Педагогический проект "Ложечка точеная, ручка золоченая"
проект (подготовительная группа)

Волобуева Татьяна В.

Формирование познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке через исследование, художественно-эстетическое, и личностное развитие ребенка, через приобщение к прекрасному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-lozhka_tochenaya.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Ложечка точеная, ручка золоченая»

подготовительная группа

                                                                                                                                         

                                                    Воспитатели: Волобуева Т. В., Ананина М. В.

1. Тема: «Ложечка точеная, ручка золоченая»

2. Тип проекта: краткосрочный

3. Вид проекта: познавательно-исследовательский

4. Участники проекта: воспитатели, музыкальный педагог, родители и дети подготовительной группы.

5. Масштаб проекта: время реализации: октябрь - ноябрь 2018 год, количество детей: 30 человека

6. Актуальность.

        На протяжении многих веков ложка изменялась, приобретала новое значение. Она популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.

Каждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «У богатого ложка ковшом, у убогого ложка веселком», «Был бы обед, а ложка сыщется». Но так ли проста функция и история ложки?

          На основании выше изложенного и с целью повышения интереса к истории ложки, нами был разработан проект под названием «Ложечка точеная, ручка золоченая». Этот проект объединил коммуникативную деятельность в форме литературного творчества, музыкальную деятельность и изобразительную деятельность детей (рисование и лепка) в единый блок. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при котором ребенок полностью раскрепощается.

        Создание данного проекта актуально, обладает новизной и вызвано потребностью детей, их родителей и педагогов в развитие речи детей, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.

7. Проблема. 

Современные дети мало знают о истории быта своего народа, в том числе о незаменимом предмете в приеме пищи – ложке. У них нет понимания, что же значила ложка для людей раньше, как ее берегли, как еще использовали.

8.  Цель проекта.

Формировать и развивать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке через исследование, художественно-эстетическое, и личностное развитие ребенка, через приобщение к прекрасному.

9. Задачи проекта

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • расширять представления о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп;  
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща;
  • совершенствовать культуру еды (правильно пользоваться столовыми приборами);
  • расширять представления о труде взрослых, формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека;
  • закреплять навыки безопасного пользования столовыми приборами.

Образовательная область «Познавательное развитие» 

  • расширять и уточнять представления о ложке, систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах, материалах и назначении различных ложек, способах ее изготовления и использования;
  • формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с историей возникновения ложки;  
  • развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы (ложки), учить сравнивать ложки по назначению, цвету, форме, материалу, классифицировать их (ложки чайные, столовые, кухонные и др.);
  • развивать исследовательский интерес, формировать умение обследовать предметы, расширять представления о фактуре и свойствах ложек, включая проведение опытов (гладкая, шероховатая, легкая, холодная на ощупь, тонет – не тонет, быстро нагревается и др.);
  • знакомить детей с трудом творческих профессий: музыкантов, играющих на ложках, мастеров народного декоративно-прикладного искусства (ложкарей);
  • учить использовать ложку в качестве измерительного прибора (измерение объема сыпучих тел).

Образовательная область «Речевое развитие» 

  • способствовать участию детей в создании развивающей речевой среды группы: создание мини-музея «Чудесный сундучок с ложками», рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков, книг, просмотр мультфильмов;
  • поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, посещение выставки, рассказ знакомого человека, книга и др.);
  • расширять и активизировать словарный запас детей за счет слов, обозначающих качество и свойство ложек (шероховатая, гладкая, березовая, липовая и др.), познакомить со значением слов: черпак, ручка, ложкарь, резьба, роспись и т.д.;
  • отрабатывать интонационную выразительность речи (во время чтения стихов, театральной сценки);
  • учить связно (по плану) составлять рассказ о ложке, рассказывать и пересказывать сказки;
  • побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки о ложке);
  • развивать интерес к художественной литературе.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 

  • расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах, связанных с деревянной ложкой;
  • расширять представления о творческой деятельности, ее особенностях, называть творческие профессии (музыкант-ложкарь; ложкарь, делающий деревянные ложки);
  • учить создавать узоры по мотивам хохломской росписи на листах в форме народного изделия (силуэт ложки); развивать навыки декоративной лепки;
  • закреплять прием обрывной аппликации, умение построить изображение (узор) из мелких кусочков бумаги (мозаика);
  • совершенствовать конструктивные умения в изготовлении поделок из одноразовых ложек, ложек из бумаги;
  • совершенствовать навыки игры на ложках, умение исполнять музыкальные произведения в оркестре;
  • развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой;
  • обучать инсценированию и постановке небольших музыкальных спектаклей, разыгрыванию сценок (с использованием ложек);
  • создавать условия для самовыражения, реализации творческого потенциала детей в различных видах художественной деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие» 

  • расширять представления о полезных продуктах, которые можно есть ложкой;
  • совершенствовать двигательные умения и навыки детей во время проведения игр;
  • воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

10. Содержание:

        Одним из приоритетных направлений в развитии современной педагогики является реализация проектной деятельности детей. В отличие от организованной деятельности в традиционной форме, проектная деятельность позволяет полностью задействовать интеллектуальные, эмоциональные и художественные ресурсы ребенка, направив их на творческий потенциал и освоение новых знаний.

        Педагоги знают, как актуальна в наши дни проблема речевого развития и ручной умелости детей. В современных семьях, благодаря телевидению и видеотехнике, дети получают все больше информации через визуальный ряд, и все меньше – через вербальный и тактильный каналы, т.е. в процессе живого непосредственного общения и совместной деятельности с взрослыми. Не секрет, что дома детям мало читают, зачастую они знают персонажей диснеевских мультфильмов гораздо лучше, чем героев традиционных русских сказок и народов мира.

        Данный проект был разработан нами, в том числе, для решения этих непростых задач. Такой проект может быть реализован в подготовительных группах детского сада.

Ведущими идеями проекта являются создание:

  • нравственно-эмоционального климата и чувственно-эмоциональной поддержки, условий для самоопределения, саморазвития, свободного самовыражения;
  • отношений, при которых возможна такая форма общения, как сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителей.

В рамках проекта мы составили совместный перспективный план педагогической деятельности, рассчитанный с октября по ноябрь 2018 года.

                     Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

II этап – основной

III этап – заключительный

На каждом этапе поставили свои задачи:

  1. Подготовительный этап.

Задачи:

  • Определить цель и задачи проекта.
  • Изучение методической литературы.
  • Составить план проекта.
  • Подбор художественных произведений по теме проекта.
  • Подбор иллюстративного материала, видео, аудиоматериала.
  • Познакомить родителей с идеей проекта.
  1. Основной этап.

Задачи:

  • Знакомить детей с историей возникновения ложки
  • Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
  • Обогащать и активизировать словарный запас.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать интерес к художественной литературе.
  • Развивать творческие способности детей в таких видах художественной деятельности, как лепка, рисование и аппликация. Прививать художественный вкус.
  • Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
  • Воспитывать интерес и любовь к литературному творчеству, музыке.
  • Создать развивающую среду по данной тематике.
  • Оформить мини-музей «Чудесный сундучок с ложками».
  1. Заключительный этап.

Задачи:

  • Выставка детских работ и их родителей.
  • Фотоальбом «Изготовление ложек»
  • Подвести итоги проекта.
  • Проанализировать полученные результаты.
  • Презентация для педагогов «Делимся опытом».

Модель реализации проекта.

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

Педагогическая деятельность (подготовка к проекту)

  • Изучение методической литературы.
  • Составление плана проекта.
  • Подбор художественных произведений по теме проекта.
  • Подбор иллюстративного материала, видео, аудиоматериала.
  • Познакомить родителей с идеей проекта.

1 октября – 8 октября

Педагогическая деятельность с детьми

(основной этап)

  • Компьютерные презентации:

«Русская изба» (культура и быт русского народа - посуда), «Как мастер баклуши бил» (история создания ложек)

  • Беседы:

«Ай, да ложечка» (виды современных ложек), «Ну-ка ложки, встаньте в ряд!»,

  • Познавательно-исследовательская деятельность «Из чего сделали ложку?»
  • Игры-эксперименты:

«Тонет- не тонет», «Теплопроводимость», «Магнитные свойства ложки», «Какая ложка самая тяжелая», «Узнай на ощупь», «Разложи ложки» (по материалу, назначению, размеру, прочности).

  • Заучивание пословиц, поговорок, стихов о ложках.
  • Чтение и обсуждение русских народных сказок, рассказов:

«Жихарка», «Каша из топора», «Три медведя», И.Мазнин «Как Иван Васильевич баклуши бил».

  • Рассматривание иллюстраций с изображением хохломских ложек.
  • Просмотр мультфильмов:

«Волшебная ложка», «Ложка Али-Бабы», «Антошка».

  • Дидактические игры:

«Сказки-загадки», «Угадай по деталям», «Закончи предложение»,

«Найди отличия», «Назови одним словом», «Ко всякому угощению своя ложка», «Из чего сделана ложка» (из дерева – деревянная и т.д.)

  • Настольные игры:

«Собери мозаику», «Ложечное лото»

  • Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин посуды», «Семья», «Музей ложек» (экскурсоводы)

  • Подвижные игры:

«Перенеси кашу» (перенос теннисных мячиков в ведерко), «Ложку по кругу передай другу», «Золотые ворота»

  • Пальчиковые игры:

«Это ложка, это чашка», «Посуда», «Все, что надо ложечкой…»

  • Театрализованная деятельность

 (инсценировка сказки):

     «Жихарка», «Три медведя»

  • Прослушивание русских народных композиций (звучание ложек)

из сборника «Трень-брень гусельки».

  • Рисование по мотивам русских народных промыслов:

8 октября – 12 ноября

«Хохломские узоры на ложке», «Роспись ложки» (деревянная заготовка)

  • Аппликация:

«Украсим ложку» (обрывная), «Узоры для ложки»

  • Лепка:

    «Деревянная красавица»

  • Оригами «Ложка из бумаги»
  • Оформление страниц фотоальбома «Изготовление ложек».

Педагогическая деятельность с детьми

(заключительный

                       этап)

  • Выставка работ «Ложечка точеная, ручка золоченая»
  • Выставка мини-музея «Чудесный сундучок с ложками»

12 ноября– 16 ноября

Работа с музыкальным

педагогом

  • Музыкальное занятие «Ложка, ложка отзовись»
  • Дидактические игры:

«Ложкари» (закрепление приемов игры на ложках), «Повтори ритм», «Простучи ритм по схеме», «Подбери ритм к картинке», «Простучи свое имя», «Веселые матрешки».

20 октября – 12 ноября

Работа с родителями

  • Анкета по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народное творчество».
  • Консультации:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народное творчество», «Создаем свою ложечку»

  • Собираем стихи, потешки о ложках.
  • Создание мини-музея «Чудесный сундучок с ложками».
  • Изготовление театра на ложках.

1 октября – 12 ноября

Работа с педагогами

  • Презентация для педагогов «Делимся опытом работы».
  • Показ мини-музея «Чудесный сундучок с ложками» и творческих работ детей и их родителей.

12 ноября – 16 ноября

На первом, подготовительном этапе, нами был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, проведены консультации для родителей. Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогами в этом направлении.

Второй, основной этап, охватывает непосредственную деятельность педагогов и детей, а также работу с родителями.

Начинали мы с бесед, презентаций, чтения и обсуждения русских народных сказок о ложках, нарабатывая у детей багаж знакомых сюжетов и сказочных персонажей. Рассматривая иллюстрации, сравнивая, мы постепенно приводили детей к пониманию, что же значила ложка для людей раньше, как ее берегли, как еще использовали.

11. Предполагаемый конечный результат:

  •  Сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители примут непосредственное участие в работе группы.
  • Родители вместе с детьми смогут создать творческие работы.

12. Трансляция проекта:

  • Презентация проекта на педагогическом совете внутри детского сада.
  • Обмен опытом среди воспитателей групп.
  • Мини-музей «Чудесный сундучок с ложками».

13. Перспектива проекта:

  • Организация совместной работы детей, родителей.
  • Оформление совместного мини-музея детей и родителей «Чудесный сундучок с ложками».

Список литературы:

  • Белая К.Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ “Перспектива”, 2013. – 104 с.
  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.
  • Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр”, М.: АРКТИ, 2002.
  • М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова “Красна изба” – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: “Детство-пресс”, 2004.
  • Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2004.
  • Жегалова С. Роспись Хохломы. – Детская литературы, 1991 год.
  • Матвеева Т.А. Резьба и роспись по дереву. 1983 год.
  • Орлова Л.В. Знакомство с хохломской росписью. Методические рекомендации. 1994 год.
  • Соломенникова О.А. Радость творчества. 2005 год
  • В. Вишневская Хохлома. Русские художественные промыслы. – Москва: Издательство «Плакат», 1981.
  • В. Вишневская Искусство народных художественных промыслов. Комплект цветных открыток.
  • С.К. Жигалова. Русская народная живопись. – Москва: Издательство «Просвещение», 1974.
  • Е. Субочева. Хохлома. Народные промыслы. – Москва: Издательство «Околица», 1997.
  • Л. Яхнин. Веселое слово Хохлома. – Москва: Издательство «Малыш», 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевой проект "Ложка точеная,ручка золоченная"

Проект был направлен на ознакомление детей с разной посудой через разные виды деятельности....

Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая» в средней группе

Формирование умений пользоваться предметами посуды по назначению.  Учить понимать обобщающее слово-посуда, сервиз....

Открытое занятие во второй младшей группе: "Ложечка точеная - ручка золоченая", углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе

Открытое занятие «Ложечка точеная - ручка золоченая»,  углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе № 10 детского сада №115.Цель и задачи:1.     Обучение детей украшать...

"Ложечка точеная, ручка золоченая"

Презентация к интегрированному занятию "Ложечка точеная, ручка золоченая"...

Конспект НОД «Ложки точеные – ручки золоченые». Средняя группа.

Формировать у детей эмоционально – ценностное отношение к родной культуре. Содействие речевому развитию детей в интегрированной познавательно – практической деятельности. Развитие эстетическ...

Проект "Ложечка точеная - ручка золоченая".

В формате технологии блочно-тематического планирования любая образовательная область может быть представлена как в развернутом, так и в узком варианте её реализации в работе с детьми. В соответствии...