Консультация для педагогов на тему «Организация сюжетно – ролевых игр в ДОУ»
консультация (средняя группа)

Якупова Галина Николаевна

Все педагоги, работающие с детьми, понимают, что сюжетно – ролевая  игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности дошкольников. В ней  дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей,  и  воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Сюжетная игра влияет на всестороннее развитие ребенка, помогает  овладеть моральными ценностями и  усвоить социальный опыт.  В игре ребенок учится уступать, сопереживать, сочувствовать, формируется ответственное отношение к выполняемой работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

на тему:

«Организация сюжетно – ролевых игр в ДОУ»

           Все педагоги, работающие с детьми, понимают, что сюжетно – ролевая  игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности дошкольников. В ней  дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей,  и  воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Сюжетная игра влияет на всестороннее развитие ребенка, помогает  овладеть моральными ценностями и  усвоить социальный опыт.  В игре ребенок учится уступать, сопереживать, сочувствовать, формируется ответственное отношение к выполняемой работе.

  Существует несколько видов сюжетно-ролевых игр:

-Игры на бытовые сюжеты (дом, семья, праздники, дни рождения). Здесь большое место занимают игры с куклами.

-Игры на производственные и общественные темы (школа, магазин, библиотека,  почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, строительство, армия)

-Игры на героико-патриотические темы (космос)

-Игры на темы литературных произведений.

-«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить и выполнять разнообразные действия кукол.

         Сюжеты игр очень разнообразны. Они зависят от многого, например,  где  живут дети, быта семьи и др.

Игра, как любой вид деятельности, имеет свои структурные компоненты.

Игровой замысел - это во что и как будут играть дети. Он  отражается в  игровых действиях, оформляется в игровом содержании.

Сюжет игры  воспроизводится детьми и представляет собой отражение  определенных действий, событий, взаимоотношений  окружающих.

Содержание   игры воплощается с помощью роли, которую берет на себя ребенок и которая  является  главным компонентом сюжетно-ролевой игры. Она  содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни. Организация сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка должна проходить систематически. Воспитателю важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества.

Руководство игрой направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

    В средней группе детского сада  основное содержание игры по-прежнему остается  действия с предметами, которые дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры.  Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.

 Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. Количество вовлеченных в игру детей увеличивается до 4-5.

       Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми  зависит от возраста детей.   В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. Ребенок хочет не просто играть, а исполнять ту или иную роль, где он ведет себя в соответствии с правилами. Например, представив себя шофером, ребенок по сигналу светофора отправляется в путь. Воспитатель в качестве партнёра по игре  показывает, как правильно распределить роли, выбрать предметы для игры, договориться. В игре должна установиться атмосфера дружбы и понимания.

В сюжетной игре воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого он  должен соблюдать принципы организации сюжетной игры в детском саду.

Одним из принципов является совместная  игра воспитателя  с детьми  занимающего  позицию «играющего партнера», где ребенок почувствует себя на равных со взрослым. Следующий принцип – это усложнение игры , где дети усваивают  новый, более сложный способ ее построения. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия.

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует от педагога большого мастерства. Он должен направлять игру, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. Приемы руководства  сюжетно- ролевыми играми  делятся на прямые и косвенные.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний

 детей об окружающей жизни, обновления игрового материалов и т.д.

 Воспитатель  не вмешивается  в игру, что сохраняет самостоятельность детей.

 К косвенным примам относятся  наблюдения,  целевые прогулки, беседы,

 чтение художественной литературы, просмотр кино, занятия, создание

 игровой обстановки до начала игры. Игрушки должны находиться в

 свободном пользовании детей, время от времени  меняться.

Если мы говорим о прямых приемах, то это непосредственное включение педагога в игру, а именно ролевое участие в игре, показ образца игрового действия, беседа о содержании предстоящей игры, помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов, предложение готовой темы игры.

Перед проведением игры педагогу нужно выяснить, что дети знают о предстоящей игре,  определить  цель игры,  учить выполнять игровые действия, развивать  диалогическую речь.

В заключение  игры можно похвалить детей, сказать о том, что игра получилась интересная и очень занимательная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...

Консультация для педагогов "Педагогические технологии организации сюжетно-ролевых игр"

Не забывайте о том, что проводить сюжетно-ролевые игры надо систематически, а не от случая к случаю, тогда успех в их проведении будет гарантирован....

Консультации для воспитателей на тему "Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду".

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, о...