных областях, как познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие.

По результатам проведенных мной занятий, можно сделать вывод, что дети с удовольствием занимаются с цифровой лабораториейИм нравится данная форма проведения занятий. Дети активно выдвигают свои предположения относительно того или иного явления, или процесса, участвуют в проведении опытов, в обсуждении результатов. Увлеченно работают с датчиком «божья коровка», проверяя на практике свои предположения и с нетерпением ждут новой встречи с мальчиком НАУРАШЕЙ.

В век цифровых технологий, а цифровые технологии являются одним из трендов современного образования, дошкольное образование не может обойтись без использования компьютерных технологий.

И в моей работе с детьми очень помогла детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://apf.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=16067371970385104193;0;1&exif=1&full=1&x-email=cypysheva1980%40mail.ru

Конспект занятия по экспериментальной деятельности Наураша «Изменение температуры»

Цель: учить определять температуру воздуха, и воды опытно-экспериментальным путём;

Задачи: продолжать учить детей работе с прибором «божья коровка»,

- Расширять кругозор детей, создать условия для развития исследовательских умений;

- Учить внимательно, слушать воспитателя; уметь отвечать полным ответом, делать выводы,

- воспитывать аккуратность при работе с приборами в лаборатории.

Оборудование: учебный модуль «Температура», холодная, горячая вода, кусочки льда.

НОД:

Дети заходят в группу.

Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.

Игра –приветствие.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что к нам сегодня пришли гости?

Дети: Да!

Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с гостями, а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками.

Стук в дверь. Заходит почтальон.

Почтальон. Вам посылка из Нормандии от Наураши.

Воспитатель. Ребята, наш друг Наураша, что для нас прислал, давайте посмотрим.

Для этого вам нужно сесть полукругом не мешая друг другу.

(рассматривание содержимого)

Воспитатель достает картины электронного, водного и комнатного термометра.

Беседа с детьми.

- Давайте вспомним, каким прибором мы измеряем температуру?

- Из чего состоит термометр? (трубочка с жидкостью, шкалы с делениями разного цвета)

- Какую температуру показывают деления синего цвета? Красного? Когда замерзает вода? (когда температура опускается ниже 0)

- С какими видами термометров мы с вами познакомились на предыдущем занятии? Температуру чего можно измерить?

- Настоящие ученые все свои предположения проверяют опытами. Вы хотите проверить свой ответ, проведя опыт? (Да)

- Каким прибором мы будем измерять температуру в лаборатории?

- Электронный датчик «божья коровка»

В: Достает две емкости с водой и льдом. Ребята та, что это?

Что еще является водой?

Ответы детей.

(Физкультминутка “Ходят капельки по кругу”)

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы - мои детки капельки подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки (“под музыку дождя” танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночке и собрались они сначала маленькими ручейками. встретились ручейки и стали большой рекой. (взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка”).

Плыли Капельки по большой реке, и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими

лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх).

Все Капельки испарились под лучиками солнца и вернулись к своей маме Тучке.

В: Молодцы ребята, а в нашей посылки есть еще флэшка. Давайте посмотрим, что на ней.

Это ведь наш любимый Наураша приглашает вас в свою лабораторию.

Проведение Экспериментов.

НАУРАША. Опытно-экспериментальная часть

Воспитатель совместно с детьми по заданию Наураши проводит опыты:

1) Измерить температуру воды в синем стакане (холодная вода)

Зафиксировать значения в листе наблюдений.

2) Вода кипит при температуре 100 градусов – это легко заметить – как? (превращается в пар)

Измерить температуру воды в красном стакане (горячая вода)

Зафиксировать значение в листе наблюдений.

Необходимо обратить внимание детей на осторожное обращение с горячими жидкостями.

3) – Ребята, а как получить лёд дома?

- Правильно, воду можно заморозить в холодильнике.

Наш Наураша налил воду в контейнеры и поставила в морозилку – то место в холодильнике, где температура очень низкая со знаком «-», вода замерзла.

- Вода замерзает при температуре ниже 0 градусов

Измерить температуру льда

Лёд нужно положить в прозрачный стакан. Понаблюдать с детьми сквозь прозрачные стенки стакана, как лёд тает.

Измерить температуру воды в стакане со льдом

Зафиксировать значения.

Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились ну- ка, ну- ка!

Распрямились, подтянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи.

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два,

Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

- Молодцы, ребята! Садитесь на свои места продолжим нашу работу.

4) -Что такое 0 градусов? 0 градусов – это граница между теплом и холодом. Найдите на уличном термометре положение 0 градусов, найдите 0 на термометре лаборатории.

Налить в стаканчик холодной воды из-под крана, измерить её температуру, затем добавить в стакан несколько кубиков льда и снова измерить температуру.

Вода в стаканчике стала холоднее на несколько градусов – лёд «отдал» свой холод воде. А сами кусочки льда стали немного меньше – они подтаяли, т. к. вода теплее льда.

5) Эксперимент с горячей водой

Измерить температуру горячей воды – 60 градусов.

ИТОГ

- Сегодня на занятии мы с вами проводили опыты по измерению температуры. Давайте вспомним, температуру чего мы измеряли? Обратите внимание на свой лист наблюдений.

(Холодной, горячей воды, льда)

- Какой вывод можно сделать? ….)

- Показатели температуры теплой и холодной воды – были выше 0 градусов, а температура льда – ниже 0 градусов. Чем теплее вода – тем выше её температура.

-Молодцы, ребята! Спасибо! На этом наше занятие закончено, до новых встреч в нашей научной лаборатории



Предварительный просмотр:


Конспект ООД
с использованием ИКТ технологии

«Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»
в подготовительной группе

Тема: «Пульс»


Цель: Формирование умения детей проводить лабораторные опыты и исследования.
Задачи: 
Образовательные: 
- познакомить детей с понятием «пульс»;

- обогащать и уточнять представления детей об устройстве и функционировании системы кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, её назначение);
- учить измерять пульс человека.
Развивающие:

- совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия;
- расширять словарный запас детей: обогатить словарь детей словами и словосочетаниями: кровеносные сосуды, пульс, фонендоскоп, кислород, вена, кровь.
Воспитательные: 

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- закреплять умение работать парами;

- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Оборудование: ноутбук, экран, лоток с набором для эксперимента «Пульс», фонендоскоп, рисунок строения сердца.

Ход занятия:

Воспитатель.

- Ребята, сегодня нам на электронную почту пришло письмо, а вместо имени адресата - загадка. Кто же нам мог прислать это послание? (Дети отгадывают загадку)

Это что за очень странный,

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт свой длинный.

Кто же это?…БУРАТИНО!

- Хотите узнать, что нам пишет Буратино? (Ответы детей, воспитатель читает письмо)

 «Дорогие мои друзья! Мой Папа Карло жалуется на боли в груди и говорит, что это, наверное, болит сердце. А я даже не знаю, что это такое, зачем оно нужно и как оно работает. А без этих знаний я не могу ему помочь. Очень прошу вас – помогите! Ваш друг Буратино.»

Почему же Буратино не знает что такое сердце? (У него нет сердца, потому что он сделан из дерева.) Как мы можем помочь ему? (Рассказать о сердце). Откуда мы можем узнать про сердце, кто нам поможет? (Ответы детей). Воспитатель подводит к тому, что надо обратиться к Наураше)

Далее дети работают в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»  в разделе «Пульс» по инструкции Наураши на экране. Опыты проводятся в парах.

Порядок проведения опытов:

  1. Что такое пульс.
  2. Почему у разных людей разный пульс?
  3. Пульс взрослого.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать! (дети шагают по кругу, останавливаются)
Вот спина, а вот живот (показывают обеими руками спину, затем живот),
Ноги (топают ногами),
Руки 
(протягивают руки вперед и вращают кистями),
Глазки 
(указательными пальцами обеих рук показывают глаза),
Рот 
(указательным пальцем правой руки показывают на рот),

Носик (указательным пальцем правой руки показывают на нос),
Уши 
(указательными пальцами обеих рук показывают на уши),
Голова 
(кладут руки на голову),
Покачать успел едва 
(качают головой из стороны в сторону),
Шея крутит головой 
(обхватили шею ладонями),
Ох, устала ой-ой-ой!
Лоб 
(пальцами обеих рук гладят лоб от середины к вискам),

И брови (указательными пальцами проводят по бровям от середины к вискам),
Вот ресницы (указательными пальцами показывают ресницы),
Запорхали, словно птицы 
(дети моргают глазами),
Розовые щечки 
(ладонями гладят щеки в направлении от носа к ушам),
Подбородок кочкой 
(заканчивают начатое движение на подбородке),
Волосы густые (пальцами обеих рук, как гребнем расчесывают волосы),
Как травы луговые.
Плечи 
(дотрагиваются правой кистью до правого плеча, а левой до левого),
Локти (не убирая рук с плеч, выставляют вперед локти),
И колени (слегка наклоняются и хлопают по коленям),

У меня, Сережи, Лены (выпрямляются и разводят руки в стороны, жестом показывая на других детей).

Продолжение опытов с Наурашей

  1. Пульс ребенка.
  2. Когда сердце бьется чаще.
  3. Пульс и упражнения.


Воспитатель: 

- Ребята, теперь мы можем помочь Буратино?  Что мы узнали о сердце? Что такое пульс? Почему у разных людей пульс разный? Чем пульс взрослого отличается от пульса ребенка? Как вы думаете, сможет ли теперь Буратино помочь Папе Карло? Что вам понравилось сегодня? Что нового мы узнали?  (Ответы детей)

- Молодцы! Мне очень понравилось, как мы сегодня с вами работали. А теперь, прежде чем начать играть, помогите мне, пожалуйста, навести  порядок в нашей лаборатории.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по экспериментальной деятельности с использованием цифровой лаборатории    НАУРАША в стране Наурляндии

Тема: ЗВУК

Задачи:

-обогащать и уточнять представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма;

- знакомить детей с органом слуха;

- дать первичные знания о звуке как о физическом явлении;

-познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна», «громкие и тихие звуки»;

- объяснять детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека;

-способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Оборудование:

-карточка со схемой строения органов слуха человека;

-фрагменты записи звуков;

-картинки для дидактической игры «Угадай, чьи ушки?»

-ксилофон;

-свистки (2 штуки);

- флейта;

Ход занятия.

Приветствие гостей.

Ребята, какой орган нашего организма помог вам разглядеть гостей? (Глаза)

Глаза – это орган зрения.

Как вам кажется, чем здесь пахнет? Как вы это определили? Какой орган вам помог? ( Нос)

Нос – орган обоняния. Он помогает различать запахи.

А чем мы слышим? (Ушами)

Уши – это орган слуха. Сегодня я хочу вам рассказать о том, как устроен этот важный орган, что происходит в нашем организме, когда мы слышим звуки, и даже проведём эксперименты со звуками в лаборатории. Вы готовы? (Да)

Все на свете люди знают

Звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест верстака.

Это звуки шумовые,

Только есть ещё другие.

Звуки окружают нас постоянно. Все звуки отличаются друг от друга. Я предлагаю вам поиграть со звуками и отгадать их.

ПРОСЛУШИВАНИЕ И ОТГАДЫВАНИЕ ЗВУКОВЫХ ФРАГМЕНТОВ

воду наливают в стакан, шум машин на улице, звон бьющегося стекла, тиканье часов, смех детей).

А теперь вспомните, как на речке или море волны ударяются о берег. Звук – это такая же волна, но мы её не видим, потому что она проходит в воздухе. Эта волна попадает нам в уши. Внутри уха есть тоненькая, но очень прочная перегородка – барабанная перепонка. За ней прячутся три крохотные косточки: молоточек, стремечко и наковаленка. Когда в барабанную перепонку ударяется звуковая волна, она начинает дрожать, от этого молоточек ударяет по наковаленке и стремечку. Звук усиливается, и волна летит дальше, где глубоко внутри встречается с другой частью уха – улиткой. Здесь происходит самое главное: невидимые волоски улавливают звук и предают его в мозг, а мозг разбирает, что это за звук и даже запоминает его.

ПРОСЛУШИВАНИЕ И ОТГАДЫВАНИЕ ЗВУКОГО ФРАГМЕНТА (шум играющих детей)

Громкий шум плохо действует на человека, приводит к разным болезням. Когда воспитатели просят вас не шуметь, они заботятся о вашем здоровье. Ученые установили, что громкий шум вреден не только человеку. От шума кораблей страдают киты и дельфины. Он мешает им общаться между собой. От шума куры перестают нести яйца, вянут цветы, гибнут личинки насекомых.

Я убедила вас, что уши это очень важный орган? Уши надо беречь.

В уши, нос нельзя совать

Мелкие предметы.

Могут там они застрять-

Помните про это!

И придётся вас везти

К медикам в больницу!

Глупо так себя вести,

Просто не годится.

Игровой стихотворный массаж «Поиграем ушками».

Предложить гостям поиграть с нами.

Взяли ушки за макушки.

(самомассаж ушной раковины выполняется большим и

указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Потянули…                         (несильно потянуть вверх)

Пощипали…                                (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали.         продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:        (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…       (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём  (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём.        указательным пальцами)  

Дидактическая игра «Угадай, чьи ушки?»

Нас окружает много звуков. Но есть ещё и особенные звуки. Их можно спеть и даже сыграть на музыкальных инструментах. Пора отправляться в лабораторию, где мы проведём эксперименты с музыкальными звуками.

РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ.

РЕФЛЕКСИЯ.

Ответы детей на вопросы:

-было ли вам интересно?

-что запомнилось?

-что понравилось?

-хотели бы побывать здесь ещё раз?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

В проекте раскрывается цель обучения детей старшего дошкольного возраста  экспериментально-исследовательской деятельности с использованием цифровой лаборатории и главного героя Наураши....

Мастер-класс «Использование детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для развития познавательной активности дошкольников»

Знакомство педагогов с особенностями работы детской цифровой лаборатории «Наураша в стране «Наурандии» и с возможностями ее использования в опытно-экспериментальной деятельности с де...

Мастер-класс «Использование детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для развития познавательной активности дошкольников»

laquo;Использование детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для развития познавательной активности дошкольников»...

«Использование детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» презентация

laquo;Использование детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для развития познавательной активности дошкольников»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», модуль «Звук» в старшей группе

Конспектобразовательной деятельностипо познавательному развитию с использованием детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии», модуль «Звук»в старшей группеД...