Проект "Компас"
проект (старшая группа)

Аксянова Юлия Александровна

Проект в старшей группе "Компас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kompas.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 33» ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413111, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Одесская, д. 60    тел/факс 95-34-57

Региональный конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших дошкольников « Я – исследователь»

Образовательный проект

«Тайна компаса»

Участники:

дети старшей группы,

родители воспитанников,

воспитатели первой

квалификационной категории

Аксянова Ю.А.

Москальцова Ю.В.

Образовательный проект «Тайна компаса»

Авторы: Аксянова Юлия Александровна, Москальцова Юлия Владимировна

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Участники: воспитатели, дети старшей группы «Почемучки», Родители

Срок реализации: краткосрочный, 3 недели

Актуальность темы.

       Кто-то, может быть, улыбнется: зачем сегодня простачок – компас, если в мире новейших технологий прокладывать дорогу можно современными навигаторами! Безусловно,  можно облегчить себе жизнь при помощи новых гаджет. Но и в современном мире дети увлекаются изучением и устройством таких приборов как: компас, термометр, часы.

       Перед нами педагогами стоит задача вовремя увидеть и поддержать детскую инициативу и интерес к приборам. Дети заинтересовались прибором компасом и принципом его работы.

Идея проекта.

Обогащение знаний детей через изучение приборов, созданных руками человека.

Новизна проекта.

Расширение кругозора детей посредством познавательно – исследовательской деятельности через изучение и изготовление прибора компаса.

Цель проекта

Развивать интерес к экспериментальной деятельности в процессе познания таких природных явлений, как магнетизм. Познакомить детей с устройством и применением прибора компас и способами определения сторон света.

Задачи проекта

  1. Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к предметам рукотворного мира: компас.
  2. Формировать элементарные навыки исследовательской работы, умение обобщать, анализировать, делать выводы, сопоставлять результаты наблюдений, выделять сходства и отличия объектов.
  3. Совершенствовать умения детей высказывать свои  предположения и самостоятельно   проводить простые «исследования».
  4. Знакомить с условными знаками и символами на компасе.
  5. Воспитывать любознательность, умение договариваться друг с другом.

Ожидаемые результаты реализации проекта: 

  1. Повысить интерес детей и родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности.
  2. Дети имеют представление о приборе компасе, основных его частях, функциональном назначении и правилах использования.
  3. Дети могут ориентироваться на местности без компаса.
  4. Дети знают свойства магнита
  5. Дети могут с помощью взрослого сделать самодельный компас

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

1.Составить план совместной деятельности взрослого с детьми на тему «Компас», «Как ориентироваться на местности»

2.Подбор литературы, игр, картинок, энциклопедий  о компасе.

3.Информация в уголке для родителей о начале проекта «Тайна компаса»,  приложен список книг рекомендуемых для чтения про приключения и путешествия.

4. Привлечь родителей к участию данного проекта, помочь детям дома изготовить самодельный компас.

II  этап – основной 

  1. Беседа «Знакомство с компасом»
  2. Чтение сказки Льва Поясникина «Волшебная стрелка»
  3. Ситуативный разговор «Что делать, если заблудился?»
  4. Опыт эксперимент «Где, в какой части света находится предмет?»
  5. Опыты с магнитом «Удивительный магнит»
  6. Презентация «Как определить части света без компаса»
  7. Чтение сказки Елены Гребешковой «Пип и волшебный компас»
  8. Эксперимент «Определяем части света по солнцу и часам»

III этап – заключительный

  1. Эксперимент «Самодельный компас»
  2. Оценка и сравнение работы самодельного компаса и прибора компаса.

Календарное планирование совместной познавательно- исследовательской деятельности в ходе проекта

Этап

Дата реализации

Образовательная область

Деятельность педагога

Совместная деятельность педагога с детьми

Работа с родителями

I этап

1 неделя

1.Составить план совместной деятельности взрослого с детьми на тему «Компас», «Как ориентироваться на местности»

2.Подбор литературы, игр, картинок, энциклопедий  о компасе.

3.Информация в уголке для родителей о начале проекта «Тайна компаса»,  приложен список книг рекомендуемых для чтения про приключения и путешествия.

4. Привлечь родителей к участию данного проекта, помочь детям дома изготовить самодельный компас.

II этап

2 неделя

Социально-коммуникативное развитие Познавательно развитие

Речевое развитие

1.Беседа «Знакомство с компасом»

Цель: Познакомить детей с компасом, с его устройством и назначением

Художественно-эстетическое развитие

2.Чтение сказки Льва Поясникина «Волшебная стрелка» Цель: познакомить детей с литературными произведениями о компасе

Социально-коммуникативное развитие

3.Ситуативный разговор «Что делать, если заблудился?»

Цель: дать детям представление о правилах поведения , учить правильно вести себя в ситуации, когда потерялся, способствовать развитию осторожности.

Познавательное развитие

4.Эксперимент «Где, в какой части света находится предмет?»

Цель: научиться определять  местонахождения различных предметов  при помощи компаса.

Познавательное развитие

5.Опыты с магнитом: «Полюса магнита, магнетизм», «Удивительные магниты»

Цель: выяснить, какими свойствами обладают магниты. Развивать умение детей добывать информацию о явлениях опытно-экспериментальным путем.

Познавательное развитие

6. Презентация «Как определить части света без компаса»

Цель: формировать умения детей ориентироваться на местности с помощью природных признаков

Художественно-эстетическое развитие

7.Чтение сказки Елены Гребешковой «Пип и волшебный компас»

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о компасе

Познавательное развитие

8. Эксперимент «Определяем части света по солнцу и часам»

Цель: формирование умений ориентирования на местности по солнцу и часам

III этап

3 неделя

Познавательное развитие

1.Эксперимент «Самодельный компас»

Цель: содействовать  изготовлению прибора: компас, развивая у детей  навыки самоконтроля и планирования действий

Привлечь родителей к изготовлению компаса в домашних

2.Оценка и сравнение работы самодельного компаса и прибора компаса.

Цель:  закрепить полученные знания о приборе, и его назначении.

Вывод: по итогам проекта дети  на собственном опыте убедитесь, что

компас – это прибор, имеющий достаточно простую конструкцию. Это  дает возможность при необходимости изготовить его в полевых, экстремальных ситуациях или  домашних условиях из подручных материалов. Компас является надёжным помощником в ориентировании на местности. Можно использовать в определении сторон горизонта и самодельный компас. Главное уметь правильно его смастерить. Чтобы правильно ориентироваться. Это может быть полезно для путешественников и туристов.

Источники:

  1. Конспект занятия по теме компас: Конспект занятия по теме «Компас». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)
  2. Проект «Тайна компаса»:  Исследовательский прект "Тайна компаса" | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
  3. История компаса: Описание исследовательской работы: Исстория компаса. (multiurok.ru)
  4. Виды компасов: Компас в современном мире: нужная вещь или устаревший предмет (fotoskala.ru)
  5. Если ты заблудился в лесу: «Если ты заблудился в лесу» | План-конспект занятия по ОБЖ (старшая группа) на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
  6. Если ты заблудился в лесу2: Беседа в старшей группе на тему "Если ты заблудился в лесу" (infourok.ru)
  7. Что делать, если ты потерялся: Инструкция для ребенка: что делать, если ты потерялся - Азбука воспитания (azbyka.ru)
  8. Ознакомление детей со свойством магнита: НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Ознакомление детей со свойствами магнита». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)
  9. Тайна необычного камня: Проект для детей старшей группы. Свойства магнита (ped-kopilka.ru)
  10. Когда вреден магнит: Конструкт исследовательской деятельности «Когда вреден магнит». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)
  11. Магнит: Конспект НОД «Магнит». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)
  12. Магниты и компас: Проект «Магниты и компас» (multiurok.ru)
  13. Части света: Урок окружающего мира на тему "Части света, материки и океаны" (infourok.ru)
  14. Ориентирование на местности: Научно-исследовательская работа по окружающему миру на тему:Ориентирование на местности. Компас. (multiurok.ru)
  15. Компас, ориентирование на местности: План конспект урока окружающий мир по теме: "Компас. Ориентирование на местности" 2 класс (infourok.ru)
  16. Как сделать компас: Как сделать компас своими руками - необходимые инструменты, поэтапная инструкция (mir-tourista.ru)
  17. Компас своими руками: Как из иголки сделать компас | Без палатки.ру (bezpalatki.ru)
  18. Изготовление компаса: Детям про стороны света. Как ориентироваться на местности — Цветы жизни (tsvetyzhizni.ru)