Памятка для родителей будущих первоклассников.
материал (подготовительная группа)

Иванова Лариса Николаевна

Материал будет полезен родителям будущих первоклассников, воспитателям, педагогам дополнительных образовательных услуг.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx205.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

для родителей

будущих первоклассников.

                                                                  Составила: педагог дополнительного образования

                                                                                      Иванова Л.Н.

Санкт-Петербург, 2021 г

Поступление ребёнка в школу является переломным моментом между дошкольным и школьным возрастом. Для успешного обучения в школе необходима не только умственная, нравственно-волевая, но и прежде всего физическая подготовка.
Физическая готовность к школе.
Физическое созревание организма (хорошая осанка, зрение, развитие мелких групп - мышц развитие кистей рук, координация движений в соответствии с возрастной нормой).
Устойчивость к нагрузкам.
Гибкость в адаптации к новому режиму.
Совет: организуйте распорядок дня (стабильный режим, полноценный сон, прогулки на воздухе).
Умственная готовность детей к школе.
Определяется познаниями ребенка об окружающем мире. У ребенка должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности:
-принимать учебную задачу: желание выполнить задачу, поставленную педагогом и понимать то, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания;
-обобщать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки;
-понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в рассказе, в жизни);
-иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, уметь им пользоваться;
-делать простой логический вывод;
-копировать буквы, цифры, фигуры, соблюдая размерность всех элементов;
-ориентироваться в пространстве (верх-низ, вправо-влево, вперед–назад);
-механически запоминать 10 не связанных между собой слов при 4-кратном повторении;
-находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу;
-хорошо манипулировать мелкими предметами, не испытывать затруднений при рисовании;
- уметь правильно держать карандаш, видеть клетку в тетради, проводить заданные линии, копировать рисунки и фигуры.
Мотивационная готовность к школе.
Это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Формирование школьной мотивации происходит в детских играх, на занятиях с педагогами, в общении со взрослыми и сверстниками.
Психологическая готовность к школе.
Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Созревание эмоционально – волевых процессов (способность делать не только, что хочу, но и то, что надо; не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно; умение сосредоточиться, управлять эмоциями; адекватная самооценка, положительный образ себя).
Умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность общения со взрослыми и другими детьми.

Навыки первоклассника:
К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно:
- мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
- причёсываться (своей расчёской);

- мыть ноги перед сном тёплой водой;
- утром и вечером чистить зубы;
- при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
- умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
- пользоваться носовым платком;
- быстро одеться, раздеться, убрать постель;
- содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
- содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ;
- при входе в помещение вытирать обувь;
- переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
- при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

Рекомендации для родителей будущих первоклассников (из книги В.Д. Еремеевой «Мальчики и девочки – два разных мира»).
1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по- разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
4. Не переучивайте левшу насильно - дело не в руке, а в устройстве мозга.
5. Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
ПОМНИТЕ, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели.
ПОМНИТЕ, для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.
Никогда не забывайте, что самое главное для ребенка в любом возрасте – это уверенность в собственных силах и в Вашей поддержке. Удачи Вам и Вашему юному гению!

Памятка для родителей первоклассников.
Обязанности родителей:
1.Обеспечить получение общего образования детей.
2.Соблюдать правила внутреннего распорядка школы, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся.
3.Соблюдать порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией, обучающимися и их родителями.
4.Уважать честь и достоинство обучающихся и работников школы.
Права родителей:
1.На выбор школы, языка, языков образования.
2.Преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
3.На ознакомление с локальными актами школы, образовательными программами, методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, оценками успеваемости своих детей.
4.На получение информации о всех видах планируемых обследований, давать согласие на проведение или участие в обследованиях, отказываться и получать информацию о результатах обследований.
5.На согласие или несогласие предоставлять персональные данные для обработки (свои и ребёнка).
Летние каникулы обязательно следует проводить с пользой для детей, а для будущих первоклассников это актуально вдвойне.

Как развивать мелкую мускулатуру ребёнка:
- лепка из теста, пластилина, глины;
- скатывание шариков из салфеток, катание шариков, бусин разного диаметра, камешков;
- нанизывание бусин, пуговиц на нитки;
- штриховка в разных направлениях простым и цветными карандашами, рисование, раскрашивание мелом, красками, фломастерами;
- работа с ножницами (вырезание по шаблону, гармошкой);
- конструирование из бумаги (оригами), работа с иглой;
- пальчиковая гимнастика;
- рисование узоров по клеточкам в тетради;
- занятия на стадионе на снарядах, где требуется захват пальцами.
*Занимайтесь систематически (2-3 раза в неделю), желательно в одно и то же время. Продолжительность занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
*Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
*Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
*Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий.
*Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка.
*Не ругайте, не стыдите за неудачи. Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно. Обязательно найдите, за что похвалить во время каждого занятия.
*Не заставляйте многократно повторять то, что не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

Приятные хлопоты – важные дела!
Особую радость доставляют ребёнку покупки школьных принадлежностей. Сначала приобретите ранец. Разрешите будущему первокласснику походить с ним по комнате, повертеться перед зеркалом, похвастаться перед друзьями. Постепенно наполняйте ранец необходимыми вещами, объясняйте назначение каждой. Пусть ребёнок даже поиграет с предметами под Вашим присмотром. Подберите обложки для тетрадей, для книг, разложите всё по кармашкам. Постепенно у ребёнка проснётся интерес к новой жизни, которая его ожидает.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

«Игры и упражнения, способствующие формированию правильных дыхательных кинестезий,  темпо – ритмических  и интонационных  конструкций речи».

Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Каждый из нас учится общению в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой ребёнок приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, ребёнок не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения".

В этой игротеке собраны игры по формированию темпо – ритмической стороны речи, игры для формирования правильных дыхательных кинестезий, игры, направленные на совершенствование невербальных, упражнения на закрепление различных интонационных конструкций. В первую очередь, они решают задачи по коррекции просодических характеристик речи, таких как темп, ритм, дыхание, сила голоса, мелодика. Помимо этого, разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.

Игры для коррекции темпо – ритмической стороны речи.

1 комплекс.  Цель: развитие умения воспринимать и воспроизводить различные ритмические структуры.

Упражнение 1. Участники встают друг за другом «паровозиком». Ведущий отхлопывает по плечу первого участника определенный ритм. Каждый участник должен отхлопать заданный ритм на плече соседа.

Упражнение 2. Каждому участнику дается схема, на которой с помощью условных обозначений зашифрован ритм. Игроку необходимо отхлопать или протопать ритм.

Упражнение 3. Положить ведущую руку на бедро возле колена и делать легкие нажатия пальцами при произнесения каждого слова текста, исключая союзы и предлоги.

Упражнение  4. Педагогчитает четверостишие. Слушающим необходимо  хлопать в ладоши на каждый  слог стихотворения.

Упражнение 5. Педагог читает стихотворение. Необходимо ударить карандашом по столу  на каждый слог стихотворения.

Упражнение 6.  Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова и фразы.  На каждый шаг – слог.

Упражнение 7. Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком или голосом.

Та         тату     татату

Тата      тата     татата

Упражнение 8. Прослушать любой музыкальный ритм. Прохлопать  (прошагать) этот ритмический рисунок. Затем прохлопать и прошагать одновременно.

2 комплекс.    Цель: обучение контролю за темпо – ритмическими характеристиками речи.

Данный комплекс начинается с упражнений, направленных на формирование темпо – ритмического чувства  речевых и неречевых движений

Упражнение 1. Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово  от себя и к себе непрерывно и плавно.

Упражнение 2. Участники стоят по кругу. Сначала поочередно топая то правой, то левой ногой. Затем произносят слова на этот ритм с движениями.

Там – резкий указательный жест в сторону;

Сам – плавно указать на себя;

Пол – указать на пол;

Нос – указать на нос.

Упражнение 3. Отхлопывание ритма слов.

Август, аист, атом, яхонт, ялик, яма, умница, улица, узник.

Упражнение 4. Отхлопывание ритма слов и предложений  с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук.

Ноги – нога             Совы - сова

Руки – рука              Козы – коза

Горы – гора

Упражнение 5. Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев,  животных под хлопки.

Упражнение 6. Прыжки вправо – влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.

Упа- опа – ипа- апа

Па – по – пу- пы

Паф – поф – пуф – пыф

Хоп – хоп – хоп – хоп.

Упражнение 7. Педагог читает стихотворение, все участники в такт ему выполняют различные движения (ходят, поднимают руки вверх, приседают).

Вот идёт, идёт весна,

Быстроногая она.

По лужайкам топ – топ,

А по лужам шлеп – шлеп.

Упражнение 8. Участники идут по кругу и проговаривают:

Еле- еле, еле – еле                                   медленный

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом                           средний

Всё бегом, бегом, бегом!                        быстрый

Всё быстрей, быстрей, бегом,                очень быстрый

Карусель кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите.

Карусель остановите.                              Средний

Упражнение 9. Проговаривание текста с движением.

На дворе апрель давно.

Снег уже забыт.

А сегодня за окном.

Дождик моросит.

Упражнение 10. Произнесение односложных слов: простых (да, но, ты, мы, дом, сел, там, сук, мак, сон, лом, сыр), а затем со стечением согласных ( сто, сталь, волк, свет, страх, гном, стук, стол, старт, мост, куст, лист, танк).

Упражнение 11. Отхлопывание ритма и одновременное произнесение слов: осень, дует, ветер, листья, лужа, сильный, много.

Упражнение 12. Произнесение пар слов с гласными У, Ы, И, находящимися в ударной и безударной позиции:

- слова с гласными  в ударном и предударном слогах;

- слова с гласными в ударном и заударном  слогах;

- слова различной слоговой структуры и местом расположения  гласного  по отношению к ударению в слове.

Упражнение 13. Произнесение пар слов с гласными Э, О, А, находящимися  в ударной или безударной позиции.

- в первом предударном слоге;

- во втором предударном слоге;

- в заударном слоге;

- в различной структуре слов.

Упражнение 14. Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:

- с ударением на первом слоге: Утром холодно.

- с ударением на одном из средних слогов: Домашнее задание.

- с ударением на конечном слоге: Задать вопрос.

- в различных комбинациях по месту ударения: Новый рассказ.

Упражнение 15. Повторение за логопедом предложений различной структуры и наполняемости.

Упражнение 16.  Тихий удар правой ногой, громкий удар левой ногой, тихий удар правой ногой с одновременным однотипным отхлопыванием:

Собака, машина, лопата, Наташа.

Собака сидела.

Лопата лежала.

Машина стояла.

Наташа кричала.

Упражнение 17. Отхлопывание ритма и проговаривание стихотворения с нужной интонацией.

Где же солнце?

Что случилось?

Целый день течет вода.

На дворе такая сырость,

Что не выйдешь никуда.

Упражнение 18.   Проговаривание стихотворения.

Дождик, дождик, кап – кап – кап.                      Медленно

Ты не капай долго так.                                         медленно

Дождик, дождик льётся:                                       побыстрее

Кап- кап- кап…                                                      быстро

В руки не дается:                                                    быстро

Кап – кап – кап                                                        очень быстро

Упражнение 19. Сопряженное, а после отраженное произнесение скороговорок, пословиц, поговорок в умеренном темпе.

Шла Саша по шоссе и сосала Сушку.

Шесть старушек штопали носки.

Соня и Сашка играли в шашки.

Семь раз отмерь, а один отрежь.

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

От топота копыт пыль по полю летит.

Что с возу упало, то  пропало.

Мал золотник, да дорог.

За хорошее дело, берись смело.

Игры для формирования правильных дыхательных кинестезий.

1 комплекс. Цель: развитие навыков правильного выдоха.

Упражнение 1. «Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать спокойный плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой  и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Упражнение 2. Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом. Распределить длину выдоха на десять секунд.

Упражнение 3. «Форсированный выдох». Взяв вдох носом, сделать быстрый резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»).

Упражнение 4. Проделать упражнение «форсированный выдох»  выдыхая воздух тремя толчками, следующими один за другим. Не добирать воздух во время секундных остановок  в процессе тройного выдоха.

Упражнение 5. «Теплый выдох». Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох.

Упражнение 6. «Свисток». Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить  тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать. Выдыхать экономично.

2 комплекс. Цель: формирование силы и длительности воздушной струи.

Упражнение 1. Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая с произнесением звуков с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ш-ш-ш. необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером.

Упражнение 2. Проделать предыдущее упражнение, периодически изменяя величину раствора губ, тем самым регулируя интенсивность выдоха.

Упражнение 3. Проделать упражнение «фиксированный выдох» мысленно, а затем вслух, произнося основную табличку гласных. Делать это не торопясь, распределить произнесение этих шести гласных на всю длину выдоха.

Упражнение 4. Вдохнуть носом, на выдохе протяжно произносить звук м, не громко, на удобной для вас высоте звучания голоса.  Следить за тем, чтобы выдох был плавный, звук не «качался».

То же самое делать, чередуя на выдохе звуки с - з, ш - ж, ф – в.

Упражнение 5. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе.

а) фаф

    фаф  фоф

     фаф  фоф  фуф

     фаф  фоф  фуф  фыф

     фаф  фоф  фуф  фыф   фиф

     фаф  фоф  фуф  фыф   фиф  феф

Варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и т. д.

б) полунапевно произносить на выдохе:

    ммаммоммуммэммиммымм

    ннанноннуннэнниннынн

    ллаллоллуллэллиллылл

    лляллеллюллеллилль

в) разговорно произносить на выдохе:

  мму! ммо! мма!

  ммэ! мми!  ммы!

Упражнение 6. Обучитесь умению делать добор дыхания. Добор воздуха важно производить быстро и незаметно, он ощущается лишь говорящим. Произнесите небольшие речевые отрезки на выдохе:

Черемуха душистая (добор)

С весною расцвела (добор)

И ветки золотистые (добор)

Что кудри завила.

Упражнение 7. Сделать полный вдох, посчитать на выдохе. Счет прямой, обратный, порядковый, десятками. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев.

3 комплекс. Цель: развитие речевого дыхания.

Упражнение 1. Сделать ротовой вдох и на выдохе произносить на распев слога: МА, МО, МУ, МЫ, МИ;

НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БИ.

Упражнение 2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложные слова (по слогам): мама, мила, мыла, ноты, кони, дети и т.д.

Упражнение 3. Сделайте ротовой вдох и на выдохе нараспев произнесите  трехсложные слова (по слогам):малина, калина, машина, кубики, запели и т. д.

Упражнение 4. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов: «мама мыла», «мила шила», «маша ела», «дети запели» и т.д.

Упражнение 5. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов: «мама мыла милу», «мама мыла колю», «мила ела кашу» и т. д.

Упражнение 6. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов: « мама мыла Машу мылом», «мама шила Маше шубу» и т.д.

Упражнение 7. Выполнение ротового вдоха и на вдохе произнесение на распев фразы, состоящей из 4 слов с союзом И:  «Мила ела кашу и грушу» и т.д.

Упражнения на закрепление различных интонационных конструкций.

Упражнение 1. Сказать с повелительной интонацией: Стой! Стоп! Встань!

Сказать с интонацией нежной, просительной: Встань!

Упражнение 2. Участники стоят по кругу и проговаривают отраженно за логопедом.

Злая.                                                       сердито

Злая собака.                                           сердито

Злая собака?                                          вопросительно

Злая собака!                                          Испуганно

Упражнение 3. Работа над слитностью произношения. Проговаривание сопряжено с логопедом.

Пришла зима.

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый пушистый снег.

Каждое предложение проговаривается на одном выдохе.

Упражнение 4.  Разделить участников на две группы, одни задают вопрос, другие отвечают.

Какая? – движение, обозначающее вопрос.

Такая. – Указательное движение правой рукой вперед.

Какой?  - Такой.

Какое? – Такое.

Какие? – такие.

Упражнение 5. Проговорить стихотворение с движениями, соблюдая интонацию  и логическое ударение.

Скворец туда!                                  Восклицательно.

Скворец сюда!                                Указательно.

Вода!                                                С отчаянием.

Вода!                                                 С отчаянием.

Беда!                                                  С отчаянием.                                            

Кругом- вода!                                    С отчаянием.

Куда лететь? Куда лететь?               вопросительно

Где жить?                                           Вопросительно.

Где петь?                                            Растерянно.

Упражнение 6.  Воспроизведение различной интонации  в коротких предложениях.

Шапка чья?                         - Вопросительно.

Шуба чья?                           - Вопросительно.

Да, моя, моя, моя!              - Утвердительно.

Шапка эта моя!                   - Утвердительно.

Шуба эта моя!                     - Утвердительно.

Дайте мне, пожалуйста!     - Просительно.

Шапка твоя?                        - Вопросительно.

Да!                                        - Утвердительно.

Шуба твоя?                          - Вопросительно.

Да!                                        - Утвердительно.

Получай!                              - Повелительно.

Никогда не теряй!              - Повелительно.

Упражнение 7. Проговорить стихотворение, соблюдая нужную интонацию.

Бабка охает и стонет:                                  - страдание.

Ой! Белье моё утонет.                                  – отчаяние

Ой! Попала я в беду!                                     - отчаяние.

Ой! Спасите! Пропаду!                                Отчаяние.

Упражнение 8. Проговаривание текста.

Подожди!                                                     Повелительно.

Подожди!                                                     Просительно.

Подожди!                                                     Радостно.

Подожди меня!                                            Повелительно.

Подожди меня!                                            Просительно.

Подожди меня!                                            Радостно.

Где тебя подождать?                                  Вопросительно.

Тут или там?                                                Вопросительно.

Тут тебя подождать?                                   Вопросительно.

Может быть тут, а может быть там,

Не знаю.                                                       Неопределенно.

Упражнение 9. Проговаривание сначала сопряжено, а затем отраженно от речи логопеда вопросительной и повествовательной интонации.

- Какая погода?

- Солнечная (пасмурная, ветреная) погода.

- Какая сегодня погода?

- Сегодня… …. .

-Где пуговица?

- Вот пуговица.

- Где у тебя пуговица?

- Вот у меня пуговица.  (- У меня нет пуговицы).

- У меня пуговицы на рубашке (платье, брюках, кофте…)

- Какого цвета у тебя пуговицы?

- У меня пуговицы черного цвета.

- Какие у тебя пуговицы?

- У меня железные (пластмассовые,  деревянные,…)пуговицы.

- У меня большие (маленькие, средние) пуговицы.

Упражнение 10. Участники синхронно с логопедом задают вопросы и отвечают на них.

Чем моют руки?                               - Мылом.

Чем чистят зубы?                             - Щеткой.

Чем умываются?                              - Водой.

Чем вытираются?                             - Полотенцем.

Чем едят суп?                                    - Ложкой.

Чем режут хлеб?                               - Ножом.

Чем гладят?                                       - Утюгом.

Чем вытирают нос?                          - Платком.

Чем подметают пол?                        - Веником.

Чем забивают гвозди?                      - Молотком.

Чем пишут?                                         - Ручкой и карандашом.

Упражнение 11. Проговаривание текста с соблюдением  интонации.

Рано – рано выпал снег.

Удивился человек.

- Это снег? Не может быть!

- На дворе? Не может быть!

- На траве? Не может быть!

- В октябре? Не может быть!

- Неужели это снег?

Не поверил человек.

Упражнение 12. Проговаривание текста с соблюдением интонации.

- Эхо, я тебя зову!                                - звательная

- А – у, а- у!                                           - звательная

- Ты уже поело?                                    - вопросительная

- Е – ло, е –ло!                                       - утвердительная

- Хочешь булочку мою?                       - вопросительная

- Чью? Чью?                                          -   вопросительная

 - Я тебе конфетку дам!                        - ласковая

 - Ам! Ам!                                                - ласковая

 - Эхо! Ближе подойди!                          - просительная

 - Ты иди! Иди!                                        - просительная

- А вдруг там болото?                              - испуганная

 - То – то, то- то!                                       - испуганная

- Ладно, я потом приду!                           - успокаивающая

- Жду! Жду!                                                - успокаивающая.

Упражнение 13. Проговаривание сопряжено с логопедом с  соблюдением темпа, ритма, интонации.

Тёп – тёп! Кап – кап!

С крыши падают слезинки.

Тёп – тёп! Кап – кап!

Тают белые снежинки.

Тёп – тёп! Кап – кап!

Солнышко по крыше скачет!                      (радостно)

Тёп – тёп! Кап – кап!

А зима сидит и плачет.                                (плаксиво)

Упражнение 14. Различение восклицательной и вопросительной интонации в экспрессивной речи отраженно от речи логопеда.

- Я упал! Больно!                      (Сказать плаксиво)

- Я упала!   Больно!

- Мы упали!

- Больно?

- Да, больно!

- Нет, не больно!                        (Сказать радостно)

Упражнение 15. Закрыть лицо руками. При открывании лица – говорить слоги с разной интонацией и соответствующим выражением:

Ай!   (Радостно)

Ой!    (Испуганно)

Ой!    (Плаксиво)

Эй!    (Радостный оклик)

Игры  и упражнения,  представленные в комплексах, могут быть  использованы в работе с детьми  разных категорий, не только логопедом, но и психологом, дефектологом, воспитателем. Они могут  использоваться самостоятельно в специальном занятии в соответствии с темой и поставленными задачами,  а могут отрабатываться в изложенной очередности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Памятка для родителей будущих первоклассников»

Советы для родителей будущих первоклассников.А так как дети бывают разные, то и советы даны родителям подвижных, медлительных, а также застенчивых и неуверенных детей.Подобрана литература, которую сто...

«Памятка для родителей будущих первоклассников» Опубликов

Советы для родителей будущих первоклассников. А так как дети бывают разные, то и советы даны родителям подвижных, медлительных, а также застенчивых и неуверенных детей. Подобрана литература, кот...

Памятка для родителей будущих первоклассников

Первое сентября1 сентября– эмоционально насыщенный день. Дети очень сильно переживают, хотя и не все это внешне показывают. Чтобы снизить эмоциональный всплеск и возможное нервное напряжение, по...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Памятка для родителей будущих первоклассников КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?

Памятка для родителейбудущих первоклассников  КАК РОДИТЕЛИ МОГУТПОМОЧЬ РЕБЁНКУИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХТРУДНОСТЕЙ?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...