статья "Фольклор в жизни детей"
статья

Кузнецова Ольга Георгиевна

Русский фольклор всегда был и остается по сей день мощным средством воспитания детей.

Устное народное творчество нашей страны предполагает разнообразие жанров, среди которых: пословицы и поговорки, сказки, частушки, скороговорки, заклички, колыбельные песенки и многое другое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_v_zhizni_detey.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

ФОЛЬКЛОР В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье раскрывается существенная роль устного народного творчества в становлении личности ребенка – дошкольника.  Автор отмечает его разностороннее воздействие и целесообразность использования в современном ДОУ для решения разного рода воспитательных и образовтельных задач.

Ключевые слова: фольклор, народная педагогика, речь, нравственные ценности.

Русский фольклор всегда был и остается по сей день мощным средством воспитания детей. Устное народное творчество нашей страны предполагает разнообразие жанров, среди которых: пословицы и поговорки, сказки, частушки, скороговорки, заклички, колыбельные песенки и многое другое. Все это - бесценное богатство нашей культуры, ценнейший показатель таланта и творческого потенциала русского народа. Через многообразие фольклорных форм ребенок способен не только овладеть родным языком, но и проникнуться его красотой, лаконичностью, приобщиться к родной культуре, получить свои первые впечатления о ней.

Современные педагоги сегодня также часто обращаются к народной педагогике, используя ее для решения разнообразных воспитательных и образовательных задач. Рассмотрим его разностороннее воздействие на становление личности дошкольника.

В первую очередь, фольклор - это несомненный источник воспитания нравственных качеств у детей, представляющее собой уникальнейшее средство трансляции мудрости, накопленной многими поколениями.

В нём находит свое отражение вся реальная жизнь и извечная борьба добра со злом. Благодаря народному эпосу дошкольник с удивлением открывает для себя как мир природы, так и мир человеческих взаимоотношений и чувств. Особый язык, используемый в фольклорных формах, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дарит прекрасные образы литературного языка.

Не секрет, что дошкольное детство – крайне важный период в становлении личности каждого человека. Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет усвоил суть человеческих ценностей и существующих в обществе нравственных понятий. Достигнуть максимального воспитательного эффекта можно в том случае, если фольклорные максимально будут перекликаться с жизненными процессами ребёнка, сопровождать все виды его деятельности, насколько это возможно.

Одним из ведущих направлений работы современных воспитателей является развитие речи. И здесь также особое место отводится фольклору. Напевность, особый ритм народных произведений учат детей плавному произношению фраз и предложений, значительно обогащая и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п.

Осуществляя знакомство детей с разнообразными фольклорными формами, мы насыщаем их речь образностью, живостью, меткостью и краткостью выражений, способствуя воспитанию дошкольников на мудрости своего народа.

Речевое развитие дошкольников предполагает использование различных форм взаимодействия с воспитанниками, внедрения разнообразных педагогических технологий, методов и средств. Первоочередной задачей педагога является их качественный подбор. Поэтому так необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанников, опираясь на самые актуальные потребности и предпочтения воспитанников. Только в этом случае педагог сможет отыскать наиболее эффективные инструменты. Как показывает практика, фольклор есть тот самый универсальный инструмент, позволяющий найти ключик к каждому дошкольнику.

Опираясь на собственный педагогический опыт, мы сделали некоторые выводы. Многочисленная практика работы с дошкольниками показала высокую эффективность использования средств русского фольклора. Перечислим достоинства использования фольклора, которые мы выявили благодаря систематической работе:

- у детей обогащается словарный запас;

- активно развивается диалогическая и монологическая сторона речи;

- развивается звуковая культура речи;

- формируется грамматическая сторона речи;

- развивается мелкая моторика;

- формируются нравственные ценности.

Исходя из личного опыта, мы с уверенностью можем сказать о том, что детский фольклор - важнейшее орудие познавательного, речевого, нравственного и эстетического воспитания детей.

Для решения этих задач целесообразно использовать следующие направления:

1) Применение фольклора в ходе организованной образовательной деятельности.

2) Внедрение фольклорных форм в организацию режимных моментов.

3) Организация народных праздников в условиях ДОО.

Подводя итоги, отметим, что народная педагогика оставила нам огромное наследие – богатство русского фольклора, которое испокон веку неразделимо связано с воспитанием детей. Его использование в условиях современного дошкольного образование вполне целесообразно и позволяет привить детям любовь к своей родине, решая важнейшие вопросы становления личности ребенка.

Список использованной литературы

Методическая литература:

  1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в жизни детей

Значение малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Практический материал....

Фольклор в жизни детей дошкольного возраста.

Фольклор необходим в жизни ребёнка. Он помогает в общении родителей с детьми, с раннего возроста до школы. В этом материале рассказывается как применять фольклор в разном дошкольном возрасте, для разв...

План – конспект родительского собрания в младшей группе. Тема: «Фольклор в жизни детей»

Малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и его воспитанникам. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми...

Фольклор в жизни детей.

На    днной стронице можно познакомить  детей с рускими народными традициями: малышей учим петь колыбельные песни. Загадывать и отгадывать загадки. Петь русские народны...

Статья " Фольклор в жизни ребенка".

Фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народн...