консультация для воспитателей
консультация (старшая группа)

Порткина Светлана Александровна

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_bezopasn._v_prirode.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста осуществляется на основе парциальной программы Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. "Основы безопасности детей дошкольного возраста".

В программе   определены задачи по формированию основ безопасного поведения в природе.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

 . Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

 . Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

  Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.

Формировать понятия: "съедобное", "несъедобное", "лекарственные растения". Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

  Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

  Формировать основы экологической культуры. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе. Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

Для формирования навыков безопасного поведения в природе у дошкольников старшей возрастной группы  РЕКОМЕНДУЕТСЯ создать предметно - развивающую среду, в которую входят:

1. Уголок безопасности:

Плакаты по ОБЖ по темам "Как укрыться от грозы", "Берегись клещей", "Запрещающие правила поведения в природе", "Разрешающие правила в природе"; альбомы "Лекарственные растения", "Ядовитые растения и грибы", "Ядовитые растения", "Лекарственные растения", "Правила поведения в природе", памятки "Что делать при отравлении грибами", "Как вести себя при встрече с животными"; макет "Грибы в лесу" и др.

2. Игротека, которая может содержать:

- дидактические игры: "Живая природа", "Что будет если…", "Собери грибы в корзину", "Верно - не верно", "Съедобные - несъедобные ягоды", "Лесная аптека", "Правила поведения в лесу", "Хорошо-плохо", "Враг или друг?" (встречи с насекомыми, животными);

- настольно - печатные игры "Основы безопасности", "Сбор грибов и ягод", "Подбери картинку", "Растения", зоологическое лото.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций, видеоматериалы.

В книжном уголке могут быть представлены произведения детской художественной литературы:

- Т.А. Шорыгина "Осторожные сказки", "В гостях у лесовичка", "Волшебный ворон";

- С. Погорельский "Если я сорву цветок", "Здравствуй лес, дремучий лес";

- А. Берестова "Лес не только для нашей забавы";

- Н. Сладков "Белкин мухомор";

- Сказка В. Даля "Война грибов с ягодами";

- Cтихи В. Рождественского "Ромашки", "Подорожник";

- М. Бородицкая "Разговор с пчелой";

- А. Барто "Весенняя прогулка";

- Демонстрационный материал "Правила безопасности для детей";

- Картинки детям по безопасности их поведения летом "Отдыхать надо осторожно";

Работа по формированию навыков безопасного поведения в природе у старших дошкольников проводится через следующие формы организации детей:

1. Специально организованную деятельность детей - непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;

2. Совместную деятельность воспитателя и детей - беседы, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, развивающие дидактические и компьютерные игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.

 

В процессе формирования представлений об основах безопасности детей старшего дошкольного возраста в природе воспитателями используются разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.

  Опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности при формировании представлений является существенным.

Воспитатели старших групп могут использовать в работе с детьми следующие наглядные методы:

- показ схем "Будь природе другом" (что нельзя делать в природе);

- наблюдения на прогулке за животным и растительным миром, погодой, явлениями природы;

- показ демонстрационных картинок "Правила безопасности для детей";

В качестве словесных методов:

- беседы по следующим темам: "Съедобные и несъедобные грибы", "Не играй с бродячими животными", "Осторожно, гроза!", "Берегись мороза", "Умеешь ли ты обращаться с животными?", "Ядовитые грибы и ягоды", "Не прыгай в воду в незнакомых местах";

- составление рассказов из личного опыта детей.

-чтение произведений художественной литературы: Н. Сладков "Белкин мухомор", сказки "Советы лесной мышки", "Маша и медведь", "Красная шапочка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", Т.А. Шорыгина "Осторожные сказки", "В гостях у лесовичка", "Волшебный ворон", М. Бородицкая "Разговор с пчелой", В. Гауф "Маленький Мук", Л. Толстой "Два товарища";

- загадывание и сочинение загадок о животных, насекомых, растениях, явлениях природы;

- чтение пословиц и поговорок о лесе.

Полученные теоретические знания безопасного поведения в природе, дети закрепляют на практике. С этой целью воспитатель использует следующие практические методы:

- моделирование игровой ситуации "Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу", "Мишка заблудился", "На водоёме";

- настольно-печатные игры "Сбор грибов и ягод", "Подбери картинку", "Растения", зоологическое лото;

- подвижные игры: "Зайцы в лесу", "У медведя во бору", "Пройди по тропинке", "Птички в гнёздышках";

- дидактические игры "Назови ягоды", "Отбери съедобные грибы в корзинку", "Объясни, что здесь не так…", "Лекарственные травы", "Правильно- неправильно поступают дети";

- тренинги по использованию правил безопасности в природе в практической деятельности;

- досуг "Безопасное поведение в природе". Дети должны не только знать правила поведения, но и понимать, почему к тем или иным объектам природы надо относиться именно так, а не как-нибудь иначе. Поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значимость человеческого фактора в изменении состояния окружающей среды. Это позволит обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, мест их обитания.

Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте, поэтому и воспитатель должен быть экологически грамотен. Вот почему при отборе ситуаций для беседы мы исходим из того, что правила своего поведения в отношениях с природой он должен, прежде всего, понимать, осваивать, сам формулировать выводы о необходимости соответствующего поведения в конкретной ситуации: он будет тихо, спокойно идти по лесу или по лугу, если поймет, что шум будет беспокоить и пугать природных обитателей; что отлов бабочек просто так, ради праздного любопытства, принесет большой вред луговым растениям и загубит живые существа, лишив их жизни.

Поэтому содержание правил поведения в природе не может обойтись сегодня только лозунгами и призывами: «не рвать», «не шуметь», «не ломать», «не разорять», а обоснованно подводить детей к выводу: так надо поступать и почему именно так.

На процесс развития экологической культуры детей существенно влияют ситуации, в которых дети должны совершить выбор линии своего поведения. Надо выбрать самостоятельно какой -то вариант поведения из нескольких возможных - взять ли найденного в поле зайчонка, похожего на игрушку, или не взять? И почему? Или: так хочется принести домой с прогулки букет полевых цветов, а вроде - нельзя! Как быть?

Можно предложить детям ряд следующих ситуаций:

Ты пришел в лес, стоишь у кромки леса и выбираешь направление, куда идти, Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают березки, там, наверное, очень светло и уютно. И вот ты начинаешь идти к нему напрямик, по лесным травам. Но, стоп! Что ты сделал не так! Так в гостях себя не ведут! Заметил ли ты свою ошибку? Так и нужно шагать по лесу, где хочу и куда хочу! Есть такое очень хорошее выражение: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысяча - пустыню». Теперь понятно, какую ошибку совершил гость природы. Слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить. А заодно - и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей.

Вот можно и сформулировать первое правило поведения человека в природе - не топчи зря лесные полянки, передвигайся по тропинкам.

Причина многих неблаговидных поступков в природе - незнание.

Поэтому первая задача - изучать жизнь природы; узнавать, почему надо в природе поступать так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

Природа - общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.

Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

 

С целью формирования навыков безопасного поведения в природе у дошкольников   в ДОУ предусматривается работа с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Целью работы с родителями является объяснение актуальности, важности проблемы безопасности детей, повышение образовательного уровня родителей по данной проблеме, обозначение круга правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В перспективном плане работы с родителями по вопросам формирования основ безопасного поведения детей в природе, рекомендуется включать  :

- анкетирование;

- консультации: "Общение с природой - прекрасно или опасно?", "Как вести себя при встрече с животными", "Растения могут быть опасными", "Что делать при отравлении грибами?", "Если ребёнок потерялся в лесу";

- КВН для детей и родителей "Безопасность ребёнка в природе";

- досуг для детей и родителей: "Чтобы не было беды";

- папки-передвижки "Безопасность детей на природе";

- викторина для родителей "Знатоки природы";

- разработка памяток, касающихся безопасности жизнедеятельности детей в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...