«Ранняя профориентация , как неотъемлемая часть системы духовно-нравственного воспитания»
статья

Алхасова Татьяна Джеммовна

Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

    Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания  ему помощи в разумном  выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_proforientatsiya.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Алхасова Т.Д.,

                                                                                                               музыкальный руководитель

                                                                                                               МДОУ д/с «Лучик»,г.Балашов      

                                                                                                                                               

«Ранняя  профориентация ,  как     неотъемлемая   часть системы  духовно-нравственного     воспитания»

          Что    такое     профессиональная   ориентация ?

Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

    Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания  ему помощи в разумном  выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Это касается не только выпускников школ.

Зная психологические и педагогические особенности ребенка  в детском  возрасте можно прогнозировать его личностный   рост в том или  ином виде деятельности.

    Дошкольный  возраст более благоприятен для педагогического воздействия.   Ведь дети любознательны  и при правильном подходе проявляют активный интерес к  различным  видам труда и творчества.  Трехлетний ребенок уже проявляет  себя как личность.

         У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности  в той или иной деятельности.

 А уже пяти-семилетнему ребенку мы можем расширить  его выбор ,  дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области. В рамках преемственности  по профориентации детский сад является первоначальным звеном  в единой непрерывной системе образования.

          Взгляд ученых

  В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы .

      Так, Светлана Акимовна Козлова и Айшат Шахманова  предлагают знакомить детей с труженикам,  с их отношением к труду, формировать представление о том, что профессии  появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед).

       Мария Вадимовна Крулехт и Вера Иосифовна Логинова   делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитании уважения к труду.

      Веракса Николай Евгеньевич и Комарова Татьяна Семеновна рекомендуют знакомить детей  с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

   На сегодняшний день ранняя профориентация преимущественно носит  информационный характер.

         Общее знакомство с миром профессий  не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

       Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в дошкольном возрасте через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации .  К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка, потому что в принципе- это вся его жизнь.

     Ему необходимо знать, кем работают его родители или,  работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой  различных профессий, требованиями, которые  они предъявляют человеку, а также интересоваться , кем он хочет стать, когда вырастет.  Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

            Подарок судьбы, когда увлечения становятся  профессией.

Просто говорить и показывать картинки  ребенку - этого мало.

       Задача педагога готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время не казалось  - могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

       Важно, чтобы дети:

    -понимали, что труд,  работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд  - это, по сути, основа жизни;

    - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

     - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с         помощью каких орудий и машин ,  и что получается в результате;

   - были готовы трудиться сами -  по причине , что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

    - учились бы труду , овладевая необходимыми навыками , трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

      Но и родители не должны оставаться в стороне. В зависимости от особенностей характера ребенка, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям. Кто-то просит родителей купить ему машинку , кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте- его тянет танцевать, бегать, петь и т.д.

   Понимание своих детей , их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя.  Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам.

        Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. (Например, посетить завод, фабрику)

      Информационно-коммуникативные технологии – это то, что требует современная  модель обучения  на современном этапе образования. Использование ИКТ предполагает  моделирование различных профессиональных ситуаций . которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать : видео-экскурсии (на завод, фабрику)  презентации, ролики о профессиях.

 

     Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть !

«Услышу - забуду, увижу - запомню, сделаю- пойму» (Конфуций)

         Самостоятельная деятельность детей  в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:

   - Игры ( сюжетно- ролевые, дидактические, театрализованные);

  - продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование);

   - выполнение трудовых действий ( по просьбе или поручению взрослого);

     -экспериментирование

    Важную роль в работе по профориентации  играют игры.

  Игра - это самая свободная , естественная форма погружения в реальную

( или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я» творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

     Важную роль в работе по профориентации  играют дидактические  игры.

 Для решения дидактической  задачи – знакомство с профессиями взрослых , необходимо использовать такие игры:

   -с предметами – подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления  с профессиями взрослых;

    - настольно-печатные игры.

     К  профориентационным  играм, которые можно предложить старшим дошкольникам, относится целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию».

       В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка , его интеллект, воля, воображение и общительность , но самое главное , эта деятельность  порождает стремление к самореализации, самовыражению.

      Так, если в играх на тему «транспорт» совершенствуются знания правил дорожного движения,  то в музыкальном уголке ребенок ощущает себя артистом.  Таким образом , воспитанники учатся выполнять свои замыслы ,

играют в соответствии с ролью.

    Итак, работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям :

  1 Работа с воспитанниками,

  2. Сотрудничество с родителями воспитанников.

 3. Взаимодействие с социумом.

 Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами , но и с родителями

   В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий. Информацию о профессиях дети получают во время образовательного  процесса  , а так же за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных , кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально- плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями)

    Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал  за работой взрослых  , видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослыми, выполняя трудовые поручения и просьбы. (Ведь все дети ходят с родителями в магазины, парикмахерскую и т.д.) Тогда в дальнейшем  он сможет  использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности  (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.

  Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации  подразумевает:

 - подбор художественной литературы, связанной с темой «Профессии»;

 - создание пословиц и поговорок о труде, загадок;

 - подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок;

 - подбор дидактических игр ;

 - подбор мультфильмов , видеороликов  по теме «Профессии»;

 - материалы для сюжетно-ролевых игр;

 - оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей».

       Счастье в профессии – это когда ты делаешь то, что у тебя хорошо получается, тебе нравится это делать, это нужно другим людям и тебе за это платят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Режим и гигиена- неотъемлемая часть воспитания здорового ребенка "

Рекомендации родителям по гигиеническому воспитанию ребенка....

Консультация для родителей "«Экологическое воспитание черед элементы трудовой деятельности как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса»

Систематический труд детей в природе повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, спо...

Методические рекомендации для родителей на тему "Родной язык, как неотъемлемая часть воспитания"

От того, как человек говорит, зависит мера его принятия в то или иное общество....

«Народные игры, как неотъемлемая часть нравственно-патриотического воспитания»

Конспект занятия для среднего дошкольного возраста....