«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»
презентация

Недомолкина Оксана Александровна

                        Приобщение детей дошкольного возраста к «истокам русской народной культуры», определяется следующая важнейшая задача, стоящая перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное и нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида №151» Воспитатель Недомолкина Оксана Александровна, I КК Презентация на тему: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»

Слайд 2

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ ИСТОРИЯ Знакомство с историей родного края Приобщение ребенка к истокам народной культуры РППС: Центр развития патриотического воспитания (уголок патриотического воспитания; мини-музей) Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная, конструирование из разных материал ов. КУЛЬТУРА

Слайд 3

Актуальность : «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным!» К.Д. Ушинский. Детство – время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта. Обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Слайд 4

Задачи: познакомить детей с устным народным творчеством и фольклором; дать представление о народных праздниках, обрядах, традициях русского народа; познакомить дошкольников с предметами быта старины; воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре; привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским национальным традициям. Цель: Формирование духовно - нравственной личности ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры.

Слайд 5

Формы работы с детьми: тематические занятия, беседы; игры (дидактические, сюжетно-ролевые, хороводные, игры- драматизации, подвижные); чтение и обсуждение произведений разных фольклорных жанров; просмотр и обсуждение презентаций, видеофильмов; посещение тематических мини-музеев ДОУ; проведение досугов, праздников, развлечений.

Слайд 6

«Ничто не убеждает лучше примера» (пословица) Знакомство с предметами русского быта Знакомство детей с бытом русского народа начинаем в мини – музее «Предметы старины». При посещении мини-музея дети знакомятся с истоками русского народного искусства, которые присутствуют в образе традиционной деревни, с устройством крестьянского дома, получают представление о том, что дом - это не просто строение, а живой организм со своими внешностью и характером.

Слайд 7

Знакомство с устным народным творчеством и фольклором В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Знакомя детей с поговорками, сказками, загадками, пословицами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Слайд 8

Знакомство с народными праздниками Знакомство детей с народными праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дает возможность детям ознакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Праздники — неиссякаемый источник традиций и обрядов. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа.

Слайд 9

Знакомство с песенно – игровыми традициями Ни один праздник на Руси не проходил без музыки и песен. Поэтому в игровой деятельности вводим детей в мир песенного творчества и народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов.

Слайд 10

Формы работы с родителями: тематические беседы; консультации; круглые столы; мастер – классы; творческие конкурсы; совместные досуги, праздники, развлечения; памятки, буклеты, рекомендации .

Слайд 11

Беседы с родителями на темы: «Роль устного народного творчества в жизни дошкольников» «Знакомство с воронежскими сказительницами Корольковой и Барышниковой» и др.

Слайд 12

Консультации: «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания» «Сказки , загадки, скороговорки, пословицы в развитии речи детей дошкольного возраста» «Роль русской природы в изобразительной деятельности»

Слайд 13

Литература, используемая при подготовке к организованной образовательной деятельности : С.П.Толкачёва «Народный костюм Воронежской губернии» И.Н.Котова , А.С.Котова «Русские обряды и традиции» В.Н. Матова «Краеведение в детском саду»

Слайд 14

Вывод: Знакомство детей с русской народной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью и православными праздниками с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Слайд 15

Если ребенок родился и рос, На родной стороне, среди русских берез, Слышал русские песни, колядки справлял, С светлым праздником Пасхи родных поздравлял, Был воспитан в труде, милосердье, добре, В уважении к старшим, родным и Земле, Эту заповедь предков в душе сбережет, Только радость и счастье с собой принесет. Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

1 слайд

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где определен принцип построения образовательной деятельности в дошкольной организации на основе духовно-нравственных ценностей, принятых в современном обществе. Поэтому духовно – нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

        2 слайд

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры», определяется следующая важнейшая задача, стоящая перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное и нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа!

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги. Они рассматривали народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенкаЭто Сухомлинский, Усова, Князева, Комарова Их опыт бесценен!

Воспитывая детей духовно-нравственно обращаясь к истокам русской народной культуры можно выделить несколько этапов -  это устное народное творчество, театрализованная деятельность, художественное творчество и прикладное искусство.

        3слайд

Развитие духовно – нравственных качеств личности ребенка путем приобщения к русской культуре через знакомство с фольклорным и обрядовым творчеством русского народа, на мой взгляд, является актуальной проблемой в воспитании подрастающего поколения.

         4 слайд

Целью своей работы по духовно-нравственному воспитанию ставлю:

Формирование духовно-нравственной личности ребёнка через приобщение к истокам русской народной культуры.

Задачи:

 - знакомство с историей народных промыслов декоративно — прикладного искусства;

- изучить характерные особенности каждого промысла;

- развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства; - воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре;
 - формировать у детей и духовный патриотизм;

- привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским национальным традициям. 

 5 слайд

Работу по духовно-нравственному воспитанию веду по нескольким направлениям:

  • «Моя семья», «Родной город», «Родная страна», «Природа нашего края», «Народная культура и традиции».

 Мир ребёнка начинается с его семьи, поэтому, именно в рамках направления «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, представление о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях. Дети знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь родных, заботится о близких, открывают значение пословиц: «В дружной семье и в холод тепло», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьёй» и др. Дети с большой гордостью рассказывают о своей семье, какая она дружная, как проводятся вместе выходные, праздники.        

  • Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, дому. Поэтому работая над направлением «Родной город», проводим беседы, показываем наглядные иллюстрации о родном городе, проводим целевые прогулки (экскурсии) на социально значимые объекты: школа, библиотека, в дендрологический парк. Благодаря экскурсиям дети получают значительный объём информации о достопримечательностях нашего города о знаменитых земляках, о природе родного края.

В рамках направления «Родная страна» дети больше узнают о столице нашей Родины, знакомятся с государственной символикой. В этом же направлении затронута и военная тематика. В его рамках ведётся работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе.

  • Природе отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании, так как родная природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Ребёнок способен понимать, что он относительно природы может быть созидателем. Беседуя с детьми о природе родного края, помогаем детям почувствовать красоту и хрупкость родной природы, необходимость заботы о ней. Дети и родители с удовольствием принимают участие в выставках поделок из фруктов и овощей «Дары осени», картин из осенних листьев, детских рисунков «Эколята – защитники природы».                                                   Активно участвуют в акциях «Зеленая елочка- живая иголочка», «Поможем пернатым», «Братья наши меньшие» и др.  

        6 слайд  

Ознакомление детей с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда.

Атмосфера старины и национальный быт, который позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа, развивать любознательность, воспитывают чувство прекрасного позволяет оформленный мини-музей «Русская изба», где представлена старинная утварь (чугунок, ухват, кочерга, прялка, коромысло, национальные костюмы), сделан макет русской печи, а за большим деревянным столом на лавках проходят посиделки с беседами и чаепитием. Мини-музей обладает огромной педагогической ценностью.       Он позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединяет педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников.  

        7 слайд

Безусловно, развивающая предметно-пространственная среда группы, а далее и детского сада имеет большое значение в развитии детей дошкольного возраста. Мной создана в группе безопасная, динамичная и трансформируемая среда. Она обеспечивает реализацию основной образовательной программы образовательного учреждения.

В своей работе я широко использую все виды устного народного творчества: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. Начиная с младшего возраста знакомлю детей с русскими народными сказками с помощью театрализованных представлений, потешки включаем в режимные моменты и просто во время игр. Разучивая произведения русского фольклора, разъясняем значение непонятных детям слов и выражений: чугунок, лапти, коромысло и т. д. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера.

И конечно же любимый вид деятельности для детей продуктивный, знакомя детей с народно-прикладным искусством (дымка, хохлома, гжель, городецкая роспись), разрисовываем с детьми различные предметы, творим красоту.

       

        7 - 8 слайд

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. Праздники являются ярким событием в жизни детей. Дети водят хороводы, играют во множество народных игр, поют обрядовые песни, узнают об истории и традициях народных и православных праздников, разучивают рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях.                                                          

Проводы Масленицы проводим на улице с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением блинами.                                                                  

На Пасху с детьми изготавливаем из подручного материала яйца , а затем их расписываем, играем в народные игры.    

          9 слайд

В своей работе используем различные жанры детского фольклора.

Русские загадки, пословицы и поговорки, малые формы фольклора попевки, колядки, заклички – это народная мудрость. Они кратки, выразительны; учат ценить честность, трудолюбие, взаимопомощь, смелость и дружбу.

Песни, календарные обрядовые песни, песни свадебного цикла, военно-бытовые, семейно-бытовые, трудовые, лирические песни, частушки способствуют освоению детьми фольклорного языка.

Игра – неисчерпаемый источник бодрости, радостного познания самого себя и окружающего мира. Игровые и плясовые песни, русские народные, словесные, подвижные игры – отражают национальные черты, бытовой уклад, мировоззрение народа, рассказывают о его истории.

Народные танцы – это русский хоровод, пляски или плясовые, пляски-импровизации, перепляс – где каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен.

      10 слайд

Большой потенциал воспитания подрастающего поколения заложен в истоках русской народной культуры.

Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передаёт свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.

Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осуществлялась раньше преимущественно в семьях, поэтому в основе народной педагогики лежит, прежде всего, семейная педагогика, то есть то, чему учили и как учили подрастающего в семье человека.

Моя работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей моих детей.

С ними систематически провожу беседы, консультации на темы: «Устное народное творчество как средство развития речи детей», «Произведения народного творчества», «Драгоценное достояние», «Сказка ложь, да в ней намёк». Организовываем выставки детско-родительских работ.

 В уголок для родителей помещала статьи: «Что за прелесть эти сказки», «Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества» «Традиционные праздники», «Русские народные игры».

 Родители оказали большую помощь в приобретении дидактических игр по фольклору, в обновлении и обогащении театральной зоны.

          11 слайд

Также, привлекаем родителей к подготовке к празднику и участию в нем. Они готовят сюрпризы для ребят, вместе с ребенком учат индивидуальные стихи, песни, инсценировки, загадки, частушки. Дома ребятишки разучивают с родителями элементы танца или хоровода.

Интересно проходят посиделки, праздники, где родители принимают активное участие. Очень важно, чтобы родители были постоянно в курсе той работы, которая ведется с их детьми.

           12 слайд

Для воспитателей провожу консультации, семинары – практикумы. В группах мы создали неплохие музыкальные уголки, общими силами воспитателей изготовили пособия, дидактические игры.

Музыкальные руководители широко используют народный фольклор во всех его проявлениях: знакомят со сказками, календарно – обрядовыми песнями, танцевальными жанрами (хороводами), инструментальной музыкой в исполнении оркестра русских народных инструментов и музицируют на русских народных музыкальных инструментах во время организованной образовательной деятельности. Используют малые формы фольклора в режимных моментах и в совместной деятельности. Работа в тесном содружестве с педагогами ведет к полноценному развитию духовной культуры детей.        

        13 слайд

Каждый из педагогов нашего учреждения работает по своему направлению и имеет свою творческий подход. Порой, одна проблема объединяет несколько человек, тогда есть место творческому объединению, в котором каждый педагог может проявить свои способности.

       

         14 слайд

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. 

Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в нашей стране.

        15 слайд

Завершить свое выступление хочу словами Василия Александровича Сухомлинского:

«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду».