ПРАКТИКУМ "НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ"
консультация

Дуркина Оксана Владимировна

Весёлые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры?

 На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум «Организация подвижных народных игр с дошкольниками

Весёлые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры?

 На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

Давайте рассмотри особенности организации народных подвижных игр (на слайде)- представлены на слайде.

• Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.

• При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, воспитатель уточняет то, что недостаточно дети запомнили.

• Если игра хорошо детям знакома, то воспитатель предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты.

• В младших группах при разучивании новой игры роль водящего воспитатель берёт на себя.

• Правила игры воспитатель должен излагать кратко и ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.

• При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.

• Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.

• В процессе игры воспитатель следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка.

• Руководя игрой, воспитатель воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, учит преодолевать трудности.

• Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.

Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:

- никогда не заставлять детей играть, а только приглашать.

- использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки).

- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка.

- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом.

- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи.

- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней.

- создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.

Народные игры являются неотъемлемой частью физического развития дошкольников, но используются недостаточно в практике работы с детьми.

Сейчас предлагаем вам провести небольшую викторину «Заморочки из бочки» : (воспитатели вытаскивают вопросы и отвечают) :

• Какие атрибуты используются в русских народных играх(палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)

• Главная роль в народной игре(водящий)

• Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

• Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

• В каких видах деятельности используются русские народные игры(в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

• Какие физические качества воспитываются в русских народных играх(смелость, ловкость, выносливость)

• Откуда берётся речевой материал для народных игр(из народного фольклора)

• Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору»«Мороз-красный нос»«Золотые ворота»«Ловишки»«Пятнашки»«Жмурки»«Городки»«Казаки-разбойники»«Прятки»«Ручеек»«Колечко»«День-ночь» и др.)

• Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)

• Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки).

Давайте вспомним примерную классификацию народных игр. Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые);

д) с ведущим (водящим);

е) игры - забавы.

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

работа с презентацией.

К подвижным (спортивным) играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки»«Ловишки»«Прятки»«Звонари»«Бубен» и др.)

Обрядовые (календарные) игры – это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры : «Кукушечка»«Ручеёк»«Гори, гори ясно»«Солнышко»«Кострома» и др.

По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры : «Сорока»«У медведя во бору»«Заинька»«Паучок»«Ворон»«Олень» и др.

Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. Это игры : «Горшок»«Каравай»«Я весёлая ткачиха»«Клубочек»«Баба сеяла горох»«Мельница» и др.

Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. Это игры : «Звонари»«Отгадай, чей голосок»«Море волнуется»«Сижу на камушке» и др.

Игры-забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой-то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока»«Ладушки»«Идёт коза рогатая»«По кочкам»«Баба сеяла горох» и др.

Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого-то героя игры и выполнять его действия. Это игры : «Заинька, выходи»«Волк-волчок»«Бабка Ёжка»«Идёт коза по лесу»«Дрёма» и др.

Сегодня мы подробно остановимся на некоторых видах народных игр.

Из всего выше сказанного, необходимо сделать вывод о том, что русские народные подвижные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству

Какие атрибуты используются в     русских народных играх?

Главная роль в народной игре?

Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей?

Для чего нужна считалка в игре?

В каких видах деятельности используются русские народные игры?

Какие физические качества воспитываются в русских народных играх?

Откуда берётся речевой материал для народных игр?

Назовите несколько русских народных игр

Назовите игрушки наших предков?

Назовите жанры фольклора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. подвижные, игры малой подвижности)

Данный материал содержит разнообразные игры для использования  в работе над проеком  "Огород на окне"....

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...