Проект "В мире насекомых"
проект (средняя группа)

Савенкова Ольга Андреевна

Конспект проекта "В мире насекомых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_nasekomyh.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3»

Экологический проект

с детьми 4-5лет

«В мире насекомых»

                                 

                            Воспитатели: Савенкова Ольга Андреевна

Содержание:

  1. Актуальность
  2. Введение
  3. Этапы работы
  4. Реализация проекта
  5. Заключение
  6. Литература
  7.  Приложение

Актуальность проекта:

   Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.         Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Введение.

Проблема: Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

 Вид проекта: творческий, исследовательский.

 Продолжительность проекта:1,5 месяца.

Возраст детей: 4-5лет.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, узкие специалисты (муз. руководитель, руководитель физ. воспитания).

Цель проекта: развитие познавательного интереса дошкольников в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры.

Задачи проекта:

   Общеобразовательные: расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;  формирование познавательного интереса к насекомым.

   Воспитательные:  воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе.

   Развивающие:  развивать речь детей, активизировать словарный запас; развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы; развивать коммуникативные навыки; развивать эмоциональную отзывчивость.

Предполагаемый результат:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы -насекомым.

2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.

3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят насекомые людям и растениям.

4. Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.

6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.

8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Ребёнок будет уметь: иметь простейшие представления об особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), находить сходства и различия, владеть обобщающим понятием «насекомые», воспитывать в себе любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность.

Работа над проектом:

I этап –подготовительный:

1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.

2.Вовлечь дошкольников в решение проблемы.

3.Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

4.Взаимодействие со специалистами: Консультации по отбору подвижных игр, песенок, танцевально-ритмичных движений по теме проекта.

5.Собрать материал, информацию.

II этап –основной:

1.Проведение намеченных мероприятий.

2.Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.

3.Сбор и обобщение материала, подготовка к презентации.

4.Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые».

5.Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме.

III этап - заключительный:

1. Непосредственно-образовательная деятельность.

2. Оформление выставки рисунков «Такие разные насекомые»

3. Конкурс поделок «Букашечки -таракашечки».

Мероприятия по реализации проекта :

(интеграция образовательных областей)

Образовательная область: социально-коммуникативная

1.Рассматривание иллюстраций о насекомых.

2.Наблюдения за насекомыми (муравьи, гусеницы, комары, жуки, пчелы, мухи, стрекозы, кузнечики, бабочки).

3.Просматривание презентации «Эти удивительные насекомые» (расширить представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; побуждать устанавливать причинно-следственные связи, использовать для обобщения схемы; активизировать память и внимание, развивать слуховую и звуковую культуру речи).

4.Беседа «Безопасность в природе» (рассказать о мерах предосторожности, которые надо соблюдать при встрече с насекомыми)

5.Дидактическая игры (развивать навыки количественного счёта (прямого и обратного) в пределах 5; закрепить знание состава чисел первого десятка; умение составлять число из двух меньших чисел; развивать логическое мышление детей: умение находить закономерность и умение работать в команде).

Образовательная область: познавательное развитие

1.Д/игра «Четвертый лишний» (закреплять знания детей о насекомых, развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).

2.Д/игра «В слова» (закрепить знания детей о пчеле и других насекомых; активизировать внимание, память, развивать логическое мышление).

3.Д/ игра «Хорошо - плохо» (развивать творчество, внимание, мышление).

4.Настольно-печатная игра «Укрась бабочку»

5.Настольно-печатная игра «Собери картинку»

Образовательная область: Речевое развитие

1.Цикл прочтения литературных произведений о насекомых «Сказки, найденные в траве» (развивать умение детей подбирать слова, характеризующие поведение и черты характера разных литературных героев. Развивать навыки диалогической речи, умение выстраивать диалог в заданных обстоятельствах; развивать интерес детей к самостоятельному придумыванию сказки; развивать умение изображать с помощью мимики и жестов личностные качества различных героев, характерное для них поведение).

2. Индивидуальная работа. Составление рассказов о насекомых.

3. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе) - Муравей сидел около....- Божья коровка полезла по ...- Жук спрятался под...- Муха села на...- Гусеница сидела на...- Муха ползла по...

4. Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление существительных в родительном падеже).

5. Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций). - Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку.

6.Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? -..., муравей какой? -..., пчела какая?

7. Чтение художественной литературы:

К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище».

В. Татарников «Зажужжала тут оса».

П. Синявский «Штрашная иштория».

Ян Бжехва «Муравей», «Комар».

В.Нестеренко «Паучок».

Н. Нищева «На ромашке-две букашки».

В. Митько «Я кузнечика ловил».

Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».

В. Бианки «Приключения муравьишки».

В. Песков «Лечебница под сосной».

В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).

В.Степанова «Стрекоза».

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».

Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

1.Конструирование. «Бабочка» (развивать любознательность; продолжать упражнять в умении мастерить поделки из бумажных квадратов, используя технику оригами;

воспитывать усидчивость, аккуратность; развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).

2.Аппликация. «Стрекоза на лугу» (уточнить представления о среде обитания насекомых; закреплять навыки работы с бумагой; развивать творчество, мелкую моторику, глазомер; продолжать упражнять детей в вырезании овала из прямоугольника; воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца)

3. Аппликация. «Гусеница» (расширять кругозор детей; познакомить детей с новым видом аппликации-мозаика; развивать воображение, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность).

4. Рисование «Летите, бабочки» (уточнить представления детей о насекомых, познакомить детей с техникой монотипией, показать возможности создания необычных фактур на бумаге).

5. Рисование. «Не обижайте муравья» (познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик». Развивать интерес к самостоятельному сочинительству (придумать новую концовку для сказки), фантазию. Закреплять умение передавать строение тела муравья, соблюдая пропорции; воспитывать интерес к природе, доброту, сочувствие к окружающим; вызывать эмоциональный отклик на красоту полевых цветов, отражать в рисунке свои впечатления, передавая форму строения цветка).

6 Лепка. Практическая ситуация «Божья коровка» (продолжать формировать навык лепки, используя свои знания и умения; закреплять умение передавать строение тела насекомого, его пропорции; развивать образное мышление, воображение; воспитывать аккуратность, терпение, самостоятельность)

7. Конструирование. «Бабочка» (закреплять навыки счета; развивать логическое, конструктивное мышление; вызвать у детей желание конструировать фигуру насекомого при помощи счетных палочек, развивать мелкую моторику)

8 . Инсценировка «Пчёлки –добрые подружки». Летняя сказка.

9. Прослушивание Н. Римский –Корсаков «Полет шмеля».

10. Прослушивание П. Чайковский «Времена года».

11. Прослушивание П. Чайковский «Вальс цветов».

Образовательная область: Физическое развитие

1.П/игра «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).

2.П/игра «Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности) (см. картотеку).

3.П/игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).

4.П/игра «Поймай комара» (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).

5.П/игра «Поймай бабочку» (развитие физических качеств).

6.Психогимнастика «Бабочка и цыплята» (развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности)

7. Подвижные игры: «Жук», «Божья коровка»

8. Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание)

Взаимодействие с родителями дошкольников

1.Памятка для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»

2.Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомом

Дети научились: имеют простейшие представления о особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), находят сходства и различия; владеют обобщающим понятием «насекомые»; у них появилась любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность.

Список литературы

1.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

2.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

3.Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.

4.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М.: ВАКО, 2008.

5.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995.

6.Танасийчук В. Энтомология в картинках. М.: Издательство «Детская литература», 1980.

7.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2003.8.Идрисова-СакидибироваЗ.И. Подвижная игра-спутник жизни ребенка. Махачкала: Издательство ООО «Деловой мир»

Загадки про насекомых с ответами

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья... (коровка)

У нее так много ног —

Сосчитать не каждый б смог.

В них такая путаница,

Их хозяйка — ... (гусеница)

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (оса)

Знают взрослые и дети —

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его? (паук)

Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (муравей)

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас... (комар)

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (муха)

Ночью он в траве зажег

Свой фонарик-огонек.

Как полночный маячок,

Нам посветит... (светлячок)

Целый день в цветках жужжит,

С медом в улей свой спешит.

Много меда запасла

Себе на зиму... (пчела)

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (стрекоза)

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (кузнечик)

Шестилапый и мохнатый,

Зажужжал мотор крылатый.

Опылять цветущий хмель

Прилетел проворный... (шмель)

Кто порхает над цветком

Бледно-синим огоньком?

Как живые васильки,

Быстро кружат... (мотыльки)

Где немытая посуда,

Там усач живет не худо.

И в кастрюли, и в стакан

Влезет рыжий... (таракан)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме: «В мире насекомых».

Прежде всего, стоит обратить внимание детей на насекомых из «ближайшего окружения». Это божьи коровки, гусеницы, бабочки, кузнечики, стрекозы, пчелы. Мы привыкли к их присутствию и почти п...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых»

Государственное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениеДЕТСКИЙ САД №41комбинированного видаКрасногвардейского районаСанкт – Петербурга Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим миром...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых»

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим миром«В мире насекомых»Цель: расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.Задачи: Образовательные: уточ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В мире насекомых»

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим миром«В мире насекомых»Цель: расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.Образовательные: уточнить зна...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему «В мире насекомых»

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему «В мире насекомых»...

Конспект занятия по окружающему миру В средней группе по теме: «В мире насекомых».

Задачи:Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.Развивающие:...