«Ранняя профориентация , как неотъемлемая часть системы духовно-нравственного воспитания»
статья
Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_proforientatsiya.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Алхасова Т.Д.,
музыкальный руководитель
МДОУ д/с «Лучик»,г.Балашов
«Ранняя профориентация , как неотъемлемая часть системы духовно-нравственного воспитания»
Что такое профессиональная ориентация ?
Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Это касается не только выпускников школ.
Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.
Дошкольный возраст более благоприятен для педагогического воздействия. Ведь дети любознательны и при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность.
У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности.
А уже пяти-семилетнему ребенку мы можем расширить его выбор , дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Взгляд ученых
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы .
Так, Светлана Акимовна Козлова и Айшат Шахманова предлагают знакомить детей с труженикам, с их отношением к труду, формировать представление о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед).
Мария Вадимовна Крулехт и Вера Иосифовна Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитании уважения к труду.
Веракса Николай Евгеньевич и Комарова Татьяна Семеновна рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
На сегодняшний день ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер.
Общее знакомство с миром профессий не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в дошкольном возрасте через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации . К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка, потому что в принципе- это вся его жизнь.
Ему необходимо знать, кем работают его родители или, работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют человеку, а также интересоваться , кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Подарок судьбы, когда увлечения становятся профессией.
Просто говорить и показывать картинки ребенку - этого мало.
Задача педагога готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время не казалось - могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Важно, чтобы дети:
-понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин , и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами - по причине , что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду , овладевая необходимыми навыками , трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Но и родители не должны оставаться в стороне. В зависимости от особенностей характера ребенка, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям. Кто-то просит родителей купить ему машинку , кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте- его тянет танцевать, бегать, петь и т.д.
Понимание своих детей , их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. (Например, посетить завод, фабрику)
Информационно-коммуникативные технологии – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования. Использование ИКТ предполагает моделирование различных профессиональных ситуаций . которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать : видео-экскурсии (на завод, фабрику) презентации, ролики о профессиях.
Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть !
«Услышу - забуду, увижу - запомню, сделаю- пойму» (Конфуций)
Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:
- Игры ( сюжетно- ролевые, дидактические, театрализованные);
- продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование);
- выполнение трудовых действий ( по просьбе или поручению взрослого);
-экспериментирование
Важную роль в работе по профориентации играют игры.
Игра - это самая свободная , естественная форма погружения в реальную
( или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я» творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры.
Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых , необходимо использовать такие игры:
-с предметами – подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых;
- настольно-печатные игры.
К профориентационным играм, которые можно предложить старшим дошкольникам, относится целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию».
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка , его интеллект, воля, воображение и общительность , но самое главное , эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Так, если в играх на тему «транспорт» совершенствуются знания правил дорожного движения, то в музыкальном уголке ребенок ощущает себя артистом. Таким образом , воспитанники учатся выполнять свои замыслы ,
играют в соответствии с ролью.
Итак, работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям :
1 Работа с воспитанниками,
2. Сотрудничество с родителями воспитанников.
3. Взаимодействие с социумом.
Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами , но и с родителями
В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий. Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса , а так же за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных , кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально- плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями)
Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых , видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослыми, выполняя трудовые поручения и просьбы. (Ведь все дети ходят с родителями в магазины, парикмахерскую и т.д.) Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
- подбор художественной литературы, связанной с темой «Профессии»;
- создание пословиц и поговорок о труде, загадок;
- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок;
- подбор дидактических игр ;
- подбор мультфильмов , видеороликов по теме «Профессии»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей».
Счастье в профессии – это когда ты делаешь то, что у тебя хорошо получается, тебе нравится это делать, это нужно другим людям и тебе за это платят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание дошкольников -неотъемлемая часть общей культуры государства.
Консультация для родителей....
Консультация для родителей "Режим и гигиена- неотъемлемая часть воспитания здорового ребенка "
Рекомендации родителям по гигиеническому воспитанию ребенка....
Родители – неотъемлемая часть при формировании духовно-нравственного воспитания у дошкольников
Статья...
"Воспитание любви к природе родного края - как неотъемлемая часть патриотического воспитания"
Выступление на методъобеденение...
Консультация для родителей "«Экологическое воспитание черед элементы трудовой деятельности как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса»
Систематический труд детей в природе повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, спо...
Методические рекомендации для родителей на тему "Родной язык, как неотъемлемая часть воспитания"
От того, как человек говорит, зависит мера его принятия в то или иное общество....
«Народные игры, как неотъемлемая часть нравственно-патриотического воспитания»
Конспект занятия для среднего дошкольного возраста....