Доклад "«Кумулятивные сказки в работе с детьми с ОНР»
статья

Фрумузаки Валентина Валериевна

Доклад о роли кумулятивных сказок в развитии речи дошкольникоа  с ОНР

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gmokumulyativnye_skazki_v_rabote_s_detmi_s_onr.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад

г. Покачи

Доклад  «Кумулятивные сказки в работе с детьми с ОНР»

Подготовили

   воспитатели:

Фрумузаки В.В.

Науменко О.А

 

«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».                  

Л.С.Выготский

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.  

К сожалению, в последнее время выросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, как следствие, всей связной речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

     Характеризуя детей с общим недоразвитием речи, можно отметить целый ряд особенностей, отличающих их от нормально развивающихся сверстников:

  • позднее появление первых слов, простых предложений;
  • речь, малопонятно для окружающих за счет выраженного  аграмматизма;
  • ограниченный лексический запас;
  • незавершенность процесса фонемообразования;
  • отставание как экспрессивной, так и импрессивной речи;
  • недостаточная речевая активность, которая  без специального обучения не приходит в соответствие с возрастным требованиями.  

Общее недоразвитая  речь  может проявляться в разной степени. Поэтому на     сегодняшний день выделяют четыре уровня речевого развития.

1-й уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием речи.

  2-й уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые, состоящие из двух-трех, редко четырех слов, или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. Они могут отвечать на вопросы.

3-й уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями.

4-й уровень речевого развития характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы. Это форма речевой патологии, при которой у дошкольников отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении фонетикой, лексикой и грамматикой. У детей наблюдаются трудности в употреблении слов сложной слоговой структуры («температура», «экскурсия», «фотографироваться»).

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти.

Детям с ОНР трудно запомнить 3 – 4 ступенчатые словестные инструкции, последовательность выполнения задания.

Если вовремя не исправить эти нарушения, то впоследствии могут возникнуть трудности общения с окружающими, мешающие детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это вынуждает искать новые эффективные методы и формы коррекционной работы.

Сказка — наиболее универсальный и комплексный метод воздействия в коррекционной работе с детьми. Она в жизни ребёнка играет огромную роль. Знакомство с ней начинается с первых лет его жизни.

С самого  раннего возраста мы  знакомим ребенка  с такими сказками, как «Теремок», «Репка» и «Колобок». Они могут слушать их бесконечно и пытаются повторить сюжет истории. Одновременно с этим ребенок учится говорить, удивляться и сопереживать. Персонажи и действия подобных сказок образуют своеобразную цепь, словно нанизываясь друг на друга. Все они являются примерами кумулятивной сказки, в которой происходит повторение речевой формулы. Нужно ли детям по пять раз выслушивать такие фразы как «бабка за дедку» и прочие повторы? Да, такие повествования (сказки) необходимы детям для развития речи и мышления.

Рассмотрим подробнее композицию кумулятивной сказки. Примеры сюжета подобного повествования явно указывают нам на то, что с каждым повтором в такой истории,  происходит определенное усложнение с непременным добавлением нового элемента, но с использованием прежней формулы. Подобное построение композиции позволяет ребенку  развивать алгебраическую логику. Например, в сказке «Репка» берется формула «кто-то за кого-то». В нее помещают новые значения переменной. В итоге получается «Жучка за внучку» или «мышка за кошку».

Аналогичный примером может служить и кумулятивная сказка «Колобок». В ней есть формула «я ушел от кого-то». При этом «кто-то» рассматривается в качестве переменной. Ее последовательно замещают теми животными, которых Колобок повстречал на своем пути, то есть зайцем, волком, медведем.

Персонажи в цепочные сказки также вводятся последовательно. Например, в «Репке» это происходит от большего к меньшему. В «Теремке» наоборот – от меньшего к большему.

Структурированной является и сказка «Маша и медведь». В каждой из ее частей девочка знакомится с набором предметов. Причем первым всегда идет большой, затем средний, а напоследок и маленький. Уже к середине повествования дети начинают помогать  взрослым излагать сюжет. При этом размер вещей они непременно связывают с величиной медведей. Таким образом, кумулятивные сказки помогают формировать у детей логическое мышление. Малыши начинают учиться причинно-следственным связям и построению последовательностей. На первых порах это самые простые модели, но ими детки уже могут воспользоваться в других ситуациях, которые будут для них более сложными.

Шутливый замысел сказки подчеркивает нарочитость ее складной речи. Все произносимые героями фразы предельно коротки и имеют черты словесной формулы. Так, в сказке под названием «Заюшкина избушка» лисица выгоняет зайчика из его избушки. Ему вызываются помочь собаки, медведь, бык, и петух. Каждый из этих зверей вначале спрашивает, о чем же плачет зайчик. Его ответы одинаковы для всех.

Постепенно ребенок должен быть привлечен к осуществлению действия. Например, ему может быть предложено выяснить, кто из героев пойдет помогать деду тянуть репку, или какой зверь следующим будет проситься в теремок или повстречается на пути у Колобка.

При исполнении таких сказок порой требуется произносить текст в виде скороговорок, а иногда он просто поется. Весь интерес слушателя при этом кроется в нагромождении слов. Именно поэтому кумулятивный сюжет в сказках оформлен стихами и рифмой.

В 2-3 года кумулятивная сказка может быть превращена в игру, которая позволяет сравнить признаки. Наиболее удачным сюжетом для этого явится история «Маша и медведь». Перед ребенком  ставятся картинки предметов, принадлежащих медведем, и он должен собрать те из них, которые принадлежат папе, затем маме и их сыночку. Подобная игра позволит сформировать у ребенка причинно-следственные связи. Постепенно задачи могут быть усложнены. Например, ребенок должен сгруппировать все вещи не только по размерам, но и по цветам.

Таким образом, работа с кумулятивными сказками способствует развитию навыков связной (монологической) речи, речевой активности, формированию коммуникативных, познавательных способностей дошкольников, развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, навыки устной и монологической речи. Сказка позволяет осуществить поэтапное и постепенное усложнение заданий по формированию фонематических процессов.
Кумулятивные или цепевидные  сказки, адекватно включаются в процесс коррекционной работы с ребенком  имеющим общим недоразвитием речи и для него чрезвычайно полезны образцы текстов, в  которых заключается многократным нарастающем повторении одних и тех же действий.

  Например:

 Сказка «Репка». Начинается она с того, что дед посадил репу и не может   вытащить выросший корнеплод. Ему на помощь приходят другие герои повествования(сказки). тянет-потянет, вытянуть не может!

А сказка «Теремок» начинается с того, что мышка решает поселиться в заброшенной теремке. Так и возникает кумулятивная сказка о животных. После к терему подходят звери. Причем делают это в порядке нарастания величины. Звери напрашиваются к мышке пожить. Последним приходит медведь. Им и заканчивается сказка. Ведь этот большой зверь садится на терем и разрушает его.

Если в сказке «Репка» создание цепочки вызвано внутренней необходимостью и мотивировано, то в «Теремке» появление все новых и новых зверей мышке вовсе и не нужно. Исходя из этого признака различают два вида кумулятивных сказок. Это такие, в которых присутствует логика повествования, а также те, где она не требуется.

В некоторых кумулятивных сказках в основе всех действий лежат различные по своему виду бесконечные комические диалоги. Цепочка, по которой происходит наращивание сюжета, бывает весьма разнообразной. Например, читая сказку «Петушок и бобовое зернышко», мы видим целый ряд отсылок. Вначале курочка бежит к реке за водой. Туда ее посылает петушок. Река посылает курочку за листом к липе. Дерево же направляет ее за нитками к девке, а та – за молоком к корове, и т.д. В этой сказке отсутствует всякая логика того, какие персонажи и за какими предметами отправят курочку дальше. Собственно, никаких объяснений такая сказка не требует. Логику в ней никто не ищет и никто ее не требует. Порой цепочка событий кумулятивных сказок строится на ряде обменов. Причем одни из них происходят от худшего к лучшему, а другие, напротив, от лучшего к худшему.

В доказательство этому можно привести сказку «Лисичка со скалочкой», которая повествует о том, что лиса потребовала за будто бы пропавшую курочку (она ее съела сама) гусочку. После этого она решила поменять гусочку на девочку. Слова лисы которые повторяться.

Ах да много ли мне места надо: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, туда и скалочку уложу.  А где  же моя скалочка подевалась? А подавайте мне замест неё курочку, гусочку, девочку.

Звери  по очереди подходят к избушке и пытаются выгнать лису. При этом каждый из этих произносит одну и ту же фразу. Это требование «Поди, лисица, вон!». На что она им отвечает так же одинаково, что их клочки, стоит ей только выскочить, полетят по закоулочкам. Повтор каждого из звеньев сюжетной цепочки в сказке сопровождается словесной формулой, к которой постепенно присоединяются новые подробности.

По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу каждому  ребенку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская сказка в работе с детьми"

При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...

Роль русской народной сказки в работе с детьми раннего возраста.

Русская народная сказка учит датей добру, мудрости, умению делать выбор. Сказка развивает воображение ребенка, соверш...

Методическая разработка "Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".

Особенности работы со сказкой в рамках методической разработки....

Консультация "Терапевтические сказки в работе с детьми"

Дети через сказки познают мир и получают необходимый жизненный опыт....

Сказка в работе с детьми переживающими ситуацию развода

Развод является не событием, а процессом, который начинается тогда, когда супруги рассматривают развод как реальную возможность, и заканчивается тогда, когда происходит установление самостоятельного с...

Программа театрального кружка «В гостях у сказки» для работы с детьми 5-7 лет

Программа театрального кружка «В гостях у сказки»для работы с детьми 5-7 лет...

"Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста".

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей....