Диагностическая методика «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина
картотека

Савченкова Ольга Викторовна

Для выявления коммуникативной компетентности ребёнка в об­щении со сверстниками используется методика «Картинки», предложенная Е. О. Смирновой. Стимульный материал данной методики представляет собой картинки с изображением знакомых дошкольнику конфликтных проблемных ситуаций. Ребёнку пред­лагается рассказать, что он видит на каждой картинке и найти вы­ход из сложившейся ситуации. Понимание изображённых собы­тий и характер предложенного решения проблемы являются пока­зателями социальной компетентности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для выявления коммуникативной компетентности ребёнка в общении со сверстниками используется методика «Картинки», предложенная Е. О. Смирновой. Стимульный материал данной методики представляет собой картинки с изображением знакомых дошкольнику конфликтных проблемных ситуаций. Ребёнку предлагается рассказать, что он видит на каждой картинке и найти выход из сложившейся ситуации. Понимание изображённых событий и характер предложенного решения проблемы являются показателями социальной компетентности.

Выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (Методика «Картинки»)

Детям показывают картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых есть обиженный персонаж (см. приложение 2). Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка — для мальчиков — с обиженным мальчиком, для девочек — с девочкой. Каждая картинка предъявляется отдельно.

Предлагается следующая инструкция:

1.  «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке». Ответ
ребенка фиксируется в протоколе.

2.  Если ребенок видит на рисунке конфликтную ситуацию, задается следующий вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого (обиженного) мальчика (девочки)?» Ответ не обсуждается и заносится в протокол, после чего предъявляется следующая картинка.

В случае если на первый вопрос во всех случаях ребёнок не может дать развёрнутого ответа (например, отвечает «Дети», «Мальчики и девочки играют»), констатируется отсутствие социальной компетентности.

Если ребёнок даёт содержательную интерпретацию событиям, изображённым на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом:

Уход от ситуации — ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» — 1 балл

Агрессивный выход (всех прогоню, побью, расстреляю, покусаю и пр.) — 2 балла

Вербально-оценочное решение (скажу, что так не нельзя, скажу, что она плохо сделала, объясню, как надо) — 3 балла

Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) — 4 балла.

Полученные результаты подвергаются качественной и количественной оценке. Наиболее благоприятным является последний вариант ответа. Если все ответы ребёнка относятся к этому типу, он получает 20 баллов, что составляет максимальный результат по данной методике. Если более половины ответов ребёнка (3 и более) относятся ко второму типу, можно констатировать склонность ребёнка к агрессивным формам поведения. В случае если преобладают ответы первого типа, свидетельствующие о коммуникативной беспомощности и несамостоятельности, фиксируется низкий уровень коммуникативной компетентности.

После проведения всех проб, для выявления предпочитаемой формы общения необходимо сопоставить показатели поведения ребёнка в разных ситуациях. При этом нужно иметь в виду следующие показатели:

— выбор ситуации общения (за первый выбор той или иной ситуации начисляется 3 балла);

— активность ребёнка в разных ситуациях: разговорчивость, способность проявлять инициативу и развивать тему общения ;

— чувствительность к словам и действиям взрослого, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;

— общий интерес и эмоциональная вовлечённость ребёнка в содержание общения: раскованность, интерес к теме разговора, эмоциональный комфорт.

Для количественного сравнения показателей активности, чувствительности и интереса следует использовать условную шкалу:

0 — полное отсутствие данного качества;

1 — слабая степень выраженности (1—2 отдельных проявлений);

2 — средняя выраженность качества (3—5 проявлений);

3 — сильная выраженность качества (например, яркие и частые про
явления инициативы или повышенная чувствительность к партнёру).

Количественная оценка данных показателей в каждой ситуации общения заносится в соответствующий протокол

В случае максимальной выраженности всех показателей общения ребенок может набрать 27 баллов, а при наличии выбора — 30 баллов. Сравнение данных показателей в трёх ситуациях общения показывает, какая из них является наиболее привлекательной для ребёнка и, следовательно, какой уровень общения для него доступен. Качественная оценка результата заключается в фиксации наиболее высокой формы общения, доступной для данного, ребенка.

Протокол индивидуального диагностического обследования коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (Методика «Картинки»)

Группа ______________ Специализация группы (если есть)________________________

Имя, фамилия, пол ребенка ______________________________________________

Дата рождения, точный возраст на момент диагностики ____________________________


№ картинки

Отсутствие ответа

0

Уход от ситуации

1

Агрессивный выход

2

Вербально-оценочное решение

3

Конструктивное решение

4

1.

2.

3.

4.

5.

Всего

Итого: _____ баллов.

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/01/24/k_588792abca3c9/383423_1.png

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/01/24/k_588792abca3c9/383423_2.png

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/01/24/k_588792abca3c9/383423_3.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс диагностических методик для обследования всех возрастных групп ДОУ. Автор-составитель Е.А. Горбунова

Предлагаемый комплекс методик позволяет провести диагностику уровней развития психических процессов детей в умеренно короткие сроки.Удобен в работе и применим как для начинающего специалиста, так и дл...

Пакет диагностических методик, карт по адаптации детей к доу

Адаптация к доу -важный компонент в жизни ребёнка. Пакет диагностических методик поможет в работе педагога-психолога правильно отследить состояние ребёнка и в дальнейшем выстроить последующую работу с...

Личностные результаты обучающихся. Диагностическая методика выявления уровня ценностного отношения к семье «Сюжетные картинки».

Личностные результаты обучающихся. Диагностическая методика выявления уровня ценностного отношения  к семье «Сюжетные картинки»....

Личностные результаты обучающихся. Диагностическая методика выявления уровня экологической культуры детей «Сюжетные картинки».

Личностные результаты обучающихся. Диагностическая методика выявления уровня экологической культуры детей «Сюжетные картинки»....

Предметные результаты обучающихся. Диагностическая методика выявления уровня первичных представлений о Родине «Сюжетные картинки».

Предметные результаты обучающихся.  Диагностическая методика выявления уровня первичных представлений о Родине «Сюжетные картинки»....

Предметные результаты обучающихся. Диагностическая методика выявления уровня первичных представлений о православной культуре «Сюжетные картинки».

Предметные результаты обучающихся. Диагностическая методика выявления уровня первичных представлений о православной культуре «Сюжетные картинки»....