Хвалынск - город, спасший детство.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лашевская Ирина Владимировна

Хвалынск - город, спасший детство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hvalynsk_-_spasshiy_detstvo.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г. Хвалынска

Конспект НОД

по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

на тему

«Хвалынск  - город, спасший детство»

Подготовила и провела:

Лашевская И.В.,

воспитатель

МАДОУ детский сад «Светлячок»

г.Хвалынск-2023

Цель: Расширять знания детей об истории Хвалынска в военные годы.

Задачи: 

  1. Расширять представления детей об истории родного города;
  2. Развивать связную речь, мышление;
  3. Воспитывать у детей интерес к истории своего города, чувство любви и гордости за свою родину.

Предварительная работа: беседа, посещение музея, экскурсия к памятнику «К своим».

Оборудование: корзина, заранее изготовленные цветы гвоздик.

Дети входят здороваются с гостями.

Ход: Дети я вам предлагаю послушать песню.

Звучит фрагмент песни: День победы.

Дети, вам знакома эта песня? О чем она? (о войне). Какой недавно праздник отмечала наша страна? День Победы. Правильно, ребята 9 мая ежегодно наша страна отмечает  великий праздник – День Победы.

Сейчас я вам предлагаю пройти на стулья и посмотреть презентацию.

Слайд 1. Да, на календаре было 22 июня 1941 года, и будильники отсчитывали первые часы воскресного дня и последние минуты мирной жизни. Гитлеровская Германия обрушила на нашу страну удар невероятной силы, охвативший огромную территорию от Бреста до Черного моря.  Весть о начале Великой Отечественной Войны разлетелась молниеносно по всем уголкам нашей огромной Родины.

Слайд 2: Миллионы людей встали на защиту Родины, героически сражались на поле боя. Целые города стойко оборонялись не сдаваясь врагу. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту ОТЕЧЕСТВА, его чести достоинства и свободы. А еще бывает подвиг города, когда все: и дома , и деревья, и вода, и дороги, и улицы – все восстает против врага. Такие города называются городами-героями. Давайте вспомним их с вами.

Ребята, какие вы знаете города-герои?

Слайд 3 Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой).

Слайд 4: Дошла война и до земли Хвалынской. Вместе со своей страной прошел Хвалынск испытание войной.  Тысячи жителей Хвалынска ушли защищать свою Родину. В нашем городе не проходило боевых действий, но Хвалынск называют городом, спасшим детство.

Слайд 5. Ребята, посмотрите, вам знаком этот памятник, в честь кого он воздвигнут? (Выслушивает ответы детей).

Воспитатель: Это Памятник работникам детских домов и приютов.

Слайд 6. Уже через месяц после начала войны в Хвалынск привезли очень много детей, 10 тысяч, это почти столько же, сколько жителей было в Хвалынске. Детей везли из разных городов: Москвы, Ленинграда, Киева, Минска. Как вы думаете, почему из этих городов  детей привезли в Хвалынск? Да, потому что эти города бомбили враги. А где же были их родители, как вы думаете? Родители этих детей  ушли на фронт, защищали свои города и страну, работали на заводах и чтобы дети не попали под бомбежку, чтобы спасти своих детей, отправили их в Хвалынск. 

Слайд 7. Видео.

Слайд 8. В Хвалынске дети жили в детских домах, приютах, интернатах.

Слайд 9, 10. В военное время в Хвалынске было 7 детских   домов и интернатов. Располагались они по всему городу.  Многим из вас знакомы эти здания, вот в них и располагались детские дома в Хвалынске во время войны.

Все жители Хвалынска помогали детям детских домов: приносили одежду, еду, игрушки, настои из лекарственных растений, так как многие дети были ослабленные, больные.

Слайд 11.  А в сентябре   воспитанники детских домов пошли учиться в школу. После школы посещали кружки: учились вязать, шить, пели песни, танцевали.

Слайд 12. Дети постарше работали на огородах, в садах, в поле, помогали своему детскому дому заготавливать овощи и фрукты. Хвалынск стал родным городом для этих детей. 

Слайд 13. А еще в годы войны в Хвалынске было много госпиталей.

 Ребята, вы знаете,  что такое госпиталь? Да, это больницы для раненых военных.  Госпитали располагались в Черемшанах. Очень часто дети ходили в госпитали. Как вы думаете зачем?

Слайд 14. Чтобы помочь раненым, рассказать им стихи, спеть песни – чтобы поднять боевой дух раненых солдат.

А еще дети очень надеялись, что вдруг они встретят в госпитали своих родителей или знакомых. Раненые солдаты рассказывали детям о героических подвигах, угощали детей кусочком сахара или хлебом.

Ребята, а давайте и мы с вами вспомним стихи о войне.

 (Дети читают стихи)

1.Красоту, что дарит нам природа,

Отстояли солдаты в огне,

Майский день сорок пятого года

Стал последнею точкой в войне.

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам –

Нашим дедам и отцам.

2.Над могилой в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко,

Вечно тут огонь горит

Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко, низко

У подножья обелиска,

Наш цветок расцвел на нем

Жарким пламенным огнем.

Мир солдаты защищали,

Жизнь они за нас отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!

Воспитатель:  Ребята, а вы любите свой город? Давайте сейчас покажем, какой город Хвалынск красивый.

Утром рано мы встаем (руки вверх, опустить через стороны)

Город виден за окном (руками показывают окно)

Он проснулся, он живет (руки на пояс, пружинка)

Нас на улицу зовет(ходьба на месте)

Мы живем, мы растем в нашем городе родном (подняться на носки руки вверх)

Для кого то небольшой (руками показать маленький предмет)

А для нас огромный (круговое движения руками)

Пусть растет, пусть цветет (пружинка)

Городок наш скромный (руки в стороны развести)

Слайд 15. Закончилась война. Вся страна ликовала, праздновала Победу. Радовались и взрослые и дети. После войны родители приезжали в Хвалынск, забирали детей из детских домов в свои города, в свой родной дом.

Но Хвалынск навсегда остался в памяти этих детей, как город, спасший их детство. И называют воспитанники детских домов Хвалынск своей второй Родиной. Бывший воспитанник Хвалынского детского дома Аркадий Вольский вспоминает: « В Хвалынске не гремели бои. Но городок жил войной. В детские дома изо дня в день поступали сироты, а в госпитали – раненные солдаты и офицеры. Хвалынск – очень милый городок. Весной особенно хорош в белой кипени садов. Волга-река, красавицы – пароходы, баржи, чайки над водой. Запомнилась помощь фронту: вязали варежки, носки, шили кисеты. Я, как и многие детдомовцы, ощущал себя сиротой, но летом 1944 г. случилось невероятное, в детдом приехала моя мама».

Слайд 16.  Бывшие воспитанники детских домом стали взрослыми, но часто приезжают в наш город, чтобы вспомнить свое детство, чтобы поблагодарить жителей и город Хвалынск.

Слайд 17.  И как благодарность городу, они установили скульптурную группу – воспитатель детского дома с детьми. И назвали этот памятник «К своим». Потому что город Хвалынск они считают своим городом, городом который спас их жизнь.

 Слайд 18. Дети, я вам предлагаю оформить цветочную композицию, из цветов которые мы сделали с вами на кануне, мы с вами обязательно посетим скульптурную группу «К своим» и возложим цветы сделанные своими руками.   Ребята, как называли наш город в годы Великой Отечественной Войны? (Город, спасший детство). Я желаю вам, дети, счастья, солнца и мирного неба над головой.

 А что бы вы хотели   пожелать нашим гостям? (Крепкого здоровья, чтобы никогда не было войны, чтобы дети всегда жили с мамами, ясного неба и яркого солнца). А теперь скажем: до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Город мой-город с детства родной"

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государствен...

Социальный проект "Город моего детства"

Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, социальной среде. История человечества свидетельствует: вопросы гражданского...

конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию"Город безоблачного детства - мой Гдов"

Подготовила :Спиридонова Юлия АлександровнаВоспитатель МБДОУ «Гдовский детский сад №7»   Цель: - воспитание у детей нравственно — патриотических чувств, любви к м...

Тематический праздник "Город нашего детства" для старших дошкольников.

Сценарий разработан в соответствии с календарно-тематическим планом  и является итоговым мероприятием тематической недели "Наш Воронеж"...

"Город счастливого детства"

Педагогическое эссе составленное для конкурса "Воспитатель года"...

Консультация для родителей на тему : "Любим свой город с детства!"

В содержании консультации подобраны рекомендации для родителей по  приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям родного города...

"Покачи - город моего детства"

Исследовательский проэкт с детьми старшей группы "Покачи - город моего детства"....