Игровой стретчинг - здоровьесберегающая технология в детском саду
статья (старшая группа)

Селихова Анастасия Викторовна

Основная проблема это слабое физическое развитие. У детей плохая выносливость, гибкость, координация движений, нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, неуклюжесть, испытывают «двигательный дефицит». В соответствии с этим начался поиск эффективных методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в группе. Одной из современных здоровьесберегающих технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников является Стретчинг.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селихова А.В.

Игровой стретчинг - здоровьесберегающая технология в детском саду

 Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

ФГОС определяют, как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

Основная проблема это слабое физическое развитие. У детей плохая выносливость, гибкость, координация движений, нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, неуклюжесть, испытывают «двигательный дефицит». В соответствии с этим начался поиск эффективных методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в группе. Одной из современных здоровьесберегающих технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников является Стретчинг.

Стретчинг (англ. stretching) – это упражнения, предназначенные для растягивания мышц, связок и сухожилий.

 «Игровой стретчинг» – это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников.

Занятия стретчингом – это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение. Программа занятий игровым стретчингом включает в себя элементы лечебной физкультуры, упражнения корректирующей гимнастики, релаксацию, музыкальное сопровождение. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету.

Цель  - сохранение и укрепление физического, психического здоровья и гармоничное развитие ребёнка.

Задачи игрового стретчинга:

• развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистую и нервную системы организма;

• создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;

• оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата;

• совершенствовать физические способности;

• воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении;

• создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

Принципы игрового стретчинга:

• Наглядность – показ физических упражнений, образный показ.

• Доступность – от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитываем подготовленность детей.

• Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.

• Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно.

• Индивидуально – дифференциальный подход – учёт возрастных особенностей и состояния здоровья ребёнка.

• Сознательность – понимание пользы выполнения упражнений.

Стретчинг можно превратить в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника.

Работа в ДОУ по данной теме строится в несколько этапов:

  1. подбор  и изучение литературы по теме;
  2. подготовка консультации для родителей;
  3. анкетирование родителей;
  4. подбор музыкального сопровождения;
  5. составление картотек.

Использование игрового стретчинга в работе с детьми:

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения. С помощью включения в физкультминутку движений по методике игрового стретчинга снимается утомление, восстанавливается эмоционально-положительное состояние ребенка.

Совместная деятельность в отличие от занятий, не имеет четкой структуры, конкретного программного содержания и не ограничена по времени. Организуется в утренние и вечерние часы и проводится в свободной форме. В вечернее время игровой стретчинг как совместная деятельность может быть организован как кружковая работа.

Самостоятельная двигательная деятельность. Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Благодаря тому, что упражнения игрового стретчинга проводятся в игровой форме и тем самым становятся очень интересны и привлекательны для детей, вполне понятно, что дошкольники переносят их в свою повседневную жизнь. Эти упражнения должны лишь целенаправленно организовываться педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.

Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в физкультурные досуги, праздники.

Работа с родителями.

Для родителей целесообразно донести необходимую информацию о методике (игрового стретчинга) на родительских собраниях, в виде консультаций в информационном уголке, в форме индивидуальных бесед. Особенно ценны задания на дом, где прописаны упражнения игрового стретчинга отдельно и в сюжетной связи, доступные для выполнения их с детьми в домашних условиях.

Работа с педагогами.

Для того чтобы педагоги дошкольного учреждения могли включать упражнения игрового стретчинга в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в совместную двигательную деятельность с детьми, в двигательную деятельность на прогулке, могли корректировать самостоятельное выполнение детьми стретчинговых упражнений провожу индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, семинары, практикумы.

Детям очень нравится происходящее действие. Они живо включаются в игру, начинают предлагать свои варианты и названия к ним. Упражнения могут быть одни и те же, но приобретают новизну из - за новой игровой ситуации, названия, подачи. 

Пример из практики перед началом утренней гимнастики  предлагаем детям отправиться в цирк, принять участие в цирковом представлению. Дети с радостью принимают предложение, у них улучшается настроение, эмоциональный фон. Предлагаем детям полежать в позе «кошечка», превратить наши ножки в крылья бабочки и полетать «поза бобочка», также тянемся в позе «собаки», растягиваем мышцы.

Основные правила стретчинга:

-разогрев перед упражнениями;

- медленное и плавное выполнение упражнений;

- «правило ровной спины» - следите за осанкой, т.к. сгорбленность уменьшает гибкость;

-спокойное дыхание;

- растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.

Технология «игровой стретчинг» может использоваться, как самостоятельное занятие, причем как дополнительное.

Структура занятий обусловлена возрастными закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребёнка во время физических нагрузок, а также с учётом требовании физиологии и гигиены физических упражнений.

Структура игрового стретчинга включает в себя несколько естественно переходящих одна в другую частей: вводную, основную и заключительную.

В первой (вводной) части занятия проходит разогрев мышц, подготовка организма к работе. Дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. Это могут быть упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения. Вводная часть длится: в младших группах 2-4 минуты, в средней — 3-5 минут, в старшей — 4-6 минут.

Основная часть: В ней переходим к стретчингу. На занятии можно использовать 6 упражнений, подобранных на укрепление и растяжку всех групп мышц.

обучение и закрепление упражнений на различные группы мышц. С детьми проводится новая сюжетно-ролевая игра в виде:

• сказочных путешествий (в зоопарк, в лес, в джунгли, на необитаемый остров, в морское царство, на Луну и т. д.)

• фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными, насекомыми, людьми и т. д.

• по заранее подготовленному на основе сказки сценарию

(дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказок)

Основная часть длится: у младших групп — 15 минут, у средних и старших — 20 минут.

Заключительная часть в данной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок.  Заключительная часть длится: в младшей группе 5-10 минут, в средней — 4-6 минут, в старшей и подготовительной — 4-6 минут. Дети расслабляются. Занятие окончено.

Ознакомление с технологией вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.  Оздоровительная технология «игровой стретчинг» способствует воспитанию основ здоровьясбережения, а так же устойчивой потребности в двигательной активности.

Использованная литература.

1. А. Г. Назарова «Игровойстретчинг» ОФТ, Спб 2005

2. Назарова А. Г. «Игровой стретчинг» методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург

3. Практика сказкотерапии (под редакцией Н. А. Сакович). –СПб: Речь, 2007.

4. Е. В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг» ТЦ «Сфера», М 2010

5. О. А. Волков, Е. А. Волкова «Веселая йога: специально для детей» «Феникс», Ростов 2008

6. А. А. Липель «Детская оздоровительная гимнастика «Спб. 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Материал полезен педагогам  на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...

Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...

Родительское собрание - Игровой тренинг с родителями на тему: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома».

познакомить родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада....